многогранное понятие. Эффективность может быть измерена только системой показателей. Для измерения эффективности муниципального управления требуется совокупность нескольких методических подходов, при каждом из которых эффективность имеет свое качественное содержание. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обосновать и разработать систему критериев и показателей, которая по своей сложности способствовала бы сложности самого объекта управления.
Можно выделить следующие критерии оценки муниципального управления:
— Действенность — это степень достижения системой муниципального управления поставленных перед ней целей. Чтобы ее измерить, сравнивают планируемые результаты управления с фактическими;
— Экономичность определяется путем сопоставления ресурсов, которые предполагалось израсходовать для достижения определенных целей и выполнения конкретных работ с фактически потребленными ресурсами;
— Качество — степень соответствия системы управления предъявляемым к ней требованиям и ожиданиям;
— Соотношение результатов и затрат применительно к муниципальному управлению — соотношение объема муниципальных услуг системы (действенность) и затрат на оказание этих услуг (экономичность);
— Удовлетворенность работой — престижность работы в сфере муниципального управления, чувство безопасности, уверенности. Методы измерения этого показателя основаны на определении степени соответствия представлений работников о социально-психологических условиях работы с фактическими условиями;
— Внедрение инноваций отражает реальное использование новых достижений в области организации управления для достижения поставленных целей.
Измерителями эффективности муниципального управления могут быть общая социальная эффективность, эффективность организации муниципального управления и системы муниципального управления. В качестве измерителя общей социальной эффективности муниципального управления выступает динамика уровня и качества жизни населения. Качество жизни населения измеряется не одним показателем, а их совокупностью. При этом отдельные показатели могут улучшиться, а другие за тот же период ухудшиться. Изменение качества жизни населения зависит не только от эффективности муниципального управления, но и от множества других факторов, в том числе от общей социально-экономической ситуации, политики федеральных и региональных властей.
Оценка эффективности управления в органах власти — явление достаточно сложное, и связано это с тем, что субъект управления представляет собой совокупность «субъектов управления», каждый из которых выполняет строго определенные функции. В органах местного самоуправления в качестве элементов совокупного субъекта управления выступают представительный орган, глава муниципального образования, глава местной администрации, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения.
Совокупный субъект управления — это не простая сумма действий каждого из вышеперечисленных элементов, а их интегральная сумма; лишь в совокупности они представляют собой полноценный субъект управления.
Для оценки эффективности муниципального управления могут быть использованы следующие показатели:
1.Степень соответствия содержания и результатов деятельности органов и должностных лиц тем параметрам, которые определены их функциями и статусом.
2.Глубина учета и выражения в управленческих решениях и действиях комплекса потребностей и интересов людей.
3.Уровень организации труда: регламентация, организация рабочих мест, оснащение техническими средствами.
4.Соблюдение законности в решениях и действиях органов и должностных лиц.
5.Характер и объем взаимосвязей структур муниципальной власти с различными местными сообществами, широким кругом людей, демократизм муниципальной деятельности.
6.Авторитетность решений и действий управленческих структур и отдельных работников.
7.Целесообразный объем и правдивость управленческой информации, выдаваемой управленческими структурами и отдельными работниками.
Эффективность организации муниципального управления определяет содержание и организацию процесса управления, рациональность организационной структуры, организационно-технический уровень системы муниципального управления. Первая группа показателей характеризует эффективность процесса управления, т. е. соотношение затрат и результирующих показателей управленческого труда. В качестве затрат на управление могут применяться такие легко измеряемые показатели, как текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.
Результирующими показателями процесса управления могут выступать производительность, экономичность, надежность аппарата управления, адаптивность, гибкость системы управления, оперативность принятия управленческих решений.
Вторая группа показателей характеризует рациональность организационной структуры управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления техническими средствами.
Третья группа показателей характеризует эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления. Уровни разделения труда служащих, технологичности управления, контроля за исполнением управленческих решений, стабильности, дисциплинированности кадров, организации рабочих мест служащих, планирования их деятельности и др.
В качестве критериев эффективности системы муниципального управления выступают степень достижения основных целей муниципального управления, сочетание потребностной, результативной и затратной эффективности, эффективность каждой подсистемы, входящей в систему муниципального управления.
В. Б. Зотов
269.14 кб