ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
(ЕврАзЭС) - региональная международная организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. Республика Узбекистан приостановила с ноября 2008 г. членство в ЕврАзЭС), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Создано на основе Договора об учреждении ЕврАзЭС 2000 г. В 2003 г. ЕврАзЭС получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Членом ЕврАзЭС может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие не только из Договора об учреждении ЕврАзЭС, но и из др. действующих в рамках Сообщества договоров по перечню, определяемому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС. Органами ЕврАзЭС являются Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея, Суд ЕврАзЭС. К числу основных задач ЕврАзЭС относятся: завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли; формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; обеспечение свободы движения капитала; формирование общего финансового рынка; согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС; формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы; формирование общего энергетического рынка; сближение и гармонизация национальных законодательств и др.
Источник: Словарь международного права.
Евразийское экономическое сообщество
(ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.
Основная цель ЕврАзЭС — региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран, координация их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Один из главных векторов деятельности организации — обеспечение динамичного развития стран ЕврАзЭС путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.
Членами ЕврАзЭС с момента его образования (с 2000 г.) являются пять государств — Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. В 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана, а в 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.
Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Украина, Молдова (с 2002 г.), Армения (с 2003 г.). Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать по мере необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не дает права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС.
История становления. После распада СССР начались попытки создать на постсоветском экономическом пространстве региональный интеграционный блок, близкий по целям и задачам к ЕС. В сентябре 1993 г. в Москве был подписан Договор об экономическом союзе (ЭС), в который вошли все 12 стран СНГ (Украина как ассоциированный член, все остальные как полноправные члены). Договор предусматривал поэтапное создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка и валютного союза. Однако не удалось реализовать принятые договоренности даже в части создания единой зоны свободной торговли, поскольку принятое в апреле 1994 г. решение о создании такой зоны не было ратифицировано половиной стран-членов (в том числе и Россией).
За этим последовали попытки развивать постсоветскую интеграцию с меньшим числом участников. В январе 1995 г. Беларусь, Россия и Казахстан (позже присоединился Кыргызстан) подписали соглашение о таможенном союзе. В марте 1996 г. был подписан более масштабный документ о взаимодействии и сотрудничестве: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В феврале 1999 г. на базе предыдущих договоренностей был подписан Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве, к которому присоединилась Республика Таджикистан.
10 октября 2000 г. в столице Казахстана Астане подписан Договор об образовании Евразийского экономического сообщества, который вступил силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами ЕврАзЭС.
В мае 2003 г. ООН зафиксировала статус Евразийского экономического сообщества как международной организации. 6 декабря 2007 г. в Нью-Йорке на 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН единогласно принята резолюция «Сотрудничество между ООН и Евразийским экономическим сообществом».
Основные задачи ЕврАзЭС: завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; введение унифицированного порядка валютного регулирования и контроля; разработка и реализация совместных программ социальноэкономического развития; создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности; формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы; общего энергетического рынка; создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций; предоставление гражданам государств ЕврАзЭС равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории; сближение и гармонизация национального законодательства.
В соответствии с уставными целями и задачами ЕврАзЭС, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007–2010 гг. создали Таможенный союз. С января 2012 г. начало функционировать Единое экономическое пространство (см. Единое экономическое пространство), которое выйдет на полный режим работы в 2015 г. Другие государства будут присоединяться к Таможенному союзу и ЕЭП по мере их готовности.
К числу приоритетных направлений деятельности ЕврАзЭС на ближайшую перспективу относятся:
1.Транспорт — решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур, завершение внутригосударственных процедур по подписанным соглашениям, создание транснациональных транспортно-экспедиционных корпораций.
2.Энергетика — совместное освоение гидроэнергетических комплексов Центральной Азии и решение проблемы снабжения электроэнергией и водопользования, выход на единый энергетический баланс.
3.Трудовая миграция — социальная защита мигрантов, создание действенной системы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов, борьба с сопутствующей миграции преступностью, решение проблем, связанных с уплатой мигрантами и их работодателями налогов.
4.Аграрно-промышленный комплекс — согласование сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС, формирование единого продовольственного рынка, сокращение издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере.
Руководящие органы ЕврАзЭС: Межгосударственный совет, интеграционный комитет, межпарламентская ассамблея, Суд сообщества.
Межгосударственный совет — высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств стран ЕврАзЭС. Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.
Межгосударственный совет ЕврАзЭС собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год, принимает решения консенсусом.
Интеграционный комитет — постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят заместители глав правительств стран ЕврАзЭС. К числу основных задач интеграционного комитета относятся обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний межгосударственного совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых межгосударственным советом. Заседания интеграционного комитета проводятся не реже четырех раз в год.
В интеграционном комитете решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Количество голосов при принятии решений в интеграционном комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет ЕврАзЭС. Россия имеет 40 голосов, Белоруссия, Казахстан — по 15, Киргизия и Таджикистан — по 7,5.
Секретариат осуществляет организационное и информационно-техническое обеспечение работы межгосударственного совета и интеграционного комитета. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества — высшее административное должностное лицо сообщества, назначаемое межгосударственным советом.
Межпарламентская ассамблея — орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС.
Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами государств ЕврАзЭС. Численность парламентских делегаций составляет: Республика Беларусь — 14 парламентариев; Республика Казахстан — 14; Кыргызская Республика — 7; Российская Федерация — 28; Республика Таджикистан — 7.
Председатель межпарламентской ассамблеи избирается на заседании ассамблеи из числа руководителей парламентов (палат парламентов), как правило, на два года на ротационной основе. Ассамблея проводит свои заседания один раз в год.
Суд сообщества обеспечивает единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений; рассматривает споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках сообщества, дает по ним разъяснения и заключения.
При участии ЕврАзЭС совместно Всероссийским советом местного самоуправления проводится международный смотр-конкурс городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС».
Органы местного самоуправления, общественные объединения, наряду с органами государственной власти, органами власти административно-территориальных образований, организациями и гражданами государств-членов сообщества являются субъектами совместной политики, проводимой государствами-членами в рамках ЕврАзЭС.
З. А. Алиева
Список литературы
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества // Московский журнал международного права. 2001, № 3.
Официальный сайт Евразийского экономического сообщества. — http://www.evrazes.com.
Основная цель ЕврАзЭС — региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран, координация их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Один из главных векторов деятельности организации — обеспечение динамичного развития стран ЕврАзЭС путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.
Членами ЕврАзЭС с момента его образования (с 2000 г.) являются пять государств — Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. В 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана, а в 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.
Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Украина, Молдова (с 2002 г.), Армения (с 2003 г.). Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать по мере необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не дает права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС.
История становления. После распада СССР начались попытки создать на постсоветском экономическом пространстве региональный интеграционный блок, близкий по целям и задачам к ЕС. В сентябре 1993 г. в Москве был подписан Договор об экономическом союзе (ЭС), в который вошли все 12 стран СНГ (Украина как ассоциированный член, все остальные как полноправные члены). Договор предусматривал поэтапное создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка и валютного союза. Однако не удалось реализовать принятые договоренности даже в части создания единой зоны свободной торговли, поскольку принятое в апреле 1994 г. решение о создании такой зоны не было ратифицировано половиной стран-членов (в том числе и Россией).
За этим последовали попытки развивать постсоветскую интеграцию с меньшим числом участников. В январе 1995 г. Беларусь, Россия и Казахстан (позже присоединился Кыргызстан) подписали соглашение о таможенном союзе. В марте 1996 г. был подписан более масштабный документ о взаимодействии и сотрудничестве: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В феврале 1999 г. на базе предыдущих договоренностей был подписан Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве, к которому присоединилась Республика Таджикистан.
10 октября 2000 г. в столице Казахстана Астане подписан Договор об образовании Евразийского экономического сообщества, который вступил силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами ЕврАзЭС.
В мае 2003 г. ООН зафиксировала статус Евразийского экономического сообщества как международной организации. 6 декабря 2007 г. в Нью-Йорке на 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН единогласно принята резолюция «Сотрудничество между ООН и Евразийским экономическим сообществом».
Основные задачи ЕврАзЭС: завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; введение унифицированного порядка валютного регулирования и контроля; разработка и реализация совместных программ социальноэкономического развития; создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности; формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы; общего энергетического рынка; создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций; предоставление гражданам государств ЕврАзЭС равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории; сближение и гармонизация национального законодательства.
В соответствии с уставными целями и задачами ЕврАзЭС, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007–2010 гг. создали Таможенный союз. С января 2012 г. начало функционировать Единое экономическое пространство (см. Единое экономическое пространство), которое выйдет на полный режим работы в 2015 г. Другие государства будут присоединяться к Таможенному союзу и ЕЭП по мере их готовности.
К числу приоритетных направлений деятельности ЕврАзЭС на ближайшую перспективу относятся:
1.Транспорт — решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур, завершение внутригосударственных процедур по подписанным соглашениям, создание транснациональных транспортно-экспедиционных корпораций.
2.Энергетика — совместное освоение гидроэнергетических комплексов Центральной Азии и решение проблемы снабжения электроэнергией и водопользования, выход на единый энергетический баланс.
3.Трудовая миграция — социальная защита мигрантов, создание действенной системы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов, борьба с сопутствующей миграции преступностью, решение проблем, связанных с уплатой мигрантами и их работодателями налогов.
4.Аграрно-промышленный комплекс — согласование сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС, формирование единого продовольственного рынка, сокращение издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере.
Руководящие органы ЕврАзЭС: Межгосударственный совет, интеграционный комитет, межпарламентская ассамблея, Суд сообщества.
Межгосударственный совет — высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств стран ЕврАзЭС. Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.
Межгосударственный совет ЕврАзЭС собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год, принимает решения консенсусом.
Интеграционный комитет — постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят заместители глав правительств стран ЕврАзЭС. К числу основных задач интеграционного комитета относятся обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний межгосударственного совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых межгосударственным советом. Заседания интеграционного комитета проводятся не реже четырех раз в год.
В интеграционном комитете решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Количество голосов при принятии решений в интеграционном комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет ЕврАзЭС. Россия имеет 40 голосов, Белоруссия, Казахстан — по 15, Киргизия и Таджикистан — по 7,5.
Секретариат осуществляет организационное и информационно-техническое обеспечение работы межгосударственного совета и интеграционного комитета. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества — высшее административное должностное лицо сообщества, назначаемое межгосударственным советом.
Межпарламентская ассамблея — орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС.
Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами государств ЕврАзЭС. Численность парламентских делегаций составляет: Республика Беларусь — 14 парламентариев; Республика Казахстан — 14; Кыргызская Республика — 7; Российская Федерация — 28; Республика Таджикистан — 7.
Председатель межпарламентской ассамблеи избирается на заседании ассамблеи из числа руководителей парламентов (палат парламентов), как правило, на два года на ротационной основе. Ассамблея проводит свои заседания один раз в год.
Суд сообщества обеспечивает единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений; рассматривает споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках сообщества, дает по ним разъяснения и заключения.
При участии ЕврАзЭС совместно Всероссийским советом местного самоуправления проводится международный смотр-конкурс городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС».
Органы местного самоуправления, общественные объединения, наряду с органами государственной власти, органами власти административно-территориальных образований, организациями и гражданами государств-членов сообщества являются субъектами совместной политики, проводимой государствами-членами в рамках ЕврАзЭС.
З. А. Алиева
Список литературы
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества // Московский журнал международного права. 2001, № 3.
Официальный сайт Евразийского экономического сообщества. — http://www.evrazes.com.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия