Государственная теория самоуправления
Государственная теория самоуправления
получила развитие на основе взглядов, критически оценивающих общественную теорию. Основные положения государственной теории были разработаны выдающимися немецкими учеными XIX в. Л. Штей ном и Р. Гней стом и более подробно развиты в России видными дореволюционными юристами Н. И. Лазаревским, А. Д. Градовским и В. П. Безобразовым. Сторонники теории исходили из тесной связи местного самоуправления с началом общего государственного устройства и необходимости включения их в систему государственных учреждений. Они рассматривали местное самоуправление как часть государства, одну из форм организации местного самоуправления. С их точки зрения, любое управление публичного характера, дело государственное. Пик популярности государственной теории в России пришелся на середину 70-х гг. XIX в. 12 июня 1890 г. Александром III издается новое Положение о земских учреждениях. В духе государственной теории местного самоуправления происходит встраивание земств в вертикаль государственной власти. В целом, государственная модель местного управления была полностью реализована в ходе новых реформ земского и городского местного самоуправления 1890– 1892 гг. Стоит отметить, что эта модель отличалась высокой степенью управляемости и была полностью контролируема центральной властью. Но и она не была эффективной, поскольку не приносила ни реальной пользы населению, ни экономических выгод государству.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Государственная теория самоуправления
(ГТС) предполагает возложение на местное сообщество осуществление задач государственного управления. ГТС сменила общественную теорию самоуправления, причем чуть ранее в США и Европе, а в последней трети XIX — начале XX столетия в России. Основные положения ГТС разработаны в Европе Л. Штейном и Р. Гнейстом, а в России А. Д. Градовским и В. П. Безобразовым. В России ГТС имела истоки в российской школе историографии, считавшей государство и его деятельность основной движущей силой (основатели: Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, П. Н. Милюков и др.). Основным постулатом считается, что только система государственного управления способна рационально использовать природные и трудовые ресурсы, обеспечивать плановость эволюционирования экономического развития на основе приоритета государственной собственности и т. п.
Таким образом, ГТС сводила самоуправление к одной из форм организации местного управления со стороны или при участии государства. С точки зрения ряда современных ученых, создается своя местная «подсистема государственного управления» (Г. В. Атаманчук). Наиболее совершенен подход, который строится на принципах, закрепленных в Европейской хартии местного самоуправления и адаптированных к конкретно-историческим условиям и культурным особенностям территории.
Заметим, что в традициях западноевропейских и отечественных исследователей обнаруживались особенности подходов применительно к «самоуправлению». Но западные теоретики в течение ХХ столетия прежде всего отождествляли самоуправление с созданием системы выборных органов местного самоуправления. Хотя в английской модели самоуправления создавалась система мировых судей, которые назначались правительством страны, чтобы исполнять функции политического противовеса администраторам, осуществлявшим управление на местном уровне. В российской традиции первостепенно всегда вставал вопрос о средствах осуществления возлагаемых на самоуправление задач, так как исторически даже земские исправники, вводившиеся еще в начале второй половины XIX в. (избирались имущими сословиями), подчинялись губернским аппаратам. Советская модель иерархированных «советов» тоже была разновидностью государственной модели самоуправления.
Вместе с тем, государственная теория самоуправления признает субъектную самостоятельность за местным уровнем — исполнение функций государственного управления и осуществление «особых интересов населения». Между самоуправлением и государством признается юридический характер отношений, когда органы местного самоуправления по вопросам своей компетенции прямо не подчиняются государственным органам.
По мере расширения юридического знания как науки и последовательного проникновения правоведения в административную компетенцию, в рамках государственной теории самоуправления рождались отдельные частные теории. Уязвимым местом таких частных теорий было и остается возведение в исключительный смысл одного или нескольких признаков. Причем это чаще относилось к смежным вопросам самоуправления, рассматриваемым через призму как государственной, так и общественной теории. Идеи государственной теории самоуправления чаще имеют практическое воплощение в государствах с иерархированной структурой органов управления, а также в обществах с неразвитой инфраструктурой на местном уровне.
В. В. Бакушев
Список литературы
Кот В. С., Бакушев В. В. Теоретико-политические модели местного самоуправления: смена традиций и опыта. — М., 2000.
Управленцу, политику, политологу: термины и интерпретации /Под ред. В. В. Бакушева. — М.: ЦПП, 2004.
Актуальные вопросы развития муниципальных образований/ Под общ. ред. проф. И. Н. Барцица, проф. В. В. Бакушева. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
Таким образом, ГТС сводила самоуправление к одной из форм организации местного управления со стороны или при участии государства. С точки зрения ряда современных ученых, создается своя местная «подсистема государственного управления» (Г. В. Атаманчук). Наиболее совершенен подход, который строится на принципах, закрепленных в Европейской хартии местного самоуправления и адаптированных к конкретно-историческим условиям и культурным особенностям территории.
Заметим, что в традициях западноевропейских и отечественных исследователей обнаруживались особенности подходов применительно к «самоуправлению». Но западные теоретики в течение ХХ столетия прежде всего отождествляли самоуправление с созданием системы выборных органов местного самоуправления. Хотя в английской модели самоуправления создавалась система мировых судей, которые назначались правительством страны, чтобы исполнять функции политического противовеса администраторам, осуществлявшим управление на местном уровне. В российской традиции первостепенно всегда вставал вопрос о средствах осуществления возлагаемых на самоуправление задач, так как исторически даже земские исправники, вводившиеся еще в начале второй половины XIX в. (избирались имущими сословиями), подчинялись губернским аппаратам. Советская модель иерархированных «советов» тоже была разновидностью государственной модели самоуправления.
Вместе с тем, государственная теория самоуправления признает субъектную самостоятельность за местным уровнем — исполнение функций государственного управления и осуществление «особых интересов населения». Между самоуправлением и государством признается юридический характер отношений, когда органы местного самоуправления по вопросам своей компетенции прямо не подчиняются государственным органам.
По мере расширения юридического знания как науки и последовательного проникновения правоведения в административную компетенцию, в рамках государственной теории самоуправления рождались отдельные частные теории. Уязвимым местом таких частных теорий было и остается возведение в исключительный смысл одного или нескольких признаков. Причем это чаще относилось к смежным вопросам самоуправления, рассматриваемым через призму как государственной, так и общественной теории. Идеи государственной теории самоуправления чаще имеют практическое воплощение в государствах с иерархированной структурой органов управления, а также в обществах с неразвитой инфраструктурой на местном уровне.
В. В. Бакушев
Список литературы
Кот В. С., Бакушев В. В. Теоретико-политические модели местного самоуправления: смена традиций и опыта. — М., 2000.
Управленцу, политику, политологу: термины и интерпретации /Под ред. В. В. Бакушева. — М.: ЦПП, 2004.
Актуальные вопросы развития муниципальных образований/ Под общ. ред. проф. И. Н. Барцица, проф. В. В. Бакушева. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия