Франчайзинг (франшиза)

Найдено 1 определение
Франчайзинг (франшиза)
происходит от французского слова «franchise», что означает «льгота, привилегия». Самая ценная и полезная льгота, которая нужна начинающему свой путь в бизнесе, это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известный и популярный товарный знак, возможность обучиться и получать по ходу дела необходимые консультации. Франчайзинг-это метод продажи товаров и услуг. Система франчайзинга возникла из набора деловых сделок, методов и практической деятельности, которые были известны и использовались на протяжении многих лет. Сейчас система франчайзинговой предпринимательской деятельности широко известна и активно применяется в промышленно развитых странах мира. По этому договору одна сторона передает другой в пользование за плату такие знаки индивидуализации, как фирменное наименование, товарный знак, включая передачу разнообразных знаний, инструкций, информации, ноу-хау, оказание помощи, проведение обучения фирмы-покупателя, при условии, что продукция фирмы-владельца будет реализовываться с его товарным знаком и под его фирменным наименованием. Франчайзинг является выгодным для обеих сторон. Сторона, предоставляющая свои права в пользование, устанавливает в той или иной мере контроль за бизнесом лицензиата, имея прибыль от его деятельности.
Франчайзинг избавляет комплексного лицензиара от необходимости открывать новые филиалы и предприятия, вкладывать средства в приобретение основных фондов и наем работников. Лицензиат, в свою очередь, снижает свой предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Он получает преимущество перед конкурентами за счет использования уже известных на рынке средств индивидуализации чужого юридического лица. Обязательными объектами исключительных прав в договоре франчайзинга являются фирменное наименование и охраняемая коммерческая информация. Невключение в договор этих элементов не позволяет считать подписанное соглашение договором франчайзинга, даже, несмотря на его название. Не является договором франчайзинга также договор, хотя и включающий условие о передаче в пользование фирменного наименования и охраняемой коммерческой информации, но не названный сторонами договором франчайзинга. Поэтому в отношении договоров, не имеющих своим объектом фирменное наименование или охраняемую коммерческую информацию, или хотя и включающих упомянутые объекты, но не названных франчайзингом, действуют правила, предусмотренные сторонами в договоре, и общие нормы ГК РК.
Во франчайзинге речь идет не просто о лицензии, а о предпринимательской лицензии. То есть, данный договор возможен только в сфере предпринимательской деятельности-инициативной деятельности, имеющей в качестве основной цели извлечение прибыли. Отсюда следует, что сторонами договора могут быть только предприниматели.
Термин «комплексная» означает то, что в пользование передается не одно, а несколько (но не менее двух) исключительных и сопутствующим им прав. Договор франчайзинга является возмездным. Форма, способ и сроки оплаты пользования исключительными правами определяются сторонами по договору. Вознаграждение по договору комплексной предпринимательской лицензии может выплачиваться лицензиатом лицензиару в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых лицензиаром для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором. В мировой практике наиболее распространенным является первоначальный взнос фиксированной суммой сразу после заключения договора (так называемый «паушальный платеж»), а затем повременные отчисления в определенном проценте от суммы оборота товаров, услуг, работ (так называемые «роялти»). Кроме того, за предоставленные комплексные предпринимательские сублицензии лицензиат обычно выплачивает лицензиару определенный процент от оборота сублицензиата.

Источник: Интеллектуальная собственность от А до Я справочник КубГАУ Краснодар

Реклама

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
155.77 кб

Организация франчайзинговой системы: этапы создания франшизы

Шахова Маргарита Сергеевна
В статье рассматривается процесс организации франчайзинговой системы, определяются основные этапы формирования франшизы, которые необходимы для создания качественного франшизного предложения и эффективного развития франчайзинговой
Читать PDF
506.26 кб

Коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза: соотношение понятий

Гудим Екатерина Романовна
В статье анализируется соотношение основных понятий в отечественном франчайзинге. Рассматриваются подходы к определению сущности коммерческой концессии как правового явления.
Читать PDF
2.42 мб

Выявление и анализ тенденций франчайзинга на основе международных рейтингов франшиз

Зинчак Е.В.
На основе главных международных рейтингов франчайзинговой деятельности выявлены общие фундаментальные особенности ведущих франчайзинговых систем в мире, их специфичные характеристики, типичные признаки и основные показатели деятел
Читать PDF
428.41 кб

Формирование подхода к расчету ценности франшизы в практике заключения договора франчайзинга

Нишанова И. Ш., Суркова Т. В.
В настоящее время постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга, то есть путем предоставления на договорной определенных привилегий и льгот.