совокупность финансовых ресурсов, находящихся в собственности органов местного самоуправления и используемых для реализации их полномочий.
Финансовую основу местного самоуправления составляет бюджет муниципального образования (местный бюджет), который является формой образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (см. Бюджет муниципального образования).
К числу доходных источников местных бюджетов Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ относит:
— средства самообложения граждан;
— доходы от местных налогов и сборов;
— доходы от региональных налогов
и сборов;
— доходы от федеральных налогов
и сборов;
— безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи;
— доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
— часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативно-правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
— штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
— добровольные пожертвования;
— субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
— иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
Расходы местных бюджетов так же, как и их доходы, осуществляются в соответствии с основными требованиями, закрепляемыми в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. В частности, в ст. 53 указанного Федерального закона предусматриваются следующие основные виды расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета:
— оплата труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;
— установление муниципальных минимальных социальных стандартов и других нормативов расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения;
— выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджетов муниципальных районов, в состав которых они входят;
— осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 54 указанного закона органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (см. Муниципальный заказ).
А. А. Сапожников
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.).