ГОББС Томас
Гоббс Томас
(1588 – 1679 гг.) английский философ-материалист, политический мыслитель, выдвинувший концепцию политического абсолютизма. Родился в семье сельского священника. После окончания приходской школы поступил в Оксфордский университет, где особенно преуспел в изучении латинского и греческого языков. Знание этих языков позволило ему впоследствии глубоко освоить богатейшее научно философское наследие античного мира, продолжавшее в ту пору играть огромную роль в становлении буржуазной науки и культуры. В дальнейшем работал воспитателем в аристократических семействах Лондона, что дало ему возможность установить связи с придворными кругами и совершить несколько длительных поездок на Европейский континент с целью ознакомления с достижениями континентальной науки. Методологические основы политико-правовых взглядов Гоббса, как и в целом его представлений об обществе, сложились во многом под влиянием механистического материализма Ф. Бэкона, (принципы которого были применены Гоббсом к пониманию явлений общественной жизни) и передовых естественных теорий той эпохи; центральная идея его учения, связанная с обоснованием абсолютной власти государства – под влиянием обстановки в Англии накануне буржуазной революции. Первые произведения Гоббса – «Человеческая природа» и «О политическом теле» - были написаны им в 1640 г. В том же году, как сторонник монархии, заняв в конфликте между королём и парламентом сторону королевской власти, он был вынужден покинуть Англию и эмигрировать во Францию. События английской революции стимулировали интерес Гоббса к проблемам политической жизни. В 1642 г. он опубликовал своё сочинение «О гражданине», где наряду с антиклерикальными выпадами в адрес церкви, высказал мысль о необходимости абсолютной власти как одной из предпосылок спокойной жизни граждан, избавления их от опасностей гражданской войны (которая начиналась тогда в Англии между приверженцами короля и сторонниками парламента). Вскоре Гоббс порывает с королевской партии и в 1651 г. с приходом к власти Кромвеля возвращается на родину, где при содействии последнего издаёт свой знаменитый «Левиафан» (полное название этого сочинения – «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»), в котором, развивая антиклерикальные идеи «О гражданине», дал подробное обоснование политического абсолютизма, оправдав тем самым диктатуру Кромвеля. В эпоху Реставрации Гоббс подвергся гонениям со стороны роялистских и клерикальных кругов. Ему запретили печатать книги, имевшие отношение к религии и политике. Последние годы жизни Гоббс посвятил переводу на английский язык «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
ГОББС Томас
1588—1679) — английский философ и политический мыслитель. Естественное состояние, где нет государства и общей власти и каждый имеет все, Г. характеризует как «состояние войны всех против всех». Но человек — существо разумное, а общее предписание разума звучит так: «всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущества на войне». Это разумное правило перехода от войны к миру (и вместе с тем от естественного состояния — к гражданскому состоянию и государству) лежит в основе формируемого ученым первого и фундаментального естественного закона: следует искать мира и следовать ему. Отсюда он дедуктивным путем выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира между людьми. Требование второго естественного закона, подобно известной евангельской максиме, звучит так: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе. Третий естественный закон требует, чтобы люди выполняли заключенные ими соглашения. Этот закон, по Г., содержит в себе источник и начало справедливости. Остальные естественные законы требуют соблюдения правил благодарности, признательности, скромности, милосердия, прощения, неприкосновенности посредников мира, беспристрастного и нелицеприятного решения споров и т.д. Естественные законы неизменны и вечны. Наука о естественных законах — это, по Г., единственная истинная философия морали, т.е. наука о добре и зле в человеческих поступках и в общественной жизни. Однако наличие лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов может лишь общая власть, формируемая на основе договора, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая общая власть может быть установлена лишь путем сосредоточения всей власти и всей силы в одном человеке или собрании людей и объединения воль всех участников договора в единую волю. Множество людей, объединяемое таким образом в одном лице (суверене), и есть государство (отказ). Носитель этого лица, суверен, обладает верховной властью по отношению к подданным. «Суверенная власть есть душа государства». Верховная власть в любой форме государства (демократии, аристократии или монархии) носит абсолютный характер: она «так обширна, как только это можно себе представить». Обязанности суверена «определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью, а именно целью обеспечения безопасности народа, к чему он обязывается естественным законом и за что он отвечает перед богом, творцом этого закона, и ни перед кем другим». Вместе с тем Г говорит о ряде естественных прав человека, которые вообще невозможно отчуждать (от человека в пользу государства), в силу чего они сохраняются и в гражданском состоянии (право сопротивления тем, кто посягает на его жизнь и здоровье, кто хочет наложить на него оковы и т.д.). Остальные свободы подданных проистекают из умолчаний закона. Законодательство — прерогатива суверена, причем сам суверен не подчинен гражданским законам. Свой этатистский подход к закону (позитивному праву вообще) Г. формулирует в следующем программном положении: «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена». По Г., гражданским законом являются для каждого подданного те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных законов своей воли предписало ему, с тем чтобы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т.е. между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилом. Сформулированная Г. концепция правопонима- ния дает основание для характеристики его в качестве родоначальника юридического позитивизма. Соч.: Гобое Т. Избранные произведения. М., 1964. Т. 1—2; Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936; Философские основания учения о гражданине. М , 1914; Соч.: В 2 т. М., 1989, 1991. Лит.: История политических и правовых учений XVII— XVIII вв. М., 1989. С. 60—76; Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений. М , 1983. С. 223—237; его же. Философия права. М., 1997. С. 457—466. В.С Нерсесянц
Источник: Юридическая энциклопедия
ГОББС (Hobbes) Томас
1588- 1679) - английский философ-материалист, теоретик политического абсолютизма. выступавший за неограниченную власть государства.
Родился в г. Мальмсбери в Англии. Окончил один из колледжей Оксфордского университета в 1608 г. Получил степень бакалавра искусств. Служил гувернером в аристократическом семействе У. Кавендиша. Мировоззрение Г. сложилось под влиянием английской буржуазной революции XVII в. С 1640г. находился в эмиграции во Франции. В 1651 г. вернулся в Англию. Пытался идеологически обосновать политику Кромвеля. Большое влияние на Г. оказали беседы с Бэконом и сочинения Галилея, Гассенди, Декарта. Г. считается одним из основоположников социологии, творцом «политической науки», непримиримым критиком церковных установлений, врагом религиозного фанатизма. Понятие «гоббизм» стало в XVII в. синонимом неприятия официальной религии и церкви.
Политико-юридическая доктрина Г. содержится в его трудах: «Философское начало учения о гражданине» (1642), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651), «Элементы закона» (1640), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Правовые взгляды Г. сформировались в ходе критического осмысления учений (Аристотеля, Г. Греция и др.). Возникновение общества и законодательства Г.рассматривает с естественно-правовых позиций. Вначале было естественное сознание с естественными правами и законами, а затем возникло государство и позитивное право. Изначально все люди созданы равными и каждый имеет «право на все». Но человек - существо эгоистическое, полное страха и жадности, отсюда вывод - «человек человеку волк». Иметь «право на все» в таких условиях - значит не иметь никакого права ни на что. Такое положение Г. называет «естественным состоянием рода человеческого». Кроме того, существуют и естественные законы, которые направлены на преодоление «естественного состояния». Первый, главный из них: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Второй: отказ каждого от своих прав, если этого требуют интересы мира и самозащиты. Третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. В третьем законе находятся источники справедливости. Г. никогда не ставил знак равенства между правом и законом. По его мнению, закон (lex) и право (jus) различаются между собой так же, как обязательство и свобода. Естественные законы не могут заставить человека им следовать. Нужна сила. И эта сила - абсолютная власть, которая издает гражданские законы. Естественные законы опираются на разум, гражданские - на силу. Но по содержанию они одинаковы. Гражданские законы - это те же естественные законы, но только подкрепленные силой государства. Их нельзя отменять или изменять простыми решениями законодателей.
Г. целенаправленно ставил гражданские законы в зависимость от естественных, чтобы деятельность государства направлялась на развитие новых буржуазных отношений.
В целом теория естественного права в XVII в. использовалась буржуазией в борьбе против феодализма, за установление прогрессивных для того времени порядков.
По мнению Г. государство появилось в результате общественного договора. Для образования государства, по Г., необходимо согласие людей и их единство, при котором право всех переносится на одного. Естественное состояние преодолевается в результате безусловного и полного отказа каждой единичной воли от своей анархической свободы на основе концентрации индивидуальных воль в одном лице - государстве. В момент перехода от естественного состояния к государству люди пользуются свободой принятия коллективного решения и утрачивают ее сразу, как только решение ими принято. Государство есть единое лицо. «Тот, кто является носителем этого лица. называется сувереном», - утверждает Г. Это не означает, что во главе государства находится один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей». Но в любом случае власть государства едина и нераздельна. В осуществлении своей власти суверен безответственен и неподконтролен. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир. Он не подчиняется гражданским законам и ни с кем не делит свою власть. Г. является противником теории разделения властей в государстве. «Делить власть государства - значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга», - утверждает Г.
Подданные по отношению к верховной власти никаких прав не имеют. Г. отвергает принцип народного суверенитета. Таким способом он стремится приспособить договорную теорию к идее государственного абсолютизма при любых формах государства. В противоположность демократическим мыслителям того времени, выводившим из договорной теории требования ответственности верховной власти перед народом, Г. утверждает, что власть суверена абсолютна. Г. называет государства, возникшие в результате общественного договора, «политическими государствами». Этот термин получил широкое применение в западноевропейских доктринах государства.
Государство стоит на страже частной собственности граждан, гарантирует своим подданным свободу (делать все то, что не запрещено гражданскими законами). Оно призвано контролировать умы своих подданных, чтобы не распространялись учения, противные миру и согласию. Так Г. защищал идею абсолютной власти государства как гаранта мира в обществе.
Г. считает, что может быть лишь три формы государства: демократия, аристократия и монархия. В основу их классификации он кладет лишь один критерий - количество властвующих. Г. предпочитает монархию как форму, наиболее соответствующую идее государственного абсолютизма. Но все же Г. дает возможность подданным воспротивиться воле суверена. Эта возможность - право на восстание. Г. поясняет это тем, что главное назначение государства - защита граждан и если верховная власть перестает выполнять эту функцию, то подданные освобождаются от всяких обязанностей по отношению к суверену. Это может произойти в случае отречения суверена от власти, или когда суверен становится чьим-то подданным, или если его подданные попадают в плен и т.д., а также в случаях, когда суверен нарушает естественные законы.
Г. сделал попытку внедрить в науку о государстве и праве элементы математического анализа (действия сложения и вычитания однопорядковых величин). Г. думал, что если суммировать договоры между государствами, то можно вычислить отношения государств.
Для научного анализа государственно-правовых явлений Г. применил аналогию между государством и человеческим организмом. Суверен - душа государства, тайные агенты - глаза государства и т.д. Гражданский мир сравнивался со здоровьем, а войны - с болезнью государства, а затем его гибелью. Это положение позволило Г. обосновать единство государства и политической власти. Кроме того, он подходил к государству еще и как к «искусственному человеку» - механизму-автомату, созданному людьми. Это положение Г. исходило из его понимания природы. Все существующее в природе устроено по типу механизма. После Г. в западноевропейской науке о государстве и праве утверждается понимание государства как машины. Это связано с бурным развитием естественных наук в XVII в.
Многие политические и экономические идеи Г. получили дальнейшее развитие у Дж. Локка и А. Смита. Идеи Г. оказали влияние на политическое мышление Спинозы, на классическую немецкую философию и прежде всего на Канта.
Родился в г. Мальмсбери в Англии. Окончил один из колледжей Оксфордского университета в 1608 г. Получил степень бакалавра искусств. Служил гувернером в аристократическом семействе У. Кавендиша. Мировоззрение Г. сложилось под влиянием английской буржуазной революции XVII в. С 1640г. находился в эмиграции во Франции. В 1651 г. вернулся в Англию. Пытался идеологически обосновать политику Кромвеля. Большое влияние на Г. оказали беседы с Бэконом и сочинения Галилея, Гассенди, Декарта. Г. считается одним из основоположников социологии, творцом «политической науки», непримиримым критиком церковных установлений, врагом религиозного фанатизма. Понятие «гоббизм» стало в XVII в. синонимом неприятия официальной религии и церкви.
Политико-юридическая доктрина Г. содержится в его трудах: «Философское начало учения о гражданине» (1642), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651), «Элементы закона» (1640), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Правовые взгляды Г. сформировались в ходе критического осмысления учений (Аристотеля, Г. Греция и др.). Возникновение общества и законодательства Г.рассматривает с естественно-правовых позиций. Вначале было естественное сознание с естественными правами и законами, а затем возникло государство и позитивное право. Изначально все люди созданы равными и каждый имеет «право на все». Но человек - существо эгоистическое, полное страха и жадности, отсюда вывод - «человек человеку волк». Иметь «право на все» в таких условиях - значит не иметь никакого права ни на что. Такое положение Г. называет «естественным состоянием рода человеческого». Кроме того, существуют и естественные законы, которые направлены на преодоление «естественного состояния». Первый, главный из них: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Второй: отказ каждого от своих прав, если этого требуют интересы мира и самозащиты. Третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. В третьем законе находятся источники справедливости. Г. никогда не ставил знак равенства между правом и законом. По его мнению, закон (lex) и право (jus) различаются между собой так же, как обязательство и свобода. Естественные законы не могут заставить человека им следовать. Нужна сила. И эта сила - абсолютная власть, которая издает гражданские законы. Естественные законы опираются на разум, гражданские - на силу. Но по содержанию они одинаковы. Гражданские законы - это те же естественные законы, но только подкрепленные силой государства. Их нельзя отменять или изменять простыми решениями законодателей.
Г. целенаправленно ставил гражданские законы в зависимость от естественных, чтобы деятельность государства направлялась на развитие новых буржуазных отношений.
В целом теория естественного права в XVII в. использовалась буржуазией в борьбе против феодализма, за установление прогрессивных для того времени порядков.
По мнению Г. государство появилось в результате общественного договора. Для образования государства, по Г., необходимо согласие людей и их единство, при котором право всех переносится на одного. Естественное состояние преодолевается в результате безусловного и полного отказа каждой единичной воли от своей анархической свободы на основе концентрации индивидуальных воль в одном лице - государстве. В момент перехода от естественного состояния к государству люди пользуются свободой принятия коллективного решения и утрачивают ее сразу, как только решение ими принято. Государство есть единое лицо. «Тот, кто является носителем этого лица. называется сувереном», - утверждает Г. Это не означает, что во главе государства находится один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей». Но в любом случае власть государства едина и нераздельна. В осуществлении своей власти суверен безответственен и неподконтролен. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир. Он не подчиняется гражданским законам и ни с кем не делит свою власть. Г. является противником теории разделения властей в государстве. «Делить власть государства - значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга», - утверждает Г.
Подданные по отношению к верховной власти никаких прав не имеют. Г. отвергает принцип народного суверенитета. Таким способом он стремится приспособить договорную теорию к идее государственного абсолютизма при любых формах государства. В противоположность демократическим мыслителям того времени, выводившим из договорной теории требования ответственности верховной власти перед народом, Г. утверждает, что власть суверена абсолютна. Г. называет государства, возникшие в результате общественного договора, «политическими государствами». Этот термин получил широкое применение в западноевропейских доктринах государства.
Государство стоит на страже частной собственности граждан, гарантирует своим подданным свободу (делать все то, что не запрещено гражданскими законами). Оно призвано контролировать умы своих подданных, чтобы не распространялись учения, противные миру и согласию. Так Г. защищал идею абсолютной власти государства как гаранта мира в обществе.
Г. считает, что может быть лишь три формы государства: демократия, аристократия и монархия. В основу их классификации он кладет лишь один критерий - количество властвующих. Г. предпочитает монархию как форму, наиболее соответствующую идее государственного абсолютизма. Но все же Г. дает возможность подданным воспротивиться воле суверена. Эта возможность - право на восстание. Г. поясняет это тем, что главное назначение государства - защита граждан и если верховная власть перестает выполнять эту функцию, то подданные освобождаются от всяких обязанностей по отношению к суверену. Это может произойти в случае отречения суверена от власти, или когда суверен становится чьим-то подданным, или если его подданные попадают в плен и т.д., а также в случаях, когда суверен нарушает естественные законы.
Г. сделал попытку внедрить в науку о государстве и праве элементы математического анализа (действия сложения и вычитания однопорядковых величин). Г. думал, что если суммировать договоры между государствами, то можно вычислить отношения государств.
Для научного анализа государственно-правовых явлений Г. применил аналогию между государством и человеческим организмом. Суверен - душа государства, тайные агенты - глаза государства и т.д. Гражданский мир сравнивался со здоровьем, а войны - с болезнью государства, а затем его гибелью. Это положение позволило Г. обосновать единство государства и политической власти. Кроме того, он подходил к государству еще и как к «искусственному человеку» - механизму-автомату, созданному людьми. Это положение Г. исходило из его понимания природы. Все существующее в природе устроено по типу механизма. После Г. в западноевропейской науке о государстве и праве утверждается понимание государства как машины. Это связано с бурным развитием естественных наук в XVII в.
Многие политические и экономические идеи Г. получили дальнейшее развитие у Дж. Локка и А. Смита. Идеи Г. оказали влияние на политическое мышление Спинозы, на классическую немецкую философию и прежде всего на Канта.
Источник: Энциклопедия юриста