ЭПИКУР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭПИКУР
341–270 гг. до н. э.) – древнегреческий философ-материалист, создатель этической системы эпикуреизма. Основал в Афинах свою школу «Сад Эпикура», на входе в которую было написано: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо – наслаждение». Мораль, по Э., не имеет сверхъестественного происхождения, ее источник находится в самом человеке, а именно, в естественном стремлении каждого человека избегать страданий и стремиться к удовольствиям. Э. разделяет удовольствия на «естественные для жизни и необходимые», «естественные, но не необходимые» и «неестественные», т. е. излишества и роскошь. Э. призывает людей стремиться только к удовольствиям естественным и необходимым, такое стремление, считает он, естественно и может привести человека к счастью. Счастье – высшая цель в жизни человека – представляет собой особое состояние его души, которое Э. называет «атараксией», т. е. внутренним спокойствием, невозмутимостью и самодостаточностью. Путь к достижению счастья прост, он заключается в преодолении основных страхов, к которым Э. относит страх смерти и страх перед богами, а также в мудрой размеренной жизни, лишенной суеты и полной разумных удовольствий. По-настоящему счастлив лишь тот мудрец, который силой своего духа побеждает страдания и живет без внутренних противоречий. Э. придавал значение не столько наличию удовольствий, сколько отсутствию страданий и умеренности в пользовании жизненными благами. К числу удовольствий, необходимых для счастья человека, Э. относил дружбу, которую понимал как общность интересов людей и их взаимную помощь. Сам Э. и его ученики жили в «Саду Эпикура» в полном соответствии с его моральным учением. В истории этики идеи Э. получили превратное толкование, его стали считать представителем гедонизма – таких этических учений, которые счастье и смысл жизни человека видят исключительно в получении разнообразных удовольствий от жизни. Тогда как Э. высшее благо и счастье человека видел в формировании внутренней безмятежности и самодостаточности человека, призывал к умеренным удовольствиям и видел в удовольствиях не цель, но средство для достижения мудрой и счастливой жизни.

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Эпикур
(341 – 270 гг. до н. э.) древнегреческий философматериалист, основоположник философии эпикуреизма, оставивший заметный след и в истории политико-правовой мысли. Родился на острове Самос в семье военного поселенца. С четырнадцати лет стал заниматься науками. Эпикур продолжатель Демокрита, однако сам Эпикур отказывался признать себя чьим-либо учеником и называл себя самоучкой. Около десяти лет жил, зарабатывая на жизнь преподавательской работой, в различных городах Малой Азии. В тридцатилетнем возрасте переселившись в Афины, покупает дом с садом и основывает свою школу, получившую название «Сад Эпикура». По обычаю того времени на её воротах была помещена надпись, выражавшая суть учения: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие – высшее благо». Философская школа Эпикура являлась одним из самых влиятельных духовных течений в эпоху эллинизма, наряду со стоицизмом – её постоянным оппонентом в философских спорах. Политико-правовое мировоззрение Эпикура тесно связано с основными ценностями его этики (удовольствие, свобода, «атараксия» - безмятежное спокойствие духа) и также, как и она вся в целом, носит индивидуалистический характер, связано с проповедью неучастия в общественной политической жизни. Опору морали он, в отличие от своих предшественников, ищет не в законах и государственных установлениях, а в постоянстве человеческой природы, в естественных проявлениях человека, способного, однако, руководствоваться разумом. Вместе с тем сам Эпикур никогда не оставался безразличным к превратностям судьбы Афин, ненавидел македонских поработителей, не покидал родной город в самые трудные годы. Он сплотил вокруг себя единомышленников: «Сад Эпикура» представлял собой в этом отношении совершенно исключительное явление, сравнимое разве что с «Пифагорейским союзом». По свидетельству античных авторов, все члены эпикурейской общины были связаны между собой узами теснейшей дружбы и взаимной симпатии. Особенностью было то, что в неё на равных правах входили женщины и рабы. В отличие от многих своих предшественников и современников, которые полагали, что раб находится вне морали, Эпикур не разделял подобную точку зрения. Впервые эта прогрессивная идея, высказанная в своё время младшими софистами, получила практическое воплощение в эпикурейской общине. Всё же это не помешало Эпикуру в теории оставаться идеологом рабовладельческой демократии: своё учение о морали, как и о государстве, он обращает к свободным гражданам. Из большого наследия Эпикура (ок. 300 соч.) сохранилось несколько писем, отрывки и отдельные афоризмы.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
373.58 кб

Дисциплинарная власть Мишеля Фуко и клинамен Эпикура

Ефимова Наталья Михайловна, Ненашев Михаил Иванович
Показывается, что в современном обществе в полном соответствии с учением о дисциплинарной власти Мишеля Фуко формируется безличная система властных отношений, и рассматривается вопрос о возможности перехода к состоянию, при которо