ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
важнейшая составляющая национальной безопасности, связанная с защитой государственного суверенитета и территориальной целостности, основ конституционного строя, правовой системы и системы управления страной. В правовом государстве понятия «государственная безопасность» и «национальная безопасность» обычно употребляются как синонимы. В то же время Б. г. чаще относится к системам управления и институтам государства, обороне и государственной тайне, а национальная безопасность — к духовной, нравственной, морально-религиозной, экологической сторонам жизни нации. Обеспечению Б. г. способствует миролюбивый характер отношений государства и народа с др. государствами и народами.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
понятие, во многом совпадающее с понятием "безопасность", данным в Законе РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. По этому Закону безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Такие интересы, естественно, неразрывно взаимосвязаны. К ним относится совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, другими словами, обеспечивает права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, а также конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность государства.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. (К. Г.)
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. (К. Г.)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
система государственных гарантий защищенности жизненно важных интересов личности, общества и основ конституционного строя от внутренних и внешних угроз. В понятие Г.б. включаются государственная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные виды безопасности. В РФ обеспечение Г.б. возлагается на органы и организации: Вооруженные Силы, Федеральную службу безопасности, Службы внешней разведки, органы внутренних дел, пограничные, внутренние войска; налоговую службу; службу ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; органы охраны здоровья населения и другие органы обеспечения безопасности. В узком смысле слова функции по обеспечению Г.б. выполняют специальные органы: Федеральная служба безопасности (Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995) и органы внешней разведки (Федеральный закон «О внешней разведке» 1996). В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О безопасности» 1992 общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента РФ, который контролирует и координирует деятельность этих органов, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области. Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает руководство государственными органами безопасности: организует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными ему органами, а также субъектами Федерации. Важное место в системе органов обеспечения безопасности занимает Совет безопасности РФ, руководство которым осуществляет Президент. Т.С. Румянцева
Источник: Юридическая энциклопедия
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
в СССР система мероприятий, направленных на охрану политической и экономической основ Советского социалистического государства и его государственных границ.
В своем Обращении к избирателям 6 декабря 1937 г. ЦК партии указывал, что если внутренние враги советского народа малочисленны и бессильны, то поддерживающие их внешние враги представляют серьезную опасность для свободы и независимости нашей Родины. Чтобы обезопасить нашу Родину от этой опасности, нужно иметь, во-первых, хорошо организованные карательные органы, способные обезвредить шпионов, вредителей, диверсантов и других врагов советского народа; нужно иметь, во-вторых, хорошо организованную и технически оснащенную Красную Армию, способную охранить советские границы от нападений извне; нужно иметь, наконец, хорошо продуманную и последовательно проводимую политику мира, способную разоблачать захватническую политику воинствующих кругов капиталистических стран.
Охрана Г. б. является одной из важнейших задач с самого начала существования Советского социалистического государства. Если в первой глазной фазе развития нашего государства основной функцией было подавление свергнутых классов внутри страны, то во второй фазе отпала, отмерла функция военного подавления внутри страны, так как эксплуатация уничтожена, эксплуататоров нет больше и подавлять некого.
Вместо функции подавления появилась у государства функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападений извне, стало быть, сохранились также Советская армия, Военно-Морской флот, равно как карательные органы и разведка, необходимые для вылавливания и наказания шпионов, убийц, вредителей, засылаемых в нашу страну иностранной разведкой. Во второй фазе развития социалистического государства армия, карательные органы и разведка своим острием обращены уже не во внутрь страны, а во вне ее, против внешних врагов.
Охрана Г. б. отнесена по Конституции СССР к ведению Союза ССР в лице его высших органов власти и органов гос. управления (п. «и» ст. 14). Законодательная власть СССР в области охраны Г. б. принадлежит исключительно Верховному Совету СССР. Президиуму Верховного Совета СССР предоставлено право объявления в отдельных местностях или по всей территории страны военного положения в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и Г. б. (п. «т» ст. 49 Конституции СССР). Специальными органами, охраняющими Г. б., являются Министерства внутренних дел СССР, союзных и автономных республик и их местные органы внутренних дел. Одним из важнейших условий в охране Г. б. является постоянная бдительность.
Бдительность советского народа является мощным оружием в борьбе с агентами, засылаемыми в Советский Союз разведками империалистических государств. Тесно сплоченный вокруг Коммунистической партии и Советского правительства советский народ ликвидирует любое посягательство на государственную безопасность нашей Родины, какие бы формы маскировки оно ни принимало.
Преступления против Г. б. – тягчайшие уголовно-наказуемые деяния.
В своем Обращении к избирателям 6 декабря 1937 г. ЦК партии указывал, что если внутренние враги советского народа малочисленны и бессильны, то поддерживающие их внешние враги представляют серьезную опасность для свободы и независимости нашей Родины. Чтобы обезопасить нашу Родину от этой опасности, нужно иметь, во-первых, хорошо организованные карательные органы, способные обезвредить шпионов, вредителей, диверсантов и других врагов советского народа; нужно иметь, во-вторых, хорошо организованную и технически оснащенную Красную Армию, способную охранить советские границы от нападений извне; нужно иметь, наконец, хорошо продуманную и последовательно проводимую политику мира, способную разоблачать захватническую политику воинствующих кругов капиталистических стран.
Охрана Г. б. является одной из важнейших задач с самого начала существования Советского социалистического государства. Если в первой глазной фазе развития нашего государства основной функцией было подавление свергнутых классов внутри страны, то во второй фазе отпала, отмерла функция военного подавления внутри страны, так как эксплуатация уничтожена, эксплуататоров нет больше и подавлять некого.
Вместо функции подавления появилась у государства функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападений извне, стало быть, сохранились также Советская армия, Военно-Морской флот, равно как карательные органы и разведка, необходимые для вылавливания и наказания шпионов, убийц, вредителей, засылаемых в нашу страну иностранной разведкой. Во второй фазе развития социалистического государства армия, карательные органы и разведка своим острием обращены уже не во внутрь страны, а во вне ее, против внешних врагов.
Охрана Г. б. отнесена по Конституции СССР к ведению Союза ССР в лице его высших органов власти и органов гос. управления (п. «и» ст. 14). Законодательная власть СССР в области охраны Г. б. принадлежит исключительно Верховному Совету СССР. Президиуму Верховного Совета СССР предоставлено право объявления в отдельных местностях или по всей территории страны военного положения в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и Г. б. (п. «т» ст. 49 Конституции СССР). Специальными органами, охраняющими Г. б., являются Министерства внутренних дел СССР, союзных и автономных республик и их местные органы внутренних дел. Одним из важнейших условий в охране Г. б. является постоянная бдительность.
Бдительность советского народа является мощным оружием в борьбе с агентами, засылаемыми в Советский Союз разведками империалистических государств. Тесно сплоченный вокруг Коммунистической партии и Советского правительства советский народ ликвидирует любое посягательство на государственную безопасность нашей Родины, какие бы формы маскировки оно ни принимало.
Преступления против Г. б. – тягчайшие уголовно-наказуемые деяния.
Источник: Советский юридический словарь