ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
действия или бездействия наделенных избирательными правами граждан в связи с проводимыми выборами. Наиболее распространенная в современных условиях форма политического поведения как такового. Главным его элементом является волеизъявление избирателей в момент голосования. Большинство граждан принимают непосредственное участие в политической жизни современного общества либо принимают решение о неучастии в ней именно в качестве избирателей. Суть предвыборной борьбы сводится к стремлению оказать то или иное воздействие на электоральное поведение. Обычно к этому в той или иной степени стремятся и организаторы выборов. Поведение избирателя определяется множеством факторов: особенностями избирательной системы, экономической ситуацией, особенностями политических традиций, масштабом компетенции избираемого органа власти, интенсивностью предвыборной борьбы, средствами и методами, применяемыми ее участниками и др. Разным странам свойственен разный уровень персонификации политических предпочтений. Например, в России и США избиратель ориентируется прежде всего на личные характеристики кандидатов. В Великобритании, напротив, в основе поведения избирателей в большинстве случаев лежат партийные предпочтения и поддержка тех или иных идейно)политических платформ.
Источник: Словарь парламентских терминов
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
действия или бездействие наделенных избирательными правами граждан, совершаемые в связи с проводимыми выборами. Наиболее распространенная в современных условиях форма политического поведения как такового. Большинство граждан принимают непосредственное участие в политической жизни современного общества либо принимают решение о неучастии в ней именно в качестве избирателей. Главным элементом электорального поведения является волеизъявление избирателей в момент голосования. Суть предвыборной борьбы сводится к стремлению оказать то или иное воздействие на электоральное поведение. Обычно к этому в той или иной степени стремятся и организаторы выборов. Поведение избирателя определяется множеством факторов: особенностями избирательной системы, экономической ситуацией, особенностями политических традиций, масштабом компетенции избираемого органа власти, интенсивностью предвыборной борьбы, средствами и методами, применяемыми ее участниками и др. Разновидностью электорального поведения является абсентеизм. При этом участие или неучастие в выборах само по себе не является свидетельством активности или пассивности избирателя. Основное значение в данном случае, как и всегда, имеет мотивация совершенного поступка — действия или бездействия. Избиратель, сознательно бойкотирующий выборы с целью добиться их последующего проведения с новым составом участников или по новым правилам, объективно более активен, чем избиратель, принявший участие в голосовании в силу случайного стечения обстоятельств. Мотивы, по которым избиратель отдает предпочтение одной партии перед другими, также могут быть связаны с особенностями национальной политической культуры. В частности, разным странам свойственен разный уровень персонификации политических предпочтений. Например, в России и США избиратель ориентируется прежде всего на личные характеристики кандидатов и лидеров участвующих в выборах партий. В Великобритании, напротив, в основе поведения избирателей в большинстве случаев лежит поддержка тех или иных идейно−политических платформ и выдвинутых программ. Широко распространена точка зрения, согласно которой кандидат или партия предлагает себя в качестве некоего товара на электоральном рынке, а избиратель, отдавая свой голос, «приобретает» данный товар (или «нанимает на работу» кандидата). Такие отношения между кандидатами и избирателями действительно имеют место. Мотивация электорального поведения в данном случае может носить как позитивный, так и негативный характер. Когда избиратель подает свой голос за одного из участников выборов, на практике это может означать не поддержку данного кандидата или избирательного объединения, а стремлением причинить вред кому−либо из его соперников. Однако рациональные мотивы не являются единственными, а зачастую и ведущими в формировании электоральных предпочтений. Многообразие функций выборов в современном обществе порождает и другое их восприятие, и другое отношение к ним со стороны избирателей. В частности, выборы могут рассматриваться как некое состязание, на котором избиратели ощущают себя присутствующими в качестве зрителей, а затем присуждают свой голос наиболее сильному и умелому борцу, победившему, по их мнению, своих противников. Отрицающие мотивы при этом также могут иметь место — избиратели осознанно или неосознанно могут стремиться наказать кандидата, ведущего борьбу, с их точки зрения, нечестно, некрасиво поступившего по отношению к соперникам и т. д. Кроме того, выборы часто рассматриваются избирателями как зрелище — по его итогам они готовы вознаградить своим голосом участника, который их в наибольшей степени позабавил или тронул. Наконец, избиратели могут относиться к своему участию в выборах и голосованию за определенного кандидата как к долгу, который необходимо исполнить по отношению к признаваемым ими авторитетными лидерам и институтам (в том числе государству или партиям). В последнем случае, в отличие от остальных, их поведение не будет напрямую связано с отношением к кандидатам как таковым.
Источник: Словарь выборных терминов.