ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Государственная служба
это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В РФ Г. с. включает в себя федеральную Г. с., находящуюся в ведении РФ и Г. с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Государственная служба
деятельность государственных служащих в государственных органах по осуществлению на профессиональной основе задач, функций и властных полномочий, определенных Конституцией и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Источник: Антикоррупционный словарь.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
один из центральных институтов административного права; профессиональная деятельность по реализации полномочий государственных органов. Включает: федеральную Г. с., находящуюся в ведении РФ; Г. с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении.

Источник: Большой юридический словарь

Государственная служба

Под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ, ст.2

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

Государственная служба
1) профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов; 2) деятельность государственных служащих в государственных органах по осуществлению на профессиональной основе задач, функций и властных полномочий, определенных Конституцией и иными нормативными правовыми актами. На государственной службе находятся лица (служащие), занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах. Государственная служба состоит из иерархически организованных групп служащих, имеющих классы (чины, ранги); порядок занятия должности в каждой группе регулируется правовыми актами. Государственную службу иногда называют публичной службой.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Государственная служба
деятельность работников государственных органов и организаций по практическому осуществлению их функций и задач в соответствии со своими должностными полномочиями, правами и обязанностями. На государственной службе в широком смысле слова находятся и лица, состоящие в штате государственных предприятий, учреждений и организаций, выполняющие функции управленческого, обслуживающего, воспитательного или вспомогательного характера (инженеры, педагоги, врачи, научные работники, делопроизводители и т.д.). Государственная служба в узком смысле слова представляет собой деятельность отдельной разновидности государственных служащих - должностных лиц, которые выполняют властно-управленческие функции от имени государства на профессиональных началах, наделены государственно-властными полномочиями.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации, исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий как государства, так и его институтов (органов, должностных лиц). Г. с. является профессиональной служебной деятельностью граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных государственных органов; субъектов РФ; государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих государственные должности РФ; лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Г. с. включает в себя: 1) федеральную Г. с., находящуюся в ведении РФ; 2) государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. Непосредственное исполнение полномочий лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ, по российскому законодательству Г. с. не является, поскольку указанные лица обладают государственно-властными полномочиями, основанными на Конституции РФ и специальных законах, и их служебная деятельность направлена на решение задач государственного и общественного масштаба и значения: законодательная деятельность, организация и проведение выборов, правосудие и др. К ним относятся: Президент РФ; Председатель Правительства РФ и федеральные министры; послы; депутаты; судьи и др. лица. Правовой статус указанных лиц регулируется специальным законодательством. Сводный перечень государственных должностей РФ утверждается Президентом РФ. Система Г. с. включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной Г. с., предназначенными в основном для обеспечения исполнения полномочий РФ в сфере обороны, безопасности, охраны правопорядка и др. сферах; федеральными законами могут устанавливаться др. виды федеральной Г. с. (напр., специальные).

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В". Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А". Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. Государственная служба основана на следующих принципах: верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; профессионализм и компетентность государственных служащих; гласность в осуществлении государственной службы; ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институт, Г.с. — комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок прохождения службы, их ответственность и формы поощрения. В большинстве стран Запада используется термин «публичная» или «гражданская» служба. В современной России развитие Г.с. характеризуется противоречивыми тенденциями, а именно: формальную департизацию аппарата, преследовавшую как общесоциальные, так корпоративные бюрократические цели, нельзя рассматривать как реальную депо- литизацию аппарата (которая в принципе утопична), и, тем более, она не вписывается ни в отечественные традиции, ни в принципы президентской республики. Возрождение в усложненном виде чиновничьей «табели о рангах» (института прошлого, значение которого в современных развитых странах всячески стараются ограничить), в РФ отражает желание создать нормативный режим воспроизводства и защиты чиновничьей касты. Одновременное создание ряда действительно необходимых предпосылок для формирования адекватного статуса современной Г.с: законодательное закрепление возможности введения квалификационных экзаменов, аттестаций и конкурсов на замещение вакантных должностей; нормативное установление ограничений, гарантий и привилегий, связанных со статусом государственного служащего; переструктурирование аппарата, в частности, «перетекание » части его в новообразованные концерны и т.п., имевшее целями, с одной стороны, приобщение бюрократии к переделу собственности, с другой — выведение его из-под вероятных антибюрократических атак, иными словами, — институционализацию корпоративных интересов. В целом можно говорить о борьбе двух тенденций модернизации Г.с — корпоративистской и демократической (каждая из них имеет объективные основания для своего существования и развития). Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации » 1995 отражает обе эти тенденции, поскольку содержит как прогрессивные инновации, так и анахроничные положения. Представляется необходимой демократизация Г.с. с учетом ее специфики, т.е. сохранение ее профессионального характера, предполагающего отбор и продвижение кадров на основе объективных процедур проверки и подтверждения деловых качеств, и в то же время — превращение ее в открытую систему, имеющую постоянную прямую и обратную связь с гражданами и их объединениями, находящуюся под эффективным общественным контролем. ЮЛ. Розенбаум

Источник: Юридическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
профессиональная деятельность, связанная с исполнением функций и полномочий государственных органов лицами, занимающими государственные должности. Г.с. одновременно представляет собой правовой институт, состоящий из норм, регулирующих правовой статус лиц, осуществляющих такую деятельность. По смыслу Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (п. 1. ст. 2) к Г.с. относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В". Лица, замещающие должности категории "А", по смыслу Закона не являются государственными служащими. Должности категорий "Б" и "В" включаются в утверждаемый Президентом РФ Реестр государственных должностей и составляют Г.с. РФ. При этом Г.с. подразделяется на федеральную, находящуюся в ведении РФ, и относящуюся к ведению субъектов РФ.
Г.с. базируется на совокупности присущих ей принципов, к числу которых вышеназванный Закон относит: верховенство Конституции и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами при исполнении государственными служащими должностных обязанностей; приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязанность их соблюдения и уважения государственными служащими; обязательность для государственных служащих решений вышестоящих государственных органов и руководителей в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством; единство основных требований, предъявляемых к Г.с; профессионализм и компетентность государственных служащих; гласность осуществления Г.с; ответственность государственных служащих за принимаемые и подготавливаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; внепартийность государственных служащих, отделение религиозных объединений от государства; стабильность кадров в государственных органах.
К числу основополагающих принципов Г.с, возведенных в ранг конституционных (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), относится принцип гарантированного равного доступа граждан к Г.с, т.е. право на занятие любой государственной должности без какой-либо дискриминации по признакам расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Данный принцип обязывает государство создавать равные для всех граждан возможности поступать на Г.с. при наличии вакансий и профессиональном соответствии. Закон закрепляет гарантии реализации данного права, исчерпывающе определяет основания для отказа в принятии на Г.с: признание гражданина судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий; наличие близкого родства или свойства с государственными служащими при непосредственной подчиненности или подконтрольности и по другим основаниям; отказ от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Гарантированность принципа равного доступа граждан к Г.с. является важным юридическим инструментом, предотвращающим бюрократизацию аппарата государства, обеспечивающим периодическую оправданную ротацию его кадров и тем самым исключающим превращение Г.с. в закрытую кастовую организацию, преследующую не государственные, а корпоративные интересы.
Законодательство определяет порядок поступления граждан на Г.с. Право поступления на Г.с имеют граждане, достигшие 18 лет; предельный возраст нахождения на государственной должности - 60 лет. Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает, что замещение государственных должностей возможно путем назначения или по конкурсу.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. (с изменениями и дополнениями) «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 1) государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
а) Российской Федерации;
б) федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
в) субъектов РФ;
г) органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
д) лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
е) лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).
Система г.с. включает в себя следующие виды г.с.:
а) государственная гражданская служба;
б) военная служба;
в) правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в названный Федеральный закон.
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация – в ведении субъекта РФ.
Федеральная г.с. – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.
Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба субъекта РФ – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.
Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
выполнение гос. служебных обязанностей лицами, занимающими по выборам или по назначению постоянную или временную должность в гос. органе и получающими за это от государства определенное денежное вознаграждение.
В СССР Г. с. (порядок и условия поступления, увольнения, права рос. служащих и т. п.) регулируется трудовым и специальным законодательством. Законодательство СССР устанавливает: 1) полную доступность для каждого гражданина всех должностей при условии соответствия общим и специальным требованиям, предъявляемым к занятию данной должности; равные права советских граждан на Г. с, независимо от пола и национальности; 2) недопустимость увольнения с Г. с. и отказ в приеме на Г. с. по мотивам социального происхождения, судимости в прошлом, осуждения родителей или родственников, поскольку это не предусмотрено специальным законом. Лица, находящиеся на гос. службе, наделяются определенными служебными правами для выполнения возложенных на них должностных обязанностей. Объем этих прав различен, в зависимости от характера занимаемой должности. Права и обязанности лиц, находящихся на Г. с, регламентируются законодательством, должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка и другими актами.
Гос. служащие обязаны проявлять честное и добросовестное отношение к труду, неуклонно соблюдать требования закона, одинаково обязательного для всех советских людей, неутомимо и самоотверженно бороться за выполнение директив Партии и Правительства, всемерно укреплять государственную дисциплину, вести решительную борьбу с недисциплинированностью, с нарушениями государственных интересов, оберегать вверенную им социалистическую собственность, охранять и укреплять политическую и экономическую основы социалистического .государства. Руководители обязаны, кроме того, показывать пример честного и добросовестного отношения к критике, «...создавать такие условия, чтобы все честные советские люди могли смело и безбоязненно выступать с критикой недостатков в работе организаций и учреждений» (Маленков Г. М., Отчетный доклад XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б), 1952, стр. 87).
Гос. служащие должны быть культурными людьми, знатоками своего дела, поддерживать все передовое, прогрессивное и творчески развивать его. «Наши хозяйственные кадры должны в совершенстве овладеть методами социалистического хозяйствования, обязаны повышать уровень своей технической и экономической подготовки, систематически улучшать методы производства, искать, находить и использовать скрытые резервы, таящиеся в недрах народного хозяйства» (там же, стр. 66).
Гос. служащие не могут до увольнения со службы самовольно оставить должность или после увольнения прервать исполнение должности до сдачи дел другому лицу. Требование точного соблюдения законодательства обязывает гос. служащих знать необходимые для их деятельности законы, указы, акты Правительства и ведомственные приказы и инструкции. Гос. служащие обязаны строго хранить вверенную им по службе государственную и служебную тайну. Требуя от граждан безусловного выполнения установленных правил, гос. служащие обязаны охранять их законные права и интересы, ибо благо советского человека, процветание советского народа является для нашего государства высшим законом.
В СССР гос. служащие всех ступеней являются слугами народа и исполнителями гос. воли, обязанными действовать в интересах социалистического общества. Они подконтрольны, подотчетны и ответственны как перед своими начальниками, так и перед трудящимися в лице избираемых ими органов власти – Советов депутатов трудящихся. Советским государством установлена система мер поощрения за заслуги по Г. с: от объявления благодарности до награждения орденами и присвоения почетных званий.
В буржуазных государствах чиновничество – сила, стоящая над народом, угнетающая народ и отделенная от него непроходимым барьером. Развитие буржуазных государств характеризуется все усиливающимся ростом полицейско-бюрократического аппарата, увеличением армии чиновников. В империалистических государствах гос. аппарат подчинен капиталистическим монополиям. Финансовые и промышленные магнаты непосредственно прибирают к рукам административно-политический и дипломатический аппарат. Правящие круги США, Англии и других империалистических государств принимали и принимают меры к тому, чтобы освободить гос. аппарат от неугодных империалистам лиц и укомплектовать его своими кадрами гос. служащих. Одной из таких мер в США является проверка «благонадежности» гос. служащих, освобождение аппарата от «нелояльных» лиц, изгнание из гос. аппарата коммунистов.

Источник: Советский юридический словарь

Государственная служба
профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная служба осуществляется на профессиональной основе и является для служащего основной деятельностью, требующей специальной профессиональной подготовки и квалификации. В рамках осуществления государственной службы происходит реализация компетенции государственных органов.
Законодательством предусматривается государственная служба в аппаратах законодательных, исполнительных и судебных органов. Государственная служба осуществляется также и в иных государственных органах: в аппаратах избирательных комиссий, в органах прокуратуры, других контрольных, ревизионных государственных органах.
Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу (в аппаратах Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Правительства и иных федеральных органах исполнительной власти, в аппаратах судов, Центральной избирательной комиссии и иных федеральных государственных органов) и государственную службу субъектов Российской Федерации (в аппаратах законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий и иных государственных органах субъектов Федерации).
Государственная служба основана на принципах верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными актами при исполнении служащими должностных обязанностей; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия - обязанности служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равного доступа граждан к государственной службе; единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; гласности в осуществлении государственной службы; внепартийности и светском характере.
В соответствии с принятой в законодательстве классификацией к должностям государственной службы относятся государственные должности категорий "Б" и "В". Государственные должности категории "Б" учреждаются в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А" - государственных должностей, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, главы законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи). Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничивается сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А". Государственные должности категории "В" учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Должности государственной службы включаются в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.
Должности государственной службы замещаются по результатам квалификационного отбора и конкурса на замещение вакантной должности. См. Государственный служащий.
Законодательство о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", иных принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Законодательством о выборах и референдумах устанавливаются определенные ограничения, связанные с нахождением лица на государственной службе. В частности, в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, наряду с другими ограничениями, не может находиться на государственной службе. Нормы ст. 36 названного закона обязывают зарегистрированного кандидата, находящегося на государственной службе, на время их участия в выборах приостановить выполнение их служебных обязанностей и представить в комиссию, их зарегистрировавшую в качестве кандидата, заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации. Зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
в РФ профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К Г.с. относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Должности категории «А» называются государственными должностями, а категорий «Б» и «В» - государственными должностями Г.с. На должностных лиц. занимающих должности категории «А», не распространяется ряд ограничений, налагаемых ФЗ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» на лиц, состоящих на Г.с., т.е. замещающих должности государственных служащих Г.с.
Принципы Г.с. РФ: а) принцип верховенства Конституции РФ и ФЗ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями и при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; б) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; в) принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ; г) принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; д) принцип равного доступа граждан к Г.с.; е) принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ; ж) принцип единства основных требований, предъявляемых к Г.с.; з) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих; и) принцип гласности в осуществлении Г.с.; к) принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; л) принцип внепартийности Г.с.; отделения религиозных объединений от государства; м) принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
В соответствии с конституционно-правовым принципом федеративного государственного устройства РФ Г.с. подразделяется на два вида: федеральную Г.с., находящуюся в ведении РФ; Г.с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении.
Федеральной Г.с. является деятельность государственных служащих по реализации служебных полномочий в рамках компетенции федеральных государственных органов в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ. Федеральная Г.с. осуществляется в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной властей. Такими органами являются: Администрация Президента. аппарат Правительства, аппараты ГД и СФ, КС. ВС, ВАС, ЦИК. Счетной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту и Правительству РФ, а также иные должности в соответствии с законодательством РФ.
Г.с. субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта Федерации.
Субъекты РФ устанавливают специфические квалификационные требования к кандидатам на замещение должностей государственных служащих, к ведению кадровой документации, особые системы поощрения, гарантий и финансирования Г.с. в государственных органах субъектов РФ.
Г.с. может рассматриваться как организационная структура центрального органа исполнительной власти государства и подразделяется на следующие отраслевые виды: Государственная архивная служба (Росархив); Федеральная служба занятости (ФСЗ); Федеральная миграционная служба (ФМС): Служба внешней разведки (СВР) и другие службы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - экономическое отношение принадлежности (присвоенности) имущества государству (публично-правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право Г.с. Право Г.с. - разновидность права собственности., при которой в качестве собственника выступает государство как участник гражданского оборота. Г.с. не следует считать особой формой собственности, ибо последняя является экономической, а не юридической категорией и речь при этом может идти лишь об особенностях приобретения. осуществления и прекращения права собственности на соответствующее имущество (ст.212 ГК РФ), т.е. об особенностях правового режима объектов гражданских прав, но не об особенностях содержания права (правомочий) собственника, которое является одинаковым для всех субъектов гражданского оборота.
Государство отличается от обычных, частных собственников, во-первых, наличием у него особых, властных полномочий (функций), позволяющих ему принимать нормативные акты, в том числе регламентирующие порядок реализации принадлежащего ему права собственности; во-вторых, осуществлением своего права собственности в публичных (общественных) интересах. В гражданском праве РФ государство традиционно признается особым, самостоятельным субъектом права (наряду с гражданами и юридическими лицами) (ст.124,212 ГК РФ). В зарубежных правопорядках известны и другие подходы - признание государства особой разновидностью юридического лица либо признание за ним и некоторыми его органами особого статуса юридических лиц публичного права.
Право Г.с. в РФ характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают РФ в целом и ее субъекты – республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (ст.214 ГКРФ). Последние выступают от имени соответствующего государственного образования и исходя из своей компетенции, установленной законом, осуществляют те или иные правомочия публичного собственника(ст. 125 ГК РФ). Так, при отчуждении государственного имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом, а последние являются также владельцами принадлежащих государству акций или долей участия в хозяйственных обществах с государственным участием; при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды в качестве продавцов выступают соответствующие таможенные органы; приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Минкультуры РФ и его органы; ответчиками по искам к государственным образованиям в большинстве случаев становятся органы Минфина РФ.
В Г.с. могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 129 ГК РФ). Объектами Г.с. могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, а также различные виды движимого имущества, в том числе оборудование. транспортные средства, предметы бытового и потребительского характера, ценные бумаги, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности; различные (движимые и недвижимые) памятники истории и культуры. Объекты Г.с. распределяются между РФ и ее субъектами в соответствии со специальным законом (ст. 214 ГКРФ), а до его принятия - в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Согласно этому акту все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации. Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов РФ, может образовываться за счет федерального имущества только в случаях прямой его передачи (отчуждения) от Федерации. Субъект РФ вправе передавать находящиеся в его собственности предметы в муниципальную собственность.
К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ. некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения. оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота. В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц, в том числе имущество государственной казны РФ, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущество ЦБ, а также имущество, находящееся в государственном резерве.
Находящееся в Г.с. (собственности Федерации и ее субъектов) имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах (праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления). Это «распределенное» государственное имущество может служить для обеспечения покрытия возможных долгов публичного собственника, только если последний изымает это имущество в установленном законом порядке (ст. 296 ГК РФ), либо ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (ст. 63 ГК РФ). Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями («нераспределенное»), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну государства и может служить объектом взыскания его кредиторов (ст. 126 ГКРФ). Находящиеся в Г.с. земля и другие природные ресурсы становятся объектом взыскания кредиторов государства только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (ст. 126 ГКРФ).
Имущество может поступать в Г.с. не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Специальным основанием прекращения права Г.с. является приватизация.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
145.78 кб

Государственная служба Японии

Малышев Ю. И.
Читать PDF
1.02 мб

Государственная служба в Германии

Муцалов С.И.
Читать PDF
723.15 кб

НОВАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Асылбаева Алмагуль Серикказиевна
Новая модель предполагает следующие новшества в государственную службу. Основным новшеством новой модели государственной службы является введение корпуса высших административных государственных служащих.
Читать PDF
316.61 кб

Видеосвязь на государственной службе

Крамарь Виталий
Государственные структуры уже давно осознали пользу, которую несут в себе передовые технологии связи, и используют их как способ экономии государственного бюджета и времени госслужащих.
Читать PDF
57.35 кб

Государственная служба: взгляд изнутри

Бусыгин А. Е.
Читать PDF
394.67 кб

Кадровый состав в государственной службе

Каргина Ю. Н., Крюков А. Ф.
В статье сделан сравнительный анализ кадрового состава государственных служащих в Российской Федерации и в Республике Хакасия за девять лет.
Читать PDF
429.08 кб

Коррупция в системе государственной службы

Тавокин Е. П., Широкова О. В., Шишова Ж. А.
В статье анализируется ситуация с коррупцией в современной России. Для ее изучения в мае-июле 2013 г. был проведен опрос государственных служащих. Им отводилась роль внутренних экспертов для оценки коррупции.
Читать PDF
397.32 кб

Особенности государственной службы Монголии

Эрдэнебаатар Пурэв
Статья освещает особенности государственной службы Монголии как правового института.
Читать PDF
232.08 кб

Горизонты современной государственной службы

Мусаев А.
Дальнейшее развитие системы государственной службы Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики требует на современном этапе концептуального ее оформления.
Читать PDF
537.75 кб

Конфликт интересов на государственной службе

Ахметова Наиля Ахметовна
В статье рассматривается понятие «конфликта интересов» на государственной службе и анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный институт.
Читать PDF
208.24 кб

Особенности государственной службы в Испании

Кузьменков В.Н., Кузьменкова В.Н.
Читать PDF
232.17 кб

Государственная служба: ценностные ориентиры

Берзин Б. Ю.
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей ценностного сознания государственных служащих.
Читать PDF
342.52 кб

Государственная служба и социальная инженерия

Зинченко Г. П.
Исследуется проблема государственной службы в поле социальной инженерии. Приводятся основные подходы к реализации мероприятий по преобразованию государственной службы: проективный, технологический и консультационный.
Читать PDF
353.88 кб

Культура организации на государственной службе

Петрова Татьяна Александровна
Читать PDF
1.74 мб

Поле проблем социологии государственной службы

Зинченко Геннадий Павлович
В статье рассматриваются ключевые проблемы социологии государственной службы в онтологическом и гносеологическом аспектах

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ СЛУЖБА

    профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих
  • федеральная государственная служба

    профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий российской федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государств
  • Государственная гражданская служба

    это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий фед
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

    прежнее название государственной структуры, поддерживающей единую систему контроля над соблюдением налогового законодательства, над точностью исчисления и полнотой внесения налогов и других п
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА

    система организаций и учреждений ветеринарного профиля на территории РФ, республик в ее составе, в отдельных административно-территориальных образованиях, в отраслях народного хозяйства, на пре
  • Государственная система социальных служб

    система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА

    профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, з
  • государственная служба республики Татарстан

    это профессиональная служебная деятельность граждан на государственных должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий республики Татарстан, а также государственных ор
  • Государственная служба в таможенных органах

    профессиональная деятельность правоохранительного и финансового характера должностных лиц таможенных органов, направленная на защиту экономических интересов государства и повышение эффектив
  • Государственная служба реабилитации инвалидов

    совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинск
  • Федеральная государственная гражданская служба

    это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и л
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ

    Г.с. трактуется по-разному: как социально-правовой институт, как система специальных органов государства и т.д. Г.с. Российской Федерации – это профессиональная деятельность по обеспечению исполн
  • Государственная должность государственной службы

    государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ, ст.1
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА МЧС РОССИИ

    ГПС МЧС РОССИИ), основной вид государственной пожарной охраны, созданный с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзо