ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
комплекс психо-физиологических особенностей человека (восприятие информации, принятие решений, психологические установки и т. п.) и его социальных ролей, играющий важную роль в промышленной безопасности и охране труда.
Источник: Российская энциклопедия по охране труда
Человеческий фактор
human factor) - обобщенное понятие, которым охватывается совокупность всех возможных проявлений деятельной сущности человека, его социальной, творческой активности и всех возможных последствий человеческой деятельности как на уровне личности, так и на уровне трудовых и любых др. коллективов. Понятие ЧФ соотносится с такими понятиями, как «субъективный фактор», «личностный фактор», «социальный фактор», «человек», но не совпадает с ними, отличаясь от каждого из них в большей или меньшей степени. В философском, мировоззренческом плане оно приближается к понятию «сущность человека», поскольку главное в нем - проявление активной роли человека, его деятельной сущности. Важнейшие структурные компоненты ЧФ: социально-психологические качества (потребности, интересы, мотивы, установки, ценностные ориентации и т.д.), уровень общей культуры; профессионализм и компетентность, нравственная надежность, уровень дисциплины и ответственности индивидов; результаты междолжностного и межгруппового взаимодействия и общения, коллективные «образования», состояния (синергетический эффект кооперации труда, морально-психологический климат, «дух команды», чувство принадлежности, лидерство и т.д.).
Источник: Профсоюзный словарь-справочник
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
1) психологические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности; 2) причина несчастного случая, аварии, происшествия в результате неправильных действий человека. Вклад Ч.ф. в аварийные ситуации на ПОО очень существенный. Так, для АЭС он составляет 30—80 %. Ч.ф. сыграл роковую роль в авариях на АЭС «Три-Майл-Айленд» и Чернобыльской. Поэтому подбору и уровню квалификации персонала, обучению и тренировке на тренажерах, организации рабочих мест, информационному обеспечению, взаимодействию и распределению ответственности персонала уделяется в последние годы большое внимание. Применительно к персоналу обычно рассматривают два аспекта: неправильное решение, приводящее к ошибочным действиям, которые могут стать инициирующими событиями для аварий, либо способствуют развитию уже произошедшей аварийной ситуации в аварию; несанкционированные действия, которые являются предметом специального рассмотрения. Основные способы повышения надежности: квалификационный и психологический отбор и тренировка кандидатов на должности операторов; автоматизация рутинных операций, не требующих интеллектуальных усилий; усовершенствование рабочего места, информационного обеспечения и поддержки оператора, организации управления.