Эффективный [лат. effectivus] – дающий определенный эффект [лат. effectus] – результат чего-либо54. Таким образом общепринятое понимание эффективности представляется как соотношение между целью и результатом того или иного действия.
Эффективность законотворчества – это соотношение между фактически понесенными затратами, связанными с подготовкой, принятием, вступлением в действие закона и его дальнейшим применением, и результатом от принятых законотворческих решений.
Высокие издержки законотворчества, проявляющиеся в затягивании принятия законотворческого решения по назревшим проблемам, необоснованные финансовые затраты законотворческих решений, рост правотворческих ошибок и корректирующего нормотворчества, снижают не только регулятивный и охранительный ресурс права, но и влияют на темпы государственного развития.
Эффективность законотворческой деятельности связана с:
1) наличием научно обоснованной, последовательной и системной деятельности законодательных органов, направленной на определение стратегии и тактики законотворчества, на создание необходимых условий для эффективной законотворческой работы;
2) с адекватностью закрепления абстрактной теоретической модели позитивным правом.
В целях проведения комплексной оценки законотворческой деятельности необходимо использовать систему средств, включающую в себя:
1) процедурные правила;
2) определенную систему формализованных критериев оценки эффективности законотворчества, в качестве которых выступают:
- длительность применения закона;
- отсутствие необходимости в корректировке и аутентичном толковании;
- отсутствие процедурных нарушений при его принятии.
Средствами определения эффективности законотворчества выступают:
1) мониторинг законодательной деятельности;
2) оценка регулирующего воздействия.
239.90 кб
Правовая культура как фактор эффективности законотворчества
В статье рассматривается влияние правокультурных оснований законотворчества на его качество и эффективность, анализируются подходы к пониманию правовой культуры в отечественной юридической науке.