1770–1831) – представитель немецкой классической философии, создатель диалектической логики, объективный идеалист. Автор крупной философской системы, составными частями которой являются философия природы, логика и философия духа. Этика не занимает значительного места в философской системе Г., как учение о морали и нравственности она является составной частью философии духа. Главная заслуга Г. в области этики заключается в разграничении морали и нравственности, рассмотрении их как социокультурных явлений, закономерных этапов в развитии объективного духа (социальных и духовных форм бытия людей). Мораль Г. понимает как сферу должного («рефлексию воли в себя»), всецело ограниченную рамками сознания. Нравственность – это воплощение морального сознания в совместной и общественной жизнедеятельности людей, в таких ступенях объективации человеческой свободы, как семья, гражданское общество и государство. Узость в понимании нравственности Г. заключается в том, что он сводит ее к выполнению личностью своих обязательств перед обществом, государством и своей семьей. Г. выделяет и анализирует такие нравственные противоречия капиталистического общества, как одностороннее развитие личности вследствие разделения труда, поляризацию нищеты и богатства. Этическая проблематика содержится в таких работах Г., как «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия религии» и, особенно, «Философия права».
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
немецкий ученый, создатель систематической теории диалектики. Наибольший интерес для криминологической теории представляют его концепция развития через отрицание и философия духа, изложенная в книге «Философия права». Гегелевская концепция развития посредством разрешения противоречий дает основание рассматривать преступность как одно из проявлений диалектического закона отрицания отрицания. Кратко суть этой концепции можно сформулировать в виде следующих тезисов. 1. Право есть проявление ниспосланной людям высшей справедливости. 2. Правящие круги (власть) формулируют законы, которые претендуют на то, чтобы быть отображением высшей справедливости в человеческих установлениях. В реальности эти законы не соответствуют праву по двум причинам:
люди не способны в короткий срок адекватно уяснить сущность высшей справедливости;
из корысти правящие круги устанавливают такие порядки, которые выгодны лишь им (подлинная справедливость улучшит жизнь большинства, но ухудшит жизнь правящей элиты). 3. Если законы и порядки в стране не соответствуют ниспосланному свыше праву, если они несправедливы, люди нарушают их. 4. Преступность в своеобразной форме отрицает несправедливость общественного и государственного устройства. 5. Власть во избежание бунта и революции делает законы более справедливыми. 6. Либо народ смещает носителей власти, и новая власть делает законы более соответствующими праву. 7. По мере более глубокого постижения народом справедливости, он вновь проявляет недовольство новыми законами, уровень соответствия которых праву перестает удовлетворять его. 8. И все повторяется до тех пор, пока законы не будут полностью соответствовать праву. Таким образом, отрицание справедливости порождает преступность. Преступность отрицает несправедливость. Справедливость отрицает преступность. При установлении всеобщей справедливости преступность исчезнет. Возможно, это произойдет очень нескоро, но логика мирового процесса такова. Объективная логика бытия отрицает преступность. В глобальной исторической перспективе торжество справедливости неизбежно.
люди не способны в короткий срок адекватно уяснить сущность высшей справедливости;
из корысти правящие круги устанавливают такие порядки, которые выгодны лишь им (подлинная справедливость улучшит жизнь большинства, но ухудшит жизнь правящей элиты). 3. Если законы и порядки в стране не соответствуют ниспосланному свыше праву, если они несправедливы, люди нарушают их. 4. Преступность в своеобразной форме отрицает несправедливость общественного и государственного устройства. 5. Власть во избежание бунта и революции делает законы более справедливыми. 6. Либо народ смещает носителей власти, и новая власть делает законы более соответствующими праву. 7. По мере более глубокого постижения народом справедливости, он вновь проявляет недовольство новыми законами, уровень соответствия которых праву перестает удовлетворять его. 8. И все повторяется до тех пор, пока законы не будут полностью соответствовать праву. Таким образом, отрицание справедливости порождает преступность. Преступность отрицает несправедливость. Справедливость отрицает преступность. При установлении всеобщей справедливости преступность исчезнет. Возможно, это произойдет очень нескоро, но логика мирового процесса такова. Объективная логика бытия отрицает преступность. В глобальной исторической перспективе торжество справедливости неизбежно.
Источник: Криминология. Практикум. 2015 г.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
(1770 – 1831 гг.) представитель немецкой классической философии, основоположник диалектического учения. Родился в Штудгарте, столице Вюртембергского королевства, в семье чиновника. Получил среднее образование в классической гимназии. С 1788 г. по 1793 г. учился в Тюбингенском теологическом институте, где у него выявились наклонности к историческому и философскому мышлению. Восторженно встретил события Французской буржуазной революции, вместе с Шеллингом и поэтом Гельдерлином участвовал в посадке символического «дерева свободы» (1791 г.). По окончании института вынужден был в течение ряда лет (1793 – 1800 гг.) работать домашним учителем и воспитателем. В эти годы Гегель был сторонником демократического государственного режима, критически относясь к прусским порядкам и официальной религии. Об этом свидетельствует написанная им в 1798 г. брошюра «О новейших внутренних отношениях Вюртемберга, в особенности об устройстве магистрата», в которой он обосновывает необходимость конституционных реформ, а также трактат «Дух христианства и его судьба» (1799). С 1801 г. начинается научно-педагогическая деятельность Гегеля в Йенском университете, где он вместе с Шеллингом издаёт «Критический журнал философии». Самое крупное произведение этого периода – «Феноменология духа» (1806 г.), где он даёт первый набросок своей объективно-идеалистической философии, в которой развитие действительности выступает как развитие её самосознания. Некоторое время Гегель редактировал «Бамбергскую газету», а с 1808 по 1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. В этот период он пишет свой основной труд «Наука логики». Общественная реакция, установившаяся после падения Наполеона, отразилась на политических взглядах Гегеля: теперь он всё более склонен объяснять современное ему прусское государство как построенное «на разумных началах». В 1816 г. он – профессор Гельдельбергского, а с 1818 г. – Берлинского университетов. В опубликованной им «Энциклопедии философских наук», состоящей из трёх частей («Логики», «Философия природы» и «Философии духа»), система Гегеля получает своё окончательное оформление. Здесь же проявился сдвиг его политических взглядов вправо. Политически-консервативные стороны гегелевской философии нашли своё отражение в «Философии права» (1821 г.) – его последнем прижизненном произведении.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих
1770—1831)— немецкий философ-диалектик. С позиций объективного идеализма разработал завершенную философскую систему, составной частью которой является философия права. Его философское учение о праве и государстве в систематическом виде разработано в «Философии права» (1820) в виде философии объективного духа, который охватывает все формы объективной реальности (объективации) свободы и права. Философию права как часть философии и философскую науку о праве Г. отличает от юриспруденции, которая занимается позитивным правом (законодательством) и является, по его оценке, «рассудочной наукой». «Позитивная наука о праве, — пишет Г. о юриспруденции, — есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Все остальное — дело рассудка и касается внешнего порядка, сопоставления, последовательности, дальнейшего применения и т.п.» Предмет философской науки о праве — идея права, т.е. понятие права и его осуществление в действительности. Смысл диалектического метода здесь состоит в том, чтобы «развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета». Ступенями такого диалектического движения понятия права от абстрактного к конкретному являются: абстрактное право, мораль и нравственность (семья, гражданское общество и государство). Каждая из этих ступеней, будучи объективной формой свободы, характеризуется Г. как «особое право», поскольку право вообще — это объективная действительность свободы, «свобода как идея», «наличное бытие свободной воли». Одной из форм «особого права» является позитивное право — «право как закон», «различие между естественным или философским правом и позитивным правом», по Г., не означает их противоположности, поскольку закон (позитивное право) — это конкретная ступень и форма выражения права («права в себе»). «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для последнего чем-то случайным и не касается его природы». Абстрактное право — это право абстрактно свободной личности, признание ее правоспособности. На этой абстрактной ступени право представлено в виде формальной заповеди: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Свобода личности и ее правоспособность находят свою конкретизацию в праве частной собственности и свободе договоров. Свое понимание всеобщей свободы и правового равенства Г. направляет как против требований фактического равенства, так и против рабства и крепостничества. К абстрактному праву личности (т.