ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Финансовое право
отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, фондов денежных средств, необходимых для выполнения их функций.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Финансовое право
отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, банковской деятельности и деятельности других организации и учреждений; совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных средств.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
одна из отраслей права, совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. Ф. п. называется также соответствующие наука и учебный, курс.

Источник: Большой юридический словарь

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц Большое место в Ф.п. занимает регулирование формирования и исполнения государственного бюджета, доходов, расходов и бюджетного финансирования, кредитования, расчетов и денежного обращения и т.д.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Финансовое право
это отрасль российского права, нормы которой регламентируют общественные отношения, связанные с планомерным формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований, необходимых для реализации задач и функций, стоящих перед ними. Предмет финансового права составляют именно указанные общественные отношения. Среди методов финансового права различают императивный (метод властных предписаний), рекомендаций и согласования.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
1) отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, т.е. в связи с планомерным образованием, распределением и использованием государством и органами местного самоуправления фондов денежных средств, необходимых для выполнения их функций; 2) наука, изучающая закономерности возникновения и развития всей совокупности финансово-правовых норм и ее составных частей: бюджетного права и других финансово-правовых институтов, а также исторические особенности и содержание финансовых правоотношений. Ф.п. содействует осуществлению государством политических и социально-экономических задач на различных этапах его развития, воздействует на процесс распределения национального дохода в направлении обеспечения государства, а также органов местного самоуправления необходимыми денежными средствами. Финансовая деятельность государства опирается на экономические законы и осуществляется представительными и исполнительными органами власти посредством единой системы финансово-правовых институтов. Граждане РФ также принимают участие в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления как составной части управления делами государства (Конституция РФ, ст. 32). В основе правового регулирования финансовой деятельности лежат принципы федерализма, единства финансовой политики и денежной системы, равноправия субъектов Федерации, самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления, законности, социальной направленности, гласности, плановости. Принцип федерализма выражается, в частности, в сочетании общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, служит обеспечению необходимыми финансовыми средствами выполнения функций, имеющих значение как для Федерации в целом, так и для ее субъектов. Конституция РФ (ст. 71, 72, 73) определяет основы специальной и общей компетенции РФ и ее субъектов, закрепляя основы федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежную эмиссию, федеральные экономические службы, включая федеральные банки (это является исключительным предметом ведения РФ), установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (относится к совместному ведению РФ и ее субъектов); вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти. Ф.п. регулирует обширный круг общественных отношений, возникающих в связи с организацией бюджетной системы РФ, с бюджетным процессом, с установлением полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по распределению государственных доходов и расходованию государственных средств; с установлением и выполнением обязательных платежей (налоги, сборы, пошлины и др.) юридическими и физическими лицами; с привлечением государством для государственных нужд денежных средств юридических и физических лиц в добровольном порядке (посредством государственных внутренних займов и др.); с расходованием и использованием представительными и исполнительными органами власти, юридическими лицами денежных средств; с регулированием денежного обращения в стране; с регулированием отношений внутри системы финансовых и кредитных органов (между министерствами финансов, Банком России и др.); в связи с осуществлением финансового контроля. Финансовые правоотношения в РФ весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми (лруктурами общественного производства и распределения. Субъектами Ф.п, являются: Российская Федерация, субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа; административно- территориальные единицы — города, районы, поселки и сельские населенные пункты (общественно- территориальные образования); органы представительной и исполнительной власти; предприятия, организации, учреждения, основанные на различных формах собственности (коллективные субъекты); граждане (индивидуальные субъекты). Финансово-правовые нормы устанавливают права и обязанности субъектов финансовых правоотношений. Их соблюдение и выполнение обеспечивается прежде всего методом убеждения, а в случаях нарушения или несоблюдения — методом принуждения (путем применения санкций, запретительных мер и др.). По отношению к отдельным гражданам, несвоевременно выполнившим свои обязанности по уплате налогов, нарушившим финансовую дисциплину, принуждение применяется лишь на основе судебного решения. Для защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений применяется административный и судебный порядок. Ф.п. объединяет ряд финансово-правовых институтов, каждый из которых регулирует определенный круг финансовых отношений, в частности, в области: государственной бюджетной системы; финансов государственных предприятий; государственных доходов; государственного кредита; государственного страхования; государственных расходов; банковскою кредитования; денежного обращения и расчетов; валютного регулирования. Источниками Ф.п. являются: Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федерации, закрепляющие основы правовой организации финансовой деятельности государства или субъектов РФ в целом и по отдельным ее направлениям; Бюджетный кодекс РФ, специальные законы, регулирующие ту или иную область финансовой деятельности, акты Федерального Собрания РФ, указы Президента РФ и президентов республик в составе Федерации; акты органов исполнительной власти, в первую очередь постановления Правительства РФ, а также инструкции Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам; таможни и Банка России; соглашения между финансовыми и кредитными органами по различным финансовым вопросам. Важными источниками Ф.п. являются ежегодно утверждаемые федеральный закон о федеральном бюджете РФ, законы о государственных бюджетах республик, входящих в состав РФ, и местные бюджеты. Ф.п. как наука призвано анализировать финансово- правовые явления, выявлять закономерности финансово-правовых институтов на разных этапах развития российского государства, содействовать совершенствованию бюджетного, налогового, кредитного, валютного законодательства и улучшению финансовой практики. Новыми направлениями финансово-правовых исследований являются проблемы модификации финансово-правового регулирования в условиях перехода к рыночной экономике, бюджетного права, валютного права, финансово-правовых проблем рынка ценных бумаг, Ф.п. зарубежных стран. Лит.: Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1997; Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 1996; Вельский К.С. Финансовое право. М., 1995. Л.И. Булгакова

Источник: Юридическая энциклопедия

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
отрасль права, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.
Ф.п. имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права. Оно регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы Ф.п. всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.
По методу правового регулирования Ф.п. на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Они связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства.
В нормах Ф.п. жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается на уровне как закона, так и таких подзаконных актов, как инструкции Минфина, налоговых органов, инструктивные указания ЦБ.
Ф.п. не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль наряду и одновременно с государственным и административным правом. Такие финансовые институты, как налоги и займы, возникли одновременно с государством, так как были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.
Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами: а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств; б) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства; в) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения; г) определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчетной сфере по обеспечению повседневного финансового контроля - "контроля рублем" за всей деятельностью государства. Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм Ф.п.
Ф.п. базируется на нормах Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (п. "ж", "з" ст.71; п. "и" ст. 72; п. 3 ст. 104; п. 3, ст. 106 и др.).
Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита, страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения, относящиеся к финансовой деятельности государства. В Ф.п. они являются отправной базой для конкретизации и развития возникающих в процессе финансовой деятельности отношений. Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в соответствующих статьях Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном действующем финансовом законодательстве. Финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства. Финансовая деятельность государства является деятельностью управленческой, и нормы Ф.п., регулирующие эту деятельность, относятся к отраслям права государствоведческим, обеспечивающим реальное осуществление публичной власти как РФ в целом, так и всех ее субъектов.
Ф.п. состоит из двух частей - Общей и Особенной. К Общей части относятся нормы, регулирующие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, вопросы зарубежного Ф.п.
Особенная часть включает расположенные в логической последовательности институты Ф.п., связь между которыми объективно обусловлена. Основным. несомненно, является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе аккумулируются основные финансовые ресурсы, К ним относятся также централизованные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.
Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды, но и верно их направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов. Сюда относится бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует сказать о банковском кредите, который может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве. Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.
Поскольку финансовая деятельность основана на деньгах и денежном обращении, то в систему Ф.п. входит институт денег и денежного обращения, а также валютного законодательства.
В основе финансовой деятельности лежат определенные принципы. Это прежде всего приоритет в области финансовой деятельности государства, представительных органов власти перед исполнительными.
Вторым является принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти территорий всех уровней, вплоть до бюджетов местного самоуправления.
Один из основных принципов финансовой деятельности государства и Ф.п. - общеправовой принцип законности.
Источниками Ф.п. являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции. В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством. Основа всех источников Ф.п. - Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, уставы субъектов РФ. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства. Кодификация норм Ф.п. только разрабатывается.
Большое значение в регулировании финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав РФ. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д. Нормы Ф.п. содержатся и в актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства выполняют такие подзаконные акты, как инструкции Минфина, МИС, таможни, письма и телеграммы ЦБ. Эти акты также содержат нормы Ф.п. и подлежат безусловному исполнению.
Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.

Источник: Энциклопедия юриста

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
в СССР отрасль советского социалистического права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности Советского социалистического государства, т. е. в связи с плановой аккумуляцией (мобилизацией) и распределением государством денежных средств, в соответствии с его задачами и функциями, в целях построения коммунистического общества. Финансовая деятельность Советского государства направляется Коммунистической партией в соответствии с требованиями закона планомерного (пропор- . ционалыюго) развития народного хозяйства, опирающегося на основной экономический закон социализма – максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Финансовая деятельность имеет также своей целью укрепление обороноспособности и усиление независимости Советского Союза:.
Финансовая деятельность Советского государства осуществляется органами государственной власти и управления посредством единой социалистической системы финансовых институтов (бюджет, кредит, налоги, страхование, финансовый контроль и др.).
Единство советской финансовой системы, базирующейся на единстве политической и экономической основы, способствует планомерному, рациональному, эффективному использованию государственных денежных средств, осуществлению строжайшего режима экономии – важнейшего рычага дальнейшего подъема народного хозяйства,активного, действенного финансового контроля, что наряду с другими, факторами (ростом производительности труда, рентабельности и т. д.) обеспечивает быстрое движение социалистического хозяйства вперед.
Ф. п. как часть социалистической правовой надстройки содействует осуществлению Советским государством его политических, хозяйственных, культурных задач на отдельных этапах его развития, активно воздействуя на процесс распределения национального дохода в направлении обеспечения государства необходимыми денежными средствами для осуществления стоящих перед ним задач.
Советское Ф. п. в целом как отрасль социалистического права и отдельные финансово-правовые институты (бюджет, кредит, налоги, финансирование, страхование и т. д.), выполняя свою-служебную роль, всемерно содействуют укреплению и развитию социалистического базиса. Советское Ф. п. сыграло активную роль в деле ликвидации старого, капиталистического базиса, в строительстве нового, социалистического базиса и играет большую роль на современном этапе развития СССР, активно содействуя созданию материально-технической базы коммунизма.
Ф. п. призвано сыграть весьма активную, важную роль в осуществлении трех основных предварительных условий перехода к коммунизму. Так, наряду с другими отраслями советского права Ф. п. играет большую роль в осуществлении Советским государством культурно-воспитательной работы, в ликвидации пережитков в сознании людей, в воспитании масс в духе советского патриотизма, бережного, экономного, хозяйского отношения к народным деньгам, способствует выявлению и использованию огромных внутренних ресурсов и резервов, является важным фактором в укреплении социалистической системы хозяйства!.
По мере продвижения к коммунизму расширяется хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная деятельность Советского государства. В связи с этим возрастает роль Ф. п. и его институтов в деле охраны социалистической собственности, укрепления социалистической законности (см.), контроля за соблюдением режима экономии и финансовой дисциплины во всех областях государственной деятельности.
В основе правового регулирования финансовых отношений лежат принципы демократического централизма, советского социалистического федерализма и ленинеко-сталинской национальной политики, принципы социалистической законности и финансовой дисциплины. Демократический централизм выражается, в частности, в том, что наряду с сосредоточением Союзом ССР финансового планирования и руководства в регулировании доходов и расходов (в общесоюзном масштабе) республиканским и местным органам государственной власти, исходя из возложенных на них задач, предусмотренных государственным народнохозяйственным планом, предоставляются самостоятельная устойчивая финансовая база и широкие бюджетные права. Каждая союзная и автономная республика, каждый местный Совет депутатов трудящихся имеют самостоятельный бюджет, который одновременно является составной частью государственного бюджета СССР (см. Бюджет государственный).
Советский социалистический федерализм, в основе которого лежит ленинско-сталинская национальная политика, находит свое выражение и в финансовых мероприятиях Советского государства, определяющего, с учетом особенностей соответствующей союзной и автономной республики и автономной области, размер ее доходов, размер расходов на хозяйственное и культурное строительство, обеспечивающих быстрый рост ее экономики, всестороннее развитие культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию. На этой основе национальные республики за период существования Советской власти достигли огромных успехов в своем развитии.
Советское Ф. п. регулирует обширный круг общественных отношений, возникающих в связи с организацией бюджетной системы СССР; с бюджетным процессом, т. е. порядком составления, рассмотрения, утверждения, исполнения государственного бюджета СССР и утверждения отчета о его исполнении в целом и отдельных его звеньев (союзный, республиканские и местные бюджеты); с установлением компетенции органов государственной власти и управления СССР и союзных республик по распределению государственных доходов и расходованию государственных денежных средств; с установлением и выполнением обязательных платежей (налоги, сборы, отчисления от прибылей и др.) социалистическими предприятиями и организациями, а также с Зстановлением обязательных платежей для граждан; с привлечением государством для общегосударственных нужд в добровольном порядке денежных средств социалистических предприятий, организаций и граждан; с расходованием и использованием органами государственной власти и управления, социалистическими предприятиями, учреждениями и организациями денежных средств; с установлением объектов, источников, сроков краткосрочного и долгосрочного кредитования государственных хоз. органов, кооперативных организаций, колхозов, долгосрочного кредитования индивидуального жилищного строительства граждан и порядка погашения и взыскания банками просроченных ссуд; с регулированием денежного обращения в стране (изъятие излишков денег из оборота, выпуск новых денег и т. д.); с регулированием отношений внутри единой системы финансово-кредитных органов (между Министерствами финансов, Госбанком, банками долгосрочных вложений, сберкассами, госстрахом); в связи с осуществлением финансового контроля.
Таким образом финансовые правоотношения в СССР весьма многообразны. Они могут быть подразделены на следующие группы: 1) правоотношения между органами государственной власти (выше и нижестоящими) по поводу распределения государственных доходов, расходов и т. п.; 2) правоотношения между финансовыми органами и социалистическими организациями, состоящими на хозрасчете (Изъятие части их накоплений в бюджет; финансирование их в необходимых случаях из бюджета; кредитование их банком и т. п,), правоотношения между финансовыми органами и организациями (учреждениями), состоящими на сметном финансировании; 3) правоотношения между отдельными органамиединой финансово-кредитной системы (напр., между Министерством финансов СССР и Госбанком, Главным управлением государственных трудовых сберкасс, Госстрахом, банками долгосрочных вложений), возникающие в связи с осуществлением ими функций мобилизации и распределения денежных средств. 4) правоотношения между финансовыми органами и гражданами (напр., по поводу взимания налогов, предоставления льгот по налогам и т. д.).
Субъектами финансовых правоотношений являются органы государственной власти и государственного управления (в том числе финансово-кредитные органы), социалистические предприятия, организации, учреждения и граждане Советского Союза. Финансово-правовые нормы устанавливают права и обязанности субъектов финансовых правоотношений.
Соблюдение и точное выполнение финансово-правовых норм обеспечивается в СССР методом убеждения и только в случаях нарушения ими их несоблюдения отдельными субъектами правоотношения – методом принуждения. По отношению к отдельным гражданам, а также по отношению к колхозам, нарушившим финансовую дисциплину, принуждение применяется лишь на основе решения народного суда. Субъектам налоговых правоотношений предоставлено право жалобы на неправильные действия финорга-нов, но подача жалобы не приостанавливает платежа. В свою очередь нарушение или невыполнение соответствующим финансовым органом финансово-правовой нормы влечет за собой ответственность должностных лиц в административном или уголовном порядке.
Ф. п. СССР объединяет ряд финансово-правовых институтов. Каждый из них имеет свой объект регулирования, т. е. регулирует соответствующий круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной, разносторонней финансовой деятельности Советского государства.
Ф. п. как отрасль права объединяет, таким образом, юридические нормы, образующие а своей совокупности его систему. Система Ф. п. состоит из следующих составных частей (институтов): бюджетное право; налоговое право; правовые основы государственного кредита; правовые основы государственного страхования правовое регулирование государственных расходов; правовое регулирование денежного обращения; государственный финансовый контроль и финансовые сметы.
Ф. п. граничит с другими отраслями советского социалистического права. Так, отношении в области государственного страхования, сберегательного дела, кредитования и расчетов регулируются не только финансовым, но и гражданским правом. Ф. п. регулирует отношения в области организации государственного страхования, сберегательного дела, банковского кредитования и взаимных расчетов в социалистическом хозяйстве, а также отношения, возникающие в связи с общими принципами, сроками и условиями кредитования и являющиеся одинаково обязательными для банков и хозорганов. К области же гражданского права относятся непосредственные отношения между банками и социалистическими хозяйственными организациями в области взаимных расчетов: между страховыми органами и страхователями; между сберегательными кассами, вкладчиками и займодержателям».
Ф. п. СССР граничит также с государственным и административным правом. Так, основы и принципы бюджетного устройства СССР определены непосредственно Конституцией СССР (ст. ст. 14, 60, 68, 97) и составляют неотъемлемую часть государственного права СССР. Возникающие же на этой основе отношения в области составления, утверждения и исполнения бюджетов, бюджетного регулирования и т. д. относятся к Ф. п. Отношения, возникающие м«жду финансовыми органами Министерства финансов СССР и его другими органами по поводу подбора кадров, прием а, увольнения, поощрения или наложения взысканий за невыполнение должностными лицами соответствующих заданий и распоряжений, регулируются нормам» административного права.
Источниками Ф. п. являются: Конституция СССР, Конституции союзных и автономных республик, Законы, издаваемые Верховным Советом СССР и Верховными Советами союзных и автономных республик, и Указы их президиумов; постановления и распоряжения Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик; совместные Постановлении СМ СССР и ЦК КПСС; решения и постановления Советов депутатов трудящихся и их исполкомов; инструкции Министерства финансов СССР и его органов, Госбанка СССР, банков долгосрочных вложений, Главного управления Государственных трудовых сберегательных касс и Госкредита, Главного управления Государственного страхования. Важным источником Ф. п. является ежегодно утверждаемый Верховным Советом СССР Закон о государственном бюджете СССР и законы о государственных бюджетах республик, утверждаемые соответственно Верхов- . ными Советам» республик.
Практика правового регулирования финансовых отношений в СССР широко используется странами народной демократии. Правовое регулирование финансовых отношений в странах народной демократииподчинено задачам социалистического строительства (европейские страны народной демократии), или подготовке условий для перехода к социалистическому строительству (Китайская Народная Республика), задачам систематического подъема материального и культурного уровня широких масс трудящихся.
Ф. п. буржуазных государств, являясь составной частью буржуазного права, активно содействует осуществлению требований основного экономического закона капитализма, выражающего интересы класса капиталистов и в первую очередь его верхушки – финансовой олигархии. Буржуазное Ф. п. охраняет частную капиталистическую собственность, служит орудием эксплуатации и ограбления трудящихся масс, орудием угнетения и закабаления колониальных народов, способствует росту милитаризма, подготовке и развязыванию империалистических, агрессивных войн, подготовке новой мировой войны.
В корне отличается буржуазное Ф. п. от советского Ф. п. и по кругу регулируемых отношений. В капиталистических странах институты кредитования, расчетов, страхования находятся в руках отдельных, частных лиц. Весьма ограниченный характер имеют и связи бюджета с хозяйством (также вследствие сосредоточения его в руках кучки капиталистов-монополистов). Отношения, регулируемые буржуазным Ф. п., – это, по преимуществу, налоговые отношения, усиливающие эксплуатацию широких масс трудящихся и создающие льготы и прямую выгоду для эксплуататорских классов путем выдачи им субсидий, дотаций и т. д. из государственной казны за. счет народных средств.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
229.86 кб

Правовые аспекты финансового контроля

Ворона-сливинская Л. Г., Сливинский Е. В.
Анализируются общие черты, присущие различным видам финансового контроля. Даются практические рекомендации методологического, нормативного, организационного характера для построения адекватной системы финансового контроля.
Читать PDF
311.07 кб

Сборы как финансово-правовая категория

Ситник А.А.
В статье раскрываются критерии разграничения налоговых и неналоговых сборов, исследуется особый вид платежей парафискалитеты.
Читать PDF
732.35 кб

Финансовые и правовые аспекты госзаказа

Калмыков Юрий Павлович
Проведённый анализ нормативной правовой базы и практики администрирования исполнения Федерального Закона № 94-ФЗ показал, что Закон не обеспечивает эффективности использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирова
Читать PDF
95.13 кб

Финансово-правовой стимул: понятие, виды

Девятых Наталия Владимировна
Статья содержит анализ определений понятия «стимул»в теории права. Основываясь на общетеоретическом определении правового стимула, сформулировано понятие «финансово правового стимула».
Читать PDF
122.54 кб

Финансовое право России: вчера и сегодня

Грачева Е.Ю.
Решение стоящих перед нашей страной задач формирования инновационной модели экономики невозможно без повышения роли права в целом и финансового права в частности как эффективного регулятора общественных отношений в рыночной эконом
Читать PDF
249.66 кб

Об особенностях финансово-правовых санкций

Арсланбекова Аминат Зайдуллаевна
На основе анализа нормативно-правовых актов и научных трудов выделяются основные признаки финансово-правовых санкций.
Читать PDF
152.88 кб

Финансово-правовая природа электронных денег

Мирзоян Регина Эдуардовна
В статье рассматриваются различные точки зрения финансово-правового регулирования электронных денег.
Читать PDF
211.00 кб

Финансово-правовые формы позитивного обязывания

Омелёхина Наталья Владимировна
Рассматривая метод финансового права через совокупность правовых способов и средств и отмечая специфику отношений по формированию, распределению и использованию публичных фондов денежных средств, автор обосновывает ключевую роль п
Читать PDF
196.43 кб

Мировой финансовый кризис и международное право

Шумилов Владимир Михайлович
Настоящий текст представляет собой выступление заведующего кафедрой ВАВТ профессора В.М. Шумилова на 52-ом Ежегодном Собрании Российской Ассоциации международного права в мае 2009 года.
Читать PDF
710.83 кб

Бюджетное право как подотрасль финансового права

Конюхова Таисия Владимировна
Читать PDF
241.26 кб

Российское финансовое право на современном этапе

Химичева Нина Ивановна
В статье рассматриваются особенности формирования финансового права на современном этапе.
Читать PDF
147.12 кб

Финансово-правовые отношения в сфере страхования

Стрельников Вадим Валентинович
Читать PDF
212.90 кб

Финансовое право и политика: вызов современности

Нечай Анна Анатольевна
В статье рассматриваются аспекты соотношения частноправовых и публично-правовых интересов в сфере формирования, управления, распределения и использования денежных фондов.
Читать PDF
439.85 кб

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ

Ермакова Елена Петровна
В статье отмечено, что финансовая деятельность в Японии урегулирована законом № 25 «О ценных бумагах и фондовых биржах» 1948 г., в основу которого было положено законодательство США по ценным бумагам. В 2006 г.
Читать PDF
124.65 кб

Эмиссия наличных денег: финансово-правовой аспект

Товмасян Регина Эдуардовна
Рассматриваются различные точки зрения финансово-правового аспекта эмиссии наличных денег.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • Акты финансово-правовые

    это процессуально оформленные решения органов государственной власти и местного самоуправления, имеющие юридическое значение по вопросам финансовой деятельности в соответствии с их компетенци
  • Финансово-правовые нормы

    это установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения, закрепляющие юридические права и обязанности участников финансовых от
  • Финансовое правонарушение

    это нарушение установленных финансово-правовыми нормами правил поведения в области формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных об
  • ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ САНКЦИИ

    меры финансового воздействия за нарушения предписаний государства в области финансов. Отличительная особенность Ф.-п.с. состоит в том, что они имеют денежный характер и воздействуют на нарушителя
  • Финансово-правовая санкция

    это элемент финансово-правовой нормы, устанавливающий юридические последствия для участника финансово-правового отношения в случае нарушения им установленных правил поведения. Финансово-право
  • Финансово-правовая ответственность

    представляет собой юридическое состояние участника финансово-правового отношения, к которому применена соответствующая санкция в связи с совершением им правонарушения в области формирования, р