ФРАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФРАКЦИЯ
объединение депутатов, принадлежащих к одной партии в парламенте или палате парламента. Обычно в состав П.ф. входят лидеры и наиболее видные деятели партии. П.ф. связана партийной дисциплиной. П.ф. возглавляется особыми органами. Перед особо важными голосованиями проходят совещания П.ф. Вопросы создания и деятельности П.ф. регулируются регламентом парламента или его палат, а т.ж. конституционными обычаями. В РФ согласно ст. 28 Регламента Государственной Думы депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, именуется фракцией и подлежит регистрации.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ФРАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ
от англ. faction группировка, группа), более или менее устойчивое объединение части депутатов. Поскольку современные парламенты представляют собой «коллективные» и достаточно многочисленные органы власти, где все депутаты имеют одинаковый правовой статус, принятие решений происходит посредством голосования. Для того, чтобы решение было принято, оно должно получить большинство голосов. В связи с этим возникает проблема координации: если бы каждый депутат голосовал совершенно независимо от других, маловероятно, чтобы хоть какое)то решение было бы принято. Вступая во фракцию, депутат берет на себя определенные обязательства в плане подчинения фракционной дисциплине. С другой стороны, он приобретает поддержку товарищей по фракции и возможность продвигать через нее те или иные решения. Общепризнано, что в современных парламентах «независимые» (не участвующие во фракциях депутаты мало что могут сделать. На практике степень подчинения фракционной дисциплине никогда не бывает абсолютной. Известно, что в западноевропейских парламентах фракции более «сильные», в Конгрессе США, напротив, депутаты ведут себя намного более самостоятельно. При создании фракций большое значение имеет вопрос, на какой основе они могут создаваться. В парламентах, которые избираются по мажоритарному принципу, каких)то ограничений обычно нет: любая группа депутатов может создать фракцию, и любой отдельный депутат может свободно «входить» и «выходить» из фракции. Если же парламент избран по пропорциональному принципу, ситуация иная. Поскольку избиратели здесь голосуют не за отдельных кандидатов в депутаты, а за партию, представляется справедливым, что депутаты не имеют права «менять» фракционную принадлежность, и фракции могут создаваться лишь в рамках тех партий, которые прошли на выборах в парламент.

Источник: Словарь парламентских терминов

ФРАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ
объединение депутатов, выдвинутых и избранных в парламент, палату парламента по принципу принадлежности к определенной партии, движению.
В Государственной Думе фракцией является объединение депутатов, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Полное наименование фракции должно соответствовать наименованию политической партии, указанному в уставе политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой были избраны соответствующие депутаты. Фракция вправе иметь установленное положением о фракции краткое наименование, соответствующее ее полному наименованию.
Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции фракция может образовывать руководящий орган (руководящие органы).
В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции.
Деятельность фракции организуется ею в соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», Регламентом палаты, положением о фракции.
Регистрацию фракции осуществляет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. После прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы учет изменений в составах фракций и положениях о фракциях осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. По поручению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы Аппарат Государственной Думы вносит соответствующую информацию в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
Образование фракции не только способствует объединению депутатов. У фракции есть определенные возможности активного влияния на деятельность палаты. Ее представитель является заместителем Председателя Государственной Думы, входит в состав Совета Государственной Думы, при обсуждении законопроектов и иных вопросов на заседании у фракции обязательно есть право на свое выступление и т. д.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ФРАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ
один из видов депутатских объединений в парламенте (другим является депутатская группа). Ф. п. - объединение депутатов, принадлежащих к одной партии, движению. Они либо избраны по списку партии (движения) по пропорциональной избирательной системе, либо выдвинуты (поддержаны) партией (движением) по территориальным избирательным округам и избраны по мажоритарной избирательной системе.
Депутаты, баллотировавшиеся в качестве так называемых независимых кандидатов и избранные в парламент, а также депутаты, не пожелавшие войти во Ф. п., вправе образовывать депутатские группы.
Такая структура существует, в частности, в Государственной Думе (ГД). Согласно Регламенту ГД, фракции и депутатские группы подлежат регистрации и обладают равными правами. Следовательно, различие между ними - указанный выше порядок формирования и численность. Для образования фракции число депутатов, вошедших в палату от партии (движения), значения не имеет. Что касается депутатских групп, то подлежат регистрации лишь те из них, которые насчитывают не менее 35 депутатов. Депутат ГД вправе состоять лишь в одном депутатском объединении.
Для регистрации депутатского объединения во Временный секретариат ГД направляется письменное уведомление о создании фракции или депутатской группы, о целях, составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять их на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях. После прекращения полномочий Временного секретариата ГД регистрация депутатских объединений осуществляется комитетом по Регламенту и организации работы ГД.
Создание депутатских объединений, и прежде всего фракций, позволяет наладить совместную работу депутатов, координировать их усилия, выработать общую тактику и стратегию при прохождении законопроектов и обсуждении других вопросов в ГД. В определенной мере создание депутатских объединений, особенно фракций, способствует выработке парламентской дисциплины депутатов, в том числе - и при голосовании.
Кроме того, создание Ф. п. депутатской группы связано с определенными организационными преимуществами для депутатского объединения. Оно получает ряд прав: выдвигать своих кандидатов на пост Председателя и заместителей Председателя ГД; иметь своего представителя в Совете ГД и тем самым влиять на его решения, связанные с планированием и порядком обсуждения вопросов; требовать внесения изменений в календарь рассмотрения вопросов на заседаниях ГД; участвовать на пропорциональной основе в формировании состава комитетов и комиссий, включая сюда и замещение должностей их председателей, заместителей председателей; получать слово для выступления от имени данного депутатского объединения при обсуждении вопросов на заседании ГД; высказывать свое мнение, предложения и замечания при обсуждении законопроектов в первом и во втором чтениях; в исключительных случаях требовать возвращения законопроекта с третьего чтения к процедуре второго чтения; получать слово при повторном обсуждении законов, отклоненных Президентом; получать слово при обсуждении проекта закона о поправках к Конституции; проявлять инициативу в проведении парламентских слушаний; использовать еженедельно один день работы ГД специально для своих целей; иметь аппарат Ф. п. депутатской группы.
Этот аппарат формируется после регистрации в установленном порядке депутатского объединения и осуществляет свои функции до момента прекращения его деятельности. Фракции и депутатские группы осуществляют подбор и расстановку кадров своего аппарата, руководство и контроль за их деятельностью, а также определяют служебные обязанности сотрудников аппарата в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами). Прием на работу и увольнение с работы этих сотрудников оформляются распоряжением Руководителя Аппарата ГД по представлению руководителя депутатского объединения. Расходы на содержание аппарата депутатского объединения определяются с учетом его численности. Эти расходы предусматриваются в смете Думы. Однако они могут быть увеличены за счет привлечения средств политических партий и других общественных объединений, частных лиц. ГД определяет общий порядок получения и расходования Ф. п. и депутатскими группами привлеченных средств (см. также: Депутатское объединение). (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама