ФЕДЕРАЦИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Федерация
(foedus, союз, договор) — добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

ФЕДЕРАЦИЯ
союзное государство, обладающее постоянными общесоюзными органами власти и управления, выступающее в качестве единого субъекта международного права.

Источник: Словарь международного права.

Федерация
форма государственного устройства, представляющая собой сложное государство, состоящее из территориальных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Федерация
сложное союзное государство, территориальные части которого формируются по национально-территориальному либо административно-территориальному принципу и обладают определенной политической, экономической, социально-культурной самостоятельностью.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

ФЕДЕРАЦИЯ
лат. Foedus - союз) Форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства образования (земли, штаты и т.д.) обладают определенной политической самостоятельностью, т.е. имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы; наряду с ними существуют федеральные органы государственной власти.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Федерация
представляет сложное союзное государство, состоящее из нескольких юридически равных самостоятельных территорий, имеющих общие органы власти и управления, созданные на основании федеративного договора, либо федеральной конституцией, где суверенитет принадлежит федерации в целом, а не ее субъектам (Российская Федерация, Бельгия, Малайзия, Австралийский союз, ОАЭ, ФРГ, Индия и т. д.).

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Федерация
это форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (субъектов или членов федерации), обладающих определенной политической самостоятельностью. Асимметричная федерация - вид федерации, субъекты которой обладают различным конституционным статусом, тогда как в симметричной федерации субъекты равностатусны. Российская Федерация является асимметричной, поскольку особое правовое положение в ней занимают республики, автономные округа, автономная область. Одним из основных принципов федеративного устройства выступает верховенство федерального закона, согласно которому законы, принятые на общефедеральном уровне, обладают высшей юридической силой по сравнению с законодательством субъектов Федерации.

Источник: Большой юридический словарь

Федерация
форма государственного устройства, существующая, как правило, в крупных или многонациональных государствах. Представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, элементами суверенитета. Составляющие федеративное государство государственные образования (республики, штаты, земли и т.п.) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующие органы субъектов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны; парламент имеет две палаты, одна из которых представляет интересы субъектов федерации, имеется два вида законов - федеральные и субъектов федерации.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ФЕДЕРАЦИЯ
фр. federation, от позднелат. foederatio - объединение, союз) - форма государственного устройства. Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие Ф. государственные образования (штаты, земли, провинции) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление.В отличие от унитарного государства Ф. имеет две системы высших органов власти - федеральные и соответствующие органы членов Ф. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные образования, составляющие Ф., не являются государствами в. собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту Ф. (см. Федеральная интервенция). Одним из обязательных элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры Ф. различаются Ф. на территориальной (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), национальной (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада).

Источник: Большой юридический словарь

ФЕДЕРАЦИЯ
от лат. foederatio – союз, объединение) – форма политико-территориального и (или) национально-государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.
Основное назначение Ф. – обеспечение сотрудничества субъектов как единого целого, согласования общегосударственных и региональных, национальных и иных интересов населения. Ф. свойственные такие признаки: а) наличие единой территории, состоящей из совокупности территорий ее субъектов, на которые распространяется суверенитет Ф.; б) наличие гарантий статуса и границ субъектов Ф.; в) конституционное либо конституционно-договорное разграничение предметов ведения и полномочий между Ф. и ее субъектами; д) учреждение и конституирование общего для всей Ф. механизма государственной власти (парламента, правительства, судов); е) наличие федеральной правовой системы, обеспечивающей единой правовое пространство, верховенство конституции и приоритет законов Ф.; ж) образование единого экономического и оборонного пространства, создание единой денежной, финансовой, кредитной систем, единых вооруженных сил, установление государственного языка (языков), государственных символов.
Конституция РФ открывает значительные возможности для дальнейшего развития федеративных отношений на основе сочетания интересов федерации и ее субъектов (гл. 3 «Федеративное устройство»).

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ФЕДЕРАЦИЯ
позднелат. foederatio - союз от foederare - укреплять союзом) -1) союз, объединение; 2) государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов, государственных образований; форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы (земли, штаты, области, губернии) имеют собственные конституции или уставы, законодательные, исполнительные, судебные органы; при этом образуются единые для всех единиц органы государственной власти (федеральные), устанавливается единое гражданство, денежная единица и т.д. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные образования, составляющие Ф., не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. Тем не менее, в ряде федеративных государств, в т.ч. в РФ, допускается ограниченное участие субъектов Ф. в международных экономических, культурных и т.п. контактах. В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право принять принудительные меры по отношению к субъекту Ф. (см. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ). Один из обязательных элементов Ф. - двухпалатная структура федерального парламента. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры Ф. различаются Ф. на территориальной основе (Австралия, Австрия, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика, США, ФРГ), на национальной основе (Бельгия, Индия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (Канада, РФ, Швейцария). В теории конституционною права т.ж. иногда проводится различие между т.н. конституционными Ф. (Бразилия, Канада, США), конституционно-договорными (РФ) и договорными (Объединенные Арабские Эмираты, Объединенная Республика Танзания, Швейцария), между централизованными (например, Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства) и децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Федерация
форма государственного устройства, предусматривающая осуществление государственной власти как в целом на общегосударственном уровне, так и на уровне составных частей государства - субъектов федерации.
В отличие от унитарных государств в федерациях существует два уровня законодательства - федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации.
Федерации отличает от государств, имеющих конфедеративное устройство, наличие общефедеральных органов законодательной, исполнительной, судебной власти, целостной территории, единых вооруженных сил, единой денежной системы и других признаков.
По способу образования принято выделять федерации конституционные и договорные. Конституционные федерации - созданные на основе Конституции или иного конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Договорными федерациями признаются образованные в результате объединения самостоятельных государств путем заключения договора о соединении их в одно единое государство. Иногда выделяется промежуточная форма - конституционно-договорные федерации. В основе их создания выделяют конституционные и договорные начала.
По способу выделения частей (субъектов) федерации можно подразделить на образованные по территориальному, национальному и территориально-национальному признаку. Федерации, в которых субъекты образуются исходя из территориально-географических условий, принято считать построенными по территориальному признаку. Построенными по национальному признаку признаются федерации, в которых субъекты выделяются по национально-этническим особенностям населения этих территорий. Территориально-национальный признак положен в основу федераций, в которых сочетаются оба подхода.
По особенностям разграничения полномочий между центральной государственной властью и властью субъектов федерации можно подразделить на централизованные, в которых федеральные органы имеют наибольший объем полномочий, включая вопросы изменения границ субъектов Федерации, создания и ликвидации субъектов, и децентрализованные - в этих государствах составные части наделяются достаточно широким объемом полномочий.
В зависимости от закрепления статуса субъектов федерации можно выделять симметричные - федерации, в которых все субъекты обладают равным статусом, и асимметричные - статус субъектов которых отличается. Федерации также различаются на два вида в зависимости от того, предусматривается ли возможность выхода из состава федерации ее субъектов или нет.
Российской государство является федерацией, основанной на территориально-национальном принципе создания субъектов Федерации, взаимоотношения между центральной властью и властью субъектов в которой основываются на конституционном регулировании.
Федеральной Конституцией закрепляются различные виды субъектов - республики в составе России, края, области, города федерального значения города Москва и Санкт-Петербург, автономных округов и автономная область - и одновременно провозглашается равенство всех субъектов, в том числе во взаимоотношениях с федеральными органами власти.
Конституцией России не предусматривается выход из состава федерации и провозглашается территориальная целостность Российской Федерации.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

ФЕДЕРАЦИЯ
лат. foedus – союз) – союзное государство, образованное в результате объединения ряда государств.
Советская Ф. является Ф. нового, высшего типа, принципиально отличающейся от Ф. буржуазной.
Советская федеративная форма государственного устройства, обусловленная многонациональным составом населения нашей страны, подчинена задаче разрешения национального вопроса, налаживания братского сотрудничества национальностей в едином союзном государстве.
Советская Ф. построена на основе диктатуры рабочего класса и Советской власти, как ее государственной формы. Она представляет собой объединение социалистических государств, политическую основу которых составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Принципами советской Ф. являются: 1) национально-территориальный принцип образования субъектов Ф., в основе которого лежит советский принцип свободного развития национальностей; 2) добровольность объединения советских республик в единое союзное государство; 3) полное равноправие субъектов Ф. – советских социалистических республик; 4) демократический централизм (см.).
До Великой Октябрьской социалистической революции марксисты считали Ф. неприемлемой формой государственного устройства для диктатуры пролетариата. Но в 1917 г., учитывая новый опыт борьбы пролетариата, марксисты пересмотрели эту формулу, признав, что Ф. есть целесообразная форма государственного устройства при переходе от капитализма к коммунизму в условиях многонационального социалистического государства. Изменение взглядов марксистов по вопросу о государственной Ф. объясняется тремя причинами:
Во-первых, тем, что ко времени Великой Октябрьской социалистической революции ряд национальностей России оказался на деле в состоянии полного отделения и полной оторванности друг от друга, и в этих условиях Ф. явилась шагом вперед от разрозненности трудящихся масс этих национальностей к их сближению и объединению.
Во-вторых, тем, что в ходе советского строительства сложившиеся формы Ф. оказались не противоречащими целям экономического сближения трудящихся масс национальностей России.
Наконец, в-третьих, тем, что удельный вес национального движения оказался более серьезным, а путь объединения наций – более сложным, чем могло казаться до Великой Октябрьской социалистической революции (см. Сталин И. В., Соч., т. 3, стр. 30–31).
Развитие Советского.многонационального государства является классическим образцом воплощения в жизнь учения Ленина–Сталина о социалистической Ф.
Формы советской Ф. развивались в соответствия с требованиями конкретной исторической обстановки. В наст, время имеются две ее основные формы: Ф. на базе автономии (см.) (РСФСР) и Ф. на базе объединения в союзное государство суверенных союзных республик (СССР). Обе указанные формы закреплены Конституцией СССР.
Советская федеративная форма государственного устройства обеспечила народам России возможность развиться и оформиться в новые, социалистические нации. На современном этапе развития Советского многонационального государства федеративная форма государственного устройства служит делу дальнейшего движения народов Советского Союза по пути к коммунизму.
Советская Ф., опирающаяся па диктатуру рабочего класса и руководимая Коммунистической партией, обеспечила расцвет культуры народов СССР, национальной по форме, социалистической по содержанию. Она сплотила все народы многонационального Советского Союза в единую братскую семью равноправных народов. Дружба советских народов представляет одну из важнейших движущих сиш советского общества.
Огромная роль в обеспечении дружбы советских народов принадлежит великому русскому народу. Особенно ярко сказалась эта роль русского народа в годы Великой Отечественной войны. В этой войне русский народ заслужил общее признание руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Советское многонациональное государство, организованное в форме советской Ф., выдержало все ~ испытания, в том числе тяжелые испытания Великой Отечественной войны, и вышло из них еще более окрепшим и могущественным.
Среди буржуазных государств формально считаются Ф. такие государства, как, напр., США, Швейцария, Австралийский союз, Канада, Мексика:, Венесуэла, Аргентина и др. Однако буржуазные Ф. сохраняют лишь внешнюю федеративную форму, ничем по существу не отличаясь от унитарных государств. Так, США из Ф. давно превратились в унитарное (слитное) государство с едиными конституционными нормами, с ограниченной административно-политической автономией штатов, допускаемой этими нормами. Подобным же образом обстоит дело и в других буржуазных «федеративных» государствах.
Члены буржуазной Ф. не являются национально-государственными образованиями, а сама Ф. представляет собой бюрократически централизованное государство империалистической буржуазии господствующей нации, проводящее политику национально-колониального гнета и расовой дискриминации. Напр., в тех же США многомиллионное негритянское население лишено элементарных человеческих прав.

Источник: Советский юридический словарь

ФЕДЕРАЦИЯ
в конституционном праве: одна из форм государственного устройства, при которой государство состоит из субъектов ф. – государств, автономных национальногосударственных (национальнотерриториальных) и территориальных (территориальногосударственных) образований.
По способу образования ф. может возникнуть либо путем созданного входящими в нее субъектами (государствами) союза, оформленного договором (так, к примеру, возник в 1922 г. Союз ССР, при этом был заключен Договор об образовании СССР), либо путем преобразования унитарного государства в ф. (например, в январе 1918 г. Российская советская республика была объявлена ф., но кто ее субъекты – полной ясности не было до 1992 г., когда было четко зафиксировано, что субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Возможно сначала создание государствами конфедерации, с последующим ее перерастанием в федеративное государство, что, однако, должно быть оформлено договором или конституцией нового государства.
Соответственно способу образования в науке конституционного права принято различать так называемые договорные и конституционные ф. Первые образуются путем заключения договора, вторые – путем принятия конституции нового государства. Однако деление это достаточно условно, поскольку в ф. чаще всего оба начала переплетаются, т. е. сначала заключается договор или както иначе декларируется образование ф., а затем это оформляется конституцией. Причем договор может стать частью конституции, как в неизмененном, так и в существенно переработанном виде, а может и не найти в ней места в виде официальной части, хотя и отражается в существе предписаний.
Оба этих варианта можно видеть в отечественной истории. Так, при создании СССР 30 декабря 1922 г. был заключен Договор об образовании СССР, затем принята Конституция СССР, Договор стал ее составной частью, однако его текст был сильно переработан по сравнению с 1922 г. Преобразование Российской республики в федеративное государство было объявлено в январе 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (посвященной в целом характеристике нового общественного строя) и в резолюции 3го Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской республики». В Конституцию 1918 г. Декларация, объявлявшая, помимо прочего, Россию ф., была включена, хотя наряду с этим в Конституции был и специальный раздел второй – «Общие положения Конституции РСФСР», где также давалась характеристика федеративного государства. 31 марта 1992 г. были заключено 3 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и соответственно республик, автономной области и автономных округов, краев, областей и городов федерального значения, объявленных в совокупности одним Федеративным договором. При изменении Конституции 21 апреля 1992 г. положения всех трех договоров были в переработанном виде включены в Конституцию, однако постановлением VI Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. он был объявлен в целом составной частью Конституции. При подготовке новой Конституции РФ на последнем этапе в маеиюне 1993 г. и проект Президента РФ, и проект Конституционной комиссии включали в себя Федеративный договор. Однако на последнем этапе при вынесении Президентом РФ проекта Конституции на референдум из текста был исключен Федеративный договор, хотя в содержании Конституции он упоминается, в ч. 3 ст. 11 Конституции сказано, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РСФ и субъектов РФ осуществляется самой Конституцией, Федеративным и иными договорами о таком разграничении. А в заключительных и переходных положениях указано, что Федеративный договор действует, но если его положения в чемто не соответствуют Конституции РФ, то действует Конституция.
По субъектному составу могут быть:
ф., состоящие из государств; например, субъектами СССР были союзные республики – государства, субъектами США являются штаты (в прямом переводе – государства), субъектами ФРГ – земли (в прямом переводе – страны, государства);
ф., состоящие из автономных единиц – например, при образовании РСФСР в 1918 г. провозглашалось, что в ее входят автономные областные союзы, которые со временем стали выглядеть как автономные республики, автономные области и автономные округа; соответственно до 1992 г. был дискуссионным вопрос о том, кто же субъекты РСФСР и как быть с территориями, где проживает почти стопроцентно русское население, – краями, областями, городами федерального значения, пока, наконец, они официально не стали также субъектами РФ;
ф., состоящие из территориальных единиц – собственно говоря, этот вид перекликается с первым видом, поскольку речь идет чаще всего о мононациональных государствах, где территориальные единицы до их объединения в ф. были самостоятельными территориями (государствами) с единым по психологии и языку населением, в этом качестве вошли в ф., а поэтому и последующие единицы входили в ф. не по национальному признаку, а как территориальные образования (например, это характерно для США);
ф., состоящие из различных видов субъектов – типичным примером является Российская Федерация.
По характеру связей между ф. и ее субъектами различают ф. с равноправными субъектами – так называемые симметричные ф., и ф. с неравноправными (разностатусными) субъектами – так называемые асимметричные ф.
В РФ существует и такое положение, когда одни субъекты входят в состав других субъектов. Это ряд автономных округов. Поскольку автономные округа входят также и в состав РФ, получается как бы двойной их статус. Порой это приводит к обострению их отношений с областями, в которые они входят.
Ф. имеет все признаки, характерные для государства – конституцию, федеральное законодательство, федеральные органы государственной власти, единые основы системы региональных органов государственной власти и местного самоуправления, систему экономических отношений, бюджет, финансовую и денежную систему, единые налоги, единые вооруженные силы и правоохранительные органы, единство статуса человека и гражданина, символы государства и его столицу.
По видам разграничения компетенции опыт федеративных государств дает разные примеры и сочетания. Наиболее распространены варианты: вопросы ведения ф., совместные вопросы ведения ф. и субъектов ф., остальные вопросы – в ведении самих субъектов; четкие полномочия ф., четкие полномочия субъектов ф. Но возможны также иные способы: определенный круг вопросов в ведении ф., остальное – в ведении субъектов; наоборот, определенный перечень вопросов в ведении субъектов, остальные – в ведении только центра. Причем следует иметь в виду, что ф. могут идти по пути определения по уровням так называемых предметов ведения, т. е. отраслей, сфер, групп отношений, либо по линии более или менее четкого разграничения по уровням компетенции, т. е. полномочий конкретных государственных органов.
Вопрос о мере соотношения возможностей центра и субъектов в федеративном государстве был, есть и останется злободневным. Однако мировой опыт, а также пример собственной истории говорит о том, что федеративное государство всегда настроено на сохранение, а то и увеличение своего влияния; ослабление ф. за счет изъятия у нее полномочий, собственности может привести к такому критическому пределу, за которым уже следует распад ф.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Федерация
(от позднелат. foederatio — союз, объединение) наряду с унитарной формой представляет собой одну из основных форм государственного устройства. Как форма государственного устройства она предполагает особый характер отношений между федеральными органами власти и органами составляющих федеративное государство территориальных частей — субъектов федерации.
Ф. представляет собой юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти. Ее характеризуют следующие признаки:
— Ф. — единое союзное государство, существующее наряду и сверх тех государств, которые входят в его состав, обладает суверенитетом.
— Ф. обладает необходимыми государственно-правовыми институтами, т. е. законодательными и исполнительными органами, которые избираются населением всех субъектов федерации, причем парламенты федерального типа, как правило, имеют двухпалатную структуру. Наряду с общей палатой, которая выражает интересы всего государства, существует палата, выражающая интересы субъектов федерации.
Акты федеральных органов являются обязательными на всей территории федерации. Они не подлежат рецепции, т. е. утверждению со стороны органов субъектов федерации, и адресованы непосредственно населению. Субъекты Ф. не имеют права отмены актов Ф.
— Ф. обладает единой территорией и единым гражданством. Причем территория федерации может состоять из территорий ее субъектов, но вместе с тем может существовать общефедеральная территория, которая в состав субъектов не входит.
— Ф. обладает компетенцией компетенции. Это означает, что она сама без согласия входящих в нее субъектов может расширять или сужать пределы своей компетенции, что и закрепляется в ее конституции. По сути это компетенция федерации на изменение своей компетенции.
— Ф. юридически нерасторжима, ее субъекты не обладают суверенитетом и не имеют права сецессии (выхода из состава федерации).
Федерациями являются Россия, Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Германия, Индия, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бельгия, Малайзия, Нигерия, ОАЭ, Пакистан, Сербия и Черногория, Швейцария и др.
Социалистические Ф. (СССР, Чехословакия и Югославия) строились по национально-государственному принципу, что во многом обусловило их разрушение.
По способу образования Ф. классифицируются на конституционные и договорные. Формирование на части территории Российской империи федеративного государства — РСФСР — было продекларировано Конституцией РСФСР 1918 г. Однако разделение этого государства на составные части — субъекты Федерации — происходило на основе Конституции с учетом двух требований (причем именно в этой последовательности): удобство администрирования, учет этнического фактора. Ни один субъект Федерации не входил в состав РСФСР на основе договора (с особым случаем Тывы, вошедшей в 1944 г. в Союз ССР на правах АО в составе РСФСР).
СССР — союзное государство, образованное на основе Союзного договора 1922 г. — являлся примером федерации, построенной по национально-государственному признаку. В СССР входили 15 союзных республик.
Российская Федерация является конституционной федерацией. В тысячелетней истории российской государственности нельзя найти некий нормативный акт, документ, которым бы создавалось Российское государство. Россия — исторически сформировавшееся государство, разделение которого на административные составляющие происходит на основе конституционных актов.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Ф. в отличие от конфедерации как международно-правового по своему характеру союза государств единое союзное государство, в составе которого имеются определенные национально-государственные и административно-территориальные образования, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти. Принятию Конституции РФ 1993 г., закрепившей федеративную форму ее государственного устройства, предшествовало подписание 31.03.1992 г. федеративного договора.
На примере Российской Федерации выделим следующие конституционные принципы правового регулирования федеративных отношений:
1)суверенитет РФ над всей ее территорией (ст. 4, 71);
2)верховенство на всей территории РФ Конституции РФ и федеральных законов (ст. 67);
3)целостность государственной территории (ст. 1, 3, 67);
4)прямое действие Конституции РФ на всей территории Федерации (ст. 15);
5)конституционное закрепление порядка изменения внешних и внутренних границ
государства (ст. 67, 71, 131);
6)единство правового режима территории РФ в вопросах экономики (единство экономического пространства), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности (ст. 8).
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.
Сегодня процесс формирования Российской Федерации еще далеко не завершен как в контексте наполнения прав и полномочий субъектов Федерации, закрепления стабильного и уверенного положения федеральных органов власти, так и в вопросе формирования самих субъектов Федерации. Российская Федерация представляет собой уникальное явление в государственно-правовой практике: это единственная страна в мире, в которой на федеральный уровень власти непосредственно выходило 89 (до начала процесса укрупнения субъектов РФ) субъектов. Отсутствие промежуточных звеньев затрудняло государственное управление страной, взаимодействие различных властных уровней снижало возможности центральной власти при осуществлении эффективного контроля над процессами в регионах, способствовало усложнению системы органов власти. Одним из вариантов преодоления подобных недостатков является формирование дополнительного уровня власти — межрегионального.
Начиная с 1994 г. в России сформировалась система межрегиональных ассоциаций, в которые входили соседствующие субъекты Федерации (были сформированы 7 ассоциаций). В 2000 г. были образованы федеральные округа: Центральный (центр — г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Нижний Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск). Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13.05.2000 г. № 849, которым на территории России было образовано 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента Российской Федерации, направлен на восстановление вертикали исполнительной власти.
Что касается самих федеральных округов, то на современном этапе развития российской государственности это оговоренный Конституцией РФ механизм реформирования системы государственного управления, а не изменение государственного устройства страны или территориальной организации государственной власти.
Федеративное устройство Российского государства — не самодостаточная ценность, а средство прогрессивного развития страны, осуществления эффективного управления государством. При этом меняется само предназначение российского федерализма, переставшего быть только и исключительно средством решения национального вопроса, превращающегося в форму демократизации управления государством.
И. Н. Барциц
Список литературы
Барциц И. Н. Государственное устройство Российской Федерации. — М., 2003.
Валентей С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. — М., 1998.
Киселева А. В., Нестеренко А. В. Теория федерализма. — М.: МГУ, 2002.
Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. — М., 1998.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

ФЕДЕРАЦИЯ
лат. Foederatio - союз, объединение) - форма политико-территориального и (или) национально-государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. В мире насчитывается 23 Ф., каждой из которых свойственна своя модель территориальной, национально-территориальной организации, отражающая соотношение целого (Ф.) с ее частями - субъектами Ф. (штатами, республиками, кантонами, землями, провинциями, областями и другими единицами).
В отличие от конфедерации - договорного союза независимых государств, которая, по сути, представляет международно-правовое объединение, Ф. - государственно-правовое объединение, единое суверенное государство с развитыми самоорганизацией и самостоятельностью его составных частей, множеством элементов, форм и механизмов саморегулирования (законодательством, системой властных структур и др.). В сравнении с унитарной формой Ф. в определенных исторических условиях рассматривается как: более демократический тип организации и ведения дел, организационно-территориального построения государства и управления им: форма выявления и удовлетворения многообразных интересов, стремлений, потребностей самовыражения, идентификации народов: средство отражения национального бытия, сознания, традиций народов (гражданских, национально-этнических, конфессиональных и др.).
Основное назначение Ф. - обеспечение сотрудничества субъектов как единого целого, согласования общегосударственных и региональных, национальных и иных интересов населения.
Ф. свойственны такие признаки, как: наличие единой территории, состоящей из совокупности территорий ее субъектов, на которые распространяется суверенитет Ф.; наличие гарантий статуса и границ субъектов Ф.; конституционное либо конституционно-договорное разграничение предметов ведения и полномочий между Ф. и ее субъектами; в ряде случаев наличие единого гражданства; учреждение и конституирование общего для всей Ф. механизма государственной власти (парламента, правительства, судов); наличие федеральной правовой системы, обеспечивающей единое правовое пространство, верховенство конституции и приоритет законов Ф.; образование единого экономического и оборонного пространства, создание единой денежной, финансовой, кредитной систем, единых вооруженных сил, установление государственного языка (языков), государственных символов Ф. На уровне территориальных частей Ф. также создаются основные элементы их государственности - законодательная, исполнительная власть, в ряде случаев собственная судебная власть, правовая система и др.
Большинство Ф. - крупные и средние государства, среди которых США, Германия, РФ, Канада, Австралия, Австрия, Швейцария, Индия, Пакистан, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Эфиопия, Нигерия.
По способу возникновения различаются договорные (на основе союза) и конституционные (основанные на автономии) Ф. (Германия, Индия, РСФСР (1918)). В зависимости от значения национального фактора в организации Ф. их классифицируют на территориально-национальные (Индия, Канада, РФ и др.) и чисто территориальные (Германия, Бразилия, Мексика и др.). По структуре и в зависимости от степени равноправия составных частей различают Ф. симметричные - с однопорядковыми субъектами (Австрия, Германия, ОАЕ и др.; юридически таковыми были СССР, СФРЮ, ЧСФР) и асимметричные - с разностатусными и различными видами субъектов (РФ, Швейцария). По степени сочетания централизации и децентрализации, учету спецификации различных составных частей Ф. их принято делить на интегративные (централизованные, например Индия) и деволюционные (относительно централизованные - США, Германия, Швейцария и др.).
По форме правления подавляющее большинство Ф. - республики. Ф. - монархиями являются Австралия, Канада (номинальный глава государства - английская королева), Бельгия, ОАЕ, Малайзия (13 штатов являются султанатами-монархиями, а 4 возглавляются губернаторами, назначаемыми Верховным главой Малайзии, избираемым Советом султанов, сроком на 5 лет), Статус Ф., их субъектов и составных частей (федеральных территорий, округов, ассоциированных государств) определяется конституцией Ф. Суверенитетом обладает само федеративное государство, субъекты иногда декларируют полный суверенитет, хотя им не обладают.
Конституционно-правовой статус Ф. и ее субъектов, характер федеративных отношений во многом предопределяется способами распределения власти - предметов ведения и полномочий - по вертикали. Именно в этом и состоит основное отличие федеративного устройства от унитарного.
В науке и конституционной практике существуют несколько способов разграничения предметов ведения и полномочий Ф. и ее субъектов. Суть первого состоит в установлении конституцией исключительных полномочий и предметов ведения Ф., а все остальные ею относятся к ведению субъектов Ф. (США, Австрия, Швейцария). Второй способ- определение полномочий как Ф., так и ее субъектов (Канада, Аргентина, Мексика и др.). При третьем способе перечисляются три сферы полномочий: Ф., ее субъектов и совместного ведения (ФРГ, Индия). Четвертый способ состоит в установлении перечня предметов ведения и полномочий Ф. и сферы совместного ведения Ф. и ее субъектов (РФ, Пакистан, Нигерия. Статья 73 Конституции РФ устанавливает при этом, что вне предметов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти). При этом степень детализации полномочий в разных Ф. неодинакова.
Число субъектов Ф. варьируется от 2 в Танзании до 89 в РФ (в США их 50, ФРГ- 16, Мексике-31, Пакистане и Микронезии - 4, Эфиопии - 9 и т.д.). Они называются штатами, землями, провинциями, кантонами, эмиратами, республиками, областями, краями, городами и т.д. По своему правовому положению субъектам ряда Ф. присущи признаки государственности: они имеют свою конституцию (штаты США, Мексики, республики в РФ), которую принимают сами и которая не нуждается в утверждении центральных органов; создают свои парламенты, издают законы, формируют свои правительства, возглавляемые губернаторами, президентами, главами республик (в РФ), премьер-министрами, главными министрами; могут иметь собственную судебную систему, вплоть до верховных судов, действующих параллельно с федеральными судами; в некоторых Ф. все ее субъекты или часть из них могут иметь свое гражданство (США, РФ); во многих Ф. субъекты вправе иметь свои символы (герб, флаг, столицу), вступать в экономические и культурные отношения с зарубежными государствами, создавать в этих целях свои представительства, иметь своих представителей во второй палате федерального парламента, которая считается органом выражения интересов субъектов Ф. (1 сенатора от каждого штата в США, по 3 - в Бразилии, от 3 до 6 - в ФРГ, от 1 до 34 - в Индии, 2 - в РФ и т.д.).
Исторические судьбы Ф. (старейшими из них являются Швейцария, созданная в 1291 г. и США - 1777 г.), их эволюция, возрастание после второй мировой войны втрое числа федеративных государств - с одной стороны, ликвидация созданных после обретения ими независимости таких Ф., как Индонезия, Ливия, Уганда, распад и реорганизация социалистических Ф. (СССР - в 1991 г., СФРЮ - в 1992 г., ЧСФР - в 1993 г.) - с другой, свидетельствуют об ошибочных в ряде случаев подходах к принципам их построения, переоценке тех или иных характерных черт и начал (например, национального принципа их построения, права на выход из Ф.).
В 90-е гг. XX в. идея федеративного строительства вновь стала активно востребоваться, о чем свидетельствует провозглашение Ф. Бельгии (1993), Эфиопии (1994). И это закономерно вытекает как из перспективности федерализма, так и из объективной универсальной тенденции мирового общественного развития к интеграции. Исторический опыт, накопленный Ф., в определенной мере используется такими международными образованиями, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств.

Источник: Энциклопедия юриста

ФЕДЕРАЦИЯ
в конституционном праве одна из форм государственного устройства, при которой государство состоит из субъектов Ф. - государств, автономных национально-государственных (национально-территориальных) и территориальных (территориально-государственных) образований.
По способу образования Ф. может возникнуть либо путем создания входящими в нее субъектами (государствами) союза, оформленного договором (так, к примеру, возник в 1922 г. Союз ССР; при этом был заключен Договор об образовании СССР), либо путем преобразования унитарного государства в Ф. (например, в январе 1918 г. Российская советская республика была объявлена Ф., но в вопросе о ее субъектах полной ясности не было до 1992 г., когда наконец было четко зафиксировано, что субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Возможно и создание государствами конфедерации с последующим ее перерастанием в федеративное государство, что, однако, должно быть оформлено договором или конституцией нового государства.
Соответственно, в науке конституционного права по способу образования принято различать так называемые договорные и конституционные Ф. Первые образуются путем заключения договора, вторые - путем принятия конституции нового государства. Однако деление это - условно, поскольку в Ф. оба начала чаще всего переплетаются, т. е. сначала заключается договор или как-то иначе декларируется образование Ф., а затем это оформляется конституцией. При этом договор может либо стать частью конституции (причем как в неизменном, так и в существенно переработанном виде), либо вообще не найти в ней места в виде официальной части, а только отражаться в существе предписаний.
Оба варианта можно видеть в отечественной истории. Так, при создании СССР 30 декабря 1922 г. был заключен Договор об образовании СССР, затем принята Конституция СССР. Договор является ее составной частью, однако его текст был существенно переработан по сравнению с текстом Договора 1922 г. Преобразование Российской республики в федеративное государство было объявлено в январе 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (посвященной в целом характеристике нового общественного строя) и в резолюции 3-го Всероссийского съезда Советов "О федеральных учреждениях Российской республики". В Конституцию 1918 г. Декларация, объявлявшая Россию федерацией, была включена, хотя в Конституции был и специальный раздел - общие положения Конституции РСФСР, - где также давалась характеристика федеративного государства.
31 марта 1992 г. были заключены три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и, соответственно, республик, автономной области и автономных округов, краев, областей и городов федерального значения, объявленные единым Федеративным договором. При изменении Конституции 21 апреля 1992 г. положения всех трех договоров были в переработанном виде включены в Конституцию, однако постановлением VI Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. данный Федеративный договор был объявлен в целом составной частью Конституции. При подготовке новой Конституции РФ на последнем этапе, в мае-июне 1993 г., и проект Президента РФ, и проект Конституционной комиссии включали Федеративный договор. Однако при вынесении Президентом РФ проекта Конституции на референдум Федеративный договор был исключен из ее текста, хотя в содержании Конституции он отражен. Кроме того, в ч. 3 ст. 11 Конституции сказано, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется самой Конституцией, Федеративным и иными договорами о таком разграничении. А в "Заключительных и переходных положениях" указано, что Федеративный договор действует, но в случаях несоответствия его положений Конституции РФ действует Конституция РФ.
Таким образом, хотя нынешнюю Российскую Федерацию и принято считать конституционной Ф., отрицать определенное значение Федеративного договора нельзя, особенно если учесть, что это постоянно подчеркивают представители многих субъектов РФ, особенно республик.
По субъектному составу различаются: Ф., состоящие из государств. Например: субъектами СССР были союзные республики - государства; субъектами США являются штаты (в прямом переводе - государства); субъектами ФРГ - земли (в прямом переводе - страны, государства); Ф., состоящие из автономных единиц. Например: при образовании РСФСР в 1918 г. провозглашалось, что в нее входят автономные областные союзы, которые со временем стали автономными республиками, автономными областями и автономными округами; соответственно, до 1992 г. был дискуссионным вопрос о субъектах РСФСР и о том, как быть с территориями, где проживает почти 100% русского населения, - краями, областями, городами федерального значения, пока, наконец, и они были официально провозглашены субъектами РФ; Ф., состоящие из территориальных единиц. Этот вид Ф. перекликается с первым из названных выше, поскольку речь идет чаще всего о мононациональных государствах, в которых территориальные единицы до их объединения в Ф. были самостоятельными территориями (государствами) с единым по психологии и языку населением. Впоследствии и другие единицы входили в Ф. не по национальному признаку, а как территориальные образования (например, это характерно для США); Ф., состоящие из различных видов субъектов. Типичным примером является Российская Федерация.
По характеру связей между Ф. и ее субъектами различают Ф. с равноправными субъектами - так называемые симметричные Ф., и Ф. с неравноправными (разностатусными) субъектами - так называемые асимметричные Ф.
Вопрос о статусе субъектов чрезвычайно важен, иногда может быть болезненно острым. Например, на последнем этапе существования Союза ССР таковым был вопрос о статусе автономных республик. Многие из них полагали, что должны иметь такой же статус, как и союзные республики, т. е- статус субъекта СССР. В 1990 г. были приняты законы СССР, которыми автономные республики были объявлены субъектами СССР. Однако это было неравнозначно воспринято теми союзными республиками, в состав которых входили автономные республики, поскольку получалось, что на союзном уровне голосами автономных республик можно было принять решения, в которых были не очень заинтересованы союзные республики (напомним, что в СССР было 15 союзных и 20 автономных республик). В проектах Союзного договора, который должен был оформить природу СССР на новом этапе развития, появилась формула о двух видах союзных республик: входящих только в СССР; входящих в СССР и в другую союзную республику. По всей вероятности, эта сложная и несколько искусственная конструкция привела бы к осложнениям в отношениях между двумя видами субъектов, если бы Союз ССР не прекратил свое существование.
В теперешней Российской Федерации вопрос о равенстве субъектов также не является простым, поскольку они в некоторых отношениях юридически не обладают адекватными характеристиками (республики имеют конституции, гражданство, более широкие права по распоряжению собственностью). Некоторые политические деятели утверждают, что асимметричная Ф. на данном этапе больше подходит для России. Но есть и противоположное мнение.
В Российской Федерации существуют и такие субъекты, которые входят в состав других субъектов. Это - автономные округа. Всего их 10: из них девять входят в состав краев и областей РФ; Чукотский автономный округ входит напрямую в Российскую Федерацию. Поскольку автономные округа входят также и в состав РФ, у них получается как бы двойной статус. Кое-где это приводит к обострению отношений с краями, областями, в которые они входят.
Ф. имеет все признаки, характерные для государства, - конституцию, федеральное законодательство, федеральные органы государственной власти, единые основы системы региональных органов государственной власти и местного самоуправления, систему экономических отношений, бюджет, финансовую и денежную систему, единые налоги, единые вооруженные силы и правоохранительные органы, единство статуса человека и гражданина, государственную символику и столицу.
По видам разграничения компетенции опыт федеративных государств дает разные примеры. Наиболее распространены варианты: вопросы ведения Ф., вопросы совместного ведения Ф. и субъектов Ф., остальные вопросы - в ведении субъектов Ф.; четкие полномочия Ф., четкие полномочия субъектов Ф. Но возможны также иные варианты: определенный круг вопросов - в ведении Ф., остальные - только в ведении субъектов Ф.; наоборот, определенный перечень вопросов Ф. - в ведении субъектов, остальные - только в ведении центра. Причем следует иметь в виду, что Ф. могут идти по пути определения по уровням так называемых предметов ведения, т. е. отраслей, сфер, групп отношений, либо более или менее четкого разграничения по уровням компетенции, т. е. полномочий конкретных государственных органов.
По характеру разграничения компетенции и обеспечения самостоятельности уровней управления Ф. могут быть весьма централизованными. Для таких Ф. даже возникло понятие "унитарная федерация". Возможны Ф. и с сильной степенью децентрализации, когда центру оставлен узкий круг предметов ведения, полномочий, остальное субъекты сохраняют за собой. Вопрос о мере соотношения возможностей центра и субъектов в федеративном государстве был и остается злободневным. Однако мировой опыт, а также пример собственной истории говорят о том, что федеративное государство всегда настроено на увеличение своего влияния. В то же время ослабление Ф. за счет изъятия у нее полномочий, собственности может привести к такому критическому пределу, за которым уже следует распад Ф. (см. также: Федерализм). (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
322.96 кб

Российская Федерация: глобализация и перспективы развития

Айбазов Р. У., Левакин И. В.
Читать PDF
220.48 кб

Идея права на достойное существование: мировые тенденции и отечественный опыт (Российская Федерация

Кропанева Елена Михайловна, Москаленко Максим Русланович
В данной работе проводится философско-правовой анализ идеи права на достойное человеческое существование, сопоставление ее юридических аспектов и социально-экономических механизмов реализации на международном, государственном и ре
Читать PDF
638.13 кб

Российская Федерация как субъект международных отношений

Колесник А. А.
Читать PDF
110.30 кб

Российская Федерация как правовое государство в условиях проведения административной реформы

Мамин А. С.
Читать PDF
263.09 кб

Российская федерация: централизованная или децентрализованная федерация

Камилова Джума Валиевна
Читать PDF
134.79 кб

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права

Кутафин Олег Емельянович
Читать PDF
130.02 кб

Федерализм и федерация: сущность и многообразие проявлений

Михайлова Наталья Вячеславовна
В настоящей статье раскрывается сущность понятий «федерализм» и «федерация» в их взаимосвязи и многообразии форм проявлений.
Читать PDF
46.16 кб

Российская Федерация Федеральный закон 29 ноября 2007 года№ 284- ФЗ о внесении изменений в часть вто

Читать PDF
155.37 кб

Российская Федерация. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ об автономных учреждениях

Путин В.
Читать PDF
57.64 кб

Российская Федерация Федеральный закон 7 апреля 2010 года № 60-ФЗ о внесении изменений в отдельные з

Читать PDF
77.62 кб

2001. 03. 024. Золотарева М. В. Федерация в России: проблемы и перспективы. М. : пробел, 1999. 176 с

Качан Е. В.
Читать PDF
178.44 кб

Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания

Турусин С. В., Шевченко Е. Б.
Предметом анализа выступает уточнение содержания понятий «федерация» и «федерализм».
Читать PDF
110.96 кб

Федерация и ее субъекты: характер взаимоотношений

Гончаров Игорь Владимирович
Механизм правового контроля (воздействия) федерального центра в сфере деятельности субъектов федерации является одним из важных элементов конституционного (государственного) права большинства федераций мира.
Читать PDF
0.00 байт

Российская Федерация федеральный закон 1июля 2010 г. №136-Ф3 о внесении изменений в федеральный зако

Читать PDF
0.00 байт

Российская Федерация Федеральный Закон 18 декабря 2006г. № 231- ФЗ о введении в действие части четве

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: