ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО
административно-территориальная единица в Российской Империи в 1775-1917 гг. Включало одну или несколько губерний или областей; управлялась генерал-губернатором.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО
в царской России самая крупная административно-территориальная единица. В начале XX в. в России имелись:
Варшавское Г.-г., состоявшее из 10 губерний бывшего Царства Польского, Виленское (3 губернии), Киевское (4), Иркутское (2 губернии и одна область), Приамурское (3 области и остров Сахалин), Степное (3 области). Московская губерния управлялась особым генерал-губернатором. Наряду с Г.-г. были и другие административно-территориальные единицы, делившиеся на губернии и области:
Великое Княжество Финляндское (8 губерний), Кавказский край (7 губерний, 4 области и один округ), Туркестанский край (4 области).(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Генерал-губернаторство
единица административно-территориального деления в Российской империи в 1775–1917 гг.
Историческими предпосылками возникновения генерал-губернаторства в России стала реформа 1708 г., когда в империи было введено новое территориальное деление на губернии (см. Губерния). Две из восьми губерний — Ингерманландская (с 1710 г. — С. — Петербургская) и Азовская — получили в качестве начальников генерал-губернаторов. Особенность этих губерний заключалась в том, что они находились на военном положении, будучи расположены вблизи территорий враждебной державы: Швеции или Турции. Однако впоследствии введение генерал-губернаторского правления в области обусловливалось уже не только ее пограничным положением или военной уязвимостью, но и просто неким особым, исключительным статусом данной территории. Так, при императрице Анне Иоанновне генерал-губернаторство было установлено и в находящейся далеко от границ государства Московской губернии ввиду значения Первопрестольной как второй столицы империи.
Реформой 1775 г. было объявлено «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», которым был введен в действие помимо «местного надзора за учреждениями и сословиями, осуществляемого губернаторами и независимыми от него прокурорами, еще и надзор политический, призванный направлять деятельность администрации сообразно видам высшей государственной власти», т. е. создан института наместника (или генерал-губернатора), которому поручалось осуществлять надзор за деятельностью всех должностных лиц на вверенной ему территории. Ст. 82 «Учреждения» гласила, что «государев наместник не есть судья», по ст. 81 на генерал-губернатора налагались обязанности «попечения об исполнении законов», а не непосредственное административное руководство. Фактически же в тексте того же документа признавалось возможное вмешательство генерал-губернаторов в сферы суда и администрации. Наместник в отличие от прокурора обладал полнотой власти для того, чтобы самостоятельно отменить распоряжение губернатора, он имел право возбуждать преследования и утверждать приговор по уголовным делам. Генерал-губернатор являлся главнокомандующим на своей территории, если там отсутствовал монарх. Он же был и руководителем всей полиции. Он мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться к императору с докладом. Понятно, что на практике генерал-губернатор вынужден был чаще обращаться к административному управлению наместничеством, вторгаясь в сферу компетенции губернаторов.
Генерал-губернаторами становились люди, которые обладали неограниченным расположением Екатерины II, такие как князь Григорий Потемкин или граф Петр Румянцев-Задунайский. Вообще эта система соответствовала общему характеру правления императрицы с его ориентацией не на бюрократические, отчужденные, а скорее на неформальные личные отношения императрицы с ее ближайшими помощниками.
Главной задачей генерал-губернаторства было преодоление узкобюрократического характера государственной системы при отсутствии в стране иных политических субъектов, кроме верховной власти.
Однако, сосредоточивая в своих руках военную и полицейскую власть, генерал-губернаторы представляли серьезную опасность для нового императора, которому они не были обязаны властью. Именно поэтому Павел I, критически относившийся ко всем нововведениям своей матери, пересмотрел губернскую реформу 1775 г. и ликвидировал в 1797 г. генерал-губернаторства в большинстве центральных русских областей.
В царствование его сына Александра I вопрос о генерал-губернаторстве поднялся вновь. В 1816 г. возник новый проект создания 12 наместничеств, каждое из которых должно было состоять из 3–5 губерний. В порядке эксперимента в 1819 г. было создано рязанское генерал-губернаторство, включавшее в себя 5 губерний — Рязанскую, Тульскую, Орловскую, Воронежскую и Тамбовскую. Наместником был поставлен генерал-адъютант Балашов, впоследствии наиболее активный защитник института генерал-губернаторства.
Однако в XIX в. возникла проблема согласования деятельности генерал-губернаторов с установившейся в 1802 г. системой министерств, разделившей всю сферу управления по конкретным отраслям. По характеристике министра финансов графа Канкрина, министерский и генерал-губернаторский надзор различались по своему типу, как линеарный и островной. Последний распространялся на все части управления на определенной территории, как бы заслоняя их от вмешательства высшей власти. Полномочия генерал-губернатора, однако, превышали министерские: он мог приостановить указы Сената и предписания министра. Немаловажным было и право генерал-губернатора являться к монарху с докладом. Естественно, что воплотившая в себе барочный дух XVIII в. генерал-губернаторская система встретила резкое противодействие новой бюрократии, возникшей усилиями Сперанского. Поэтому в 1837 г. должность генералгубернаторов для областей Центральной России (кроме Москвы и Петербурга, в которых она просуществовала до 1866 г.) решено было окончательно упразднить, оставив ее как орган чрезвычайной политической власти в тех районах, интеграция которых в основное тело империи по каким-либо причинам оказывалась неполной.
Генерал-губернаторства оставались там, где средств обычного бюрократического контроля не хватало для решения специфических политических задач, прежде всего большей интеграции региона в империю.
Генерал-губернаторства в России просуществовали до Февральской революции
1917 г.
В. В. Клементьев
Список литературы
Административные реформы в России. История и современность. — М., 2006.
Маркова А. Н. История государственного управления России. — М., 2007.
Омельченко Н. А. История государственного управления в России. — М., 2007.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
156.17 кб

Реформирование института генерал-губернаторства в начале XIX века в России

Гогенко Л. А.
Читать PDF
111.81 кб

2003. 01. 008. Институт генерал-губернаторства и наместничества Российской империи: в 2 Т. / юрид. Ф

Шлемин П. И.
Читать PDF
407.61 кб

Организационно-правовые основы Главного управления Приамурского генерал-губернаторства по администра

Казанцев Виктор Прокопьевич, Салогуб Яна Леонидовна
Исследуются организационно-правовые основы Главного управления Приамурского генерал-губернаторства во второй половине XIX начале ХХ в. Анализируются изменения в рамках административнотерриториальной реформы 1884 г.
Читать PDF
8.16 мб

Создание Туркестанского генерал-губернаторства и формирование его полицейской системы во второй поло

Тимошевская А.Д.
В статье рассматривается создание Туркестанского генерал-губернаторства во второй половине XIX начале XX в.