ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
в РФ город, наделенный статусом субъекта Федерации. К числу таких городов отнесены Москва и Санкт-Петербург (см. Субъект Российской Федерации).
(Г.И.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. - Москва и Санкт-Петербург. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 5), Г.ф.з. имеет свой устав и законодательство.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
один из видов субъектов РФ. Наименование «Г.ф.з.» появилось в официальных документах в 1993 г., и Конституция РФ закрепила его за Москвой и Санкт-Петербургом (ст. 65, ч. 1).
В соответствии с уставами Москвы и Санкт-Петербурга сформированы их органы государственной власти. В Москве законодательная власть принадлежит Московской городской Думе, в Санкт-Петербурге – Законодательному Собранию. Высшим должностным лицом в Москве является мэр, возглавляющий правительство и городскую администрацию, в Санкт-Петербурге – губернатор. Депутаты законодательных органов власти в обоих субъектах РФ избираются непосредственно горожанами – избирателями.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
в РФ два города, имеющих статус субъекта Федерации — Москва и Санкт-Петербург. Эти города относятся к числу крупнейших по численности населения мегаполисов не только России, но и мира, а также представляют собой важнейшие центры культуры, науки, промышленности, торговли, финансов и т.д. На установление их особого статуса повлияли исторические традиции. С 14 в. вокруг Москвы происходило объединение русских земель. Санкт-Петербург строился в начале 18 в. как новая столица России, хотя и после его появления Москва сохранила за собой некоторые функции столичного города. После образования сов. государства столица была переведена из Петрограда (такое название город получил в 1914) в Москву в 1918, хотя Петроград (1924—1992 — Ленинград) всегда оставался на особом положении (вплоть до конца 1991 они именовались городами союзного подчинения). Статус субъектов Федерации Москвы и Санкт-Петербурга был закреплен фактом подписания представителями этих городов в марте 1992 Федеративного договора вместе с другими субъектами РФ. Наименование «город федерального значения» появилось в официальных документах в 1993, и Конституция РФ 1993 закрепила его за Москвой и Санкт-Петербургом. В соответствии с уставами Москвы и Санкт-Петербурга сформированы их органы государственной власти. В Москве законодательная власть принадлежит Московской городской Думе, в Санкт-Петербурге — Законодательному Собранию. Высшим должностным лицом в Москве является мэр, возглавляющий правительство и городскую администрацию, в Санкт-Петербурге — губернатор. Депутаты законодательных органов власти и высшее должностное лицо в обоих субъектах РФ избираются непосредственно горожанами- избирателями. А.С. Автономов

Источник: Юридическая энциклопедия

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
один из видов субъектов РФ. Придание некоторым городам статуса самостоятельных субъектов федерации в нашей стране имеет исторические корни. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения - Москва, Ленинград и Севастополь, особый статус которых объяснялся их исключительным административно-политическим, экономическим или военно-стратегическим значением. Этими же соображениями объясняется закрепление Конституцией РФ статуса Г.ф.з. за Москвой и Санкт-Петербургом. Г.ф.з. равноправен с другими субъектами Федерации. Так же как области и края, Г.ф.з. не имеет своей конституции. Его статус определяется уставом. города, принимаемым его представительным органом. Устав г. Москвы принят 28 июня 1995 г. В соответствии с Конституцией РФ он определяет предметы ведения города как субъекта Федерации, его территориальное устройство, статус всех органов власти, порядок их формирования и взаимодействия, их полномочия и ответственность, бюджет и финансы, формы прямого волеизъявления жителей Москвы и их участия в деятельности органов власти. Кроме того, отдельные главы посвящены отношениям собственности и осуществлению Москвой функций столицы РФ. Представительным (законодательным) органом является Московская городская Дума, избираемая жителями путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. В ее составе 35 депутатов. В таком же порядке и на тот же срок избираются мэр - высшее должностное лицо города, возглавляющее назначаемое им правительство, и вице-мэр.
Во многом сходную структуру имеет организация власти в г. Санкт-Петербурге. Глава его исполнительной власти, также избираемый населением, именуется губернатором. Губернатор возглавляет Администрацию Санкт-Петербурга. в которую входит также Правительство города. Законодательная власть принадлежит Законодательному Собранию, состоящему из 50 депутатов, избираемых на 4 года.

Источник: Энциклопедия юриста

Город федерального значения
государственно-территориальное образование в составе Российской Федерации, обладающее статусом субъекта Федерации. Согласно Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации два города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Города федерального значения имеют свою территорию, население, органы государственной власти, устав и законодательство. Город федерального значения Москва выполняет функции столицы Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-I в ред. ФЗ от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ «О статусе столицы Российской Федерации», столица Российской Федерации – место нахождения федеральных органов государственной власти РФ, представительств субъектов РФ, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации. На территории г. Москвы находятся высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации (Администрация Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Центральная избирательная комиссия РФ и т. д.). Федеральные органы государственной власти РФ по соглашению с органами государственной власти г. Москвы могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий и наоборот. Ст. 4 Закона «О статусе столицы» определяет перечень полномочий органов государственной власти г. Москвы в связи с осуществлением г. Москвой функций столицы РФ. Территория города Москвы может включать в себя территории районов в городе (муниципальных районов), других административнотерриториальных единиц, а также внутригородские территории административного управления. Санкт-Петербург – субъект Российской Федерации, город федерального значения, статус которого определяется Конституцией РФ и Уставом субъекта. Санкт-Петербург является местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 115 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ в ред. от 28 декабря 2010 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Система органов государственной власти устанавливается городами федерального значения самостоятельно (ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77) в соответствии с основами конституционного строя России и положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в ред. от 28 декабря 2010 г. № 406-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В Москве систему органов государственной власти образуют: Московская городская Дума, Правительство Москвы, возглавляемое мэром, исполнительныеорганы государственной власти Москвы, Уставной суд г. Москвы (его создание предусмотрено Уставом города, но он до сих пор не функционирует), мировые судьи; в СанктПетербурге – Законодательное Собрание, правительство, возглавляемое губернатором, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, Уставной суд Санкт-Петербурга, мировые судьи. Города федерального значения имеют официальные символы — герб, флаг и гимн.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
329.74 кб

Представительная демократия в городах федерального значения

Мусинова Нина Николаевна
В статье проводится анализ количественного представительства граждан в публичных органах государственной власти и органах местного самоуправления в городах федерального значения.
Читать PDF
122.07 кб

Организация публичной власти в городах федерального значения

Волков В. А.
Читать PDF
141.21 кб

Города федерального значения и города-земли: общее и особенное

Проскурякова Мария Ивановна
В статье исследуется правовой феномен города федерального значения в сравнительно-правовой перспективе и сопоставляется с немецким городом-землей.
Читать PDF
271.38 кб

ОСОБЕННОСТИ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ: ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Пахомова Наталья Михайловна, Камолов Сергей Георгиевич, Павлюк Альберт Валентинович
В статье рассмотрены основные характеристики городов федерального значения, кратко рассмотрены особенности организации местного самоуправления городов федерального значения.
Читать PDF
204.17 кб

Организация размещения информационных конструкций в городах федерального значения

Кухтин Петр Викторович, Дегтярева Анжела Викторовна, Ядоян Венера Оганесовна
Статья посвящена рассмотрению особенностей контроля размещения информационных конструкций в Москве. Анализируется опыт Москвы в организации размещения информационных конструкций.
Читать PDF
120.35 кб

К вопросу о концепции организации публичной власти в городах федерального значения

Гриценко Е. В.
Читать PDF
118.85 кб

Севастополь: особенности местного самоуправления в рамках города федерального значения

Знаменщиков Артем Олегович
Читать PDF
93.10 кб

Вопросы Законодательного регулирования публичной власти в городах федерального значения

Мещяриков Т. В.
Читать PDF
341.73 кб

Бюджеты городов федерального значения в структуре бюджетной системы Российской Федерации

Петручак Анастасия Валерьевна
В статье рассматриваются подходы к пониманию бюджета как основополагающей категории бюджетного права. Автор приходит к выводу о необходимости закрепления в Бюджетном кодексе РФ понятия «бюджет субъекта Российской Федерации».
Читать PDF
83.81 кб

Правовое регулирование организации местного самоуправления в городах федерального значения

Мокрый В. С.
Читать PDF
165.10 кб

Мониторинг законодательства городов федерального значения об объектах культурного наследия

Горохов Дмитрий Борисович, Мельник Тимур Евгеньевич
Проведен анализ состояния нормативно­правового регулирования отношений по поводу охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия городов федерального значения.
Читать PDF
421.31 кб

Влияние групп интересов на выбор направления стратегического развития города федерального значения

Саранцева Надежда Сергеевна
Рассмотрены механизмы влияния различных групп интересов на формирование направлений стратегического развития Москвы и Санкт-Петербурга.
Читать PDF
275.37 кб

Муниципальная реформа в правовом поле города федерального значения - Санкт-Петербурга (вопросы регио

Сергиенко Анна Матвеевна
Читать PDF
172.44 кб

Особенности правового регулирования труда в Республике Крым и городе федерального значения Севастопо

Шестеряков Игорь Александрович, Шестерякова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются проблемы регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
Читать PDF
891.29 кб

Анализ системы стратегического управления городом федерального значения (на примере Санкт-Петербурга

Бутова Татьяна Витальевна, Кривцова Марина Константиновна, Цихоцкий Феликс Николаевич
Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней проведен анализ текущего механизма стратегического управления городом федерального значения, а именно Санкт-Петербургом.

Похожие термины: