ФИНЛЯНДИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФИНЛЯНДИЯ (Финляндская Республика; Суоми)
государство в Северной Европе. С 1809 до 1917 г. - в составе Российской империи с определенной внутренней автономией. 6 декабря 1917 г. парламент объявил Финляндию независимым государством (независимость признана постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР 18 (31) декабря 1917 г.). В 1918-1919 гг. - фактически под протекторатом Германии. 17 июля 1919 г. Ф. провозглашена суверенной республикой. Член Европейского Союза (с 1995 г.). Столица - г. Хельсинки.
Административное деление: 12 губерний (ляни), включая автономную административную единицу Аландские острова.
Действующая Конституция состоит из о конституционных законов:
Акт о форме правления Финляндии (1919 г.); Форма правления Финляндии (1919 г.); Акт об Эдускунте (1926 г. - Устав парламента); Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции (1922 г.); Акт о государственном суде (1922 г.). В 1974 г. в Конституцию были внесены поправки, касающиеся разделения властей, прав личности и т. д.
Глава государства - президент. Согласно закону 1991 г., избирается путем прямых всеобщих выборов по мажоритарной системе в 2 тура сроком на б лет с правом переизбрания еще на один срок. Обладает широкими полномочиями в законодательной сфере, осуществляет совместно с правительством исполнительную власть.
Парламент - Эдускунт - состоит из 200 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Особенностью регламента деятельности парламента является избрание его председателя сроком на 1 год; председатель не имеет права участвовать ни в обсуждении, ни в голосовании.
Правительство - Государственный совет - формируется президентом и несет коллективную ответственность перед парламентом. Общая численность членов правительства не должна превышать 17 человек. За законностью деятельности правительства следит назначаемый президентом канцлер юстиции, докладывающий президенту или парламенту о замеченных нарушениях законности.
Система общих судов возглавляется Верховным судом (председатель и 22 судьи), который имеет в своем составе коллегии по гражданским и уголовным делам. Он также дает заключения по законопроектам.
Апелляционные суды действуют в шести городах. Основная масса дел рассматривается в 150 округах и 10 городских судах. Действуют также суды по трудовым и земельным спорам, суды по водным делам, суд по маркетингу, суд по страхованию и т. д.
Систему административной юстиции возглавляет Верховный административный суд (председатель и 21 судья), руководящий деятельностью 12 губернских административных судов.
Парламент избирает сроком на 4 года парламентского омбудсмана, призванного следить за соблюдением законности должностными лицами. (А. К.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ФИНЛЯНДИЯ (Финляндская Республика)
государство, расположенное в Северной Европе. Финляндия - унитарное государство. Страна разделена на 12 губерний - ляни, которые в свою очередь подразделяются на уезды. Местное управление в ляни осуществляется губернатором, назначаемым президентом. Аландские острова (губерния Ахвенанма) обладают частичной автономией - там действует однопалатный парламент (ландстинг), наряду с губернским правлением существует совет с исполнительными функциями.
Ф. - парламентарная республика. 17 июля 1919 г. была принята Конституция ("Акт о форме правления"), действующая с некоторыми изменениями. Конституционными законами считаются также Парламентский устав от 13 января 1928 г. и регламент работы парламента от 19 декабря 1927 г.
Глава государства - президент, избираемый на 6 лет. Президент вместе с парламентом осуществляет законодательную, а вместе с правительством (Государственным советом) - исполнительную власть. Руководство внешней политикой осуществляет президент. Парламент - однопалатный, состоит из 2001 депутатов, избираемых на 4 года в итоге прямых выборов по системе пропорционального представительства. Правительство Ф. формируется лицом (назначаемым президентом) из представителей одной или нескольких политических партий с учетом результатов очередных парламентских выборов и соотношения сил в парламенте (иногда назначается "неполитическое правительство чиновников").
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Общая характеристика. История Ф. в значительной степени объясняет особенности ее правовой системы, сложившейся к настоящему времени. Начиная с XII в., когда Ф. стала одной из провинций Швеции, и на протяжении последующих 7 веков на ее территории действовали законы, издававшиеся шведскими королями, а также местные правовые обычаи (объявление Ф. в 1581 г. великим княжеством в составе Швеции не внесло изменений в ее правовую систему). Важнейшая роль в правовой истории Ф. принадлежала Закону Шведского государства 1734 г. - фундаментальному своду законов, в составлении проекта которого принимали участие как шведские, так и финские юристы. Он состоял из 9 разделов, в которых подробно излагались многие институты гражданского, торгового и семейного права, а также уголовного права и судопроизводства. Закон 1734 г. представлял собой кодификацию ранее изданных шведских законов, в значительной мере использовавшую и нормы обычного права, однако некоторые правовые институты он регулировал впервые. Закон 1734 г. послужил основой для дальнейшего развития законодательства Швеции и Ф., а в некоторых своих частях продолжает действовать в этих странах и поныне. Законодательные изменения, в частности в Ф., вносились либо непосредственно в текст соответствующих разделов Закона 1734 г., либо путем издания отдельных актов, самостоятельно регулирующих тот или иной правовой институт или целую отрасль.
С 1809 г. после присоединения к России (в результате русско-шведской войны) в Великом княжестве Финляндском в условиях автономии сохраняли силу ранее действовавшие общие шведско-финские законы. После того как в 1863 г. был созван сейм, управомоченный принимать законы (они подлежали одобрению со стороны российского императора), на протяжении нескольких десятилетий финляндское законодательство было весьма существенно обновлено в самых различных отраслях: издан ряд таких важнейших актов, как уголовный кодекс (УК), законы о банкротстве, об опеке и др., внесены изменения в законодательство, регулирующее торговлю, банковское дело, наследование. Период 1863-1890 гг., после которого царское правительство резко ограничило автономию Великого княжества, некоторые исследователи называют "золотым веком" в истории финляндского законодательства. После революции 1905 г. трудящимся Ф. удалось добиться издания нескольких законов, частично обеспечивающих их социальные права.
Вслед за признанием советским правительством независимости Ф. (декабрь 1917 г.), поражением рабочей революции (1918) и провозглашением буржуазной Финляндской Республики (1919) начался процесс весьма существенных преобразований финского права. Однако реформы, затронувшие многие его отрасли, все же не привели ни к полной кодификации всей системы законодательства, ни к изданию кодексов, которые регулировали бы целиком какую-либо отрасль права,
Среди актов действующего законодательства важнейшую роль играет Конституционный закон 1919 г., которым регулируются общие вопросы государственного устройства, законотворческого процесса и судоустройства, провозглашаются права граждан. Наряду с этим и другими конституционными законами парламент издает и так называемые обычные законы, составляющие основной массив законодательства в стране. Президент республики вправе совместно с Государственным советом издавать декреты по вопросам экономического характера, управления государственным имуществом и организации деятельности государственных учреждений. Эти акты наряду с подзаконными распоряжениями Государственного совета подлежат опубликованию на финском и шведском языках. Обеспечению равноправия языков придается большое значение и в делопроизводстве, и в деятельности судебных учреждений.
Известную роль в качестве источника права играют и судебные решения. Отчасти это связано с тем, что при отсутствии сплошной кодификации финского законодательства нередко обнаруживаются пробелы в праве. Хотя формально суды не обязаны следовать ранее принятым решениям, на практике нижестоящие суды всегда учитывают позицию. занятую вышестоящими судами при разбирательстве аналогичных дел. Этому служит и регулярная публикация решений Верховного суда (ВС), и освещение в периодической юридической печати важнейших решений апелляционных судов.
Существенное влияние на развитие законодательства Ф. оказало начавшееся с 1870 г. движение в пользу сближения права Северных государств, к которому страна официально присоединилась в 1919 г. (ныне Ф. наряду с Данией, Исландией, Норвегией и Швецией участвует в соответствующем соглашении о сотрудничестве 1962 г.). Проекты законодательных актов, подготовленные комиссиями экспертов-юристов из этих стран, были использованы при издании финских законов в сфере семейного, торгового права, страхования, морского права и др. Однако финский законодатель не всегда следует общему образцу. Например, в отличие от всех других Скандинавских стран, здесь не был принят закон о купле-продаже.
Гражданское право и смежные с ним отрасли права. В настоящее время отдельные отрасли права в Ф. регулируются соответствующими разделами Закона 1734 г. (в действующей редакции) и иными нормативными актами. В сфере гражданского и торгового права большую роль играет Закон о договорах 1929 г., в котором изложены общие правила заключения и признания недействительными сделок.
Правовой статус товариществ, занятых в торговле и производстве, в самой общей форме устанавливается одним из разделов Закона 1734 г. ТОО действуют по нормам Декрета 1864г., а компании - по Закону о корпорациях 1978 г., подробнейшим образом регулирующему всю их деятельность - членство, органы управления, распределение доходов и др. Столь же важную роль играет Закон о кооперативах 1954 г.
Вопросы обязательственного права решаются в значительной степени по общим правилам Закона 1734 г., где им посвящен самостоятельный раздел. Конкретные виды обязательств изложены в многочисленных актах, изданных за последние десятилетия (например, денежные обязательства - в законах о займах 1947 г., о деньгах 1962 г. и др.). Гражданская ответственность за правонарушения наступает по правилам, изложенным в Законе о причинении ущерба 1974г. Важнейшее из них - принцип полной компенсации, - который допускает лишь отдельные строго указанные исключения.
Брачное и семейное право также не стало предметом всеобъемлющей кодификации. В этой области действуют отдельные, не всегда связанные между собой законы. В частности, Закон о браке 1929г. (с дополнениями 1948г. и др.) регулирует заключение брака, личные и имущественные права супругов, расторжение брака и его имущественные и другие последствия. В 1970-х гг. были изданы Закон об отцовстве (1975), Закон об усыновлении (1979), законы об обеспечении содержания ребенка (1975, 1977), исчерпывающим образом урегулировавшие порядок взыскания алиментов. С 1976 г. родившиеся вне брака дети уравнены в правах с законнорожденными. В 1987 г. вступил в силу новый Закон об опеке и попечительстве, которым усилен контроль за их осуществлением со стороны муниципальных органов и суда. Закон о наследовании 1965 г. (с дополнениями 1983 г.) определяет правила перехода имущества к наследникам по закону (четыре очереди) и по завещанию. Изменения, внесенные в этот закон в 1983 г., расширили права пережившего супруга, однако он остается наследником второй очереди (после детей умершего).
Большое развитие в Ф. получило законодательство по социальным вопросам. Заработная плата и другие условия труда регулируются коллективными договорами отраслевых объединений работодателей и профсоюзов (Закон о коллективных договорах 1946 г., о договорах трудового найма 1970г. и др.). Система социального страхования, охватывающая весьма широкий круг граждан, предусматривает выплату пенсий по старости и инвалидности, пособий по болезни, безработице и т.д. за счет средств государства, предпринимателей и самих работников (большинство действующих законов принято в 60-80-х гг.).
В последнее время в Ф. большое внимание уделяется законодательству по охране окружающей среды, хотя и отсутствует закон, регулирующий эти вопросы в комплексе. В 1983 г. учреждено Министерство по делам охраны окружающей среды, которое призвано следить за выполнением законов о сохранении природы (1923), о воде (1961), о лесах (1967), о пестицидах (1969), об охране животных (1971), об обработке и удалении отходов (1978), принятых в 1981- 1983 гг. законов о почве, рыболовстве, о борьбе с загрязнением воздуха, о защите растений, об охране некоторых видов птиц, рептилий и земноводных и других актов.
Уголовное право. В сфере уголовного права в Ф. на протяжении полутора веков сохраняли свое действие весьма суровые нормы Закона 1734 г. За 68 видов преступлений они предусматривали смертную казнь, чаще всего исполняемую в самых жестоких формах, за остальные преступления - телесные или позорящие наказания либо штраф. Под влиянием идей Беккариа и других европейских просветителей в 1779 г. в Ф., как и во всей тогдашней Швеции, смертная казнь за большинство преступлений была заменена лишением свободы.
В период вхождения Ф. в состав Российской Империи был подготовлен (1863-1884) новый УК, одобренный сеймом и первоначально опубликованный в 1889 г. Его вступление в силу задержалось до 1894 г. из-за споров сейма с российским правительством (в частности, по формулировке понятия государственной измены) и небрежно выполненного перевода на русский язык текста оригинала (на шведском). В УК 1889 г., действующем и сейчас, были выражены идеи классической школы буржуазного уголовного права в ее достаточно либеральном варианте, лишенном внешних атрибутов жестокости. Кодекс отличает известная простота и краткость изложения, отсутствие чисто теоретических общих определений. Он предоставляет судье весьма широкие возможности выбора наказаний, среди которых преобладает лишение свободы, в том числе и в виде каторжных работ. Смертные приговоры за общеуголовные преступления не приводились в исполнение с 1826 г. Смертная казнь за эти преступления была отменена формально в 1949 г., а за все преступления - с 1972 г. В Особенной части кодекса, открывающейся разделом о преступлениях против религии, отсутствует строгая систематизация (в ней 35 глав, никак не сгруппированных).
За время действия УК 1889 г. в него неоднократно вносились весьма существенные изменения. В частности, в 1974 г. каторжные работы были заменены "простым" лишением свободы пожизненно или на срок до 12 лет (при совокупности преступлений - до 20 лет). С 1921 г. размеры штрафа устанавливаются в "дневных ставках", учитывающих размеры доходов осужденного. В 1950-1972 гг. допускалось применение кастрации за половые преступления.
Важным дополнением к УК служит Закон об опасных рецидивистах 1932 г. (с последующими изменениями 1953, 1971 гг. и др.), предусматривающий для них резкое усиление наказаний, вплоть до интернирования на неопределенный срок. В 1940 г. издан Закон о несовершеннолетних правонарушителях (они отбывают наказание в учреждениях исправительно-воспитательного характера). Существенную роль в борьбе с преступностью играют также законы об алкоголе 1968 г. и о наркотиках 1972 г.
В 1889 г. одновременно с УК был принят Финляндский закон об исполнении наказаний. Он действует поныне, хотя и с многочисленными изменениями. В частности, в 1976 г. было ограничено применение лишения свободы. В настоящее время в стране ведутся работы по подготовке реформы всей системы уголовного законодательства.
В сфере судоустройства, уголовного и гражданского процесса действуют нормы соответствующего раздела Закона 1734 г., подвергшиеся весьма существенным изменениям, но в принципе сохраняющие силу. Важное значение имеют также нормы Конституционного закона 1919 г. и законов о ВС и Верховном административном суде, принятых в 1918 г. Некоторые процессуальные вопросы решаются в соответствии с правилами, издаваемыми ВС.
Исследования в области права ведутся на юридических факультетах 3 (из 6) университетов (Хельсинки и др.), а также в Исследовательском институте судебной политики, Хельсинкском институте предупреждения преступности, действующем под эгидой ООН.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Высшим звеном в системе общих судов в Ф. является ВС, основанный в 1918 г. Он состоит из президента суда и 21 судьи. Суд рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов по гражданским и уголовным делам в коллегиях из 5 судей. Наиболее важные вопросы обсуждаются на пленарных заседаниях. Обжалование судебных решений в ВС допускается, как правило, лишь с разрешения ВС, выдаваемого коллегией из 3 судей, в тех случаях, когда этого требуют интересы единства судебной практики, или в целях исправления существенной судебной ошибки. ВС может также давать заключения по законопроектам.
Апелляционные суды, старейший из которых был основан в г. Турку в 1623 г., действуют в 6 больших городах в разных частях страны. Они состоят из президента и постоянных (иногда также временных) членов суда. Апелляционные суды рассматривают жалобы в коллегиях из 3 судей на постановления нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам. Наиболее важные дела по указанию президента суда рассматриваются на пленарных заседаниях. В большинстве случаев эти суды выступают в качестве последней инстанции, поскольку в ВС поступает лишь ограниченное число дел. Они рассматривают также в качестве суда первой инстанции уголовные дела о государственной измене и о преступлениях высших должностных лиц. Процедура разбирательства дел в этих судах, кроме рассматриваемых по первой инстанции, носит письменный характер: судьи анализируют представленные документы в отсутствие, как правило, подсудимых, сторон или их представителей, которым впоследствии сообщается о вынесенном решении.
Окружные и городские суды - низовое звено судебной системы Ф. Они рассматривают по первой инстанции все гражданские дела и подавляющее число уголовных дел (кроме указанных выше). Эти же суды могут устанавливать опеку, регистрировать продажу недвижимого имущества и некоторые другие сделки. Окружные суды (их около 150) функционируют в сельской местности и в населенных пунктах, получивших статус города после 1959 г. Городские суды (их 10) действуют в так называемых старых городах. Окружной суд состоит из профессионального судьи и 5-7 непрофессиональных судей (асессоров). При расхождении позиций судьи и асессоров решение выносится исходя из мнения всех асессоров, если они единодушны, но если хотя бы один из них присоединится к мнению судьи-профессионала, то от имени суда выносится решение последнего. Городской суд обычно состоит из 3 профессиональных судей во главе с председателем. Дела рассматриваются в коллегиях из 3 судей и в тех судах больших городов, где судей больше.
При разбирательстве большинства гражданских дел, кроме морских и некоторых других, в окружных и городских судах не проводится предварительная подготовка дела к слушанию, обмен письменными документами между сторонами и т.п. Имеется запрет на обжалование решений по малозначительным гражданским делам.
В дополнение к общим судам в Ф. имеется несколько видов судов специальной юрисдикции. Суды по трудовым делам, созданные в 1946 г., рассматривают споры, возникающие в связи с исполнением коллективных договоров. В состав такого суда входят 3 профессиональных юриста и по 3 представителя от объединений нанимателей и профсоюзов. Решения его не подлежат обжалованию. Споры между работниками и нанимателями рассматриваются в окружных или городских судах. Три суда по водным делам, каждый в составе судьи-председателя и 2 инженеров водного транспорта, рассматривают споры о выдаче разрешений на использование водных путей, а также некоторые гражданские и уголовные дела. Их решения могут быть обжалованы в Апелляционный суд по водным делам, состоящий из юристов и инженеров, а затем и в ВС (в некоторых случаях - в Верховный административный суд). Действуют также 4 суда по земельным спорам, суд по маркетингу, призванный защищать права потребителей и разбирать дела о нарушениях правил торговли. Суд по страхованию, разбирающий споры о назначении пенсий и т.п. (решения этого последнего суда обжалованию не подлежат). При возникновении споров по торговым делам может быть использована процедура принудительного арбитражного разбирательства, в частности путем обращения в арбитражную комиссию Центральной торговой палаты в Хельсинки.
Наряду с этим в Ф. имеется развитая система административной юстиции. Ее возглавляет Верховный административный суд. Он состоит из президента и 21 судьи. Коллегия из 5 судей рассматривает жалобы на решения нижестоящих административных судов, именуемых судами губерний, а также на решения Государственного совета, распоряжения министров, предписания губернаторов и некоторых других исполнительных органов. При необходимости собирается пленарное заседание Верховного административного суда. Административные суды губерний (их 12 - по числу губерний) разбирают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и действия административных органов. Большинство рассматриваемых ими дел относится к действиям налоговых ведомств. Ни административные, ни какие-либо другие суды не могут входить в оценку конституционности актов, принятых парламентом.
В системе государственных органов Ф. особое место принадлежит канцлеру юстиции. Он назначается президентом пожизненно и следит за соблюдением законов властями (в том числе Государственным советом и министрами), возглавляет систему органов уголовного преследования и выступает в качестве юридического советника президента.
В Ф. учреждена должность парламентского омбудсмана. избираемого на 4 года парламентом и подотчетного ему. Он призван следить от имени парламента за соблюдением законов должностными лицами. Согласно Закону о защите потребителя 1978 г., учреждена и самостоятельная должность омбудсмана потребителей. Ему поручено следить за соблюдением правил торговли, прежде всего на стадии заключения договоров купли-продажи, и иными путями защищать интересы потребителей.
Большинство судей в Ф. занимают свои должности по назначению. Президенты ВС и Верховного административного судов назначаются президентом республики. Он же назначает судей этих, а также апелляционных судов, но уже с учетом рекомендаций данного и вышестоящего (для апелляционного) судов. Профессиональные судьи окружного и городского судов назначаются ВС, асессоры - муниципальным советом сроком на 4 года. Судьи судов губерний - органов административной юстиции - назначаются президентом республики или Государственным советом. Все профессиональные судьи назначаются пожизненно (в 70 лет они обязаны уйти в отставку) и могут быть смещены лишь по судебному приговору, кроме случаев назначения на вышестоящую судейскую должность с их согласия.
Расследование преступлений проводится, как правило, полицией. В суде первой инстанции низового звена уголовное преследование в городе осуществляется городским прокурором, в сельской местности - начальником окружной полиции или его заместителем, в апелляционном суде - прокурором при этом суде. В системе административных судов могут выступать так называемые государственные представители - их функции напоминают отчасти роль прокурора в общих судах. Все органы обвинения действуют под наблюдением канцлера юстиции. Полиция, прокуроры и суд располагают широкими правами не возбуждать либо прекратить уголовное преследование, в частности если обвиняемый согласен уплатить штраф за малозначительное преступление без судебного разбирательства.
Обвиняемый в уголовном процессе и участник гражданского дела вправе иметь адвоката, хотя они могут и сами защищать свои интересы или направить в суд личного представителя (по малозначительным уголовным делам - даже без явки обвиняемого в судебное заседание). Титул адвоката носят лишь лица, окончившие юридический факультет одного из финляндских университетов и принятые в Финский союз адвокатов после 3-летней стажировки у опытного адвоката или иной юридической практики. Общее наблюдение за деятельностью адвокатов осуществляет канцлер юстиции. Имеется система бесплатной юридической помощи для лиц, испытывающих финансовые затруднения. Ее оказывают либо адвокаты, либо специально уполномоченные муниципальные советники.

Источник: Энциклопедия юриста

Финляндия
Финляндская Республика Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Судебная система. Органы контроля Государство в Северной Европе. Территория - 337 тыс. кв.км. Столица - г. Хельсинки. Население - 5,14 млн. чел. (1998 г.); из них 93,6% - финны, 6,1% - шведы. Официальные языки - финский и шведский. Религия - подавляющее большинство верующих - протестанты. В I тыс. н. э. территория современной Финляндии была заселена финскими племенами, не успевшими создать своей государственности. В XII-XIII вв. страна завоевана шведами. В 1581 г. объявлена Великим княжеством. В 1809 г. Великое княжество Финляндское на правах автономии вошло в состав Российской империи. В 1863 г. разрешен созыв финляндского сейма. В 1917 г. провозглашена независимость Финляндии. В 1919 г. Финляндия объявлена республикой. С 1995 г. Финляндия - член ЕС. Государственное устройство Финляндия - унитарное государство. Страна разделена на 12 губерний (ляни), которые в свою очередь подразделяются на уезды. Местное управление в ляни осуществляется губернским правлением во главе с губернатором, который назначается Президентом. Аландские острова (губерния Ахвенанма) обладают частичной автономией - там действует однопалатный парламент (Ландстинг), а наряду с губернским правлением существует совет с исполнительными функциями. Действующая Конституция - Основной закон Финляндии была принята 11 июня 1999 г. и вступила в силу с 1 марта 2000 г. До этого Конституцию страны составляли 4 органических закона - "Форма правления Финляндии" 1919 г., "Акт об Эдускунте" 1928 г., "Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и Канцлера юстиции" 1922 г. и "Акт о государственном суде" 1922 г. На протяжении 1980-1990-х гг. конституционное развитие страны характеризовалось последовательной тенденцией к ограничению полномочий главы государства. В результате серии конституционных реформ и принятия Конституции 1999 г. ведущая роль в системе органов власти перешла к парламенту. Однако несмотря на это Финляндия по форме правления остается скорее смешанной (полупрезидентской) республикой, чем парламентской. Высший законодательный орган страны - однопалатный парламент Эдускунта. В нее входят 200 членов, которые избираются на 4 года путем всеобщих прямых выборов по принципу пропорционального представительства. Президент Республики в период созыва Эдускунты имеет право по мотивированному предложению Премьер-министра и после заслушивания мнений партийных фракций распустить Эдускунту и назначить проведение досрочных выборов. После этого Эдускунта принимает решение о времени завершения своей работы, прежде чем будут проведены выборы. Парламент Финляндии обладает обычными для высшего представительного органа парламентского государства полномочиями. Он наделен правом принятия законов по любому вопросу, финансовыми прерогативами, правом контролировать деятельность правительства. В соответствии с Конституцией право законодательной инициативы имеют депутаты парламента и Президент. Законы, принятые парламентом, должны быть в трехмесячный срок утверждены Президентом - только после этого они вступают в силу. Если Президент не утверждает закон, он возвращает его на рассмотрение Эдускунты. Если Эдускунта одобрит закон вновь без изменения его содержания, то закон вступает в силу без утверждения. Государственный бюджет утверждается особой резолюцией. Парламент принимает участие и в решении вопросов внешней политики: он одобряет международные соглашения, затрагивающие внутреннее законодательство, его согласие необходимо для объявления Президентом войны и заключения мира. Контроль парламента за деятельностью правительства протекает в следующих формах. Ежегодно правительство представляет депутатам отчет о своей деятельности и специальный доклад об управлении государственными финансами и их состоянии. Парламент имеет право производить расследования, касающиеся деятельности правительства. Он вправе выразить правительству недоверие и потребовать его отставки. Не менее 20 членов Эдускунты вправе внести интерпелляцию Государственному совету или министру по делу, относящемуся к их компетенции. Ответ на интерпелляцию должен передаваться на пленарное заседание Эдускунты в течение 15 дней. Если во время прений вносится резолюция недоверия Государственному совету или министру, Эдускунта должна после обсуждения интерпелляции провести голосование по вопросу о доверии. Вопрос о доверии может быть поставлен также в ходе прений по отчету или сообщению правительства. Главой государства является Президент, избираемый на 6 лет прямым голосованием. Одно и то же лицо не может избираться Президентом более 2сроков подряд. Согласно Конституции он осуществляет исполнительную власть совместно с Государственным советом. Ему принадлежат право законодательной инициативы, право вето, он может самостоятельно издавать указы и распоряжения, которые должны быть скреплены подписью соответствующего министра. Президент утверждает законы, назначает день всеобщих выборов, может в ряде случаев распустить высший законодательный орган или созвать его на чрезвычайную сессию. Он назначает и смещает членов правительства и других высших должностных лиц, обладает правом помилования и смягчения наказания. Президент совместно с правительством несет ответственность за внешнюю политику государства, ему принадлежит право (с одобрения парламента) объявлять войну и заключать мир. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами. По общему правилу Президент принимает решения в Государственном совете, который предлагает ему на подпись проект решения. Если Президент не принимает решения по предложению Государственного совета, дело возвращается на рассмотрение Государственного совета. Без согласования с Государственным советом Президент принимает решения о назначении Государственного совета и его членов, а также об отставке Государственного совета или его членов, об объявлении досрочных выборов в Эдускунту и некоторые другие. Правительство Финляндии - Государственный совет - осуществляет общее руководство страной. В его состав входят Премьер-министр, министры, возглавляющие вверенные им министерства, и министры без портфелей. Премьер-министр избирается парламентом, после чего формально назначается Президентом Республики для выполнения его обязанностей. Другие министры назначаются Президентом по предложению Премьер-министра. Прежде чем будет избран Премьер-министр, представители от партийных групп Эдускунты знакомятся с программой правительства и его составом. О результатах этого ознакомления сообщается Президенту, чтобы он представил Эдускунте то лицо, которое предлагается кандидатом в премьер-министры. Если кандидат во время открытого голосования в Эдускунте получит более половины поданных голосов, он считается избранным в премьер-министры. Если же кандидат не получит требуемого большинства, то в том же порядке должен предлагаться новый кандидат. Если и новый кандидат не получит более половины поданных голосов, то проводятся новые выборы путем открытого голосования. При этом избранным считается тот, кто получит наибольшее число голосов. Государственный совет и отдельные министры несут перед парламентом политическую ответственность. Каждый министр, участвующий в рассмотрении дела в Государственном совете, отвечает за принятое решение, если он не сделал заявления о своем несогласии, занесенном в протокол. Президент должен увольнять в отставку Государственный совет или отдельного министра, если Государственный совет или министр не пользуется более доверием Эдускунты. Кроме того, глава государства увольняет в отставку Государственный совет и министров по их заявлению. Президент может также уволить в отставку министра по инициативе Премьер-министра. Правовая система Общая характеристика Финляндия входит в скандинавскую ("северную") правовую семью. История Финляндского государства в значительной степени объясняет особенности его правовой системы, сложившейся к настоящему времени. Начиная с XII в., когда Финляндия стала одной из провинций Швеции, и на протяжении последующих 7 веков на ее территории действовали законы, издававшиеся шведскими королями, а также местные правовые обычаи (объявление Финляндии в 1581 г. Великим княжеством в составе Швеции не изменило ее правовую систему). Важнейшая роль в правовой истории Финляндии принадлежит Закону Шведского государства 1734 г.фундаментальному своду законов, в составлении проекта которого принимали участие как шведские, так и финские юристы. Он состоял из 9 разделов, в которых подробно излагались многие институты гражданского, торгового и семейного права, а также уголовного права и судопроизводства. По существу, Закон 1734 г. являлся кодификацией ранее изданных шведских законов, где в существенной мере были использованы и нормы обычного права, однако некоторые правовые институты он регулировал впервые. Закон 1734 г. послужил основой для дальнейшего развития законодательства Швеции и Финляндии, а некоторые его нормы продолжают действовать в этих странах и поныне. Законодательные изменения, в частности в Финляндии, вносились либо непосредственно в текст соответствующих разделов Закона 1734 г., либо путем издания отдельных актов, самостоятельно регулирующих тот или иной правовой институт или целую отрасль (уголовное право). С 1809 г. после присоединения к России (в результате Русско-шведской войны) в Великом княжестве Финляндском в условиях автономии сохраняли силу ранее действовавшие шведско-финские законы. После того как в 1863 г. был созван Сейм, управомоченный принимать законы (они подлежали одобрению со стороны российского императора), на протяжении нескольких десятилетий финляндское законодательство было весьма существенно обновлено в самых различных отраслях: издан ряд таких важнейших актов, как Уголовный кодекс, законы о банкротстве, об опеке и др., внесены изменения в законодательство, регулирующее торговлю, банковское дело, наследование и многое иное. Период 1863-1890 гг., после которого царское правительство резко ограничило автономию Великого княжества, некоторые исследователи называют "золотым веком" в истории финляндского законодательства. После революции 1905 г. трудящимся Финляндии удалось добиться издания нескольких законов, частично обеспечивающих их социальные права. В след за признанием Советским правительством государственной независимости Финляндии (декабрь 1917 г.), поражением рабочей революции (1918 г.) и провозглашением буржуазной Финляндской Республики (1919 г.) начался процесс весьма существенных преобразований финского права. Однако проведенные до настоящего времени реформы, затронувшие многие его отрасли, все же не привели ни к полной кодификации всей системы законодательства, ни к изданию кодексов, которые бы по-новому регулировали какую-либо большую отрасль права. Среди актов действующего законодательства важнейшую роль играет Конституционный закон 1919 г. Наряду с этим и другими конституционными законами парламент издает и так называемые обычные законы, составляющие основной массив законодательства в стране. Президент вправе совместно с Государственным советом издавать декреты по вопросам экономического характера, управления государственным имуществом и организации деятельности государственных учреждений. В свою очередь Государственный совет и отдельные министры могут в пределах своей компетенции издавать распоряжения - подзаконные нормативные акты. Эти акты наряду с законами и законопроектами, вносимыми в парламент Государственным советом, подлежат опубликованию на финском и шведском языках. Обеспечению равноправия языков придается большое значение и в делопроизводстве, и в деятельности судебных учреждений. Известную роль в качестве источника права играют судебные решения. Отчасти это связано с тем, что при отсутствии сплошной кодификации финского законодательства нередко обнаруживаются пробелы в праве. Хотя формально суды не обязаны следовать ранее принятым судебным решениям, на практике нижестоящие суды всегда учитывают позицию, занятую вышестоящими. Этому служит и регулярная публикация решений Верховного суда, и освещение в периодической юридической печати важнейших решений апелляционных судов. Существенное влияние на развитие законодательства Финляндии оказывает начавшееся с 1870 г. сближение права северных государств, к которому страна официально присоединилась в 1919 г. (ныне Финляндия наряду с Данией, Исландией, Норвегией и Швецией участвует в соответствующем соглашении о сотрудничестве 1962 г.). Проекты законодательных актов, подготовленные комиссиями экспертов-юристов из этих стран, были использованы при издании финских законов в сфере семейного, торгового права, страхования, морского права и др. Однако финский законодатель не всегда следует общему образцу. Например, в отличие от всех других скандинавских государств здесь не был принят закон о купле-продаже. Гражданское и смежные с ним отрасли права Отдельные отрасли права в Финляндии в настоящее время регулируются соответствующими разделами Закона 1734 г. (в действующей редакции) и иными нормативными актами. В сфере гражданского и торгового права большую роль играет Закон о договорах 1929 г., в котором изложены общие правила заключения и признания недействительными сделок. Конкретные виды договоров по большей части регулируются в соответствующих законах, однако общие условия (купли-продажи, например) по-прежнему определяются нормами Закона 1734 г. Правовой статус товариществ, занятых в торговле и производстве, в самой общей форме регулируется одним из разделов Закона 1734 г. Товарищества с ограниченной ответственностью действуют по нормам Декрета 1864 г., а компании - по Закону о корпорациях 1978 г., подробнейшим образом регулирующим всю их деятельность - членство, органы управления, распределение доходов и др. Столь же важную роль играет (в своей сфере) Закон о кооперативах 1954 г. Вопросы обязательственного права решаются в значительной степени по общим правилам Закона 1734 г., где им посвящен самостоятельный раздел. Конкретные виды обязательств изложены в многочисленных актах, изданных за последние десятилетия (например, денежные обязательства - в законах о займах 1947 г., о деньгах 1962 г. и др.). Гражданская ответственность за правонарушения наступает по правилам, изложенным в Законе о причинении ущерба 1974 г. Важнейшее из них - принцип полной компенсации, который допускает лишь отдельные строго указанные исключения. Брачное и семейное право также не стало предметом всеобъемлющей кодификации. В этой области действуют отдельные, не всегда связанные между собой законы. В частности, Закон о браке 1929 г. (с дополнениями 1948 г. и др.) регулирует заключение брака, личные и имущественные права супругов, расторжение брака и его имущественные и другие последствия. В 1970-х гг. были изданы законы об отцовстве (1975), об усыновлении (1979), об обеспечении содержания ребенка (1975 и 1977), исчерпывающим образом урегулировавшие порядок взыскания алиментов. С 1976 г. родившиеся вне брака дети уравнены в правах с законнорожденными. В 1987 г. вступил в силу новый Закон об опеке и попечительстве, которым усилен контроль за их осуществлением со стороны муниципальных органов и суда. Закон о наследовании 1965 г. (с дополнениями 1983 г.) определяет правила перехода имущества к наследникам по закону (4 очереди) и по завещанию. Изменения, внесенные в этот закон в 1983 г., расширили права пережившего супруга, однако он остается наследником второй очереди (после детей умершего). В Финляндии довольно развито законодательство по социальным вопросам. Заработная плата и другие условия труда регулируются коллективными договорами отраслевых объединений работодателей и профсоюзов (законы о коллективных договорах 1946 г., о договорах трудового найма 1970 г. и др.). Система социального страхования, охватывающая весьма широкий круг граждан, предусматривает выплату пенсий по старости и инвалидности, пособий по болезни, безработице и т.д. за счет средств государства, предпринимателей и самих работников (большинство действующих законов принято в 1960-1980 гг.). В последнее время в Финляндии большое внимание уделяется законодательству по охране окружающей среды, хотя и отсутствует закон, регулирующий эти вопросы в комплексе. В 1983 г. учреждено Министерство по делам охраны окружающей среды, которое призвано следить за выполнением законов о сохранении природы (1923), о воде (1961), о лесах (1967), о пестицидах (1969), об охране животных (1971), об обработке и удалении отходов (1978), принятых в 1981-1983 гг. законов о почве, рыболовстве, о борьбе с загрязнением воздуха, о защите растений, об охране некоторых видов птиц, рептилий и земноводных и других актов. Уголовное право В сфере уголовного права в Финляндии на протяжении полутора веков сохраняли свое действие весьма суровые нормы Закона 1734 г. За 68 видов преступлений они предусматривали смертную казнь, часто исполняемую в самых жестоких формах, за остальные преступления - телесные или позорящие наказания либо штраф. Под влиянием идей Беккариа и других европейских просветителей в 1779 г. в Финляндии, как и во всей тогдашней Швеции, смертная казнь за большинство преступлений была заменена лишением свободы. В период вхождения Финляндии в состав Российской империи был подготовлен (1863-1884 гг.) новый Уголовный кодекс, одобренный Сеймом и опубликованный в 1889 г. Его вступление в силу задержалось до 1894 г. из-за споров Сейма с российским правительством (в частности, по формулировке государственной измены) и небрежно выполненного перевода на русский язык текста оригинала (на шведском). В УК 1889 г., действующем по настоящее время, были выражены идеи классической школы буржуазного уголовного права в ее достаточно либеральном варианте, лишенном внешних атрибутов жестокости. Кодекс отличает известная простота и краткость изложения, отсутствие чисто теоретических общих определений. Он предоставлял судье весьма широкие возможности выбора наказаний, среди которых преобладало лишение свободы, в том числе и в виде каторжных работ. Смертная казнь предусматривалась лишь за небольшое число преступлений и применялась только в военное время и при подавлении рабочей революции 1918 г. Смертные приговоры за общеуголовные преступления не приводились в исполнение с 1826 г. Смертная казнь за эти преступления была отменена и формально в 1949 г., а за все преступления в 1972 г. В Особенной части кодекса, открывающейся разделом о преступлениях против религии, отсутствует строгая систематизация (в ней 35глав, никак не сгруппированных). За время действия УК 1889 г. в него неоднократно вносились весьма существенные изменения. В частности, в 1974 г. каторжные работы были заменены "простым" лишением свободы, пожизненным или на срок до 12 лет (при совокупности преступлений - до 20 лет). С 1921 г. размеры штрафа устанавливаются в "дневных ставках", учитывающих размеры доходов осужденного. В 1950-1972 гг. допускалось применение кастрации к осужденным за половые преступления. Важным дополнением к Уголовному кодексу служит Закон об опасных рецидивистах 1932 г. (с последующими изменениями 1953, 1971 гг. и др.), резко усиливший их наказание, вплоть до интернирования на неопределенный срок. В 1940 г. издан Закон о несовершеннолетних правонарушителях (они отбывают наказание в учреждениях исправительно-воспитательного характера). Существенную роль в борьбе с преступностью играют также законы об алкоголе (1968) и о наркотиках (1972). В 1889 г. одновременно с Уголовным кодексом был принят Финляндский закон об исполнении наказаний. Он действует поныне, хотя и с многочисленными изменениями. В частности, в 1976 г. были внесены коррективы, призванные ограничить применение лишения свободы. В настоящее время в стране ведутся работы по подготовке реформы всей системы уголовного законодательства. В сфере судоустройства, уголовного и гражданского процесса действуют нормы соответствующего раздела Закона 1734 г., подвергшиеся весьма существенным изменениям, но в принципе сохраняющие силу. Важное значение имеют также нормы Конституционного закона 1919 г. и законов о Верховном суде и Верховном административном суде, принятых в 1918 г. Некоторые процессуальные вопросы решаются в соответствии с правилами, издаваемыми Верховным судом. Судебная система. Органы контроля Высшим звеном в системе общих судов в Финляндии является Верховный суд, основанный в 1918 г. Он состоит из президента суда и 21 судьи. Суд рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов по гражданским и уголовным делам в коллегиях из 5 судей. Наиболее важные вопросы обсуждаются на пленарных заседаниях. Обжалование судебных решений в Верховный суд допускается, как правило, лишь с разрешения Верховного суда, выдаваемого коллегией из 3 судей в тех случаях, когда этого требуют интересы единства судебной практики, или в целях исправления существенной судебной ошибки. Верховный суд может также давать заключения по законопроектам. Апелляционные суды, старейший из которых был основан в г. Турку в 1623 г., действуют в 6 больших городах в разных частях страны. Они состоят из президента и постоянных (а иногда и временных) членов суда. Апелляционные суды рассматривают жалобы в коллегиях из 3 судей на постановления нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам. Наиболее важные дела по указанию президента суда рассматриваются на пленарных заседаниях. В большинстве случаев эти суды выступают в качестве последней инстанции. Они также рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о государственной измене и о преступлениях высших должностных лиц. Процедура разбирательства дел в этих судах, кроме рассматриваемых по первой инстанции, носит письменный характер: судьи анализируют представленные документы в отсутствие (как правило) подсудимых, сторон или их представителей, которым впоследствии сообщается о вынесенном решении. Окружные и городские суды - низовое звено судебной системы Финляндии. Они рассматривают по первой инстанции все гражданские дела и подавляющее число уголовных дел (кроме указанных выше). Эти же суды могут устанавливать опеку, регистрировать продажу недвижимого имущества и некоторые другие сделки. Окружные суды (их около 150) функционируют в сельской местности и в населенных пунктах, получивших статус города после 1959 г. Городские суды (их 10) действуют в так называемых старых городах. Окружной суд состоит из профессионального судьи и 5-7 непрофессиональных судей (асессоров). При расхождении позиций судьи и асессоров решение выносится исходя из мнения всех асессоров, если они единодушны, но если хотя бы один из них присоединится к мнению судьи-профессионала, то от имени суда выносится именно их решение. Городской суд обычно состоит из 3 профессиональных судей во главе с председателем. Дела рассматриваются в коллегиях из 3 человек и в тех судах, где судей больше. При разбирательстве большинства гражданских дел (кроме морских и некоторых других) в окружных и городских судах не проводится предварительная подготовка дела к слушанию, обмен письменными документами между сторонами и т.п. Имеется запрет на обжалование решений по малозначительным гражданским делам. В дополнение к общим судам в Финляндии имеется несколько видов судов специальной юрисдикции. Суды по трудовым делам, созданные в 1946 г., рассматривают споры, возникающие в связи с исполнением коллективных договоров. В состав такого суда входят 3профессиональных юриста и по 3 представителя от объединений нанимателей и профсоюзов. Решения его не подлежат обжалованию. Споры между отдельными работниками и нанимателями рассматриваются в окружных или городских судах. 3 суда по водным делам, каждый в составе судьи-председателя и 2 инженеров водного транспорта, рассматривают споры о выдаче разрешений на использование водных путей, а также некоторые гражданские и уголовные дела. Их решения могут быть обжалованы в Апелляционный суд по водным делам, а затем и в Верховный суд (в некоторых случаях - в Верховный административный суд). Действуют также 4 суда по земельным спорам; суд по маркетингу, призванный защищать права потребителей и разбирать дела о нарушениях правил торговли; суд по страхованию, разбирающий споры о назначении пенсий (решения этого суда обжалованию не подлежат) и т.п. При возникновении споров по торговым делам может быть использована процедура принудительного арбитражного разбирательства, в частности путем обращения в арбитражную комиссию Центральной торговой палаты в Хельсинки. Наряду с судами общей и специальной юрисдикции в Финляндии имеется развитая система административной юстиции. Ее возглавляет Верховный административный суд. Он состоит из президента и 21 судьи. Коллегия из 5 судей рассматривает жалобы на решения нижестоящих административных судов, именуемых судами губерний, а также на решения Государственного совета, распоряжения министров, предписания губернаторов и некоторых других исполнительных органов. При необходимости собирается пленарное заседание Верховного административного суда. Административные суды губерний (их 12 по числу губерний) разбирают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и действия административных органов. Большинство рассматриваемых ими дел относится к сфере налогов. Ни административные, ни какие-либо другие суды не могут оценивать конституционность актов, принятых парламентом. Особой юрисдикцией по Конституции обладает также Государственный суд, который рассматривает обвинения в отношении членов Государственного совета или канцлера юстиции, юридического уполномоченного Эдускунты, или членов Верховного суда, Верховного административного суда, связанные с нарушением законности, совершенным ими при исполнении служебных обязанностей. В Государственный суд входит президент Верховного суда в качестве председателя, а также президент Верховного административного суда и 3 старейших по должности президента надворных судов, а также 5 членов, избираемых Эдускунтой сроком на 4 года. В системе государственных органов Финляндии особое место принадлежит Канцлеру юстиции. Он назначается Президентом пожизненно и следит за соблюдением законов властями (в том числе самим Президентом, Государственным советом и министрами), осуществляет в ряде случаев уголовное преследование и выступает в качестве юридического советника Президента и правительства. Большинство судей в Финляндии занимают свои должности по назначению. Президенты Верховного и Верховного административного судов назначаются Президентом Республики. Он же назначает судей этих, а также апелляционных судов, но уже с учетом рекомендаций данного и вышестоящего (для апелляционного) судов. Профессиональные судьи окружного и городского судов назначаются Верховным судом, асессоры - муниципальным советом сроком на 4 года. Судьи судов губерний - органов административной юстиции назначаются Президентом Республики или Государственным советом. Все профессиональные судьи назначаются пожизненно (в 70 лет они обязаны уйти в отставку) и могут быть смещены лишь по судебному приговору, кроме случаев назначения на вышестоящую судейскую должность с их согласия. Преступления расследуются, как правило, полицией. В суде первой инстанции низового звена уголовное преследование осуществляется городским прокурором, в сельской местности - начальником окружной полиции или его заместителем, в апелляционном суде - прокурором при этом суде. В системе административных судов могут выступать так называемые государственные представители - их функции напоминают роль прокурора в общих судах. Все органы обвинения действуют под надзором Канцлера юстиции. Полиция, прокуроры и суд располагают широкими правами не возбуждать либо прекратить уголовное преследование, например если обвиняемый согласен уплатить штраф за малозначительное преступление без судебного разбирательства дела. Генеральная прокуратура в Финляндии как самостоятельный орган была образована и начала действовать с 1997 г. До этого прокуроры входили в состав Министерства юстиции. Таким образом, прокуратура вышла из системы исполнительной власти и была отнесена к судебной. Генеральный прокурор и его заместитель назначаются Президентом страны по рекомендации Государственного совета. Государственные прокуроры (национальный уровень) назначаются Государственным советом по рекомендации генерального прокурора, а местные прокуроры - последним самостоятельно. Обвиняемый в уголовном процессе и участник гражданского дела вправе иметь адвоката, хотя они могут и сами защищать свои интересы или направить в суд личного представителя (по малозначительным уголовным делам - даже без явки обвиняемого в судебное заседание). Титул адвоката носят лишь лица, окончившие юридический факультет одного из финляндских университетов и принятые в Финский союз адвокатов после трехлетней стажировки у опытного защитника или иной юридической практики. Общее наблюдение за деятельностью адвокатов осуществляет Канцлер юстиции. Имеется система бесплатной юридической помощи для лиц, испытывающих финансовые затруднения. Ее оказывают либо адвокаты, либо специально на то уполномоченные муниципальные советники. В 1920 г. в Финляндии учреждена должность парламентского омбудсмана (юридического уполномоченного), избираемого на 4 года парламентом и подотчетного ему. Омбудсман осуществляет контроль не только за соблюдением прав и свобод человека, но и вообще за законностью в деятельности исполнительной и судебной властей, а также чиновников органов местного самоуправления. Для этого ему предоставлено право присутствовать на заседаниях соответствующих органов, требовать от них необходимые документы, возбуждать преследование против виновных лиц. Согласно Закону о защите потребителя 1978 г. учреждена и самостоятельная должность омбудсмана потребителей. Ему поручено следить за соблюдением правил торговли, прежде всего на стадии заключения договоров купли-продажи, и иными путями защищать интересы потребителей. Для осуществления надзора за государственными финансами и выполнением государственного бюджета Эдускунта избирает из своей среды государственных ревизоров. Кроме того, для проверки государственных финансов и исполнения государственного бюджета имеется связанное с Эдускунтой Государственное ревизионное управление, которое является независимым. Государственные ревизоры и Государственное ревизионное управление имеют право получать от государственных органов и других подконтрольных служб сведения, необходимые им для выполнения их обязанностей. Франция

Источник: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Влияние Рованиемского процесса на законодательство Республики Финляндия

Тетерин А.В., Кузнецов Г.С., Орлова О.Ю.
Возрастающее значение Арктики коррелирует с проведением исследований, затрагивающих различные аспекты развития данного региона, в том числе политического и правового сотрудничества государств, прежде всего арктических стран.
Читать PDF
0.00 байт

Россия и Финляндия: взаимоотношения двух стран и народов в представлениях финских и российских студе

Мулява Олег Дмитриевич, Шитова Лариса Феликсовна, Вапилин Евгений Геннадьевич
Статья посвящена проблемам восприятия россиянами финнов и финнами россиян в студенческом социуме. В ее основу положены результаты социологического опроса в России и Финляндии.
Читать PDF
0.00 байт

Обзор 26-й Балтийской конференции по истории науки (21-22 августа 2014 г. , Хельсинки, Финляндия)

Труфанова Е.О.
Данная статья представляет собой обзор 26-й Балтийской конференции по истории науки, прошедшей 21-22 августа 2014 г. в г. Хельсинки, Финляндия.
Читать PDF
0.00 байт

Международная неделя «Балтийский бриз» (Финляндия)

Читать PDF
370.76 кб

Факторы роста малого и среднего бизнеса в странах Скандинавии (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция)

Орешко К. С.
Читать PDF
0.00 байт

Россия - Финляндия - ЕС: нужна ли обновленная модель сотрудничества?

Пискулов Ю. В.
Читать PDF
1.07 мб

Финляндия глазами жителей республики Карелия: социологический опрос 2017 г

Милюкова Ирина Александровна, Терентьев Константин Юрьевич, Такала Ирина Рейевна, Кулешова Алина Викторовна, Лапшин Антон Александрович
The article presents the results of the survey conducted in Petrozavodsk and other regions of Karelia by Petrozavodsk State University researchers in the spring 2017.
Читать PDF
0.00 байт

Россия и финляндия: прошлое, настоящее и будущее

Микуленко Дарья Геннадиевна
В статье анализируются отношения России и Финляндии в исторической ретроспективе, а также дается характеристика их взаимоотношений на современном этапе в различных сферах общественной жизни: политике, экономике, культуре.
Читать PDF
0.00 байт

Сетевая интенсивность в региональной инновационной среде Сейняйоки, Финляндия

Ранта Томми
В этой статье мы попытались применить сетевые теории и новейшие исследования в концепции региональной инновационной среды.
Читать PDF
0.00 байт

Высшее образование как элемент национальной инновационной стратегии (на примере Республики финляндия

Куликова Юлия Павловна
В статье рассмотрены основные этапы эволюции системы высшего образования Финляндии. Рассмотрена роль государства в регулировании инновационной деятельности.
Читать PDF
1.20 мб

Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса северных стран: Канада, сша, Финляндия

Бородкина Варвара Владимировна, Москвина Анна Валерьевна, Рыжкова Оксана Владимировна, Улас Юлия Владимировна
В статье исследованы особенности государственной и региональной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Канады, США, Финляндии и Швеции.
Читать PDF
0.00 байт

Экономические аспекты программы «Юго-Восточная Финляндия - Россия» в рамках трансграничного сотрудни

Шутаева Е. А, Черемис А.А.
В статье рассмотрены экономические аспекты трансграничного сотрудничества между Россией и Финляндией в рамках программы «Юго-Восточная Финляндия Россия», выявлена роль приграничных регионов во взаимосотрудничестве.
Читать PDF
0.00 байт

Финляндия: инструменты инновационной политики в условиях кризиса национальной инновационной системы

Дарья Александровна Воробьева, Ирина Вадимовна Кириченко
Цель: Финляндия, будучи долгое время образцом успешного развития инновационных процессов, несколько лет назад столкнулась с кризисом национальной инновационной системы (НИС) и в настоящее время проводит инновационную политику, нап
Читать PDF
0.00 байт

Инвестиционная деятельность и инновации в странах Западной Европы: Германия, Швеция, Финляндия, Фран

Кутепов Олег Евгеньевич, Казакова Светлана Петровна
В статье рассматриваются особенности инновационной и инвестиционной деятельности в странах Западной Европы на примере Германии, Швеции, Финляндии и Франции.
Читать PDF
0.00 байт

ФИНЛЯНДИЯ И СССР (РФ) – ДВА ПУТИ РАЗВИТИЯ ОСКОЛКОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Чернов А.Ю.
Рассмотрены стартовые экономические условия России и Финляндии до революции, роль инноваций и традиционных производств для обеих стран.