ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Федеративный договор
это соглашение двух или нескольких государств или территориально-государственных образований, оформляющее создание федерации; соглашение федерации и ее субъектов о разграничении предметов ведения, полномочий органов государственной власти. В России 31 марта 1992 г. были заключены три договора между Россией и различными видами ее субъектов, но после принятия Конституции РФ 1993 г., они утратили свое значение.

Источник: Большой юридический словарь

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР
один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Институт Ф.д. включает в себя три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между: федеральными органами государственной власти РФ и соответственно органами власти суверенных республик в составе РФ; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ, подписанные 31 марта 1992 г представителями РФ и всех субъектов РФ (кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии). 10 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов РФ одобрил подписанный Ф.д. и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РФ. Однако и после этого Ф.д. продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт. Конституция РФ 1993 г, объявила о верховенстве своих норм над нормами Ф.д., но одновременно подтвердила (в п. 3 ст. 11) действие последнего в сфере регулирования федеративных отношений, что позволяет считать РФ федерацией конституционно-договорного типа.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР
категория, появившаяся в 1992 г. и вошедшая с этого времени в российский конституционный лексикон. Напомним, что хотя РСФСР была объявлена федеративным государством еще в январе 1918 г., во все время ее пребывания в составе СССР как одной из союзных республик природа РСФСР была неясна. А все начала, характерные для федерации, концентрировались на уровне СССР, в том числе и для автономных республик, автономных областей и автономных округов, входивших в РСФСР.
С прекращением существования СССР особенно стало необходимым уточнить природу РСФСР как федеративного государства. Но надо иметь в виду, что до этого времени основой федеративного государства в нашей стране считался исключительно национальный признак, т. е. субъектами федерации были только национальные республики или автономии. К началу 1992 г. возобладал другой подход: федерация может состоять как из национальных, так и территориальных образований. Иначе говоря, субъектами РФ могут быть не только республики, автономная область, автономные округа, но также и края, области и города федерального значения.
Отражение новой природы РФ как раз и зафиксировали три документа, в совокупности именуемых Федеративным договором. Это подписанные 31 марта 1992 г. представителями трех групп указанных субъектов Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти соответственно: республик в составе РФ; краев, областей, городов Москвы и СанктПетербурга; автономной области, автономных округов в составе РФ.
По решениям 6го Съезда народных депутатов РФ от 10 и 21 апреля 1992 г. Ф.д. был объявлен в целом составной частью действовавшей на то время Конституции РСФСР 1978 г., кроме того, его положения были включены в различные главы Конституции.
При подготовке новой Конституции РФ вопрос о том, включать ли в нее Ф.д., был предметом острых дискуссий. В конце концов в оба ведущих проекта – Президента РФ и Конституционной комиссии Ф.д. был включен. Но на последнем этапе разработки президентского проекта, который, как известно, стал основой новой Конституции РФ, Ф.д. в качестве отдельной части из проекта был исключен. В таком виде Конституция была вынесена на референдум 12 декабря 1993 г. и принята.
Однако это не значит, что Ф.д. перестал действовать. В ст. 11 Конституции РФ говорится: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Таким образом, с этим актом следует считаться. Правда, в «Заключительных и переходным положениях» Конституции сказано, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Ф.д., а также других договоров между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, договоров между органами власти субъектов РФ действуют положения Конституции РФ.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР
договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ. Фактически представляет собой 3 договора: Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ", Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ", и Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ". В Ф.д. входят также протоколы к двум первым из перечисленных договоров, причем Протокол ко второму Договору в соответствии с его ч. 2 ст. 7 рассматривается как неотъемлемая часть Ф.д.
Каждый из трех договоров, составляющих Ф.д., содержит исчерпывающее определение предметов ведения федеральных органов государственной власти, а также находящихся в совместном ведении органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Ф.д. устанавливается, что все иные вопросы относятся к исключительному ведению субъектов РФ. По своему содержанию Ф.д. не является ни учредительным договором, ни договором о преобразовании в федерацию государства с иным государственно-территориальным устройством, поскольку к моменту его заключения РФ уже сложилась как суверенное федеративное государство. Вместе с тем федеративные отношения на основе принципа разделения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами стали новым шагом в развитии федерализма в России.
Ф.д. юридически закреплял реально существовавшие в то время различные типы субъектов РФ - национально-государственные (суверенные республики в составе РФ), административно-территориальные (края, области, города Москва и Санкт-Петербург) и национально-территориальные (автономная область и автономные округа) образования.
Работа по подготовке Ф.д. началась в 1990 г. 17 июля 1990 г. Президиумом ВС РСФСР было принято постановление о Ф.д., определившее необходимость: формирования СФ; разработки и согласования основных принципов государственного устройства РФ; обсуждения на очередном Съезде народных депутатов Декларации об основных принципах государственного устройства РФ; составления и заключения Ф.д. Работа над проектом Ф.д. велась совместно с разработкой проекта новой Конституции РФ: договор должен был служить основой для содержания будущей конституции в сфере государственного устройства и федеративных отношений. Проект договора был рассмотрен на III (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР в марте 1991 г., где было принято решение о его доработке совместно с представителями субъектов РФ и подготовке к подписанию.
Ф.д. был подписан 31 марта 1992 г. в Кремле полномочными представителями субъектов РФ, а от имени Федерации - Председателем ВС РФ Р.И. Хасбулатовым и Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Не подписали Ф.д. Республика Татарстан и Чечено-Ингушская Республика. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. VII Договора между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе РФ регулирование отношений по разграничению полномочий между ними допускалось и в иных, не связанных с подписанием Договора формах, в том числе на двусторонней основе, в соответствии с Конституциями РФ и республики в составе РФ.
10 апреля этого же года VI Съезд народных депутатов РФ одобрил Ф.д. и включил его содержание в текст Конституции РСФСР 1978 г. Принятие Конституции РФ 1993 г. и одновременное прекращение действия Конституции 1978 г. юридически не означало прекращения действия Ф.д. Частью 3 ст.11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется, помимо Конституции РФ, Федеративным и иными договорами. Положения Ф.д. в этой части, с некоторыми изменениями были включены в текст Конституции РФ. Все остальные положения Ф.д. согласно ч. 4 п. 1 раздела второго Конституции РФ действуют в части, не противоречащей Конституции РФ.

Источник: Энциклопедия юриста

Федеративный договор
соглашение о разграничении компетенции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, подписанное 31.03.1992 г.
Изначально процесс разработки и обсуждения Ф.д. проходил наряду с процессом выработки нового союзного договора. Необходимость заключения Ф.д. была законодательно закреплена Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР «О конкурсе на лучший вариант проекта Федеративного договора РСФСР» от 17.07.1990 г. Но постепенно работа над проектом Ф.д. была свернута.
С прекращением в августе–декабре 1991 г. существования Советского Союза вопрос о взаимоотношениях республик в составе России с федеральной властью потребовал активизации работы по подготовке соглашения о разграничении полномочий. В республиках начали проявляться сепаратистские тенденции, процесс передела собственности и власти принял характер, опасный для российской государственности. Рабочая группа предложила в этих условиях подписать Соглашение по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе РФ.
Однако руководители большинства республик отвергли такой подход и выступили за подписание Ф.д. 31 марта 1992 г. был подписан (а не заключен) Ф.д., который на том этапе развития позволил избежать нарастания противостояния, сгладить противоречия, закрепить сложившееся соотношение сил. Были заключены три договора между федеральными органами государственной власти РФ и ее субъектами, которые были объединены под названием «федеративного договора»: 1) Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик в составе РФ. 2) Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и СанктПетербурга. 3) Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ.
Закрепленный Ф.д. отказ республик от определения себя в качестве автономий, признание их суверенными республиками в составе России нашли свое конституционное выражение в Законе Российской Федерации «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 21.04.1992 г.
Ф.д. — не государствообразующий акт, а соглашение о разграничении компетенции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Если после своего подписания Ф.д. был включен в текст Конституции в качестве ее составной части, то в тексте действующей Конституции РФ 1993 г. он упоминается как один из договоров, регулирующих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). В случае несоответствия положений Ф.д. Конституции РФ 1993 г. действуют положения Конституции.
Закрепленная Ф.д. 1992 г., а затем и Конституцией РФ 1993 г., схема распределения полномочий основана на делении всех вопросов государственной жизни на три группы:
1)предметы ведения Российской Федерации, полный перечень которых дан в ст. 71 Конституции РФ (18 пунктов);
2)предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полный перечень которых дан в ст. 72 Конституции РФ (14 пунктов);
3)предметы ведения субъекта Российской Федерации, определенные по принципу «все, что остается за вычетом предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».
И. Н. Барциц
Список литературы
Федеративный договор: документы, комментарии / колл. авт.: Р. Г. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, Г. А. Гаджиев, Б. С. Крылов,
Ю. А. Тихомирова, Ю. Н. Яров. — М., 1994.
Барциц И. Н. Договорное регулирование федеративных отношений // Законодательство. — 2001. —№ 6.
Иванов В. В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика. — Красноярск, 1997.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
240.81 кб

О договорном регулировании федеративных отношений

Черепанов В. А.
Читать PDF
4.01 мб

К вопросу о реализации положений федеративного договора

А. Ф. Малый, Т. Н. Малая
Читать PDF
117.97 кб

Федеративные отношения: перспективы договорного регулирования

Черепанов Виктор Алексеевич
Рассмотрены принципы договорного регулирования федеративных отношений, выделены основные направления развития договорного процесса, в том числе при проведении правового эксперимента по проверке новой модели разделения публичной вл
Читать PDF
266.19 кб

Федеративный договор 1992 года и современный российский федерализм

Железнов Борис Леонидович, Губейдуллин Рамиль Харисович
В статье исследуется политико-правовая природа Федеративного договора от 31 марта 1992 г., заключенного между Российской Федерацией и её субъектами.
Читать PDF
106.50 кб

Договорное регулирование федеративных отношений в Российской Федерации

Рябов Евгений Васильевич
Читать PDF
252.40 кб

Роль договорных отношений в формировании российского федеративного государства

Тетуев Алим Инзрелович
Статья посвящена одной из наиболее актуальных научных проблем формированию и развитию российской модели федерализма.
Читать PDF
123.50 кб

Республика Татарстан в проектах союзного и федеративного договоров в 1990-1991 гг

Голышева А. В.
Автор, опираясь на материалы республиканской периодической печати за 19901991 гг., анализирует процесс подписания Татарстаном союзного договора.
Читать PDF
529.85 кб

Договор энергоснабжения в гражданском праве Российской Федерации и Федеративной Республики Германия

Малинкин Александр Игоревич
В статье приведен анализ и сравнение энергоснабжения как в правовых системах РФ и ФРГ. проанализировано отличие российского права и германского договорного права в энергетической сфере.
Читать PDF
150.58 кб

Роль договоров в разграничении предметов ведения между центром и регионами в федеративном государств

Ибрагимова Ф. М.
Данная статья посвящена анализу договорного разграничения предметов ведения между центром и регионами в федеративном государстве.
Читать PDF
181.84 кб

Историко-правовые аспекты участия республики Калмыкии в подписании Федеративного договора 1992 г. И

Голышева А. В.
Рассматривается распад СССР в декабре 1991 г., который активизировал процесс суверенизации республик в составе России. В начале 1990-х гг.
Читать PDF
1.89 мб

98. 04. 020. Договорные формы регулирования федеративных отношений в России (обзор материалов научно

Алферова Е. В.
Читать PDF
1.76 мб

Конституция и Федеративный договор: проблемы соотношения (политико-правовые дискуссии мая 1992 - сен

Митюков Михаил Алексеевич
На основе документальных источников (стенограмм Съездов народных депутатов, Верховного Совета и Конституционной комиссии России) и иных материалов автор, член Конституционной комиссии и председатель Комитета по законодательству бы
Читать PDF
1.92 мб

Конституция и Федеративный договор: Проблемы соотношения (политико-правовые дискуссии мая 1990 - апр

Митюков Михаил Алексеевич
На основе документальных источников (стенограмм Съездов народных депутатов, Верховного Совета и Конституционной комиссии России) и иных материалов автор, член Конституционной комиссии и председатель Комитета по законодательству ВС