е. к ее правоспособности) относится и право преступника как свободной личности на наказание, равное «по ценности» совершенному им преступлению. Наказание — это возмездие, посредством которого восстанавливается нарушенное преступлением право. «Снятие» преступления через наказание приводит, по Г., к морали — сфере внутренней свободы и автономии личности. Г. выступает против вторжения во внутреннее убеждение человека и против насилия над его совестью. Лишь во внешнем поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема. Семья трактуется Г. как первая форма объективации нравственного духа. Он критикует принцип равноправия женщин и мужчин в социальной и политико- правовой сферах. Гражданское общество, как следующая ступень в развитии нравственности, является сферой реализации частных целей и интересов отдельных лиц (речь, по существу, идет о буржуазном обществе). Гражданское общество, по Г., пронизано социально- экономическими противоречиями, поляризацией богатства и бедности, «борьбой всех против всех». Г. одним из первых в истории социальной и политико-правовой мысли четко различает общество и государство и анализирует диалектику их взаимодействия. Он характеризует общество как «момент» государства и подчеркивает, что « г о с у д а р с т в о есть вообще п е р в о е , внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента». Государство, по Г, является наиболее конкретной формой осуществления понятия права в действительности, т.е. той реальностью разума, свободы и права, в рамках которой все остальные, более абстрактные, формы права и свободы (права личности, корпораций, общества в целом) в «снятом» виде достигают своей цели, признания и разумного удовлетворения. Такое разумное (по существу — правовое) государство изображается Г. в виде конституционной монархии, в которой осуществлен принцип разделения властей на законодательную, правительственную (куда входит и судебная власть) и княжескую (власть государя). Он выступает за наследственную монархию, отстаивает суверенитет монарха и критикует концепцию народного суверенитета. Правительственная бюрократия и чиновничество характеризуются им в качестве главной опоры государства. Обосновывается необходимость суда присяжных и публичности судопроизводства. Г. защищал общепризнанные в то время международно- правовые принципы и нормы, обосновывал необходимость соблюдения договоров, подчеркивал, что государства должны признавать друг друга в качестве суверенных и независимых, не вмешиваться во внутренние дела других и т.д. Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, может быть решен, по Г., только войной. С этих позиций он критиковал пацифизм и идеи о «вечном мире». Война — не «абсолютное зло», и «нравственный момент войны», по Г., состоит в том, что в войне присутствует необходимость сохранить нравственное целое — суверенность и независимость государства. В войне проявляется конечный и ограниченный характер отдельных государств на арене всемирной истории, где наивысшим правом обладает мировой дух: всемирная история вершит всемирный суд. Как прогресс в сознании свободы и ее объективации в формах государства и права всемирная история в ее движении с востока на запад распадается на 4 всемирно-исторических царства: восточное, греческое, римское, германское. На Востоке свободен лишь один (деспот), в греческом и римском мире свободны некоторые (сохраняется рабство остальных), в германском мире все свободны. В соответствии с этим тремя основными формами государства являются: восточная деспотия; античное государство в виде демократии или аристократии; представительная система в виде конституционной монархии, где идея свободы, по Г., достигает полной реализации. В.С Нерсесянц
Источник: Юридическая энциклопедия
ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих
1770- 1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии, мыслитель-диалектик. Г. родился в Штутгарте в 1770 г. в семье чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1801 - 1806 гг. Жил в Йене, с 1808 по 1816г. был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. и до конца жизни преподавал философию в университетах Гейдельберга (1816- 1818)и Берлина (1818-1831).
Проблемы государства и права Г. разрабатывал на разных этапах своей деятельности. Главные произведения в этой области: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 года».
Учение о государстве и праве наиболее полно изложено в «Философии права». Право, а также мораль и нравственность Г. рассматривал в качестве объективации, внешнего обнаружения и образования объективного духа(одна из ступеней саморазвития мирового духа. охватывающая сферу социальной жизни). Философская идея Г. о тождестве мышления и бытия выступает в его правовом учении в тезисе о тождестве действительного и разумного, причем у Г. действительное - не то же самое, что и существующее; только необходимое и существенное в существующем можно назвать действительным. Тем самым Г. реализует исторический подход в философии права, рассматривает объективированные государственно-правовые формообразования через призму развития, где то, что перестает быть разумным и необходимым, перестает быть и действительным, хотя и может продолжать существовать.
Если юриспруденция изучает юридические закономерности(позитивное право), то философская наука о государственно-правовых образованиях постигает мысли, лежащие в основе права. Идея права - это единство понятия права и его осуществления: право осуществляется путем диалектического процесса конкретизации этого понятия - путем движения от абстрактных форм к конкретным.
Понятие «право» у Г. имеет несколько значений: право как свобода («идея права»), право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), право как закон («позитивное право»). Система права как реализованной свободы - это система «особых прав», переходящих от абстрактных форм к конкретным. Ступени изменения идеи свободы предполагают ее определенное наличное бытие. А значит, конкретизация понятия права есть бытие свободной воли, «особое право». Это относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. «Особые права» ограничены, соподчинены и взаимосвязаны. Г. раскрывает их в историческом и хронологическом порядке в пределах одной формации объективного духа. Каждое «особое право» по отношению к предыдущему «особому праву» представляет его основание и истину. По гегелевской системе истинно лишь право вышестоящей ступени. Подобным «особым правом» обладает государство.
Позитивное право является одним из «особых прав». Право в себе превращается в закон посредством «законодательствования». Г. не противопоставляет право и закон, хотя допускает, что право может искажаться в процессе создания законов. Не все данное в форме закона есть право. Г. считает, что только закономерное в положительном праве законно и правомерно. В гегелевском учении различаются основные ступени развития права: абстрактное право, мораль и нравственность. Проблемы собственности, договора и неправды (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление) относятся к абстрактному праву, а умысел, вина, намерение, благо, добро, совесть - к морали; семья, общество, государство - к нравственности. Г. полагает, что в основе права лежит свобода отдельного человека(в этом смысл абстрактного права). Свобода личности проявляется прежде всего в праве собственности, причем все формально равны в их одинаковом праве на частную собственность (но не в размере владения ею). Поэтому Г. подверг критике проект идеального государства Платона, где говорилось о фактическом равенстве людей.
Сознательное нарушение права Г. рассматривал как преступление. Наказание - не только средство восстановления права, оно является и правом самого преступника действовать в качестве свободной личности. Когда персона абстрактного права становится субъектом свободной воли, можно говорить о целях и мотивах поступков субъекта. В итоге Г. приходит к мысли, что о человеке надо судить по его самоопределению. Закон действует тогда, когда имеет место поступок, т.е. субъективная воля переходит в объективность, а моральная воля ненаказуема.
Абстрактное право и мораль связаны с понятием гражданского общества и государства. Г. дает характеристику гражданскому обществу и политическому государству. Гражданское общество у Г. понимается как буржуазное, антагонистическое общество, где идет война всех против всех. У гражданского общества есть свои признаки: система потребностей, правосудие, полиция и корпорации. В его структуру включены три сословия. Первое - субстанциальное (землевладельцы-дворяне и крестьяне), второе - промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники), третье - всеобщее (чиновники). Гражданское общество - это опосредованная трудом система потребностей, которая имеет в основании частную собственность и формальное равенство людей. Такое общество Г. связывает с утверждением буржуазного строя. Гражданское общество, считает Г.. не может решить проблему бедности, поэтому оно стремится выйти за свои пределы (международной торговлей и колонизацией). Гражданское общество в своем основании уже имеет государство.
В государстве заключена идея разума. права и свободы, а нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность. Идея государства проявляется как непосредственная действительность, как индивидуальное государство (государственный строй, внутреннее государственное право), в отношениях между государствами (внешнее государственное право) и во всемирной истории. Индивидуальное государство в своем разумном виде представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Политическое государство имеет в своем составе законодательную, правительственную власть и власть государя. Г. соглашался со своими предшественниками Дж. Локком и Ш. Монтескье, что разделение властей есть «гарантия публичной свободы», но имел свое представление о характере и составе этих трех властей в государстве. Г. не приемлет идею народного суверенитета. Он обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. В конституционной монархии объективная сторона государственного управления определяется законами, а монарх лишь соглашается с этим. присоединяя свое субъективное: «Я хочу». Правительственная власть понимается Г. как «власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее». Задача этой власти - поддерживать существующие законы и учреждения, а также выполнять волю монарха. Поэтому чиновничество Г. считал опорой государства. Законодательная власть нужна в государстве для того, чтобы определять и устанавливать всеобщее. Так как политический идеал Г. - конституционная монархия, то он рассчитывал на компромисс дворянства и буржуазии, на постепенный и мирный переход от полуфеодального строя в Германии к буржуазному.
При всех противоречиях Г. все-таки занимал прогрессивные позиции для своего времени. Идея государства наиболее четко проявляется, по мнению Г., в идеальности суверенитета. Государства относятся друг к другу как независимые, самостоятельные индивидуальности. Суверенитет государства - это абсолютная власть идеального целого над всем единичным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Международное право - это не действительное право, каким является внутреннее государственное право, а долженствование. Суверенные государства сами решают вопрос о действительности этого долженствования. Над ними никто не властен. Г. не отрицал сам принцип международного права и возможность договоров между государствами. Принцип международного права, с его точки зрения, состоит в том, что «трактаты, на которых основаны обязательства государств в отношении друг друга, должны выполняться». Г. допускал, что несогласие государств может решаться войной, и критиковал кантовскую идею вечного мира, подкрепленного союзом государств. Но даже во время войны должны действовать морально-правовые принципы, видится перспектива мира. Мировой дух обладает наивысшим правом судить отдельные государства (духи отдельных народов). Таким образом, всемирная история есть всемирный суд.
Всемирная история состоит из четырех царств: восточного, греческого, римского и германского. Отсюда четыре формы государств: восточная теократия (свобода одного), демократия или аристократия (свобода некоторых), конституционная монархия (свобода всех). «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Мировой дух дает право быть «носителем степени развития» какому-нибудь народу, и этот народ получает возможность составить эпоху всемирной истории. Все новое время Г. считал эпохой германской нации. К недостаткам его исторической теории относятся националистические предрассудки. Г. помещает историю в рамки, заранее определенные идеей как началом, которое реализуется в истории. Учение Г. о государстве и праве оказало большое влияние на развитие политико-правовой мысли. Философия Г. дала почву как для консервативных, реакционных учений, так и для критических, прогрессивных взглядов.
Проблемы государства и права Г. разрабатывал на разных этапах своей деятельности. Главные произведения в этой области: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 года».
Учение о государстве и праве наиболее полно изложено в «Философии права». Право, а также мораль и нравственность Г. рассматривал в качестве объективации, внешнего обнаружения и образования объективного духа(одна из ступеней саморазвития мирового духа. охватывающая сферу социальной жизни). Философская идея Г. о тождестве мышления и бытия выступает в его правовом учении в тезисе о тождестве действительного и разумного, причем у Г. действительное - не то же самое, что и существующее; только необходимое и существенное в существующем можно назвать действительным. Тем самым Г. реализует исторический подход в философии права, рассматривает объективированные государственно-правовые формообразования через призму развития, где то, что перестает быть разумным и необходимым, перестает быть и действительным, хотя и может продолжать существовать.
Если юриспруденция изучает юридические закономерности(позитивное право), то философская наука о государственно-правовых образованиях постигает мысли, лежащие в основе права. Идея права - это единство понятия права и его осуществления: право осуществляется путем диалектического процесса конкретизации этого понятия - путем движения от абстрактных форм к конкретным.
Понятие «право» у Г. имеет несколько значений: право как свобода («идея права»), право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), право как закон («позитивное право»). Система права как реализованной свободы - это система «особых прав», переходящих от абстрактных форм к конкретным. Ступени изменения идеи свободы предполагают ее определенное наличное бытие. А значит, конкретизация понятия права есть бытие свободной воли, «особое право». Это относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. «Особые права» ограничены, соподчинены и взаимосвязаны. Г. раскрывает их в историческом и хронологическом порядке в пределах одной формации объективного духа. Каждое «особое право» по отношению к предыдущему «особому праву» представляет его основание и истину. По гегелевской системе истинно лишь право вышестоящей ступени. Подобным «особым правом» обладает государство.
Позитивное право является одним из «особых прав». Право в себе превращается в закон посредством «законодательствования». Г. не противопоставляет право и закон, хотя допускает, что право может искажаться в процессе создания законов. Не все данное в форме закона есть право. Г. считает, что только закономерное в положительном праве законно и правомерно. В гегелевском учении различаются основные ступени развития права: абстрактное право, мораль и нравственность. Проблемы собственности, договора и неправды (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление) относятся к абстрактному праву, а умысел, вина, намерение, благо, добро, совесть - к морали; семья, общество, государство - к нравственности. Г. полагает, что в основе права лежит свобода отдельного человека(в этом смысл абстрактного права). Свобода личности проявляется прежде всего в праве собственности, причем все формально равны в их одинаковом праве на частную собственность (но не в размере владения ею). Поэтому Г. подверг критике проект идеального государства Платона, где говорилось о фактическом равенстве людей.
Сознательное нарушение права Г. рассматривал как преступление. Наказание - не только средство восстановления права, оно является и правом самого преступника действовать в качестве свободной личности. Когда персона абстрактного права становится субъектом свободной воли, можно говорить о целях и мотивах поступков субъекта. В итоге Г. приходит к мысли, что о человеке надо судить по его самоопределению. Закон действует тогда, когда имеет место поступок, т.е. субъективная воля переходит в объективность, а моральная воля ненаказуема.
Абстрактное право и мораль связаны с понятием гражданского общества и государства. Г. дает характеристику гражданскому обществу и политическому государству. Гражданское общество у Г. понимается как буржуазное, антагонистическое общество, где идет война всех против всех. У гражданского общества есть свои признаки: система потребностей, правосудие, полиция и корпорации. В его структуру включены три сословия. Первое - субстанциальное (землевладельцы-дворяне и крестьяне), второе - промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники), третье - всеобщее (чиновники). Гражданское общество - это опосредованная трудом система потребностей, которая имеет в основании частную собственность и формальное равенство людей. Такое общество Г. связывает с утверждением буржуазного строя. Гражданское общество, считает Г.. не может решить проблему бедности, поэтому оно стремится выйти за свои пределы (международной торговлей и колонизацией). Гражданское общество в своем основании уже имеет государство.
В государстве заключена идея разума. права и свободы, а нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность. Идея государства проявляется как непосредственная действительность, как индивидуальное государство (государственный строй, внутреннее государственное право), в отношениях между государствами (внешнее государственное право) и во всемирной истории. Индивидуальное государство в своем разумном виде представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Политическое государство имеет в своем составе законодательную, правительственную власть и власть государя. Г. соглашался со своими предшественниками Дж. Локком и Ш. Монтескье, что разделение властей есть «гарантия публичной свободы», но имел свое представление о характере и составе этих трех властей в государстве. Г. не приемлет идею народного суверенитета. Он обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. В конституционной монархии объективная сторона государственного управления определяется законами, а монарх лишь соглашается с этим. присоединяя свое субъективное: «Я хочу». Правительственная власть понимается Г. как «власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее». Задача этой власти - поддерживать существующие законы и учреждения, а также выполнять волю монарха. Поэтому чиновничество Г. считал опорой государства. Законодательная власть нужна в государстве для того, чтобы определять и устанавливать всеобщее. Так как политический идеал Г. - конституционная монархия, то он рассчитывал на компромисс дворянства и буржуазии, на постепенный и мирный переход от полуфеодального строя в Германии к буржуазному.
При всех противоречиях Г. все-таки занимал прогрессивные позиции для своего времени. Идея государства наиболее четко проявляется, по мнению Г., в идеальности суверенитета. Государства относятся друг к другу как независимые, самостоятельные индивидуальности. Суверенитет государства - это абсолютная власть идеального целого над всем единичным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Международное право - это не действительное право, каким является внутреннее государственное право, а долженствование. Суверенные государства сами решают вопрос о действительности этого долженствования. Над ними никто не властен. Г. не отрицал сам принцип международного права и возможность договоров между государствами. Принцип международного права, с его точки зрения, состоит в том, что «трактаты, на которых основаны обязательства государств в отношении друг друга, должны выполняться». Г. допускал, что несогласие государств может решаться войной, и критиковал кантовскую идею вечного мира, подкрепленного союзом государств. Но даже во время войны должны действовать морально-правовые принципы, видится перспектива мира. Мировой дух обладает наивысшим правом судить отдельные государства (духи отдельных народов). Таким образом, всемирная история есть всемирный суд.
Всемирная история состоит из четырех царств: восточного, греческого, римского и германского. Отсюда четыре формы государств: восточная теократия (свобода одного), демократия или аристократия (свобода некоторых), конституционная монархия (свобода всех). «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Мировой дух дает право быть «носителем степени развития» какому-нибудь народу, и этот народ получает возможность составить эпоху всемирной истории. Все новое время Г. считал эпохой германской нации. К недостаткам его исторической теории относятся националистические предрассудки. Г. помещает историю в рамки, заранее определенные идеей как началом, которое реализуется в истории. Учение Г. о государстве и праве оказало большое влияние на развитие политико-правовой мысли. Философия Г. дала почву как для консервативных, реакционных учений, так и для критических, прогрессивных взглядов.
Источник: Энциклопедия юриста