ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
нижняя палата Федерального Собрания – парламента РФ, состоящая из 450 депутатов, избираемых сроком на четыре года в соответствии с федеральным законодательством о выборах.

Источник: Словарь по уголовному праву.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
одна из палат Федерального Собрания (парламента РФ). Согласно ст. 11 Конституции РФ, ГД ФС РФ участвует в осуществлении государственной власти. Она относится к законодательной ветви власти.
Впервые этот орган был предусмотрен "Положением о федеральных органах власти на переходный период", утвержденным Указом Президента РФ 21 сентября 1993 г., которым была прекращена деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Затем существование ГД ФС РФ было зафиксировано Конституцией РФ 1993 г. Первые выборы в ГД ФС РФ проводились 12 декабря 1993 г. Затем выборы состоялись 17 декабря 1995 г. Очередные выборы назначены на 19 декабря 1999 г.
ГД ФС РФ состоит из 450 депутатов. Срок полномочий ГД ФС РФ - 4 года. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом ГД ФС РФ; не разрешается депутату ГД ФС РФ быть депутатом иных представительных органов власти и органов местного самоуправления. Депутаты ГД ФС РФ работают на профессиональной постоянной основе, т. е. получают вознаграждение за свою работу, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Порядок выборов депутатов ГД ФС РФ устанавливается Федеральным законом о выборах депутатов ГД ФС РФ от 2 июня 1999 г. Половина депутатов - 225 - избирается по территориальным одномандатным (т. е. один округ - один депутат) избирательным округам. Применяется мажоритарная система относительного большинства: выборы считаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 2590 зарегистрированных избирателей, а победителем является кандидат, набравший большее число голосов, чем его соперники. Другая половина депутатов - 225 - избирается по спискам избирательных объединений и блоков по пропорциональной избирательной системе: вся страна является единым федеральным избирательным округом; партии, движения и их блоки (обобщенное название для всех - избирательные объединения, блоки) выдвигают свои списки кандидатов (не более 270 в одном списке); избиратели голосуют за соответствующий список (или против всех списков); выборы считаются несостоявшимися при явке менее 25% зарегистрированных избирателей; к распределению мандатов не допускаются избирательные объединения, блоки, набравшие менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании; перешагнувшие 5-процентный барьер избирательные объединения, блоки получают депутатские места пропорционально количеству поданных за них голосов. В ГД ФС РФ второго созыва (созыв - очередной срок, на который избрана палата) по пропорциональной системе прошли депутаты по спискам КПРФ, ЛДПР, движений "Наш дом - Россия" и "Яблоко".
ГД ФС РФ считается нижней палатой Федерального Собрания, Совет Федерации - верхней палатой. Это не конституционные, а научные характеристики. Они связаны с тем, что законодательный процесс как бы начинается "снизу"и идет"вверх". А поскольку первой рассматривает законы ГД ФС РФ, ее и называют нижней палатой. Таким образом, никакой субординации между палатами не существует, они самостоятельны в своей деятельности.
В силу избрания народом ГД ФС РФ считается как бы более репрезентативным органом, хотя в этом есть доля условности. И все же нельзя не учитывать того, что именно в ГД ФС РФ политические партии и движения пытаются провести своих представителей, а многие депутаты баллотировались туда в качестве независимых кандидатов. В ГД ФС РФ сконцентрированы представители политических сил, как оппозиционно настроенных по отношению к Президенту и Правительству РФ, так и поддерживающих их. Депутаты ГД ФС РФ объединяются во фракции и депутатские группы. Обсуждение вопросов на заседаниях ГД ФС РФ, ее комитетов, на парламентских слушаниях нередко носит ярко выраженный политизированный характер.
Основные вопросы компетенции ГД ФС РФ отражены в Конституции РФ. К ведению ГД ФС РФ относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Значительный объем деятельности ГД ФС РФ приходится на законотворчество. Федеральные законы обсуждаются в ГД ФС РФ по процедуре трех (бюджетные - четырех) чтений и принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД ФС РФ. Далее в течение 5 дней они передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если СФ не одобрит закон, палаты могут создать согласительную комиссию. Если ГД ФС РФ не согласится с мнением СФ, федеральный закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов ГД ФС РФ. Принятый закон поступает Президенту РФ, который его подписывает и обнародует. В течение 14 дней Президент может отклонить закон. В этом случае ГД ФС РФ и СФ повторно рассматривают закон. Для его одобрения требуется не менее двух третей голосов в ГД ФС РФ и СФ. И только в этом случае закон подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и его обнародованию.
Внутренняя структура и организация деятельности ГД ФС РФ регулируются в общих чертах Конституцией РФ и более подробно Регламентом ГД ФС РФ, который был принят впервые в 1994 г. и многократно корректировался впоследствии. В 1998 г. принят новый Регламент палаты.
ГД ФС РФ избирает из своего состава Председателя ГД ФС РФ, первого заместителя и заместителей. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты имеется Совет ГД ФС РФ, куда входят Председатель ГД ФС РФ, руководители фракций и депутатских групп. ГД ФС РФ нынешнего созыва образовала 28 комитетов: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной политике; по делам ветеранов; по охране здоровья; по образованию и науке; по делам женщин, семьи и молодежи; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по экономической политике; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; по аграрным вопросам; по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; по природным ресурсам и природопользованию; по экологии; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам СНГ и связям с соотечественниками; по делам национальностей; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по Регламенту и организации работы ГД ФС РФ; по информационной политике и связи; по вопросам геополитики; по конверсии и наукоемким технологиям; по культуре; по туризму и спорту; по проблемам Севера и Дальнего Востока.
На постоянной основе функционирует мандатная комиссия, по мере необходимости образуются временные комиссии. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
одна из палат Федерального Собрания – парламента РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ Г.Д. участвует в осуществлении государственной власти. Она относится к законодательной ветви власти. В соответствии со ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Историческим предшественником Г.Д. была Государственная дума Российской империи. В наши дни Г.Д. впервые была юридически предусмотрена «Положением о федеральных органах власти на переходный период», утвержденным Указом Президента РФ 21 сентября 1993 г., которым, как известно, была неконституционным путем прекращена деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Затем существование Г.Д. зафиксировала Конституция РФ 1993 г. Первые выборы в Г.Д. проводились 12 декабря 1993 г. Тогда депутаты избирались на 2 года. В последующем выборы в Г.Д. проводились в 1995,1999,2003,2007,2011 годах.
Г., состоит из 450 депутатов. Первоначально срок полномочий Г.Д. составлял 4 года; поправками к Конституции от 30 декабря 2008 г. срок полномочий увеличен до 5 лет. Именно на этот срок избрана Г.Д. в декабре 2011 г. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Г.Д.; не разрешается депутату Г.Д. быть депутатом иных представительных органов власти и органов местного самоуправления. Депутаты Г.Д. работают на профессиональной постоянной основе. Т. е. они получают ежемесячное вознаграждение за свою работу (оно равно вознаграждению федерального министра), не могут находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Порядок выборов депутатов Г.Д. устанавливается Федеральным законом о выборах депутатов г.д.
До 2007 г. применялась смешанная избирательная система. Половина депутатов, 225, избиралась по территориальным одномандатным (т. е. один округ – один депутат) избирательным округам; это была мажоритарная избирательная система относительного большинства: победителем становился кандидат, набравший больше голосов, чем его соперники. Другая половина депутатов, 225, избиралась по спискам избирательных объединений – реально политических партий и их блоков – по пропорциональной избирательной системе: вся страна единый федеральный избирательный округ; партии и их блоки выдвигали свои списки кандидатов, избиратели голосовали за соответствующий список (или против всех списков); к распределению мандатов не допускаются избирательные объединения, набравшие менее первоначально 5 %, далее 7 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании; каждое перешагнувшее барьер избирательное объединение получало депутатские места пропорционально количеству поданных за него голосов.
С 2007 г. депутатов Г.Д. стали избирать только по партийным спискам, причем избирательные блоки запрещены, порог явки (ранее составлявший 25 процентов от числа избирателей, включенных в избирательные списки) отменен, выборы считаются состоявшимися при любой явке. Депутатами Г.Д. становятся представители политических партий, преодолевших 7процентный барьер, хотя допускается выделение мандатов партиям, его не достигшим – одно место перешагнувшей 5 процентов, два места – преодолевшей 6 процентов.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. (ред. от 24 ноября 2014 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» закрепил возвращение к прежней системе выборов: избранию 225 депутатов Г.Д. по избирательным округам, других 225 депутатов – по спискам политических партий. Очередные плановые выборы должны состояться в 2016 г. (Конституция РФ допускает в определенных случаях роспуск Государственной Думы Президентом РФ, тогда проводятся досрочные выборы). На выборах депутатов Государственной Думы теперь будет применяться 5процентный барьер.
г. д. считается нижней палатой Федерального Собрания, Совет Федерации – верхней палатой. Такие характеристики палат не содержатся в Конституции, а являются научными. Они связаны с тем, что законодательный процесс как бы начинается «снизу» и идет «вверх». А поскольку первой рассматривает законы Г.Д., ее и называют нижней палатой. Никакой субординации между палатами не существует, они самостоятельны в деятельности. У каждой палаты свои полномочия, порядок работы, комитеты и комиссии. Конституция предусматривает (ст. 100), что палаты заседают раздельно, совместно могут собираться лишь для заслушивания посланий Президента РФ (это происходит один раз в год), посланий Конституционного Суда РФ (он не использует свое право на послания), а также выступлений руководителей иностранных государств (этой практики пока не существует).
В силу избрания народом Г.Д. считается как бы более репрезентативным органом, хотя в этом и есть доля условности. И все же нельзя не учитывать то, что именно в Г.Д. политические партии пытаются провести своих представителей; ранее многие депутаты баллотировались и проходили в палату в качестве независимых кандидатов, на следующих выборах это снова становится возможным. В Г.Д. сконцентрированы представители политических сил, как оппозиционно настроенных по отношению к Президенту и Правительству РФ, так и поддерживающих их. У депутатов Г.Д. есть депутатские объединения – ранее это были фракции и депутатские группы, теперь фракции, при новой системе выборов, как говорится, будущее покажет. Обсуждение вопросов на заседаниях Г.Д., ее комитетов, на парламентских слушаниях зачастую носит ярко выраженный политизированный характер.
Основные вопросы компетенции Г.Д. отражены в Конституции РФ. К ведению Г.Д. относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; рассмотрение ежегодного отчета Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным г.д.; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Дополнительно ряд полномочий палаты закреплен в федеральных законах: назначение членов Совета директоров Банка России; избрание представителей палаты в Национальный финансовый совет; рассмотрение годового отчета Банка России; дача поручений Счетной палате РФ; рассмотрение отчетов Счетной палаты; участие в парламентском расследовании; право обращения в Конституционный Суд РФ; назначение на должность и освобождение от должности членов Центральной избирательной комиссии РФ. И конечно ведущими направлениями деятельности Г.Д. являются принятие федеральных законов и федерального бюджета.
На законотворчество приходится основной объем деятельности Г.Д. Федеральные законы обсуждаются в Г.Д. по процедуре трех чтений (см.) и принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Г.Д. (т. н. простое большинство). Далее они в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если Совет Федерации не одобрит закон, палаты могут создать согласительную комиссию. Если Г.Д. всетаки не согласится с мнением Совета Федерации, федеральный закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Г.Д. Принятый закон поступает Президенту РФ, который его подписывает и обнародует. Втечение 14 дней Президент может отклонить закон, в этом случае Г.Д. и Совет Федерации вправе повторно рассмотреть закон, однако для его одобрения требуется не менее двух третей голосов в Г.Д. и Совете Федерации и в этом случае закон подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.
По ряду актов требуется не простое, а квалифицированное большинство в Г.Д. Так, федеральный конституционный закон должен быть одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Г.Д. и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ); предложения о пересмотре положений глав 1,2 и 9 Конституции РФ должны быть поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Г.Д.
Внутренняя структура и организация деятельности Г.Д. регулируются в общих чертах Конституцией РФ и более подробно Регламентом Г.Д.; первый Регламент палаты был принят в 1994 г., действующий ныне – в 1998 г., с этого времени многократно корректировался.
Г.Д. избирает из своего состава Председателя Г.Д., первых заместителей и заместителей Председателя. Долгие годы Председатель был вне фракций и депутатских групп. Затем (после выборов 2003 года) Председателем палаты сделали руководителя самой крупной депутатской фракции. После выборов 2011 года Председатель палаты представляет самую крупную фракцию, однако руководителем фракции является другой депутат. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты имеется Совет Г.Д. Подходы к его формированию менялись. Ранее в Совет входили Председатель палаты и руководители депутатских объединений, а заместителя Председателя и председатели комитетов участвовали в работе Совета с совещательными полномочиями. Затем было решено, что в состав Совета входят Председатель, первые заместители и заместители Председателя; отдельных представителей фракций не было в составе Совета, однако от каждой фракции избирался заместитель Председателя палаты.
Состав Совета г.д. после выборов 2011 года вновь изменен, на это повлияли успехи КПРФ, ЛДПР и Свободной России, число их депутатов в Г.Д. возросло, соответственно число депутатов от «Единой России» уменьшилось. Сейчас в состав Совета Г.Д. входят Председатель Г.Д., два первых заместителя Председателя (один от фракции «Единая Россия», второй – от КПРФ), шесть заместителей Председателя, из которых трое – от фракции «Единая Россия» (в том числе один из них является одновременно руководителем фракции «Единая Россия»), еще три заместителя представляют фракции КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России». Наряду с этим членами Совета г.д. стали руководители партийных фракций КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», а также четыре депутата от «Единой России», представляющие внутрифракционные группы (однако в заседании Совета с правом решающего голоса могут участвовать только двое – по поручению руководителя фракции). Председатели комитетов принимают участие в заседаниях с правом совещательного голоса.
В Г.Д. первого созыва было 23 комитета, далее их стало 28. В Г.Д. прежнего созыва было 32 комитета. В нынешнем созыве Г.Д. образовала 30 комитетов: по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду, социальной политике и делам ветеранов; по бюджету и налогам; финансовому рынку и др.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама