ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
представительный и законодательный орган РФ. На основе Конституции РФ оно формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности государства, в т.ч. по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Федеральным Собранием РФ были приняты федеральные законы: «Об обороне» 1996; «О гражданской обороне» 1998; «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1994; «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» 1995; «О радиационной безопасности населения » 1996; «О пожарной безопасности» 1994; «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 1997; «О безопасности гидротехнических сооружений» 1997 и др. Федеральное Собрание РФ обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности в указанной области, проводит парламентские слушания по данным вопросам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
согласно ст. 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации". ФС - один из федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, это орган законодательной власти (ст. 10-11 Конституции РФ).
Однако полномочия палат и содержание их деятельности шире, чем только представительство населения и законотворчество. Палаты принимают участие в рассмотрении и решении многих важных вопросов верховного управления государством, утверждают бюджет государства. Они также участвуют в формировании ряда федеральных государственных органов; по некоторым направлениям осуществляют функцию парламентского контроля.
ФС РФ состоит из двух палат - Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД). В СФ входят по два представителя от каждого из 89 субъектов РФ - главы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти (всего 178 чел.). По отношению к ним Конституция РФ использует понятие "член Совета Федерации". Члены СФ не работают в палате на профессиональной постоянной основе, а периодически заседают и выполняют в Москве иные функции. В остальное время они исполняют штатные обязанности в своих субъектах.
ГД состоит из 450 депутатов, избираемых непосредственно населением РФ. Из них 225 депутатов избираются в территориальных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства и 225 депутатов - по федеральным спискам партий и движений по пропорциональной избирательной системе. Все депутаты ГД обязаны работать в ней на профессиональной постоянной основе. Они получают вознаграждение за выполнение депутатских полномочий, не вправе находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
ФС РФ не имеет компетенции, которую палаты осуществляли бы на совместных заседаниях. Более того, согласно ст. 100 Конституции РФ, СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только для заслушивания (но не для обсуждения) посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Основа отношений между палатами ФС РФ - принцип верхней и нижней палат. СФ считается верхней, ГД - нижней палатой. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует соподчиненность; ГД не подчинена СФ. Палаты - самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта как бы идет "снизу вверх". Поскольку первой законопроекты должна рассматривать ГД, ее и именуют нижней палатой. Далее принятый ею закон поступает в СФ, поэтому его называют верхней палатой. У СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, но уже квалифицированным большинством - не менее чем двумя третями от общего числа депутатов ГД.
ФС РФ находится в системе разделения властей, его палаты взаимодействуют в процессе осуществления своих функций с Президентом и Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ. (С. А.)
Однако полномочия палат и содержание их деятельности шире, чем только представительство населения и законотворчество. Палаты принимают участие в рассмотрении и решении многих важных вопросов верховного управления государством, утверждают бюджет государства. Они также участвуют в формировании ряда федеральных государственных органов; по некоторым направлениям осуществляют функцию парламентского контроля.
ФС РФ состоит из двух палат - Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД). В СФ входят по два представителя от каждого из 89 субъектов РФ - главы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти (всего 178 чел.). По отношению к ним Конституция РФ использует понятие "член Совета Федерации". Члены СФ не работают в палате на профессиональной постоянной основе, а периодически заседают и выполняют в Москве иные функции. В остальное время они исполняют штатные обязанности в своих субъектах.
ГД состоит из 450 депутатов, избираемых непосредственно населением РФ. Из них 225 депутатов избираются в территориальных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства и 225 депутатов - по федеральным спискам партий и движений по пропорциональной избирательной системе. Все депутаты ГД обязаны работать в ней на профессиональной постоянной основе. Они получают вознаграждение за выполнение депутатских полномочий, не вправе находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
ФС РФ не имеет компетенции, которую палаты осуществляли бы на совместных заседаниях. Более того, согласно ст. 100 Конституции РФ, СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только для заслушивания (но не для обсуждения) посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Основа отношений между палатами ФС РФ - принцип верхней и нижней палат. СФ считается верхней, ГД - нижней палатой. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует соподчиненность; ГД не подчинена СФ. Палаты - самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта как бы идет "снизу вверх". Поскольку первой законопроекты должна рассматривать ГД, ее и именуют нижней палатой. Далее принятый ею закон поступает в СФ, поэтому его называют верхней палатой. У СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, но уже квалифицированным большинством - не менее чем двумя третями от общего числа депутатов ГД.
ФС РФ находится в системе разделения властей, его палаты взаимодействуют в процессе осуществления своих функций с Президентом и Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ. (С. А.)