закон о проведении реформы городского самоуправления Петербурга. Заменяло Шестигласную думу всесословной городской думой.
Городовое положение
Городовое положение (1846 г.)
Городовое положение (1862 г.)
закон о проведении реформы городского самоуправления в Москве. Расширило численность общей Думы, ограничило ее компетенцию местными хозяйственными делами. Подтвердило лишение большинства городских обывателей избирательных прав.
Городовое положение (1870 г.)
одна из буржуазных реформ 2-й пол. XIX в. Заменила прежние сословные думы всесословными учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными - избранные думами гор. управы. Члены гор. думы (гласные) избирались на 4 года.
ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
правовой акт, на основе которого была проведена одна из буржуазных реформ 60–70-х гг. в России – городская реформа. Городская реформа, при всей ее половинчатости, явилась уступкой самодержавия развивающимся буржуазным отношениям и свидетельством того, что во второй половине 19 в. феодальная монархия в России сделала первый шаг по пути к превращению в буржуазную монархию. Г. п. было введено в России 16 июня 1870 г. Оно было построено на чисто буржуазных принципах всесословности и податного ценза, соответствовавших потребностям капиталистического развития России. Органами городского самоуправления являлись городская дума (см.) и избираемая думой городская управа (см.). Круг ведения городского самоуправления был ограничен чисто местными хозяйственными делами.
В период наступившей в 80-х гг. открытой реакции Г. п. 1870 г. подверглось значительным изменениям, а в 1892 г. было заменено новым, еще в большей степени отражавшим интересы дворянства и крупной буржуазии. Г. п. 1892 г. установило вместо податного имущественный ценз, резко сузивший круг избирателей и усиливший влияние дворянства в органах городского самоуправления. Малоимущие круги городского населения, мелкие торговцы и приказчики были лишены избирательных прав. Компетенция органов самоуправления была еще более ограничена, контроль правительственных органов за их деятельностью усилен. Губернаторам и министру внутренних дел было-предоставлено право в течение двухнедельного срока приостанавливать любые постановления городских дум не только в случае их незаконности, но и просто по мотивам их «нецелесообразности». В. И. Ленин, характеризуя местное управление буржуазно-помещичьего чиновничьего государства, указывал, что существование «...сравнительно «демократических» местных учреждений, земств, муниципальных правлений и т. п. объясняется единственно, исключительно тем, что эти местные учреждения занимаются безвредным для буржуазного государства «лужением умывальников», водоснабжением, электрическими трамваями и т. п. мероприятиями, неспособными подорвать основ того, что называется „существующим общественным порядком"» (Соч. т. 10, стр. 166). Но и в этой ограниченной компетенции городское самоуправление находилось под. бдительным надзором губернаторов и министерства внутренних дел, которые имели право отменять решения органов городского самоуправления.
В период наступившей в 80-х гг. открытой реакции Г. п. 1870 г. подверглось значительным изменениям, а в 1892 г. было заменено новым, еще в большей степени отражавшим интересы дворянства и крупной буржуазии. Г. п. 1892 г. установило вместо податного имущественный ценз, резко сузивший круг избирателей и усиливший влияние дворянства в органах городского самоуправления. Малоимущие круги городского населения, мелкие торговцы и приказчики были лишены избирательных прав. Компетенция органов самоуправления была еще более ограничена, контроль правительственных органов за их деятельностью усилен. Губернаторам и министру внутренних дел было-предоставлено право в течение двухнедельного срока приостанавливать любые постановления городских дум не только в случае их незаконности, но и просто по мотивам их «нецелесообразности». В. И. Ленин, характеризуя местное управление буржуазно-помещичьего чиновничьего государства, указывал, что существование «...сравнительно «демократических» местных учреждений, земств, муниципальных правлений и т. п. объясняется единственно, исключительно тем, что эти местные учреждения занимаются безвредным для буржуазного государства «лужением умывальников», водоснабжением, электрическими трамваями и т. п. мероприятиями, неспособными подорвать основ того, что называется „существующим общественным порядком"» (Соч. т. 10, стр. 166). Но и в этой ограниченной компетенции городское самоуправление находилось под. бдительным надзором губернаторов и министерства внутренних дел, которые имели право отменять решения органов городского самоуправления.
Источник: Советский юридический словарь