ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Естественное право
(естественные права) — система социальноправовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

Естественные права
система неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека, принадлежащих человеку с момента рождения и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя - право на жизнь, свободу, имя, честь и т.д.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Естественное право

В теории конституционного права понятие, означающее совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

Источник: Словарь терминов к курсу по правам человека

Естественное право
(ius naturale) — обусловленные природой человека и его социально-естественной средой обитания требования и идеалы («то, которому природа научила все живое», «что всегда является справедливым и добрым»), которые, преломившись через правосознание, культурные ценности, приобретают правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов норм позитивного права.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
от англ. natural law) – система принципов, правил, прав, свобод, обусловленных естественной природой человека (право на жизнь, право иметь семью, право частной собственности и др.) и тем самым как бы не зависящих от конкурентных социальных условий и государства. Представители этой теории: Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, А.Н. Радищев. Они утверждали, что наряду с изменчивым (позитивным) правом, создаваемым государством, существует неизменное естественное право, т.е. то, что согласно с природой человека.
 

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Естественное право
Присущее человеку (от природы, по факту рождения) состояние свободы, а также его представления о справедливости, составляющие суть права. Не зависит от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. Идея естественного права получила развитие еще в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Г. Гроций (в ряде западных источниках считается «отцом» теории естественного права), Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Н. Радищева и др.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Естественное право
совокупность принципов, правил, ценностей, принимаемых за предшествующие, независимые и определяющие позитивное право. В зависимости от основания, принимаемого в качестве «естественного», выделяются разные типы естественного права:
-       Космологическое, связывающее право с упорядоченностью, законосообразностью природы (космосы, Мира, Универсума);
-       Теологическое, выводящее нормативные предписания из божественной воли;
-       Рационалистическое, апеллирующее к разуму;
-       Антропологическое, выводящее право из природы человека
Тем самым Е.П. может рассматриваться в качестве существующего до позитивного права (как закон природы или воля Бога), над позитивным правом (как моральный и философский идеал), в самом позитивном праве (как его разумное ядро).
Е.П. выступает в качестве идеальной первоосновы позитивного права, как правовой идеал должного в отношениях между людьми, как оценочная категория законодательной системы государства по универсальным философским, моральным и религиозным основаниям.

Источник: Некоторые юридические термины

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
нравственное содержание правовых норм, комплекс представлений о свободе личности, формальном равенстве граждан государства и справедливом общественном устройстве. Такие идеи складываются естественно-исторически и существуют в индивидуальном и массовом сознании людей как способ мышления о праве и государстве и как критерий действующего законодательства. Трудность в понимании естественного права заключается в том, что философы, юристы и правоведы мыслят о нем в разных традициях, находят разные основания, источники и структуру естественно-правовых представлений. Естественное право выводилось из естественного порядка природы и ее законов (софисты, Демокрит, Ульпиан, Т. Гоббс); источник естественного права усматривали в едином богоустановленном порядке, господствующем в человеческих отношениях (греческий и римский стоицизм, Д. Скотт, Ф. Аквинский, средневековые юристы-схо-ластики, Вл. Соловьев, Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой); основы естественного права усматривались в природе человека как существа разумного и свободного (Сократ, М. Лютер, Г. Гроций, И. Кант, П. И. Новгородцев, Н. Н. Алексеев) или в социальных связях и противоположных интересах людей (Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, Э. Фромм). В корпус современных естественно-правовых учений входит понятие прав человека, которое имеет особое значение для профессиональной деятельности и профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел.

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
категория, пришедшая в конституционный лексикон из учений французских гуманистов XVIII века, согласно которым каждый человек от рождения (иначе говоря, по естеству, в силу природы, как естество, живой организм) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат (должны принадлежать) ему всю жизнь. Одним из первых конституционных документов, отразивших идею естественных прав, явилась французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. Цель всякого политического Союза, записано в ст. 2 Декларации, – обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Идея естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина с того времени вошла в арсенал ценностей цивилизации. Она находит отражение во многих международных документах нового времени, актах отдельных государств. Прежде всего, это Всеобщая декларация прав человек от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
В разных документах не всегда можно найти само слово «естественные» по отношению к правам и свободам человека и гражданина. Обусловлено это неоднозначными подходами к тому, какие из прав и свобод считать «естественными», т. е. в первую очередь принадлежащими человеку. Каталог прав и свобод расширяется, соответственно меняется понимание того, какие из них являются самыми важными для человека и поэтому не могут у него быть изъяты ни при каких условиях.
В нашей стране идея естественных (и неотчуждаемых) прав также признана и находит отражение в конституционноправовых актах. Например, в принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. «Декларации прав и свобод человека» записано, что «каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами. Они закрепляются в законах, которые должны соответствовать Всеобщей декларации прав человека, международным пактам о правах человека, другим международным нормам и настоящей Декларации».
В России Верховным Советом была принята 22 ноября 1991 г. «Декларация прав и свобод человека и гражданина». 21 апреля 1992 ее положения вошли в текст Конституции РФ.
Действующая Конституция РФ не употребляет самого термина «естественные» по отношению к правам и свободам. Однако в принципе их закрепление в Конституции в полной мере соответствует идее принадлежности прав и свобод человеку от рождения и их неотчуждаемости. В ст. 17 Конституции говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.
Конституция допускает возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, однако лишь в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным законом и с указанием пределов и срока действия ограничений. При этом Конституция запрещает ограничения определенных прав и свобод, из чего можно сделать вывод о том, что онито и относятся в первую очередь к числу естественных прав человека. Это право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на защиту от незаконного сбора персональных данных о человеке, свобода совести, свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод, на справедливое правосудие, на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, право на защиту интересов пострадавших от преступления и на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями, запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность.
Хотя естественные права и свободы существуют как бы объективно и независимо оттого, отражены ли они в законе, очевидно, что их реализация и защита в полной мере обеспечиваются в том случае, если они закреплены не просто в законе, а в конституции государства.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
термин, обозначающий: 1) учение или совокупность концепций, в которых различаются право и закон, причем право объясняется как не зависящее от власти и воли законодателя, не выдуманное человеком и в этом смысле естественное, а закон — как искусственное, созданное человеком (государством) и в этом смысле позитивное право; 2) принципы и нормы, которые объясняются как Е.п. в отдельной концепции его понимания; 3) основное субъективное право человека (гражданина), выражающее объективные требования свободы и безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Е.п. в двух первых значениях является исторически первой формой, частным случаем различения права и закона. Традиционно Е.п. мыслится как фундаментальный порядок норм, существующий до и вне позитивного права. Принципиально иным, теоретически развитым вариантом различения права и закона является отрицание дуализма естественного и позитивного права и объяснение позитивного права как особых социальных норм, которые формулируются в законе, но по содержанию отличаются от неправовых норм (моральных, религиозных и т.д.), которые тоже могут содержаться в законе, и произвольных установлений законодателя. В истории Е.п. встречаются примитивные представления о неких фундаментальных естественных нормах (установленных Богом или «природой»), которым подчиняются все живые существа — и человек, и животные. Но и в 20 в. есть теоретические разработки (социобиология), в которых Е.п. объясняется как возникшие в результате биологической эволюции человека генетически запрограммированные и предшествующие законодательству нормы правового поведения, т.е. естественно-правовое различение права и закона продемонстрировало живучесть и приспособляемость к различным эпохам. В 20 в. философ- ско-правовые конструкции «подлинного права» (неокантианские, неогегельянские, экзистенциалистские, интуитивистские и др.), принципиально отличные от традиционного Е.п., тем не менее излагаются в привычной для европейской традиции естественно-правовой терминологии. Поэтому следует различать Е.п. в собственном смысле — учение, исходящее из дуализма естественного и позитивного права, и в широком смысле, включающее и концепции, объясняющие нетрадиционно понимаемое Е.п. как содержащееся только в некоторых позитивно-правовых решениях, но имеющее внезаконотворческие источники (разум, эмоционально-психическую природу человека, особые структуры «бытия-в-сознании», интуицию, генетическую предрасположенность людей и т.д.). Универсальный принцип любого Е.п., во-первых, отрицает наличие у позитивного права (закона) своего собственного правового смысла; во-вторых, обозначает противоположность «естественного» как первичного и подлинного и «искусственного» как вторичного, зависящего от человеческого усмотрения и всегда ущербного; в-третьих, объясняет, что позитивное право, чтобы иметь правовой характер, должно ориентироваться на естественное; в-четвертых, выступает как универсальный образец для всех отдельных видов (концепций) Е.п, Эти концепции делятся на три группы. В первой Е.п. традиционно объясняются как высшие принципы и нормы, вытекающие из абсолютных ценностей добра, нравственности, справедливости, равенства, разумности, человеческого достоинства и т д . Во второй — термином «Е.п.» обозначаются не поддающиеся формулированию в качестве общих норм, существующие до и помимо закона универсальные установки людей на принятие «подлинно правовых» решений и совершение «истинно правовых» поступков (например, экзистенциалистские и интуитивистские трактовки, «естественное право со становящимся содержанием »). В третьей Е.п. — это формальный принцип, означающий, что вечные правовые ценности и правовые истины конкретно реализуются и проявляются в позитивном праве в зависимости от конкретных социально- исторических условий («естественное право с меняющимся содержанием»), а поэтому задача законодателя и юриспруденции — постоянный поиск правового идеала в изменяющемся мире. История Е.п. начинается с противопоставления «естественного» и «искусственного» в политико-правовых учениях Древней Греции. Эта традиция была воспринята Цицероном и римскими юристами. Классическое учение о Е.п. долгое время развивалось в рамках христианской теологии, особенно в католической социальной доктрине, сначала в трудах Августина и Фомы Аквинского, сформулировавших понятие божественного «вечного закона», от которого про- изводны и рационалистические интерпретации Е.п., и законодательство, а в начале Нового времени — в трудах испанских ученых Васкеса и Суареса. В 20 в. неотомизм сыграл столь большую роль в «возрождении» Е.п. Рационалистическое учение о Е.п. эпохи Просвещения породило идеологию естественных и неотчуждаемых прав человека и гражданина. Во 2-й половине 20 в. существует множество право-натуралистских концепций, в которых Е.п. выводится из разума и воли Бога, трансцендентных идей (неотомизм и неопротестантизм); объективного бытия идеи, духа, идеальных ценностей, объективной природы вещей (неогегельянство, феноменологическая концепция); априорных категорий должного, «само собой разумеющейся» природы вещей (неокантианство); языка как «подлинного » бытия человека (герменевтика); иррационалис- тических начал природы человека (интуитивизм, философская антропология, социобиология). Е.п. несомненно внесло важнейший вклад в преодоление господства в европейской и американской правовой мысли — юридического позитивизма. Общепризнанной является категория Е.п. человека, которые, однако, следует понимать не как существующие от природы, в любом обществе, в любых социально- исторических условиях, а как права, не зависящие от воли законодателя, возникающие социально-естественным путем в индустриальном обществе, объективно требующем всеобщей равной свободы, всеобщего формального равенства. Идеология Е.п., как правило, играла консервативно- охранительную роль (реакция на антитрадиционность, новизну и изменчивость общественных отношений), но в определенные периоды выступала как прогрессивная идеология свободы, человеческой эмансипации, человеческого достоинства. Это особенно проявилось в 20 в., особенно после 2-й мировой войны, когда Е.п. выступило против угрозы тоталитаризма, ядерной и экологической катастроф. Лит.: Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. В А. Четвернин

Источник: Юридическая энциклопедия

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
одно из направлений в буржуазной науке о государстве и праве, господствовавшее в течение 17–18 вв. Естественная школа права давала в различных вариантах теоретическое обоснование экономическим и политическим требованиям буржуазии во время буржуазной революции 1.7 и 18 вв.
Типичными чертами концепции Е. п. являются: 1) противопоставление Е. п. праву действующему (позитивному); под первым разумелось право, коренящееся в самой «природе» человека, под вторым – право, сложившееся у отдельных народов в определенной исторической обстановке; 2) представление о Е. п. как вечном, неизменном и общем для всех людей, в то время как положительное право характерно изменчивостью и своеобразными, специфическими чертами.
Такое понимание сущности Е. п. характерно не только для буржуазной юридической мысли указанной выше эпохи, оно встречается также и у мыслителей античного мира и средневековья. В рабовладельческих государствах Греции и Рима учение о Е. п. разрабатывалось софистами, Аристотелем, философской школой стоиков и, наконец, римскими юристами. В этих учениях нашла свое отражение классовая борьба, происходившая в рабовладельческом обществе как между рабовладельцами и рабами, так и между крупными землевладельцами, купцами и ростовщиками, с одной стороны, и свободной массой трудящегося населения – с другой.
Римские юристы делили все право на три сферы: право естественное (ius naturale), право народов (Jus. gentium) и цивильное (ius civile). Под Е. п. римские юристы понимали совокупность норм, вытекающих из самой природы и определяющих поведение не только людей, но и животных. Правом народов римские юристы считали совокупность норм, которые, по их мнению, установлены природой у всех народов и которые являются общими для всех людей. В отличие от Е. п. право народов, по утверждению римских юристов, представляет собой совокупность норм, общих только для людей, являясь, таким образом, частью Е. п. Цивильным правом римские юристы считали совокупность норм, которые устанавливались каждым народом для себя.
В учениях о Е. п. в эпоху феодализма также находит свое отражение как классовая борьба между феодалами и трудящимися, находящимися в крепостной и других формах зависимости от феодалов, так и борьба между различными группами феодалов. В отличие от римских юристов представители естественно-правовой школы средневековья считали, что Е. п. представляет собой разновидность божественного закона.
Наибольшее распространение идеи Е. п. получили в период разложения феодализма, когда буржуазия, борясь за власть, выступая против феодального права, выдавала свои правовые взгляды за взгляды, выражающие Е. п. В Голландии виднейшими представителями школы Е. п. являются Гроций и Спиноза, в Англии – Гоббс и Локк, во Франции – представители т. н. философии просвещения и особенно Руссо, в Германии – Лейбниц, Вольф, Пуффендорф, Томазий, Кант, Фихте и др.
Буржуазные учения о Е. п., сложившиеся на почве острых классовых конфликтов 16–18 вв. (революции в Нидерландах, Англии и Франции, восстание Пугачева в России), получили различную политическую окраску, в зависимости от конкретных политических условий, а также политических идеологов, формулирующих эти учения. Так, напр., естественно-правовая концепция Гоббса была направлена на защиту абсолютной монархии; Локк, Монтескье и др. были сторонниками конституционной монархии; Руссо считал идеалом государственного строя республику, где законодательная власть непосредственно осуществляется народом, причем Руссо, как типичный идеолог мелкой буржуазии, был очень неустойчив и непоследователен в своих взглядах.
Наиболее последовательное и революционное выражение передовые в свое время идеи школы Е. п. получили в учении непримиримого борца против самодержавия и крепостничества А. Н. Радищева, олицетворявшего собой вершину русской прогрессивной мысли 18 в. Радищев выступал не как идеолог буржуазии, а как защитник русского крепостного крестьянства. Поэтому он сделал наиболее революционные выводы из учения Е. п., доказывая в своих произведениях, что верховная власть должна принадлежать народу. Он призывал народ к восстанию против самодержавия и к установлению республики. Активно пропагандируя народную революцию, Радищев имел в виду крестьянскую революцию, так как в то время подавляющая масса народа состояла из угнетенного класса крепостных крестьян. Идеи Радищева оказали влияние и на политические взгляды декабристов, особенно Пестеля.
В отличие от средневековых и современных католических теоретиков Е. п., буржуазные идеологи 17–18 вв. рассматривают Е. п. не как божественный закон, а как веление природы, точнее, человеческого разума, хотя далеко не все представители этой школы решаются открыто выступать против религии.
Учение о Е. п. идеологов буржуазии указанной эпохи основывается на философском мировоззрении, которое особенно ярко выразилось в т. н. философии просвещения 18 в. во Франции. Ф. Энгельс дает следующую характеристику этой философии: «Великие люди, просветившие французские головы для приближавшейся революции, сами были крайними революционерами. Никаких внешних авторитетов они не признавали. Религия, взгляды на природу, общество, государство, – все подвергалось их беспощадной критике, все призывалось пред судилище разума и осуждалось на исчезновение, если не могло доказать своей разумности. Разум стал единственной меркой, под которую все подводилось. Все старые общественные и государственные формы, все традиционные понятия были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам. Было решено, что до настоящего момента мир руководился одними предрассудками и все его прошлое достойно лишь сожаления и презрения. Теперь впервые взошло солнце, наступило царство разума, и с этих пор суеверие и несправедливость, привилегии и угнетение уступят место вечной истине, вечной справедливости, естественному равенству и неотъемлемым правам человека.
Мы знаем теперь, что это царство разума было не чем иным, как идеализованным царством буржуазии; что вечная справедливость осуществилась в виде буржуазной юстиции; что естественное равенство ограничилось равенством граждан перед законом, а существеннейшим из прав человека было объявлено право буржуазной собственности. Разумное государство и „общественный договор" Руссо оказались и могли оказаться на практике только буржуазной демократической республикой. Мыслители XVIII века, как и все их предшественники, не могли выйти за пределы, которые ставила им тогдашняя эпоха» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XIV, стр. 17-18).
Общим и типичным для всех представителей школы Е. п., как бы ни отличались их учения друг от друга, было мнение, что Е. п. не является составной частью положительного права, а существует наряду с ним и представляет собой выражение вечных и неизменных требований самой природы человека, с которыми должно считаться позитивное право. Основой Е. п. объявлялось абстрактное понятие справедливости, которое выводилось из самой природы человека. С точки зрения этой справедливости и подвергался критике весь феодальный общественный и гос. строй, а также и его правовой порядок: сословная организация, крепостное право, привилегии дворянства и духовенства, абсолютная монархия, полицейское государство, бесправие граждан, произвол и прочие черты, присущие государственному строю, предшествовавшему буржуазным революциям, т. е. все то, что препятствовало развитию буржуазного способа производства и коренным интересам самой буржуазии.
В этом виде концепция Е. п. была острым идеологическим оружием буржуазии в борьбе против феодального строя. Само понятие Е. п. было направлено против феодальной идеологии, богословия и схоластики и означало отрицание всякого сверхъестественного вмешательства. Вместо божественной морали провозглашалась естественная мораль, официальной религии противопоставлялась «естественная» религия, а действующему праву (в особенности каноническому) – Е. п., коренящееся в природе самого человека. Считалось, что Е. п. отличается от позитивного права, во-первых, своей неизменностью и вечностью, а во-вторых, – своей всеобщностью.
Воззрения школы Е. п. построены на порочной методологической основе, так как представления о вечности и неизменности Е. п. – типичный образец, метафизического мышления. Необходимо, тем не менее, отметить, что в условиях борьбы с феодальным: строем идеи Е. п. играли относительно прогрессивную роль, так как были идеологическим оружием прогрессивного в то время класса – буржуазии, в ее борьбе против феодалов и выражали требования буржуазного демократизма. Идеи Е. п. оказали влияние на гос. право тех стран, в которых произошли буржуазные революции.
Пока буржуазия вела борьбу за свое господство и уничтожение феодального строя, школа Е. п. занимала господствующее положение в буржуазных учениях о государстве и праве. Но с укреплением власти буржуазии и особенно с ростом пролетариата и обострением классовых противоречий в буржуазном обществе идеологи буржуазии начинают отказываться от идей Е. п. и выступать против них, так. как они стали опасны для господствующего класса.
С середины 19 в. против Е. п. выступают представители различных течений позитивизма в праве (см.). В эпоху империализма яростными противниками идеи Е. п. являются представители американского прагматизма и фашисты всех мастей. Такой поход против прогрессивных для своего времени идей Е. п. вполне закономерен в эпоху загнивания капитализма, для которой характерен поворот в сторону реакции по всем линиям, в том числе и в политической идеологии. Вместе с тем следует отметить, что в эпоху империализма ряд идеологов буржуазии пытается реставрировать учение о Е. п., приспособив его целям защиты буржуазного строя.
С конца 19 в. особой популярностью среди идеологов буржуазии пользовалось неокантианство, представляющее собой попытку в несколько подновленном, приспособленном к условиям империализма виде возродить учение Канта о государстве и праве.
Один из виднейших представителей неокантианства, Штаммлер, утверждал, что Е. п. не является чем-то вечным, неизменным, вытекающим из природ» человека, что содержание Е. п. меняется. Смысл учения Штаммлера заключался в том, что никаких коренных общественных преобразований не требуется, а достаточно незначительных изменений применительно к обстоятельствам времени. Неокантианство стало идеологией реформизма и оппортунизма – агентуры буржуазии в рядах рабочего класса. Эта разновидность современной буржуазной теории Е. п. направлена на то, чтобы усыпить бдительность пролетариата, отвлечь его от борьбы за революционное преобразование общества, повести по пути реформизма.
Допуская и используя в своих интересах неокантианские естественно-правовые концепции, современная буржуазия еще более охотно использует учение о Е. п. в том виде, в каком оно было выражено в условиях феодального строя. Так, современные католические теории Е. п. возрождают учение средневекового мракобеса Фомы Аквинского, причем оно особенно широко распространяется в США. Наиболее «популярной» его идеей является утверждение, что Е. п. – вечный, неизменный божественный порядок.
Среди буржуазных юристов США появилось течение, получившее название неосхоластицизма. Это – приспособление схоластики Фомы Аквинского к современным условиям империалистического государства. Представители этого течения Кеннеди, Кларк и другие разглагольствуют о полном соответствии американской «демократии» Е. п., «установленному богом» и обеспечивающему порядок. Учение Фомы Аквинского широко пропагандируется Ватиканом, представляющим собой агентуру монополистического капитала США. Эта пропаганда идей Е. п. направлена против пролетарской революции и коммунизма. С помощью Е. п. оправдываются всякие контрреволюционные движения и подрывная работа против Советского Союза и стран народной демократии. Реакционный характер носит также и французская католическая теория Е. п. Ренара в виде т. н. «институционализма». По Ренару получается, что профсоюзы, церковь, монополии и другие «институты» действуют «гармонически» и современное буржуазное государство не главенствует над ними, а является только одним из «институтов» в этом «гармоническом» целом, воплощающем в себе принципы Е. п. Эта разновидность учения о Е. п. – один из маневров буржуазии с целью привлечь на свою сторону отсталые слои трудящихся масс.
Такова эволюция учения о Е. п. Пока буржуазия вела борьбу за свое господство против феодального строя, в учении о Е. п. выражались относительно прогрессивные и даже революционные для той эпохи идеи. В наст, время из него устранены всякие прогрессивные идеи и оно используется буржуазией для оправдания обреченного на гибель капитализма.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.63 кб

Естественное право и феминизм

Казанов Хамзет Мосович, Безрукова Анжела Аслановна, Болокова Мариэтта Аскарбиевна, Каратабан Ирина Асфаровна
В статье рассмотрены теоретические аспекты социокультурных трансформаций общества, их влияние на идеологию феминистского движения, анализ некоторых аспектов его современного состояния.
Читать PDF
341.43 кб

Естественное право и естественная норма

Кураженков Дмитрий Сергеевич
Дана краткая характеристика понятия «естественное право», отмечается неоднозначный подход к вопросу определения его содержания. Предложено выделение естественных норм не только по отношению к человеку, но и по отношению к праву.
Читать PDF
103.93 кб

Марсилий Падуанский и естественное право

Ключко Борис Игоревич
Статья посвящена проблеме естественного права в трактате Марсилия Падуанского «Защитник мира» («Defensor pacis»).
Читать PDF
132.41 кб

Естественно-правовой анализ права и обычая

Галамай О.З.
В статье с позиций новейших знаний и достижений науки, современного положительного опыта юридической практики исследуются и сравниваются естественно-правовая основа права и обычая.
Читать PDF
90.72 кб

Естественно-правовая теория Бенедикта Спинозы

Кирсанова Наталия Борисовна
Рассмотрена философско-правовая природа понятия «естественное право» в теории государства и права. Проведен анализ особенностей естественно-правовой теории Б.
Читать PDF
218.45 кб

Естественно-правовая конструкция ответственности

Сверчков Владимир Викторович
Читать PDF
114.83 кб

Естественно-правовые детерминанты социальной работы

Лыгина Марина Аркадьевна
В статье анализируются естественноправовые детерминанты социальной работы. Рассматривается процесс генезиса и развития представлений о правах человека.
Читать PDF
525.11 кб

Естественно-правовая концепция международного права

Алексей Сергеевич Кудинов
В работе предпринята попытка систематического изложения естественно-правовой концепции международного права. Исследована сущность естественно-правовых начал международного правопорядка.
Читать PDF
121.61 кб

Естественное право и законы в правовой жизни личности

Працко Геннадий Святославович, Зелинский Валерий Евгеньевич
В статье рассматриваются место и роль естественного права и законов в правовой жизни личности.
Читать PDF
680.92 кб

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО И КРИЗИС ЛИБЕРАЛЬНОГО ПРАВОПОРЯДКА

Кириленко Виктор Петрович, Алексеев Георгий Валерьевич, Пацек Максим
Структурные проблемы в развитии глобального гражданского общества отражают необходимость более справедливых и гармоничных норм права для эффективного международного сотрудничества.
Читать PDF
1.64 мб

Правоотношения в естественном праве: философский анализ

Даниленко Юрий Александрович
Исследования последователей юснатурализма или теории естественного права философско-методологической традиции легли в основу правовых систем западноевропейской социологической правовой мысли.
Читать PDF
212.39 кб

Сущностные свойства человека: естественно-правовой подход

Романова А.С.
В статье отслеживается естественно-правовой подход относительно понимания сущностных качеств человека, на основании объективных причинно-следственных закономерностей и связей, которые объясняют природу и сущность человека с помощь
Читать PDF
213.81 кб

Естественно-правовые аспекты эстетической культуры юриста

Савайда Е.И., Гринь Л.М., Скрипець Р.И.
С позиций новейших знаний и достижений науки, передового опыта юридической практики исследуются аспекты эстетической культуры юриста: понятие, структура, принципы, функции, ее значение в осуществлении юристом профессиональной деят
Читать PDF
184.27 кб

Естественное право в трудах Б. Н. Чичерина и Вл. Соловьева

Дубатовка Ю. Ю.
В статье автором рассматриваются концепции естественного права, предлагаемые выдающимися русскими мыслителями B.C. Соловьевым и Б.Н. Чичериным.
Читать PDF
103.95 кб

Государственное общество в естественно-правовом пространстве

Романова А.С.
В статье освещается естественно-правовой подход к пониманию сущностных свойств государственного общества в естественно-правовом пространстве, как воплощение идеала существования человека, на основе реализации его естественно-право

Похожие термины:

  • ЕСТЕСТВЕННО ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ

    происхождения государства и права, или теория естественного права, одна из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин, усматривающая главный источник правовых норм в самой природе (в
  • Право естественное в римском праве

    надгосударственное, всемирное и идеальное право, свойственное всем людям; отрасль римского права (обычно рассматривалась как область цивильного права); главная цель – защищать интересы римлян в
  • Естественно-правовая классическая теория

    была распространена в Западной Европе и США в XVII-XVIII вв. (Гроций, Спиноза, Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Джефферсон, Гамильтон и др.). Получила название "естественной" за стремление освободиться от