один из главных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ); состоит из 20 членов и председателя, назначаемых 15 правительствами по общему согласию и с одобрения Европейского парламента, является исполнительным органом. За каждым членом комиссии закреплена определенная сфера деятельности, он опирается на небольшую группу политических советников и консультантов ("кабинет"), поддерживаемую административным аппаратом (генеральные дирекции, специальные службы и т.д.). Решения принимаются большинством голосов. Комиссия в качестве блюстительницы договоров следит за корректным применением их норм и решений органами Европейского Союза, представляет Европейскому совету предложения по развитию политики в различных отраслях, претворяет в жизнь политику Европейского Союза на основе решений Совета Европейского Союза или путем непосредственной реализации принятых им установлении. Члены Комиссии независимы от указаний своих правительств и контролируются Европарламентом (вотум недоверия).
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ (КОМИССИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ)
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
ведущий институт Европейского союза, по составу и полномочиям не имеющий аналогов в других международных организациях. ЕК осуществляет повседневное оперативное управление делами Союза. Без участия ЕК практически не принимается ни одно важное решение, обязывающее ЕС. ЕК воплощает в себе наднациональное начало в европейском строительстве. Она совместно с Судом ЕС призвана защищать интересы европейской интеграции от посягательств со стороны государств - членов ЕС. ЕК была задумана с тем, чтобы представлять в условиях полной независимости общие европейские интересы перед лицом всех государств - членов прежних европейских сообществ и нынешнего Союза.
ЕК, как и Суд ЕС, выполняет функции стража европейской законности, добиваясь реализации постановлений как первичного, так и производного (вторичного) права. ЕК принимает решения на основе коллегиальности, т.е. коллективно, простым большинством голосов ее членов.
ЕК нередко сравнивают с правительством, поскольку она играет решающую роль в управлении делами Союза. ЕК, в частности, распоряжается кредитами по бюджету, обладает законодательными функциями. В законодательной области ее называют "мотором", поскольку именно ЕК предлагает "законопроекты" (т.е. делает предложения), которые, проходя затем через Европейский парламент и Совет, становятся обязательными решениями. Однако как Евросоюз не является государством, так и ЕК не представляет собой аналога национальному правительству.
ЕК коллегиально ответственна перед Европейским парламентом.
ЕК насчитывает 27 комиссаров. С июля 2013 г., с окончанием процедуры вступления в ЕС Хорватии, ЕК будет насчитывать 28 членов. Согласно тексту Договора о Европейском союзе члены ЕК отбираются на основании их общей компетентности и европейской преданности из числа лиц, обеспечивающих гарантии своей независимости. Комиссары не должны получать указаний от своего правительства и обязаны руководствоваться интересами не своих государств, а интересами интеграционных объединений. В этих целях члены ЕК при вступлении в должность приносят торжественную присягу, в которой клянутся быть независимыми от своих правительств.
На практике членами ЕК назначаются бывшие главы национальных правительств и бывшие министры. Каждый член ЕК возглавляет определенное направление и руководит работой соответствующих административных служб. С принятием Ниццкого договора 2001 г. была значительно усилена власть председателя
ЕК, что являлось необходимой мерой для обеспечения сплоченной работы ЕК, которая насчитывала более 20 членов. Эта тенденция по усилению власти председателя сохраняется и в Лиссабонском договоре 2007 г.
ЕК в рамках учредительных договоров и во исполнение их предписаний организует и направляет деятельность, входящую в компетенцию ЕС, высказывает рекомендации и дает заключение по всем вопросам, составляющим предмет учредительных договоров. ЕК может обратиться в Суд ЕС с иском о неисполнении обязательств государством и попросить о наложении на ответчика штрафных санкций. Решение Суда подлежит обязательному исполнению.
ЕК вправе накладывать санкции в виде штрафов на предприятия за нарушения отдельных норм права ЕС, в частности в сфере права конкуренции (антимонопольного права). Контроль за применением штрафных полномочий ЕК осуществляет Суд ЕС.
ЕК направляет рекомендации Совету по вопросам начала переговоров с третьими государствами и международными организациями, получает на основе своих рекомендаций директивные указания (полномочия или мандат) и сама проводит переговоры в рамках директивных указаний Совета.
ЕК, как и Суд ЕС, выполняет функции стража европейской законности, добиваясь реализации постановлений как первичного, так и производного (вторичного) права. ЕК принимает решения на основе коллегиальности, т.е. коллективно, простым большинством голосов ее членов.
ЕК нередко сравнивают с правительством, поскольку она играет решающую роль в управлении делами Союза. ЕК, в частности, распоряжается кредитами по бюджету, обладает законодательными функциями. В законодательной области ее называют "мотором", поскольку именно ЕК предлагает "законопроекты" (т.е. делает предложения), которые, проходя затем через Европейский парламент и Совет, становятся обязательными решениями. Однако как Евросоюз не является государством, так и ЕК не представляет собой аналога национальному правительству.
ЕК коллегиально ответственна перед Европейским парламентом.
ЕК насчитывает 27 комиссаров. С июля 2013 г., с окончанием процедуры вступления в ЕС Хорватии, ЕК будет насчитывать 28 членов. Согласно тексту Договора о Европейском союзе члены ЕК отбираются на основании их общей компетентности и европейской преданности из числа лиц, обеспечивающих гарантии своей независимости. Комиссары не должны получать указаний от своего правительства и обязаны руководствоваться интересами не своих государств, а интересами интеграционных объединений. В этих целях члены ЕК при вступлении в должность приносят торжественную присягу, в которой клянутся быть независимыми от своих правительств.
На практике членами ЕК назначаются бывшие главы национальных правительств и бывшие министры. Каждый член ЕК возглавляет определенное направление и руководит работой соответствующих административных служб. С принятием Ниццкого договора 2001 г. была значительно усилена власть председателя
ЕК, что являлось необходимой мерой для обеспечения сплоченной работы ЕК, которая насчитывала более 20 членов. Эта тенденция по усилению власти председателя сохраняется и в Лиссабонском договоре 2007 г.
ЕК в рамках учредительных договоров и во исполнение их предписаний организует и направляет деятельность, входящую в компетенцию ЕС, высказывает рекомендации и дает заключение по всем вопросам, составляющим предмет учредительных договоров. ЕК может обратиться в Суд ЕС с иском о неисполнении обязательств государством и попросить о наложении на ответчика штрафных санкций. Решение Суда подлежит обязательному исполнению.
ЕК вправе накладывать санкции в виде штрафов на предприятия за нарушения отдельных норм права ЕС, в частности в сфере права конкуренции (антимонопольного права). Контроль за применением штрафных полномочий ЕК осуществляет Суд ЕС.
ЕК направляет рекомендации Совету по вопросам начала переговоров с третьими государствами и международными организациями, получает на основе своих рекомендаций директивные указания (полномочия или мандат) и сама проводит переговоры в рамках директивных указаний Совета.
Источник: Словарь международного права.