см. Феодальное право.
ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО
ПРАВО ФЕОДАЛЬНОЕ
Источник: Советский юридический словарь
Феодальное право
исторический тип права, соответствующий экономическим и социально-политическим отношениям феодального общества. (Характерными чертами его были: открытое закрепление юридического неравенства в сословной организации феодального общества; партикуляризм; крайне низкая юридическая техника, казуистический характер нормативных актов и т. п.)
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
Феодальное право
исторический тип права, выражавший государственную волю феодалов, соответствующий экономическим и социально-политическим отношениям феодального общества, вследствие этого открыто закрепляло юридическое неравенство дворян, помещиков, крестьян, характеризовалось низкой юридической техникой, казуистическим характером нормативных актов и т.п.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО
исторический тип права, соответствующий экономическим и социально-политическим отношениям феодального общества. Важной отличительной чертой Ф. п. являлось открытое закрепление юридического неравенства в сословной организации феодального общества. Для Ф. п. были также характерны партикуляризм (т. е. местные различия), крайне низкая юридическая техника, казуистический характер нормативных актов. Источниками европейского Ф. п. до периода абсолютизма были главным образом обычаи, соглашения феодалов, а также грамоты монархов, закреплявшие привилегии тех или иных сословий, отдельных лиц, городских общин. Большое значение имела и судебная практика. В раздробленной Германии важную роль играло "городское" право, также базировавшееся на практике городских судов (см. Магдебургское право). Самостоятельную ветвь европейского Ф. п. составляло каноническое право. В XVI-XVII вв. в ряде европейских государств начинается кодификация права, издаются единые законодательные акты, напр. свод "Каролина" 1552 г. в Германии, Соборное уложение 1649 г. и др. На протяжении всего периода феодализма в Европе применялось римское право, главным образом в сфере торгового оборота.
Источник: Большой юридический словарь
ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО
исторический тип эксплуататорского права, сложившийся в результате образования феодальных государств и обусловленный базисом феодального общества. Ф. п. было приспособлено к системе феодально-крепостнических общественных отношений, которые представляли собой прогресс по сравнению с рабовладельческой общественно-экономической формацией.
Ф. п., как и вся надстройка феодального общества, имело своим назначением обслуживание базиса этого общества, его оформление, развитие и защиту.
Основной задачей Ф. п. является закрепление собственности феодалов на землю и обеспечение политического господства феодалов над трудящимся населением – крестьянами (и ремесленниками). Политическое господство феодалов, обусловленное феодальной собственностью на землю, было необходимо для того, чтобы обеспечить мерами внеэкономического принуждения феодальные способы эксплуатации крестьян и ремесленников (барщина, натуральный и денежный оброк). Ф. п. закрепляло различные формы зависимости трудящихся от феодалов, из которой самой тяжелой и наиболее распространенной была крепостная (крепостное право).
Феодальная форма собственности на землю, как основа феодальной системы, отличалась от рабовладельческой собственности своей иерархической структурой. Земельные собственники были связаны между собой сложной системой иерархических отношений. Феодалы различались по рангам, в которых определялась степень самостоятельности каждого из них и степень их зависимости от более сильных и могущественных. Во главе этой иерархической системы стояли феодальные монархи, считавшие себя верховными собственниками всей земли. От них получали и «держали» землю феодалы низших рангов. Таким образом, феодальная собственность расчленялась на «верховную собственность» и владение (см. Феодальное государство).
Для Ф. п. характерно также закрепление правового неравенства среди различных групп населения, что получило свое выражение в сословной организации феодального общества. В соответствии с принадлежностью человека к тому или другому сословию определялся объем его прав и обязанностей. Для всех феодальных систем является типичным разделение всего населения на следующие сословия: дворянство, духовенство, городское население (в котором были в свою очередь подразделения) и крестьянство. Во Франции крестьянство по мере исчезновения крепостничества было включено в третье сословие. Господствующее положение б феодальной системе занимали 2 сословия – дворянство и духовенство. Оба эти сословия пользовались рядом преимуществ, получивших название привилегий, как, напр., владение землей и крепостными, отправление правосудия, освобождение от налогов, ряд преимуществ по гос. службе, право на суд равных и пр. Сословное положение переходило по наследству, и переход из низших сословий в высшие был очень затруднен.
По характеристике Маркса, Ф. п. по своему содержанию есть «кулачное право» и «право-привилегия», так как в нем открыто выражается внеэкономическое принуждение и самосуд феодалов, резко и обнаженно выступают преимущества господствующего класса над классом эксплуатируемых.
На первых стадиях развития феодального государства. Ф. п. отличалось в одной и той же стране пестротой и разнообразием и т. н. партикуляризмом (т. е. местными особенностями!). Причины этого партикуляризма те же, которые породили условия феодальной раздробленности, а именно: господство натурального хозяйства в феодальной экономике, слабость экономических связей между отдельными областями феодальных государств, слабое развитие городов как центров ремесла и торговли и товарно-денежных отношений.
Источниками Ф. п. до периода абсолютизма (см.) были гл. обр. обычаи (см.), соглашения феодалов, грамоты монархов. В этих грамотах обычно закреплялись какие-нибудь привилегии. Большое значение имела и судебная практика. В Англии на почве судебной практики выросла особая ветвь права – коммон лоу (common law). Закон занимал незначительное место в системе источников Ф. п. на первой стадии развития феодализма (т. е. в период феодальной раздробленности). В средневековой континентальной Европе в систему Ф. п. входило также римское право (см.) и каноническое право (см.). При переходе от феодальной раздробленности к абсолютизму происходят весьма существенные изменения в праве.
Созревание буржуазных производственных отношений в недрах феодального общества, рост и укрепление буржуазии, постепенное преодоление феодальной раздробленности и усиление центральной власти вызывают необходимость внести единство в Ф. п. Среди источников Ф. п. большое значение начинают приобретать акты королей – ордонансы (см.) на Западе или, напр., царские указы в Московской Руси, вытесняющие обычаи и другие источники Ф. п. Происходит кодификация (см.) права, издаются единые законодательные акты, напр., кодекс уголовно-процессуального и уголовного права в Германии в 1532 г., названный по имени императора Карла V «Каролиной» (см.), Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. (см. Соборное Уложение 1649 г.) и др. В процессе консолидации Ф. п. в Западной Европе большую роль сыграла рецепция римского права (см.). По мере созревания в недрак феодализма буржуазных производственных отношений и формирования класса буржуазии Ф. п. вместе с феодальным государством становилось тормозом развития нового способа производства в было уничтожено буржуазной революцией, приведшей к установлению буржуазного государства и буржуазного права (см.).
Ф. п., как и вся надстройка феодального общества, имело своим назначением обслуживание базиса этого общества, его оформление, развитие и защиту.
Основной задачей Ф. п. является закрепление собственности феодалов на землю и обеспечение политического господства феодалов над трудящимся населением – крестьянами (и ремесленниками). Политическое господство феодалов, обусловленное феодальной собственностью на землю, было необходимо для того, чтобы обеспечить мерами внеэкономического принуждения феодальные способы эксплуатации крестьян и ремесленников (барщина, натуральный и денежный оброк). Ф. п. закрепляло различные формы зависимости трудящихся от феодалов, из которой самой тяжелой и наиболее распространенной была крепостная (крепостное право).
Феодальная форма собственности на землю, как основа феодальной системы, отличалась от рабовладельческой собственности своей иерархической структурой. Земельные собственники были связаны между собой сложной системой иерархических отношений. Феодалы различались по рангам, в которых определялась степень самостоятельности каждого из них и степень их зависимости от более сильных и могущественных. Во главе этой иерархической системы стояли феодальные монархи, считавшие себя верховными собственниками всей земли. От них получали и «держали» землю феодалы низших рангов. Таким образом, феодальная собственность расчленялась на «верховную собственность» и владение (см. Феодальное государство).
Для Ф. п. характерно также закрепление правового неравенства среди различных групп населения, что получило свое выражение в сословной организации феодального общества. В соответствии с принадлежностью человека к тому или другому сословию определялся объем его прав и обязанностей. Для всех феодальных систем является типичным разделение всего населения на следующие сословия: дворянство, духовенство, городское население (в котором были в свою очередь подразделения) и крестьянство. Во Франции крестьянство по мере исчезновения крепостничества было включено в третье сословие. Господствующее положение б феодальной системе занимали 2 сословия – дворянство и духовенство. Оба эти сословия пользовались рядом преимуществ, получивших название привилегий, как, напр., владение землей и крепостными, отправление правосудия, освобождение от налогов, ряд преимуществ по гос. службе, право на суд равных и пр. Сословное положение переходило по наследству, и переход из низших сословий в высшие был очень затруднен.
По характеристике Маркса, Ф. п. по своему содержанию есть «кулачное право» и «право-привилегия», так как в нем открыто выражается внеэкономическое принуждение и самосуд феодалов, резко и обнаженно выступают преимущества господствующего класса над классом эксплуатируемых.
На первых стадиях развития феодального государства. Ф. п. отличалось в одной и той же стране пестротой и разнообразием и т. н. партикуляризмом (т. е. местными особенностями!). Причины этого партикуляризма те же, которые породили условия феодальной раздробленности, а именно: господство натурального хозяйства в феодальной экономике, слабость экономических связей между отдельными областями феодальных государств, слабое развитие городов как центров ремесла и торговли и товарно-денежных отношений.
Источниками Ф. п. до периода абсолютизма (см.) были гл. обр. обычаи (см.), соглашения феодалов, грамоты монархов. В этих грамотах обычно закреплялись какие-нибудь привилегии. Большое значение имела и судебная практика. В Англии на почве судебной практики выросла особая ветвь права – коммон лоу (common law). Закон занимал незначительное место в системе источников Ф. п. на первой стадии развития феодализма (т. е. в период феодальной раздробленности). В средневековой континентальной Европе в систему Ф. п. входило также римское право (см.) и каноническое право (см.). При переходе от феодальной раздробленности к абсолютизму происходят весьма существенные изменения в праве.
Созревание буржуазных производственных отношений в недрах феодального общества, рост и укрепление буржуазии, постепенное преодоление феодальной раздробленности и усиление центральной власти вызывают необходимость внести единство в Ф. п. Среди источников Ф. п. большое значение начинают приобретать акты королей – ордонансы (см.) на Западе или, напр., царские указы в Московской Руси, вытесняющие обычаи и другие источники Ф. п. Происходит кодификация (см.) права, издаются единые законодательные акты, напр., кодекс уголовно-процессуального и уголовного права в Германии в 1532 г., названный по имени императора Карла V «Каролиной» (см.), Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. (см. Соборное Уложение 1649 г.) и др. В процессе консолидации Ф. п. в Западной Европе большую роль сыграла рецепция римского права (см.). По мере созревания в недрак феодализма буржуазных производственных отношений и формирования класса буржуазии Ф. п. вместе с феодальным государством становилось тормозом развития нового способа производства в было уничтожено буржуазной революцией, приведшей к установлению буржуазного государства и буржуазного права (см.).
Источник: Советский юридический словарь
ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО
исторический тип права, соответствующий экономическим и социально-политическим отношениям феодального общества. При всем многообразии исторических и культурно-цивилизационных вариаций феодализма сущность феодальной системы можно свести к особой форме собственности на землю. Земельные собственники были связаны между собой сложной системой иерархических отношений. На нижней ступени иерархии стояли крестьяне, которые владели землей и обязаны были нести повинности в пользу ее другого, вышестоящего владельца - феодала. Тот мог получить землю в свою очередь от феодала более высокого ранга и был также обязан нести в пользу последнего определенную службу. Во главе этой системы стояли феодальные монархи, считавшие себя верховными собственниками всей земли. От них получали и "держали" землю феодалы низших рангов. Таким образом, феодальная собственность расчленялась на "верховную собственность" и владение.
Для большинства феодальных обществ в определенный период их развития было характерно также наличие внеэкономических способов принуждения крестьян к труду (серваж, крепостничество), хотя такое принуждение не является обязательным и универсальным признаком феодальной системы.
Важной отличительной чертой Ф.п. являлось открытое закрепление юридического неравенства различных категорий населения, что получило выражение в сословной организации общества. В соответствии с принадлежностью человека к тому или иному сословию определялся объем его прав и обязанностей. Для всех феодальных обществ типичны следующие сословия: дворянство, духовенство, городское население и крестьянство. Господствующее положение в феодальной системе занимали дворянство и духовенство. Оба эти сословия пользовались рядом привилегий - владение землей и крепостными, отправление правосудия, освобождение от налогов, преимущество по государственной службе, право на суд равных и пр. Сословное положение переходило по наследству, и переход из низших сословий в высшие был очень затруднен.
В государственно-правовом развитии феодальное общество в Европе проходило обычно несколько последовательных этапов: раннефеодальная монархия, феодальная раздробленность, сословно-представительная монархия и абсолютизм. Республиканская форма правления встречалась только на уровне городов-государств (Венеция, Флоренция и др.). В Польше существовал своеобразный гибрид монархии и республики. Для феодальных обществ Азии обычной формой правления была деспотия, при которой государство целиком подавляло общество, а власть единоличного правителя (султана, шаха, императора) была безраздельной.
Формирование национальных правовых систем в Европе шло весьма сложным путем. На первых стадиях развития феодального государства Ф.п. отличалось в одной и той же стране пестротой и разнообразием и так называемым партикуляризмом (т.е. местными особенностями), что было обусловлено отсутствием прочных экономических и политических связей, единой государственной воли. Общей чертой была крайне низкая юридическая техника, казуистический характер нормативных актов.
Источниками европейского Ф.п. до периода абсолютизма были главным образом обычаи, соглашения феодалов, а также грамоты монархов, закреплявшие привилегии тех или иных сословий, отдельных лиц, городских общин. Большое значение имела и судебная практика. В Англии на ее почве выросла особая система права - общее право. В раздробленной Германии значительным было "городское" право, базировавшееся на практике городских судов. Право города Магдебурга (см. Магдебургское право) оказало влияние и на соседние государства: Польшу, Литву. Закон в период феодальной раздробленности играл крайне незначительную роль. Самостоятельную ветвь европейского Ф.п. составляло каноническое право, которое в первую очередь регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержало ряд положений гражданского права, особенно в области семейных отношений.
В восточных феодальных обществах предписания религиозно-правового характера, традиции и этические учения являлись гораздо более важным регулятором общественной жизни, чем позитивное право, выраженное в законах. Особенно это касалось Японии и Китая, где все законодательство ограничивалось немногочисленными, но крайне суровыми нормами уголовного права.
Развитие экономических связей внутри страны, формирование единого национального рынка, постепенное преодоление феодальной раздробленности и усиление центральной власти вызывают необходимость унификации Ф.п. Среди его источников все большее значение начинают приобретать акты монархов (королевские ордонансы на Западе, царские указы в Московской Руси), отчасти вытесняющие обычаи и другие источники Ф.п. В XVI-XVII вв. в ряде европейских государств начинается кодификация права, издаются единые законодательные акты, например, свод "Каролина" 1552 г. в Германии, Соборное уложение 1649 г. в Русском государстве и др.
Замена Ф.п. современным правом в большинстве европейских стран происходила достаточно плавно, эволюционно и заняла несколько столетий. Ростки современного права в недрах Ф.п. зародились в западноевропейских городских общинах (отсюда название нового права - "буржуазное") уже задолго до конца средневековья. В процессе трансформации Ф.п. в Западной Европе большую роль сыграла рецепция римского права. В течение нескольких веков институты и нормы Ф.п. тесно соседствуют в европейских правовых системах с элементами нового права, прежде всего, гражданского, торгового. Гуманистические реформы эпохи "просвещенного абсолютизма" (XVIII в.) устраняют ряд средневековых принципов и институтов из уголовного права и процесса (запрет пыток, членовредительских наказаний и др.). Буржуазные революции конца XVIII - первой половины XIX в. наносят удар по феодальному государству и феодальной системе земельных отношений. Ко второй половине XIX в. Ф.п. в Западной Европе уже существовало в виде пережитков, некоторые из которых впрочем сохранились и в XX в. Победа нового права была закреплена путем массовой кодификации, причем образцом для большинства европейских наций послужили французские наполеоновские кодексы (гражданский 1804 г., уголовный 1810 г. и др.). Особый путь был характерен для Англии, где Ф.п. сохранило многие свои формы, изменив постепенно их содержание. Это касается прежде всего архаичных институтов государственной власти, сохранения титулов, феодальной собственности в земельной сфере. Внешняя преемственность Ф.п. выражается также в сохранении юридической силы тысяч судебных прецедентов и актов. Достаточно вспомнить, что в современной Великобритании к числу действующих конституционных актов относят Великую хартию вольностей 1215г.
Гораздо дольше сохранялись институты Ф.п. в странах Восточной Европы и Латинской Америки, особенно в сфере земельных и семейных отношений. Что касается стран Азии и Северной Африки, то здесь демонтаж Ф.п. происходил уже под сильным воздействием передовой европейской правовой культуры. В большинстве случаев европейское "буржуазное" право насаждалось колонизаторами и ограничивалось сферами администрации, уголовного права и процесса, торгового оборота. В области земельных и семейных отношений Ф.п. опять-таки консервировалось и нередко сохраняется по сей день, поскольку освящено религиозной догмой (см. Мусульманское право). Совершенно иным путем пошла Япония, где нормативная основа Ф.п. в период реформ "сверху" эпохи Мэйдзи (последняя треть XIX в.) была всего за 20-30 лет заменена самым передовым европейским законодательством. Однако рецепция современного западного права в Японии во многом носила механический, внешний характер: чуждые нормы просто отвергались феодальным правосознанием и традициями.
В России решительный поворот от Ф.п. к современному праву начался только в период буржуазных реформ 1860-х гг.; процесс постепенного изживания Ф.п. был завершен революцией 1917г.
Для большинства феодальных обществ в определенный период их развития было характерно также наличие внеэкономических способов принуждения крестьян к труду (серваж, крепостничество), хотя такое принуждение не является обязательным и универсальным признаком феодальной системы.
Важной отличительной чертой Ф.п. являлось открытое закрепление юридического неравенства различных категорий населения, что получило выражение в сословной организации общества. В соответствии с принадлежностью человека к тому или иному сословию определялся объем его прав и обязанностей. Для всех феодальных обществ типичны следующие сословия: дворянство, духовенство, городское население и крестьянство. Господствующее положение в феодальной системе занимали дворянство и духовенство. Оба эти сословия пользовались рядом привилегий - владение землей и крепостными, отправление правосудия, освобождение от налогов, преимущество по государственной службе, право на суд равных и пр. Сословное положение переходило по наследству, и переход из низших сословий в высшие был очень затруднен.
В государственно-правовом развитии феодальное общество в Европе проходило обычно несколько последовательных этапов: раннефеодальная монархия, феодальная раздробленность, сословно-представительная монархия и абсолютизм. Республиканская форма правления встречалась только на уровне городов-государств (Венеция, Флоренция и др.). В Польше существовал своеобразный гибрид монархии и республики. Для феодальных обществ Азии обычной формой правления была деспотия, при которой государство целиком подавляло общество, а власть единоличного правителя (султана, шаха, императора) была безраздельной.
Формирование национальных правовых систем в Европе шло весьма сложным путем. На первых стадиях развития феодального государства Ф.п. отличалось в одной и той же стране пестротой и разнообразием и так называемым партикуляризмом (т.е. местными особенностями), что было обусловлено отсутствием прочных экономических и политических связей, единой государственной воли. Общей чертой была крайне низкая юридическая техника, казуистический характер нормативных актов.
Источниками европейского Ф.п. до периода абсолютизма были главным образом обычаи, соглашения феодалов, а также грамоты монархов, закреплявшие привилегии тех или иных сословий, отдельных лиц, городских общин. Большое значение имела и судебная практика. В Англии на ее почве выросла особая система права - общее право. В раздробленной Германии значительным было "городское" право, базировавшееся на практике городских судов. Право города Магдебурга (см. Магдебургское право) оказало влияние и на соседние государства: Польшу, Литву. Закон в период феодальной раздробленности играл крайне незначительную роль. Самостоятельную ветвь европейского Ф.п. составляло каноническое право, которое в первую очередь регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержало ряд положений гражданского права, особенно в области семейных отношений.
В восточных феодальных обществах предписания религиозно-правового характера, традиции и этические учения являлись гораздо более важным регулятором общественной жизни, чем позитивное право, выраженное в законах. Особенно это касалось Японии и Китая, где все законодательство ограничивалось немногочисленными, но крайне суровыми нормами уголовного права.
Развитие экономических связей внутри страны, формирование единого национального рынка, постепенное преодоление феодальной раздробленности и усиление центральной власти вызывают необходимость унификации Ф.п. Среди его источников все большее значение начинают приобретать акты монархов (королевские ордонансы на Западе, царские указы в Московской Руси), отчасти вытесняющие обычаи и другие источники Ф.п. В XVI-XVII вв. в ряде европейских государств начинается кодификация права, издаются единые законодательные акты, например, свод "Каролина" 1552 г. в Германии, Соборное уложение 1649 г. в Русском государстве и др.
Замена Ф.п. современным правом в большинстве европейских стран происходила достаточно плавно, эволюционно и заняла несколько столетий. Ростки современного права в недрах Ф.п. зародились в западноевропейских городских общинах (отсюда название нового права - "буржуазное") уже задолго до конца средневековья. В процессе трансформации Ф.п. в Западной Европе большую роль сыграла рецепция римского права. В течение нескольких веков институты и нормы Ф.п. тесно соседствуют в европейских правовых системах с элементами нового права, прежде всего, гражданского, торгового. Гуманистические реформы эпохи "просвещенного абсолютизма" (XVIII в.) устраняют ряд средневековых принципов и институтов из уголовного права и процесса (запрет пыток, членовредительских наказаний и др.). Буржуазные революции конца XVIII - первой половины XIX в. наносят удар по феодальному государству и феодальной системе земельных отношений. Ко второй половине XIX в. Ф.п. в Западной Европе уже существовало в виде пережитков, некоторые из которых впрочем сохранились и в XX в. Победа нового права была закреплена путем массовой кодификации, причем образцом для большинства европейских наций послужили французские наполеоновские кодексы (гражданский 1804 г., уголовный 1810 г. и др.). Особый путь был характерен для Англии, где Ф.п. сохранило многие свои формы, изменив постепенно их содержание. Это касается прежде всего архаичных институтов государственной власти, сохранения титулов, феодальной собственности в земельной сфере. Внешняя преемственность Ф.п. выражается также в сохранении юридической силы тысяч судебных прецедентов и актов. Достаточно вспомнить, что в современной Великобритании к числу действующих конституционных актов относят Великую хартию вольностей 1215г.
Гораздо дольше сохранялись институты Ф.п. в странах Восточной Европы и Латинской Америки, особенно в сфере земельных и семейных отношений. Что касается стран Азии и Северной Африки, то здесь демонтаж Ф.п. происходил уже под сильным воздействием передовой европейской правовой культуры. В большинстве случаев европейское "буржуазное" право насаждалось колонизаторами и ограничивалось сферами администрации, уголовного права и процесса, торгового оборота. В области земельных и семейных отношений Ф.п. опять-таки консервировалось и нередко сохраняется по сей день, поскольку освящено религиозной догмой (см. Мусульманское право). Совершенно иным путем пошла Япония, где нормативная основа Ф.п. в период реформ "сверху" эпохи Мэйдзи (последняя треть XIX в.) была всего за 20-30 лет заменена самым передовым европейским законодательством. Однако рецепция современного западного права в Японии во многом носила механический, внешний характер: чуждые нормы просто отвергались феодальным правосознанием и традициями.
В России решительный поворот от Ф.п. к современному праву начался только в период буржуазных реформ 1860-х гг.; процесс постепенного изживания Ф.п. был завершен революцией 1917г.
Источник: Энциклопедия юриста