ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
действия или бездействия наделенных избирательными правами граждан в связи с проводимыми выборами. Наиболее распространенная в современных условиях форма политического поведения как такового. Главным его элементом является волеизъявление избирателей в момент голосования. Большинство граждан принимают непосредственное участие в политической жизни современного общества либо принимают решение о неучастии в ней именно в качестве избирателей. Суть предвыборной борьбы сводится к стремлению оказать то или иное воздействие на электоральное поведение. Обычно к этому в той или иной степени стремятся и организаторы выборов. Поведение избирателя определяется множеством факторов: особенностями избирательной системы, экономической ситуацией, особенностями политических традиций, масштабом компетенции избираемого органа власти, интенсивностью предвыборной борьбы, средствами и методами, применяемыми ее участниками и др. Разным странам свойственен разный уровень персонификации политических предпочтений. Например, в России и США избиратель ориентируется прежде всего на личные характеристики кандидатов. В Великобритании, напротив, в основе поведения избирателей в большинстве случаев лежат партийные предпочтения и поддержка тех или иных идейно)политических платформ.

Источник: Словарь парламентских терминов

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
действия или бездействие наделенных избирательными правами граждан, совершаемые в связи с проводимыми выборами. Наиболее распространенная в современных условиях форма политического поведения как такового. Большинство граждан принимают непосредственное участие в политической жизни современного общества либо принимают решение о неучастии в ней именно в качестве избирателей. Главным элементом электорального поведения является волеизъявление избирателей в момент голосования. Суть предвыборной борьбы сводится к стремлению оказать то или иное воздействие на электоральное поведение. Обычно к этому в той или иной степени стремятся и организаторы выборов. Поведение избирателя определяется множеством факторов: особенностями избирательной системы, экономической ситуацией, особенностями политических традиций, масштабом компетенции избираемого органа власти, интенсивностью предвыборной борьбы, средствами и методами, применяемыми ее участниками и др. Разновидностью электорального поведения является абсентеизм. При этом участие или неучастие в выборах само по себе не является свидетельством активности или пассивности избирателя. Основное значение в данном случае, как и всегда, имеет мотивация совершенного поступка — действия или бездействия. Избиратель, сознательно бойкотирующий выборы с целью добиться их последующего проведения с новым составом участников или по новым правилам, объективно более активен, чем избиратель, принявший участие в голосовании в силу случайного стечения обстоятельств. Мотивы, по которым избиратель отдает предпочтение одной партии перед другими, также могут быть связаны с особенностями национальной политической культуры. В частности, разным странам свойственен разный уровень персонификации политических предпочтений. Например, в России и США избиратель ориентируется прежде всего на личные характеристики кандидатов и лидеров участвующих в выборах партий. В Великобритании, напротив, в основе поведения избирателей в большинстве случаев лежит поддержка тех или иных идейно−политических платформ и выдвинутых программ. Широко распространена точка зрения, согласно которой кандидат или партия предлагает себя в качестве некоего товара на электоральном рынке, а избиратель, отдавая свой голос, «приобретает» данный товар (или «нанимает на работу» кандидата). Такие отношения между кандидатами и избирателями действительно имеют место. Мотивация электорального поведения в данном случае может носить как позитивный, так и негативный характер. Когда избиратель подает свой голос за одного из участников выборов, на практике это может означать не поддержку данного кандидата или избирательного объединения, а стремлением причинить вред кому−либо из его соперников. Однако рациональные мотивы не являются единственными, а зачастую и ведущими в формировании электоральных предпочтений. Многообразие функций выборов в современном обществе порождает и другое их восприятие, и другое отношение к ним со стороны избирателей. В частности, выборы могут рассматриваться как некое состязание, на котором избиратели ощущают себя присутствующими в качестве зрителей, а затем присуждают свой голос наиболее сильному и умелому борцу, победившему, по их мнению, своих противников. Отрицающие мотивы при этом также могут иметь место — избиратели осознанно или неосознанно могут стремиться наказать кандидата, ведущего борьбу, с их точки зрения, нечестно, некрасиво поступившего по отношению к соперникам и т. д. Кроме того, выборы часто рассматриваются избирателями как зрелище — по его итогам они готовы вознаградить своим голосом участника, который их в наибольшей степени позабавил или тронул. Наконец, избиратели могут относиться к своему участию в выборах и голосованию за определенного кандидата как к долгу, который необходимо исполнить по отношению к признаваемым ими авторитетными лидерам и институтам (в том числе государству или партиям). В последнем случае, в отличие от остальных, их поведение не будет напрямую связано с отношением к кандидатам как таковым.

Источник: Словарь выборных терминов.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
283.47 кб

К вопросу об анализе электорального поведения

Желтов Виктор Васильевич, Желтов Максим Викторович
Статья освещает основные детерминистские подходы анализа электорального поведения. Раскрывается содержание экологической, колумбийской и мичиганской моделей анализа поведения избирателей.
Читать PDF
255.25 кб

Специфика электорального поведения российской молодежи

Филимонов Д.А.
Статья посвящена рассмотрению электорального поведения молодежи. Уделено внимание основным мотивам и специфическим чертам, определяющим политическое участие молодого российского избирателя.
Читать PDF
534.54 кб

Электоральное поведение жительниц городов Омской области

Кефнер Н. В., Бекова С. К.
Представлен анализ структуры и предпочтений женского электората в городах Омской области: Омске, Таре, Калачинске, Тюкалинске, Называевске, Исилькуле.
Читать PDF
463.36 кб

Региональная специфика электорального поведения населения

Проказина Н. В.
Основой долгосрочного экономического роста на базе инноваций в любой стране должна быть система образования, позволяющая, фиксировать достигнутые результаты, и использовать их как основу будущего развития.
Читать PDF
1.01 мб

Проблемы электорального поведения молодежи перед выборами

Бугрова А.В.
Статья посвящена вопросам изменения в подходе к выборам.
Читать PDF
612.43 кб

Электоральное поведение в авторитарном и демократическом социуме

Фархад Назипович Ильясов
В статье анализируются феномены авторитарного режима и авторитарной личности. Приводятся признаки авторитарного социума. Рассматривается субдоминантная установка, как основа авторитарного индивида.
Читать PDF
89.33 кб

Социальная мотивация семьи как компонент электорального поведения

Сулейманов Мнир Рафхатович
Статья исследует российскую электоральную специфику принятия малыми социальными группами массовых политических решений, увязанную с социальной мотивацией. Автор сочетает, в частности, концепции «социального обмена» Дж.
Читать PDF
305.58 кб

Русский выбор. Введение в теорию электорального поведения россиян

Федоров В. В.
Предлагаем вниманию читателей фрагменты из книги В.В. Федорова «Русский выбор. Введение в теорию электорального поведения россиян» (готовится к выходу в издательстве «Праксис» в 2010 г.)
Читать PDF
3.39 мб

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аршинова Е.В., Билан М.А., Горбатова М.М., Рассохина И.Ю.
Введение. Существует множество факторов, влияющих на активность молодежи в выборах.
Читать PDF
825.42 кб

96. 03. 016. Косова Л. Б. Факторы, определяющие электоральное поведение

Читать PDF
679.03 кб

Социально-психологическая (субъективная) природа электорального поведения

Лебец Африма Сагидулловна
Электоральное поведение определяется как структурными и институциональными факторами, так и электоральными ценностями, предпочтениями, установками, стереотипами и социально-личностными характеристиками (пол, образование, возраст,
Читать PDF
4.22 мб

Электоральное поведение молодежи (по результатам пилотажного исследования)

Москалева Юлия Валерьевна
В данной статье посредством проведенного пилотажного исследования предпринята попытка выявить специфику электорального поведения молодежи Саранска.
Читать PDF
117.71 кб

Электоральный выбор молодёжи: факторы формирования, поведенческие особенности

Ефанова Елена Владимировна, Самолазова Анастасия Евгеньевна
В статье представлен анализ факторов формирования электорального поведения молодёжи как особой группы риска.
Читать PDF
331.11 кб

Философско-социологические аспекты управления электоральным поведением молодежи

Боброва Дарья Николаевна
В статье проводится философско-теоретический и социологический анализ процесса управления электоральным поведением через сущностный вопрос о возможности управления поведением отдельных общностей граждан, в частности молодежи как о
Читать PDF
435.76 кб

Теоретико-методологические основания изучения электорального поведения населения

Никитина Т.А., Терентьева И.А.
Рассматриваются основные теоретические подходы к исследованию электорального поведения населения.

Похожие термины: