ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только при условии функционирования в ней одной фирмы; ситуация, когда конкуренция в отрасли либо невозможна, либо нецелесообразна. Естественные монополии могут устанавливать цены на свой товар (тариф на услугу), но при обязательном контроле со стороны государства.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, Е.м. возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Eстественная монополия
состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Федеральный закон от 17.08.95 N 147-ФЗ, ст.3

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
в соответствии со ст. 1 Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" под естественной монополией понимается система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на нем эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами Е.м., не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами Е. м., в меньшей степени зависит от колебания цен на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ФЗ "О естественных монополиях" от 19 июля 1995 г.). Субъектом Е. м. является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях Е.м.

Источник: Большой юридический словарь

Естественная монополия
система общественных отношений,
санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса
на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос
на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения
цены, чем спрос на другие товары.
(Ст. 1 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 364-З)

Источник: Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. естественная монополия признается в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Для регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы: ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами Е.м., в меньшей степени зависит от изменения его цены, чем спрос на другие виды товаров. Правовое регулирование Е.м. осуществляется в РФ нормами ФЗ РФ от 19 июля 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", которым было впервые введено в отечественное законодательство само понятие Е.м.
Субъектом Е.м. является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях Е.м. Указанным ФЗ регулируется деятельность субъектов Е.м. в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Существуют и иные сферы, которым присущи признаки Е.м., например водоснабжение и услуги канализации. Однако они не включены в перечень в связи с тем, что по Конституции РФ не относятся к федеральной компетенции.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов Е.м. образуются федеральные органы исполнительной власти. ФЗ "О естественных монополиях" является частью антимонопольного законодательства РФ. Соответственно весьма схож круг методов государственного контроля и регулирования деятельности субъектов монополий, с той лишь разницей, что в отношении Е.м. не предусматриваются мероприятия по демонополизации. Среди основных методов - контроль за перераспределением собственности субъектов Е.м., слияниями, разделениями, инвестиционной политикой; обеспечение прав потребителей, в том числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом Е.м., с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Размеры цен и тарифов на товары, работы и услуги субъектов Е.м. регламентируются Указом Президента РФ от 17 октября 1996 г. № 1451 "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий" и созданию условий для стабилизации работы промышленности", постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г, № 997 "О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополии", постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 "О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий", постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" и др.
Субъекты Е.м. не вправе отказываться от заключения договора с потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование по ФЗ "О естественных монополиях", при наличии у субъекта Е.м. возможности произвести (реализовать) такие товары. Эта норма является отступлением от принципа свободы договора, предусмотренного ст. 421 ГК РФ, однако сам ГК РФ допускает возможность такого отступления в случаях, установленных законом.
ФЗ "О естественных монополиях" устанавливает систему административных штрафов, налагаемых на субъектов Е.м. и их руководителей государственным органом, регулирующим Е.м.. за превышение цен, нарушение предписаний регулирующих Е.м. органов, непредоставление этим органам необходимой информации или предоставление недостоверной информации. Административной ответственности подлежат и должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, допустившие нарушение законодательства о Е.м. Другой вид ответственности субъектов Е.м. - возмещение потребителю причиненных убытков (гражданско-правовая ответственность). Кроме того, субъект Е.м. обязан перечислить в государственный бюджет всю прибыль, полученную в результате нарушения названного ФЗ.
Органами государственного регулирования Е.м. являются соответствующие федеральные службы. Так, Указом Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 1194 образована Федеральная энергетическая комиссия РФ, регулирующая вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам, передачи электрической и тепловой энергии; Указом от 25 января 1996 г. № 96 - Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи, а Указом от 26 февраля 1996 г. № 276 - Федеральная служба РФ по регулированию Е.м. на транспорте (ФСЕМТ РФ). Права, полномочия и обязанности данных Служб установлены ФЗ "О естественных монополиях", а также положениями о каждой из них, утвержденными названными Указами.

Источник: Энциклопедия юриста

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на нем в связи с технологическими особенностями производства (существенное понижение издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства) эффективнее в отсутствие конкуренции, а производимые субъектами Е.м. товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, и потому спрос на них в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Е.м. является сферой экономики, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна. В такой отрасли только одно предприятие может функционировать результативно. С увеличением числа субъектов на рынке возрастают издержки на единицу выпускаемой продукции, и предприятия несут убытки. Это делает конкуренцию нерентабельной и одновременно влечет необходимость государственного регулирования отраслей Е.м. для того, чтобы обеспечить достижение баланса интересов потребителей и субъектов Е.м., доступность реализуемого Е.м. товара для потребителей, эффективное функционирование субъектов Е.м., а также предотвратить злоупотребления субъектами Е.м. своей экономической властью. Разграничение уровня (федерального и регионального) регулирования деятельности субъектов Е.м. должно соответствовать положениям ст. 71 Конституции РФ, согласно которой к предмету исключительного ведения РФ относятся вопросы установления правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь. Регулирование деятельности субъектов Е.м. именно в этих сферах должно осуществляться на федеральном уровне в форме федеральных законов и других нормативных актов. Государственное воздействие в отраслях Е.м., находящихся вне пределов исключительной компетенции РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, должно применяться на основе законодательства субъектов Федерации. Деятельность Е.м. на федеральном уровне регулируется в соответствии с федеральными законами «О естественных монополиях» 1995, «О связи» 1995, «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации » 1995, «О почтовой связи» 1999, «О федеральном железнодорожном транспорте» 1995. Действие закона о Е.м. и правового режима деятельности субъектов Е.м. ограничиваются законодательно устанавливаемыми сферами, в исчерпывающий перечень которых включены: 1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 2) транспортировка газа по трубопроводам; 3) услуги по передаче электрической и тепловой энергии; 4) железнодорожные перевозки; 5) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; 6) услуги общедоступной электрической и почтовой связи. При этом к субъектам Е.м. относятся согласно закону хозяйствующие субъекты (юридические лица), осуществляющие производство (реализацию) товаров в условиях Е.м. Их деятельность на конкретном товарном рынке и данный товарный рынок должны соответствовать законодательно установленным характеристикам Е.м. Закон предусматривает создание и ведение специального реестра субъектов Е.м., в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Для регулирования в сфере Е.м. по отраслевому принципу создаются и действуют федеральные органы исполнительной власти по регулированию Е.м., которые для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Органы регулирования Е.м. вправе: 1) принимать обязательные для субъектов Е.м. решения о введении, изменении или прекращении регулирования, применении законодательно установленных методов регулирования [в т.ч. об установлении цен (тарифов)]; 2) принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения закона о Е.м.; 3) направлять субъектам Е.м. обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений закона о Е.м. (в т.ч. об устранении их последствий), о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, внесении в заключенные договоры изменений, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих законодательство о Е.м.; 4) принимать решения о включении в реестр субъектов Е.м. либо об исключении из него; 5) направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих закону о Е.м., и(или) о прекращении его нарушений; 6) принимать решения о наложении штрафа на субъект Е.м.; 7) привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов Е.м., должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом о Е.м.; 8) обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением закона о Е.м.; 9) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами. Органы регулирования Е.м. применяют два основных метода регулирования деятельности их субъектов: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и(или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом Е.м., с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Кроме того, органы регулирования Е.м. осуществляют контроль за предусмотренными в законе о Е.м. сделками с участием субъектов Е.м., их инвестициями в производство (реализацию) товаров, а также продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта Е.м. К субъектам Е.м., нарушающим требования законодательства о регулировании их деятельности, применяются предусмотренные законом меры государственного принуждения. Ответственность субъектов Е.м. в виде штрафа наступает за завышение цен (тарифов), неисполнение решения (предписания) органа регулирования Е.м., представление органу регулирования Е.м. недостоверных сведений, непредставление ему необходимых уведомлений, а также непредставление в срок по требованию органа регулирования Е.м. документов или иной информации, необходимой для осуществления его деятельности. Специальные санкции предусмотрены законом о Е.м. за совершение противоправных деяний руководителями субъектов Е.м., должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. К.Ю. Тотьев

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
225.24 кб

Миф о «Естественной» монополии

Дилоренцо Томас
В данной статье автор анализирует появление «естественных» монополий в США и приходит к выводу: теория естественной монополии - это экономическая фикция. Ее история сводится к тому, что в конце XIX и начале XX в.
Читать PDF
232.07 кб

Эволюция теории естественной монополии

Огнерубова Татьяна Алексеевна
Необходимым условием эффективного государственного регулирования и реформирования объектов естественных монополий является достаточно хорошее представление государственного органа, осуществляющего регулирование, об управляемом объ
Читать PDF
448.19 кб

Природа и функции естественных монополий

Буркеева Р. Г.
В данной статье рассмотрены различные теоретические подходы к классификации естествен0 ных монополий, сделана попытка определить их экономическую природу.
Читать PDF
330.76 кб

«УКРЗАЛіЗНИЦЯ» КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

Петренко Е.А.
Стаття присвячена проблемі розвитку ринкових відносин у залізничному комплексі України.
Читать PDF
141.00 кб

О ПУТЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Уланов В.Л.
В статье показана необходимость более четкой проработки в «Стратегии-2020» проблем реформирования естественных монополий. Приведены рекомендации по разукрупнению и частичной приватизации компаний-монополистов.
Читать PDF
597.65 кб

Естественная монополия. Регулирование и конкуренция

Королькова Екатерина Игоревна
Курс лекций "Естественная монополия: регулирование и конкуренция" (16 часов) предназначен для магистров кафедр госуправления и экономики общественного сектора и общей экономической теории.
Читать PDF
0.00 байт

Истоки и смысл реформирования естественных монополий

Трачук Аркадий Владимирович
В статье проанализированы цели и результаты реформирования естественных монополий в промышленности.
Читать PDF
167.24 кб

Роль естественных монополий в национальной экономике

Жучков Алексей Юрьевич
Статья посвящена уточнению сущности естественной монополии как социально-экономического явления.
Читать PDF
170.48 кб

Государственное регулирование естественных монополий

Цихоцкий Ф.Н., Телкова М.Г., Кривцова М.К.
Цель работы.
Читать PDF
213.97 кб

Зарубежный опыт регулирования естественных монополий

Малинникова Е. В.
Во всех странах транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени подвергаются государственному регулированию.
Читать PDF
157.84 кб

Феномен естественных монополий в Российской экономике

Родионов Сергей Анатольевич
The article examines the influence of natural monopolies on the economy of a state (by the example of Russia). Today the role of natural monopolies in the domestic economy is on the brink of large-scale change.
Читать PDF
333.46 кб

Роль естественных монополий в развитии регионов России

Якунин В. И.
РЖД это сеть, которая охватывает практически все регионы, связывая их в единое целое Российскую Федерацию, обусловливая стратегическую значимость компании для регионального развития.
Читать PDF
11.44 мб

РОССИЙСКИЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

Васильева Елена Михайловна, Васильев Владимир Борисович
В рамках развития законодательной базы реформ российских естественных монополий представлен дискуссионный вопрос о соотношении двух федеральных законов: Закона о естественных монополиях и Закона о защите конкуренции.
Читать PDF
344.94 кб

Естественные монополии: проблемы определения и контроля

Сапир Жак
В статье рассматриваются теоретические аспекты определения понятия естественных монополий, анализируются причины сбоев конкуренции со стороны предложения и со стороны спроса в таких видах деятельности, как производство сырья, элек
Читать PDF
32.23 кб

Трансформация естественных монополий в экономике России

Смолина Е.Э., Радюкова Я.Ю.
В последние годы в странах с развитой рыночной экономикой наметилась тенденция роста многопродуктовых естественных монополий.