ФЕДЕРАЛИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФЕДЕРАЛИЗМ
от лат. foedus – союз) – принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации, т.е. объединения союза государственных образований. По своему назначению Ф. содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ФЕДЕРАЛИЗМ
фр. federalisme) -1) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер (см. ФЕДЕРАЦИЯ); 2) одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а т.ж. равноправие и самоопределение народов в составе Федерации; 3) политическое движение за федеративное устройство.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ФЕДЕРАЛИЗМ
в конституционном праве: одна из форм устройства государства и связанные с ней особенности организации государства и его взаимоотношений со своими составными частями; понятием «федерализм» зачастую охватываются также основы учения об организации, устройстве государства. Обычными вопросами ф. являются сущность федеративного государства, его соотношение с другой формой государственного устройства – унитарным государством. Суть ф. заключается: а) в характере внутренней структуры государства; б) в характере связей центра и частей федеративного государства;
в) в специфике прав центра и субъектов федеративного государства. Рассмотрим эти моменты в плане соотношения федеративного и унитарного государства.
– Если унитарное государство делится на административнотерриториальные единицы, то федеративное государство состоит из субъектов федерации, которые могут быть государствами (республики), национальнотерриториальными (автономными) образованиями или территориальными единицами со специфическим статусом, превращающими их скорее в территориальногосударственные (государственнотерриториальные) единицы.
– Характер отношений центра и субъектов в федеративном государстве выражается, как правило, в том, что субъекты равноправны в отношениях с федеративным государством и друг с другом. Субъекты имеют представительство на федеральном уровне, вправе обращаться в федеральные органы, т. е. в тех или иных специальных организационных формах могут участвовать в разрешении интересующих их вопросов на федеральном уровне. В унитарном государстве у административнотерриториальных единиц тоже есть возможности влияния на решение вопросов в центре, однако они гораздо скромнее и выражаются, как правило, в виде просьб и ходатайств, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.
– С этим связан и еще один фактор: в унитарном государстве сильнее степень централизованного руководства и регулирования в отношении жизни государства. В федеративном государстве на уровне федерации концентрируются важнейшие вопросы жизни страны, далее предполагается большая мера децентрализации как в руководстве делами, так и их правовом регулировании.
– Унитарное государство, как правило, имеет чаще всего единую правовую основу статуса административнотерриториальных единиц. В федеративном государстве наряду с федеральной базой есть основа в самих субъектах федерации (например, в РФ – конституции республик и уставы остальных субъектов, право законодательства субъектов).
– В унитарном государстве возможна большая мера вмешательства (специалисты говорят – интервенции) центра в дела территорий. В федеративном государстве это также не исключается, но всетаки масштабы меньше и основой являются экстремальные ситуации или явные нарушения субъектами законодательства федерации, ущемления прав и свобод человека и гражданина. Если в унитарном государстве более наблюдаются директивные средства воздействия центра на части, включая право отмены их актов и действий, в федеративном государстве такие средства применяются как исключение и изредка, а более естественным путем является предложение субъекту самому исправить положение либо оспаривание его акта в федеральном органе конституционного правосудия и контроля.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ФЕДЕРАЛИЗМ
принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального и (или) национально-территориального устройства ряда современных государств. По своему назначению Ф. содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Ф. выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно-правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путем разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.
Ф. является, прежде всего, способом обеспечения и сохранения единства, территориальной целостности государства, учета и сочетания многообразных интересов государства и его частей, их самоорганизации и саморегулирования, противостояния региональному и этническому обособлению. Мировой опыт показывает, что Ф. в определенных исторических условиях позволяет сочетать национальный фактор с территориальным и иными (например, лингвистическим, конфессиональным), обеспечивает единое демократическое, экономическое, правовое, оборонное и т.п. пространство, взаимный контроль федерации и ее субъектов через различные механизмы (политические, правовые, финансово-бюджетные и т.д.).
Определяющим критерием идентификации Ф. как способа принятия решений в сложном государстве является наличие конституционно установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией и ее частями (субъектами).
По своим целям и задачам Ф. не замыкается на принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической, социальной и иных систем. В сущности Ф. отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.
Существующие в мире модели Ф. основываются на сочетании множества факторов (территориального, исторического, национального характера), на учете их взаимодействия и взаимовлияния в реальной конституционно-правовой и политической практике.
Современный Ф. основывается на различных критериях. Концепция дуалистического Ф. исходит из идеи равноправия между федерацией и ее субъектами, достигаемого наделением целого и его частей самостоятельной компетенцией и определением пределов вмешательства в дела друг друга, а также из двойственности суверенитета, признаваемого как за федерацией, так и ее субъектами (формально такой федерацией был СССР).
В основу "координированного" Ф. положена идея такого разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами. когда они рассматриваются как независимые друг от друга и обладающие в основном одинаковым статусом в пределах конституционной компетенции.
Кооперативный Ф. (ФРГ) исповедует концепцию взаимного дополнения, вертикального и горизонтального сотрудничества федерации и ее составных частей, их взаимодействия и взаимозависимости в процессе осуществления конституционных полномочий.
Конкретные формы Ф. непосредственно связаны с характером федерации, организационным ее построением, способом возникновения и ее структурой (договорная либо конституционная, территориальная - национально-территориальная, асимметричная - симметричная, централизованная (интеграционная) - относительно децентрализованная (деволюционная).

Источник: Энциклопедия юриста

ФЕДЕРАЛИЗМ
способ (принцип) территориальной организации государства, выраженный в характере взаимоотношений субъектов федерации между собой и федеральными органами государственной власти. Ф. как сочетание самоуправления и разделения властей выполняет две главные функции: 1) децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали. Считается поэтому, что по сравнению с унитаризмом Ф. есть более демократический принцип организации государства, поскольку допускает децентрализацию власти ее полицентризм, гарантирующий от диктатуры; 2) интегрирует территориальные сообщества, т. е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования - единого целостного государства. Как воплощение принципа Ф. федеративное государство хотя и состоит из отдельных субъектов, однако представляет собой единое, целостное государство, которому присущи те же свойства, что и унитарному государству: единая территория, население, живущее на этой территории, власть, действующая на всей территории государства. Как принцип государственного устройства Ф. включает в себя способ урегулирования разногласий и объединение сообщества людей на государственном уровне; определяет разделение государственной власти по вертикали территориальными образованиями различного уровня в едином государстве. В западной науке Ф. понимается как процесс, призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечивать наиболее целесообразные в данных условиях методы управления. В качестве принципа конституционного строя Ф. выступает и как способ государственного территориального устройства страны, и как конституционная основа исторически сложившегося государственного единства многонационального народа России, являющегося юридической (и фактической) гарантией государственной целостности РФ, целостности ее территорий, а также территорий, входящих в РФ. Конституция РФ (ч. 3 ст. 5) прямо указывает на то, что "федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти". Возведение Ф. в ранг конституционного принципа означает, что в РФ национальный вопрос и вопрос о территориально-политической организации общества и государства, разграничении предметов ведения между союзом и составляющими его частями (субъектами) решается на основе принципа Ф. Изначально Ф. опирается на строгое, двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач. Субъекты РФ имеют собственную территорию, конституции или уставы и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости; предметами ведения Федерации являются важнейшие вопросы государственной жизни: организация высших органов власти, внешняя политика, оборона страны, финансы, федеральные налоги, федеральные энергетические системы, транспорт, информация, связь, правовые основы единого рынка и др. В ведение субъектов РФ входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единого (общегосударственного) регулирования. Во многих сферах Федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют, обеспечивая политическую, правовую, экономическую и другую интеграцию государства в слаженно работающий единый организм. Субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом. Действующая Конституция РФ, как и предыдущая, не говорит о том, что субъекты Федерации являются суверенными. Особенно важно, что они лишены права на сецессию - свободный (односторонний) выход из состава Российского государства, не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в международных отношениях. Субъекты РФ не обладают верховенством на своей территории в том смысле, что действие федерального права распространяется на всю Федерацию и ни один из субъектов Федерации не вправе препятствовать его законному применению (ч.1 и 2 ст. 15 Конституции РФ).
Принято различать две основные модели Ф. - дуалистический и кооперативный. Дуалистический Ф. базируется на идее равновесия между Федерацией и ее субъектами, которые имеют свои предметы ведения и не вмешиваются в дела друг друга (эта модель Ф. характерна для США). Концепция кооперативного Ф. основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества (эта модель Ф. используется, в частности, в ФРГ).
Принцип Ф., определяющий сложный (многосоставный), союзный характер государства, находит воплощение в территориальной организации федеративного государства.
От понятия "Ф." необходимо отличать "псевдофедерализм" - термин (введенный И.А. Ильиным), характеризующий процесс внедрения принципов Ф. в государствах, не имеющих достаточных социокультурных и социально-экономических предпосылок для его формирования, определяющий его сложный (многосоставный), союзный характер.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Федерализм
(от лат. foederatio — союз, объединение) — 1) теория и практика создания целостного союзного государства, образованного совокупностью политически и юридически равнозначных частей (квазигосударств), связанных общими интересами, историческими судьбами, договорными конституционными отношениями и совместным управлением в единое государственное целое с большей степенью взаимозависимости (федерация) или большей автономией частей, субъектов (конфедерация); 2) форма государственности, в основе которой лежат следующие принципы: формирование геополитического пространства государства как единого целого из территориальных членов (субъектов) федерации (штатов, кантонов, земель, республик и т. п.); субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают ограниченным суверенитетом, включая принятие собственной конституции; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы; одновременно существуют единое федеративное (союзное) гражданство и гражданство союзных единиц.
В социально-политическом отношении принципы федерализма внутренне связаны с философией естественного права и теорией конституционализма (парламентаризм, представительная демократия), с формированием гражданского общества и рождением института нации как согражданства населения разных этнических групп, объединенных данной государственностью. В социально-экономическом отношении принципы федерализма могут быть реализованы только на основе развития внутреннего рынка страны, который интегрирует все материальные ресурсы субъектов федерации для удовлетворения всей массы потребностей данного государства и внешнеэкономической деятельности федеративного центра, создания условий для развития национального производства.
Конкретные формы федерализма постоянно меняются, отражая различные варианты взаимоотношений между федеральной (центр) властью и субъектами Федерации прежде всего в области экономики (денежная политика, налоги, кредит и т. п.). Можно выделить три наиболее известные формы: договорную, централистскую и кооперативную, позволяющие проследить исторические тенденции развития социально-экономических основ федеративной государственности. Им соответствует и определенный экономический механизм взаимодействия властных структур разных уровней.
Договорная форма федерализма рассматривает федерацию в виде объединения государств, передающих на основе договора некоторые права новообразованному центральному правительству. В договорной федерации все формы подпадают под совместное регулирование. Федеральное правительство не может приобрести новых прав, прежде всего, в области экономики, без предварительного согласия членов федерации, поскольку оно сформировано ими. Особой разновидностью современной договорной федерации является координированный федерализм, когда центр и регион, уровни власти действуют независимо друг от друга в конституционно установленных пределах.
Централистская форма федерализма предполагает, что вся социально-экономическая (и политическая) жизнь в отдельных частях государства должна осуществляться на основе решений общефедеральных органов. Исходным положением этой формы федерализма является тезис, что только народ страны образует единственно законный источник суверенной власти, и потому правительство, пользующееся поддержкой большинства населения, должно быть верховным над правительствами субъектов федерации.
Кооперативная форма федерализма основывается на социально-экономическом сотрудничестве между федеральным центром и субъектами федерации. Здесь акцент делается на разработку не юридических процедур, регулирующих компетенцию различных уровней управления, а механизмов, способствующих выявлению и согласованию взаимовыгодного сотрудничества между властными структурами государства. Эти отношения часто отклоняются от правовых норм, установленных между федерацией и ее субъектами, и носят характер фактических отношений, сформировавшихся под воздействием конкретных социальноэкономических условий развития страны. Здесь экономический механизм дополняется специфически организованным механизмом вертикального и горизонтального сотрудничества.
Различные теории федерализма не выявляют в полной мере экономические, социальные и политические корни федеративной государственности. Они представляют собой попытки теоретически осмыслить отдельные стороны этого многофакторного явления общественной жизни, наиболее актуальные для определенного периода исторического развития отдельных стран и мировой цивилизации в целом. В теории федерализм осмысливался и под углом выяснения вопросов, касающихся суверенитета, — политико-правового статуса, полномочий и компетенции федерации и ее составных частей. Были высказаны три взаимоисключающие точки зрения: согласно первой (Г. Еллинек,
П. Лабанд, В. Уиллоуби и др.) суверенитетом обладает только федерация в целом. Их оппоненты (М. Зейдель, Д. Кальхаун), наоборот, считали, что суверенитет принадлежит составным частям федерации, особенно в тех случаях, когда субъекты федерации наделялись конституцией правом нуллификации и свободного выхода из союза. Третьи (А. Токвиль, Г. Вайц и др.) делили суверенитет между федерацией и ее членами соответственно закрепленной в конституции доле государственной власти. В обоснование такого взгляда указывалось, что политикоправовой статус федерации и ее членов не может быть изменен никем из них в одностороннем порядке. Проблемы федерализма осмысливались и с точки зрения возможности достижения компромисса в управлении сложными структурами, его принципы стали связываться с возможностью принятия конкретных решений, обеспечивающих устойчивость, эффективность, мир.
Различие концепций федерализма определяется учеными главным образом по критерию взаимоотношений разных уровней власти.
Россия — федеративное государство. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ все субъекты Федерации являются равноправными субъектами и равноправными по отношению друг к другу. При этом республики имеют свою конституцию и законодательство, а прочие субъекты — устав и законодательство. Здесь же закрепляются положения о государственной целостности и единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Однако из приведенных положений очевидно, что субъекты Федерации находятся не в равноправном положении. Так, республики по сути обладают атрибутами государства, чего нельзя сказать о прочих субъектах. Наличие подобных противоречий в определении статуса субъектов Федерации приводит к серьезным издержкам в отношениях центра и субъектов, в отношениях между самими субъектами и, наконец, оказывает негативное воздействие на процесс функционирования системы государственного управления в целом.
Конституция РФ (ст. 71–73) весьма четко определяет сферы компетенции, предметы ведения федеральных органов власти и ее субъектов.
Одной из сложнейших проблем, стоящих перед современной системой государственного управления, являются взаимоотношения центра и субъектов Феде- рации, центральной и местной власти. Эта проблема сводится к вопросу о доле ответственности за общее состояние системы государственного управления, приходящейся на федеральные, республиканские, краевые, областные, городские и другие органы власти, о сфере компетенции этих органов в осуществлении управленческих функций.
З. М. Зотова
Список литературы
Абдулатипов Р.Г, Болтенкова А. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России: в 3 кн. — М., 1992–1993.
Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ). — М., 2000.
Федерализм: теория, институты, отношения: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М., 2001.
Федерация в зарубежных странах. — М., 1993.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
94.21 кб

Российский федерализм как фактор формирования системы национальной безопасности страны

Королева Юлия Михайловна
В работе раскрываются возможности федерализма, в частности российского, воздействовать на процесс формирования и укрепления национальной безопасности страны.
Читать PDF
109.75 кб

Национальный суверенитет и Российский федерализм

Михайленок Олег Михайлович
Определение сущности национального суверенитета может быть двояким. При общегражданском подходе он отождествляется с государственным и народным суверенитетом.
Читать PDF
104.85 кб

Федерализм как форма государственного устройства

Жидких Владимир Александрович
В статье рассматривается федерализм как форма государственности. Исследуется современная российская государственность, в совокупности отражающая всё многообразие федеративного устройства.
Читать PDF
1.38 мб

Федерализм: политические идеологии и политические практики

Утенков Геннадий Николаевич
В статье вопросы развития федерализма рассматриваются во взаимосвязи политических идеологий и политических практик.
Читать PDF
110.85 кб

Федерализм как форма государственного единства

Козлова Н. Ю.
Читать PDF
110.72 кб

Рец. На: Хабибуллина Г. Р. , Железнов Б. Л. Федерализм и федеративное государство: историко-правовое

Мокшина М. А., Барамидзе С. М.
Читать PDF
73.65 кб

2003. 04. 012. Бейкер Л. , Янг Э. Федерализм и двойной стандарт в судебном контроле. Baker L. , youn

Коданева С. И.
Читать PDF
70.05 кб

"народный федерализм": к постановке вопроса

Хакимов Р. С.
В России форма государственного устройства страны не была результатом навязывания какой-либо доктрины, она вытекала из естественной ситуации этнического, географического, экономического многообразия территории.
Читать PDF
804.28 кб

Федерализм и функционализм в теории европейской интеграции

Дульский Иван Владимирович
Исследованы федерализм и функционализм как основные подходы теории европейской интеграции в 20-30-х гг. XX века, раскрыта история возникновения теорий федерализма и функционализма применительно к процессу европейской интеграции.
Читать PDF
279.79 кб

Россииский конституционный строй и федерализм (теоретико-правовое содержание)

Заметина Т. В.
Раскрывается содержание правовых категорий как конституционный строй и федерализм. Категория «конституционный строй» отражает основные закономерности развития нашего государства, его отдельных государственно-правовых институтов.
Читать PDF
130.02 кб

Федерализм и федерация: сущность и многообразие проявлений

Михайлова Наталья Вячеславовна
В настоящей статье раскрывается сущность понятий «федерализм» и «федерация» в их взаимосвязи и многообразии форм проявлений.
Читать PDF
241.11 кб

Национальный суверенитет и Российский федерализм

Михайленок Олег
Читать PDF
91.88 кб

Российский федерализм: влияние новых аспектов на развитие судебной системы

Павликов Сергей Герасимович
Читать PDF
0.00 байт

2001. 02. 021. Карапетян Л. М. Федерализм и права народов. М. : Приор, 1999. 109 с. Библиогр. : С. 1

Качан Е.
Читать PDF
0.00 байт

Федерализм в России и США: сравнительный анализ

Ли Д. П.
Дается сравнительный анализ федерализма в России и США, рассматривается историческая судьба двух народов и двух государств, находящихся на противоположных сторонах земного шара.

Похожие термины:

  • БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

    обусловленная особенностями федеративного устройства страны бюджетная политика государства, характеризующаяся существованием двух взаимосвязанных систем налогообложения, признанием за субъе
  • Федерализм дуалистический

    форма государственного устройства, при которой соблюдается самостоятельность как федерального центра, так и субъектов федерации, признается разделение суверенитета, параллельное функционирова
  • ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

    принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на приоритете федерации.
  • КООПЕРАТИВНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

    одна из форм нецентрализованной федерации, взаимоотношения в которой строятся на началах, исключающих иерархию (подчинение друг другу). По мнению крупнейшего исследователя современного федерали
  • СУДЕБНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

    принцип устройства судебной власти в федеративном государстве, связанный с приспособлением институтов судебной власти к федеративному характеру отношений между федеральным центром и составным
  • ФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ

    конституционная реформа, направленная на переход от унитарного государственного устройства к федеративному. В последние годы Ф. имело место в Бельгии и, фактически, в России.
  • ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА

    основополагающие начала, идеи, позволяющие раскрыть сущность федерации, отличить ее от «нефедерации». К ним относятся: – разграничение предметов ведения и полномочий между органами государствен