ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
многосторонний договор между Европейскими странами - членами Совета Европы об общих принципах организации местного самоуправления. Заключена 15 октября 1985 г. в Страсбурге в рамках Совета Европы и подписана представителями 23 государств. Включает в себя статьи, касающиеся правовых основ местного самоуправления, сфер его компетенции, необходимости административного контроля за деятельностью местных органов самоуправления, источниками их финансирования и др. Текст Хартии состоит из преамбулы и трех частей, объединивших 18 статей. В части I Хартии содержится указание о том, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в Конституции (ст. 2); дано определение местного самоуправления (ст. 3); обозначается сфера компетенции местного самоуправления (ст. 4); определяются правовые основы (механизмы) защиты местных территориальных разграничений (ст. 5); закрепляется принцип соответствия административных структур и средств задачам органов местного самоуправления (ст. 6); содержатся указания об условиях осуществления полномочий на местном уровне (ст. 7), об основаниях и формах административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления (ст. 8), об источниках финансирования органов местного самоуправления (ст. 9), о праве местных органов самоуправления на объединение (ст. 10) и праве на защиту (ст. 11). Последующие две части определяют пространственные сферы действия Хартии, процедуры ее подписания, ратификации, вступления в силу и денонсации.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Европейская хартия местного самоуправления
международный многосторонний правовой акт, определяющий и защищающий принципы организации и функционирования современного местного самоуправления. Истоки принятия Европейской хартии местного самоуправления (далее — Хартия) уходят к функционированию с 1957 г. Постоянной конференции местных и региональных властей Совета Европы, преобразованной с июня 1994 г. в Конгресс местных и региональных властей Европы. С 1968 г. инициировались дискуссии о принятии специальной декларации принципов местного самоуправления в целях их защиты и повышения самостоятельности местных властей. Инициатива поддержана Парламентской ассамблеей Совета Европы. С 15 октября 1985 г. Хартия открыта к подписанию. В России Хартия была ратифицирована 11 апреля 1998 г. федеральным законом № 55, 1 сентября 1998 г. она вступила в силу и с этого времени федеральная власть в стране взяла курс на развитие местного самоуправление с учетом стандартов демократии, сложившихся в Европе.
Особенностью правовой логики Европейской Хартии является соблюдение принципов и внутригосударственного, и частично-международного права, сохраняя оригинальную природу. Из ст. 12 Хартии вытекает, что при присоединении к ней любое государство обязано изначально соблюдать не менее 20 из 30 пунктов норм Части I Хартии — «Основное ядро», учитывающих 14 главных принципов. То есть, изначально принимается основа — «основное ядро» из десяти строго обязательных принципов (ст. 12), смысл которых передается: — ст. 2 «Конституция и законодательная основы местного самоуправления»; — ст. 3 (пп. 1 и 2) «Понятие местного самоуправления»; — ст. 4 (пп. 1, 2, 4) «Сфера компетенции местного самоуправления»; — ст. 5 «Защита границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправления»; — ст. 7 (п. 1) «Условия осуществления полномочий на местном уровне»; — ст. 8 (п. 2) «Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления»; — ст. 9 (пп. 1, 2, 3) «Финансовые ресурсы органов местного самоуправления»; — ст. 10 (п. 1) «Право местных органов местного самоуправления на ассоциацию»; — ст. 11 «Правовая защита местного самоуправления».
Реальные предпосылки для развития отечественного местного самоуправления в Российской Федерации с опорой на международный опыт возникли только после принятия новой редакции Федерального закона № 131-ФЗ (2003 г.) и пакета других документов (их более 400), направленных на рационализацию разграничения полномочий между уровнями власти и более полное их обеспечение финансовыми средствами. Но в связи с действием подхода о принятии в национальном законодательстве ряда норм «по усмотрению», оказалось так, что слабо проработаны статус и полномочия «местных сообществ», условия «финансовой самостоятельности», только в конце последнего десятилетия XX в. создавались условия для ассоциативных объединений.
В п. 1 ст. 3 Хартии указывается на «право» и «способность» органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах населения. Процесс децентрализации, начатый в Европе с конца 60–70-х гг. XX в., обрел механизм, построенный на одном из главных принципов — субсидиарности, который проявляется как в отношениях между различными уровнями власти (предусматривается передача полномочий на более низкий уровень), так и в отношениях между отдельными гражданами и организациями при условии невмешательства вышестоящих органов власти в дела отдельных граждан или местного сообщества, если они имеют право и ответственность в данной сфере и обладают средствами для самореализации. Вместе с тем, эти изменения не нарушают основ традиций коммунитарности европейского права (создание «общего» для «всех членов» сообщества).
В развитой современной практике уже выделяются три основных результата внедрения принципа субсидиарности: 1) понижение иерархической значимости в отношениях между государственными и местными органами, поощряя взаимодействие на равноправной основе, а не подчиненности; 2) повышение роли местной власти в выражении позиции, инициатива и активность в процессах согласования интересов государства и местного сообщества при принятии решений на государственном уровне; 3) усиление влияния горизонтальных связей муниципальных образований, в том числе создание горизонтальных структур на местном уровне на условиях кооперирования ресурсов и средств без участия государства. Европейская хартия местного самоуправления (п. 4 ст. 4) требует, чтобы предоставляемые органам местного самоуправления полномочия для выполнения отдельных государственных полномочий передавались в полном объеме и были исключительными.
В. В. Бакушев,
А. А. Фильчаков

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
111.23 кб

К десятилетию ратификации Европейской хартии местного самоуправления

Шишкин Сергей Иванович, Лаврик Максим Алексеевич
В статье анализируются европейский опыт организации местного самоуправления, история его становления, принципы, содержащиеся в Европейской хартии местного самоуправления, особенности ратификации хартии и реализация ее положений в
Читать PDF
1.17 мб

Принцип ответственности в Европейской хартии местного самоуправления

Ибрагимов Тогрул Фархадович
В статье анализируются нормы Европейской хартии местного самоуправления, закрепляющие принцип ответственности в местном самоуправлении.
Читать PDF
195.66 кб

Закрепление принципа гласности в Европейской хартии местного самоуправления

Михеев Денис Степанович
В статье исследуются нормы ведущего европейского акта на предмет закрепления в них принципа гласности местного самоуправления, позволяющего приблизить муниципальные органы к населению муниципального образования.
Читать PDF
314.30 кб

Европейская хартия местного самоуправления и зарубежный опыт в муниципальной реформе в России

Бухвальд Евгений Моисеевич
В статье рассматривается значение Европейской хартии местного самоуправления для муниципальной реформы в Российской Федерации, в частности, в плане учета зарубежного опыта муниципального развития.
Читать PDF
340.49 кб

Проблема реализации положений Европейской хартии местного самоуправления и законодательства Российск

Барбарова Наталья Георгиевна
В статье проводится анализ соответствия положений федерального законодательства и законодательства Ленинградской области положениям Европейской хартии местного самоуправления.
Читать PDF
185.31 кб

Европейская Хартия местного самоуправления как международно-правовая основа для дальнейшего развития

Чермит А.
Читать PDF
565.71 кб

Проблемы адаптации норм Европейской хартии местного самоуправления к Российской модели политико-адми

Кондрашев А. В.
Статья посвящена исследованию современной модели политико-административных отношений между органами государственной и местной власти в контексте требований Европейской хартии местного самоуправления.
Читать PDF
1.92 мб

Проблемы адаптации норм Европейской хартии местного самоуправления к Российской модели политико-адми

Кондрашов А. В.
Статья посвящена исследованию современной модели политико-административных отношений между органами государственной и местной власти в контексте требований Европейской хартии местного самоуправления.
Читать PDF
143.29 кб

Официальная Российская концепция местного самоуправления и содержание Европейской Хартии местного са

Пилипенко С. Г.
В статье рассматривается проблема соотношения концепции местного самоуправления, отраженной в нормах российского права, и положений Европейской хартии местного самоуправления 1985 г.
Читать PDF
181.30 кб

О некоторой российской специфике реализации положений Европейской хартии местного самоуправления в ч

Широбоков С. А.
В статье автор, проводя анализ материалов, показывает, что неблагоприятное взаимодействие личности и государства со ссылкой на необходимость выполнения международных обязательств может привести к тому, что целесообразность управле
Читать PDF
189.12 кб

Проблемы перевода текста европейской хартии местного самоуправления в контексте качественной имплеме

Панасюк Сергей Анатольевич
В данной статье проанализированы труды ученых и экспертов по вопросам качества перевода положений Европейской хартии местного самоуправления, сделан сравнительный анализ перевода терминов на украинском, русском, французском и англ
Читать PDF
450.44 кб

Европейская хартия местного самоуправления и зарубежный опыт в муниципальной реформе в России (стать

Бухвальд Е.М.
В статье рассматривается значение Европейской Хартии местного самоуправления для формирования экономической базы местного самоуправления в Российской Федерации.