ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
- распространяется на все общество;
- носит публично-политический характер;
- опирается на государственное принуждение;
- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
- система налогов;
- деление населения по территориальному признаку;
- легитимность и легальность государственной власти и т.п.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Согласно Конституции РФ Г.в. от имени Федерации осуществляют Президент, Парламент, Правительство и суды Федерации, в субъектах Федерации – образованные ими органы Г.в. Таким образом, в РФ существует своя система Г.в. на федеральном уровне и в субъектах Федерации.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Юридическая и фактическая легитимность Г.в. признается международным сообществом и исторически проистекает из волеизъявления народа. Г.в. носит относительный характер и реализуется на основе национального законодательства, причем никакая другая власть не имеет юридического права воспрепятствовать ей в изменении собственного правопорядка в пределах государственных границ. В границах государственной территории Г.в. обладает универсальным объемом полномочий, который обусловлен внутренним законодательством и международным правом. В последнее время усиливается тенденция недопустимости Г.в. ссылаться на суверенитет государства в качестве обоснования нарушения прав человека в пределах национальных границ.
Источник: Словарь международного права.
Г. в. осуществляется или народом непосредственно, или органами Г. в. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления Г. в. самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти - Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ) (см. также: непосредственная демократия).
Органы Г. в., осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Г. в. в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды (см. также: Народовластие. Суверенитет. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть). (С. А.)
Г.в. может осуществляться и народом непосредственно, и органами г.в. В Российской Федерации высшим выражением непосредственно (прямого) осуществления г.в. самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы (ст. 3 Конституции РФ)..
Органы г.в., осуществляющие власть народа, делятся на три вида – законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням это органы федеральные и субъектов РФ. Г.в. на федеральном уровне осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации – парламент (состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (существует единая судебная система РФ, ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы г.в. – законодательный (представительный) орган г.в. (законодательное собрание, дума и др.); исполнительная ветвь г.в. представлена высшим должностным лицом субъекта РФ (глава республики, губернатор иного субъекта РФ), коллегиальным органом – правительством субъекта РФ, отраслевыми министерствами и иными органами управления. Находящиеся на территории субъекта РФ суды общей юрисдикции и арбитражные суды относятся к категории федеральных судов. Имеющиеся в ряде субъектов РФ конституционные и уставные суды являются судами субъектов РФ.
См. также Народовластие. Непосредственная демократия. Суверенитет. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Природу Г.в. характеризуют такие ее свойства, как легитимность и единство. Легитимность Г.в. означает признание ее (власти) правомерности или конституционности (официальное удостоверение, восприятие в качестве таковой) основной частью гражданского общества своей страны и мировым сообществом. Единство Г.в. - это распространение ее на всю территорию государства без каких-либо изъятий. Любая власть, а государственная в особенности, должна быть снабжена механизмами реализации. Одним из таких механизмов является принцип разделения Г.в. на самостоятельные ветви: на законодательную, исполнительную и судебную. При таком устройстве власти одна ветвь не только удерживает другую от произвольных действий, но и побуждает ее эффективно и рационально осуществлять свои полномочия в интересах народа. Законодательная власть, действуя непосредственно по мандату народа, принимает в его интересах законы, организация исполнения которых является конституционной обязанностью правительства и подчиненных ему исполнительных структур власти. Судебная власть выступает гарантом конституционности действий всех структур власти. Свойство Г.в. - возможность оказывать принуждение для достижения целей и задач государственной политики в случае, если иные средства исключают достижение такой цели. При этом Г.в. обладает монополией на легитимное принуждение (принуждение по праву). Осуществление власти должно основываться исключительно на праве. Связанность Г.в. правом является единственно возможной формой ее проявления. В ином случае власть принимает неконституционный и негосударственный характер.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Источник: Юридическая энциклопедия
Так, первопричиной властных отношений выступает волевой фактор. В самом общем виде, под волей принято понимать сознательную саморегуляцию субъектом своей деятельности и поведения при достижении какой-либо цели. Воля к власти проявляется при оказываемом ей противодействии. Государственная воля формируется в процессе овладения государственной властью. Происходит это из-за того, что каждый активный человек так или иначе желает доминировать в обществе. Стремясь к господству над другими воля специализируется как борьба за пищу, собственность и слуг. «Более сильная воля - утверждает Ф. Ницше, - управляет слабой. Нет иной причинности, как от воли к воле. Механически это необъяснимо». Утрата воли к власти приводит к потере власти. «Горе тому государству, - пишет И. А. Ильин, - в котором иссякли источники государственной воли!» Ведь «бессубъектной власти нет и быть не может». Хотя Н. М. Коркунов полагает, что «власть есть сила, обусловленная сознанием зависимости подвластного, то и государство может властвовать, не обладая ни волею, ни сознанием, только бы составляющие его люди сознавали себя зависимыми от государства. Государственная власть не чья-либо воля, а сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства». Но «слепая» сила - беспощадна, бесполезна, а зачастую вредна, так как ей неизвестно понятие справедливости. Общегосударственная воля выражает сущность политического суверенитета страны. Если единственным источником и носителем всей власти в государстве является индивидуальный субъект (монарх, президент, председатель и т. д.) - возникает автократия, когда же легитимация публичного управления связана с учетом мнения коллективных общностей (народа, нации, сословия и т. д.) - речь идет о поликратии. Вместе с тем, государственная власть нуждается в оправдании своего существования, обосновании собственной правоты и законности.
Достигается это с помощью официальной идеологии. Кроме того, власть лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие; народ, принципиально отвергающий правление лучших или не умеющий его организовать и поддерживать, является чернью, и демагоги суть его достойные вожди. Чернью может стать любой: богатый и бедный, «темный» человек и «интеллигент», каждый у кого корыстная воля и убогое правосознание. Более того, она веками берет и дает взятки, распродавая и расхищая государственное дело. Черни не доступно понимание назначения права и государства, путей и средств достижения социальной справедливости и общего блага. Порочные люди не чувствуют национальной солидарности, у них нет способностей к организованности и дисциплине. А если им все-таки удается создать некоторое подобие «режима», то этот «режим» осуществляет под видом «демократии» торжество жадности над общим благом, равенства над духом, лжи над доказательством и насилия над правом; этот «режим» зиждется на лести и подкупе и осуществляет власть демагогов, которые внушают черни, «будто государственная власть есть ее товар, который она может выгодно продать и затем назначает цену этому товару в виде «политических» обещаний и посулов. На самом деле демократия является охлократией, оправдывающей антигосударственные начала бесправия и произвола. Вместе с тем, идеальные компоненты государственной власти (государственная воля, государственная идеология и государственный авторитет) проявляются в условиях особых властно-публичных процессуальных отношений, состоящих из политической деятельности и политического планирования. В структуре политической деятельности выделяются цели и средства социального управления. Под целью в политике принято понимать желательный результат, ради которого осуществляется публичная деятельность. Стоит сказать, что у каждой нации, живущей на одной территории, всегда существуют некоторые доминирующие задачи и стремления. «Идеальная власть» должна их использовать и предлагать, отвечающую им программу действий. Отсутствие ясных политических целей, как правило, приводит государство к нулевым или отрицательным результатам, к значительным людским и материальным потерям, к подрыву престижа, осложнению положения на международной арене, истощению экономики. Таким образом, следует отметить, что для эффективности государственной власти необходимо гармоничное сочетание и развитие ее идеальных, материальных и процессуальных компонентов.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.