Государственная теория самоуправления

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Государственная теория самоуправления
получила развитие на основе взглядов, критически оценивающих общественную теорию. Основные положения государственной теории были разработаны выдающимися немецкими учеными XIX в. Л. Штей ном и Р. Гней стом и более подробно развиты в России видными дореволюционными юристами Н. И. Лазаревским, А. Д. Градовским и В. П. Безобразовым. Сторонники теории исходили из тесной связи местного самоуправления с началом общего государственного устройства и необходимости включения их в систему государственных учреждений. Они рассматривали местное самоуправление как часть государства, одну из форм организации местного самоуправления. С их точки зрения, любое управление публичного характера, дело государственное. Пик популярности государственной теории в России пришелся на середину 70-х гг. XIX в. 12 июня 1890 г. Александром III издается новое Положение о земских учреждениях. В духе государственной теории местного самоуправления происходит встраивание земств в вертикаль государственной власти. В целом, государственная модель местного управления была полностью реализована в ходе новых реформ земского и городского местного самоуправления 1890– 1892 гг. Стоит отметить, что эта модель отличалась высокой степенью управляемости и была полностью контролируема центральной властью. Но и она не была эффективной, поскольку не приносила ни реальной пользы населению, ни экономических выгод государству.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Государственная теория самоуправления
(ГТС) предполагает возложение на местное сообщество осуществление задач государственного управления. ГТС сменила общественную теорию самоуправления, причем чуть ранее в США и Европе, а в последней трети XIX — начале XX столетия в России. Основные положения ГТС разработаны в Европе Л. Штейном и Р. Гнейстом, а в России А. Д. Градовским и В. П. Безобразовым. В России ГТС имела истоки в российской школе историографии, считавшей государство и его деятельность основной движущей силой (основатели: Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, П. Н. Милюков и др.). Основным постулатом считается, что только система государственного управления способна рационально использовать природные и трудовые ресурсы, обеспечивать плановость эволюционирования экономического развития на основе приоритета государственной собственности и т. п.
Таким образом, ГТС сводила самоуправление к одной из форм организации местного управления со стороны или при участии государства. С точки зрения ряда современных ученых, создается своя местная «подсистема государственного управления» (Г. В. Атаманчук). Наиболее совершенен подход, который строится на принципах, закрепленных в Европейской хартии местного самоуправления и адаптированных к конкретно-историческим условиям и культурным особенностям территории.
Заметим, что в традициях западноевропейских и отечественных исследователей обнаруживались особенности подходов применительно к «самоуправлению». Но западные теоретики в течение ХХ столетия прежде всего отождествляли самоуправление с созданием системы выборных органов местного самоуправления. Хотя в английской модели самоуправления создавалась система мировых судей, которые назначались правительством страны, чтобы исполнять функции политического противовеса администраторам, осуществлявшим управление на местном уровне. В российской традиции первостепенно всегда вставал вопрос о средствах осуществления возлагаемых на самоуправление задач, так как исторически даже земские исправники, вводившиеся еще в начале второй половины XIX в. (избирались имущими сословиями), подчинялись губернским аппаратам. Советская модель иерархированных «советов» тоже была разновидностью государственной модели самоуправления.
Вместе с тем, государственная теория самоуправления признает субъектную самостоятельность за местным уровнем — исполнение функций государственного управления и осуществление «особых интересов населения». Между самоуправлением и государством признается юридический характер отношений, когда органы местного самоуправления по вопросам своей компетенции прямо не подчиняются государственным органам.
По мере расширения юридического знания как науки и последовательного проникновения правоведения в административную компетенцию, в рамках государственной теории самоуправления рождались отдельные частные теории. Уязвимым местом таких частных теорий было и остается возведение в исключительный смысл одного или нескольких признаков. Причем это чаще относилось к смежным вопросам самоуправления, рассматриваемым через призму как государственной, так и общественной теории. Идеи государственной теории самоуправления чаще имеют практическое воплощение в государствах с иерархированной структурой органов управления, а также в обществах с неразвитой инфраструктурой на местном уровне.
В. В. Бакушев
Список литературы
Кот В. С., Бакушев В. В. Теоретико-политические модели местного самоуправления: смена традиций и опыта. — М., 2000.
Управленцу, политику, политологу: термины и интерпретации /Под ред. В. В. Бакушева. — М.: ЦПП, 2004.
Актуальные вопросы развития муниципальных образований/ Под общ. ред. проф. И. Н. Барцица, проф. В. В. Бакушева. — М.: Изд-во РАГС, 2008.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
220.54 кб

Государственная теория самоуправления в трудах европейских ученых Л. Штейна и Р. Гнейста

Черняк Э. В.
Статья посвящена государственной теории самоуправления, сменившей общественную теорию в исторической преемственности учений о самоуправлении.
Читать PDF
134.58 кб

Государственное управление и местное самоуправление: теоретико-методологические аспекты взаимодейств

Коняхин Виталий Вячеславович
В статье анализируются основные теоретико-методологи-ческие аспекты взаимодействия государственного управления и местного самоуправления.
Читать PDF
226.40 кб

Становление и развитие теоретических представлений о местном самоуправлении и государственной власти

Виссаров Анатолий Васильевич, Кудрявцев Антон Михайлович
В статье исследуется исторический процесс становления представлений о местном самоуправлении, приводятся несколько его определений, а также анализируются теоретические представления о местном самоуправлении и государственной власт
Читать PDF
22.37 мб

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям. (теоретический ас

Чихладзе Л.Т.
Раскрывается проблема наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Читать PDF
40.48 мб

Государственная теория органов местного самоуправления в трудах русских консерваторов второй половин

Куликова С.Г.
В статье рассматривается государственная теория местного самоуправления, разработанная русскими юристами в 70-х гг. XIX в. и заложенная в основу земской контрреформы 90-х гг. XIX в.
Читать PDF
355.46 кб

Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления как теоретическая и практич

Бейдина Татьяна Евгеньевна, Буянов Валерий Павлович, Коваленко Павел Иванович
Статья посвящена реформе местного самоуправления (МСУ), при которой создана двухуровневая система МСУ и разграничены полномочия между уровнями.