согласно определению, сформулированному Международной торговой палатой, – это «систематическая, документально подтвержденная, периодическая и объективная оценка того, насколько хорошо организованы и обеспечены природоохранная деятельность и управление с целью сохранить окружающую среду», в частности, путем содействия осуществлению контроля над природоохранной деятельностью; содействия выполнению конкретной компанией требований экологического права. Согласно федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды», э.а. – это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов в этой области и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Экологический аудит
Экологический аудит
Источник: Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами
Аудит экологический
независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (Федеральный закон "Об охране окружающей среды"). Э.а. - это предпринимательская деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды; это осуществление независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработка рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Задачами э.а. являются: обоснование экологической стратегии и политики предприятия; определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления; проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства; повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.
Э.а. осуществляется на основе принципов: объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита; профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности; достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности; планирования работ по проведению экологического аудита; комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду); конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита; ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.
Э.а. осуществляется на основе принципов: объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита; профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности; достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности; планирования работ по проведению экологического аудита; комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду); конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита; ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.
Источник: Большой юридический словарь
АУДИТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствия требованиям законодательства РФ, чтобы выявить прошлые и существующие экологически значимые проблемы. А.э. как институт экологического права, достаточно развитый в мире, является новым для России. Нормативно- правовые основы регулирования А.э. в РФ на федеральном уровне почти отсутствуют. Упоминание об экологическом аудировании имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации 1993 и постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» 1996 в отношении лицензирования данного вида деятельности. В РФ предусматривается проведение обязательного и добровольного А.э. Обязательный А.э. организуется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Обязательный А.э. может проводиться в отношении экологически опасных предприятий и видов деятельности при приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если эта деятельность экологически особо опасна; проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений; кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками; оценке этой деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий; принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданным юридическим лицам и гражданам- предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов; выполнении международных обязательств РФ в области природопользования и охраны окружающей среды. Обязательный А.э. — одна из функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Он может проводиться экологическими аудиторскими организациями на основе лицензии, выданной специально уполномоченными на то государственными органами в установленном порядке. Добровольный А.э. может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог и т.д. Целью А.э. является получение научно обоснованных рекомендаций по оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности. М.М. Бринчук
Источник: Юридическая энциклопедия
Аудит экологический
(в целях Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. А. э. (в целях Приказа Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России») – это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. А. э. (в целях ГОСТ Р ИСО 14050) – систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информации об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в ходе этого процесса. Задачи А. э.:
- обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
- определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
- проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства;
- повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды. А. э. осуществляется на основе принципов:
- объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
- профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
- достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
- планирования работ по проведению экологического аудита;
- комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
- конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
- ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований. А. э. может быть обязательным и инициативным. Обязательный А. э. проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Инициативный А. э. проводится по решению субъекта хозяйственной деятельности, определяющего цели и задачи проведения экологического аудита. В России деятельность по проведению экологического аудита впервые официально отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». Основополагающим документом, регулирующим экологический аудит, является приказ Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России». Виды экологического аудита:
- экологический аудит в составе работ государственной экологической экспертизы и ОВОС;
- экологический аудит в составе работ государственного контроля за состоянием окружающей среды;
- экологический аудит в составе работ и при проведении сертификации по экологическим требованиям;
- экологический аудит при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей природной среды;
- экологический аудит, связанный с подтверждением действительного состояния окружающей среды (экологической безопасности) на месте хозяйственной деятельности предприятия;
- экологический аудит действующей системы управления окружающей среды на предприятии.
- обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
- определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
- проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства;
- повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды. А. э. осуществляется на основе принципов:
- объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
- профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
- достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
- планирования работ по проведению экологического аудита;
- комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
- конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
- ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований. А. э. может быть обязательным и инициативным. Обязательный А. э. проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Инициативный А. э. проводится по решению субъекта хозяйственной деятельности, определяющего цели и задачи проведения экологического аудита. В России деятельность по проведению экологического аудита впервые официально отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». Основополагающим документом, регулирующим экологический аудит, является приказ Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России». Виды экологического аудита:
- экологический аудит в составе работ государственной экологической экспертизы и ОВОС;
- экологический аудит в составе работ государственного контроля за состоянием окружающей среды;
- экологический аудит в составе работ и при проведении сертификации по экологическим требованиям;
- экологический аудит при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей природной среды;
- экологический аудит, связанный с подтверждением действительного состояния окружающей среды (экологической безопасности) на месте хозяйственной деятельности предприятия;
- экологический аудит действующей системы управления окружающей среды на предприятии.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.