ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Государственная власть
организация суверенной политической власти в обществе, обеспечивающая его единство и целостность, реализацию основных интересов всего населения.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

Государственная власть
способность и возможность государства в лице его специально уполномоченных органов и должностных лиц подчинять своей воле общество и отдельных его членов.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
форма социального управления, высшая структурная инстанция, представляющая общество, обладающая верховенством, применяющая законы и использующая государственный аппарат в целях обеспечения стабильности в обществе, решения иных социальных задач.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Государственная власть
система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

Государственная власть
один из ключевых элементов государства, наделение его органов властными функциями по управлению делами всего населения в масштабах всей территории страны для обеспечения ее стабильности и целостности. Государственная власть – это высшая власть в обществе и общеобязательность ее решений основана не только на легитимности и авторитете, но и на присущей только ей возможности использования инструментов государственного принуждения.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Государственная власть
это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти:
- распространяется на все общество;
- носит публично-политический характер;
- опирается на государственное принуждение;
- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
- система налогов;
- деление населения по территориальному признаку;
- легитимность и легальность государственной власти и т.п.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
основной вид социальной власти в обществе: публичная власть, обладающая суверенным характером, независимостью от любой другой власти, осуществляемая непосредственно народом (например, на референдуме) или от имени народа (общества) представительными и иными органами государства. Необходимость существования Г.в., прежде всего, определяется интересами общества, которое нуждается в управлении и руководстве и, следовательно, в особой универсальной организации.
Согласно Конституции РФ Г.в. от имени Федерации осуществляют Президент, Парламент, Правительство и суды Федерации, в субъектах Федерации – образованные ими органы Г.в. Таким образом, в РФ существует своя система Г.в. на федеральном уровне и в субъектах Федерации.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Государственная власть
форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм. Государственная власть юридически осуществляет общеобязательную волю общества, располагает монопольным правом издавать законы и опирается на аппарат принуждения как на одно из средств для соблюдения законов и других правовых актов. Государственная власть обладает свойством суверенности, т.е. независимости от других властей общества, в странах с демократическим режимом единственным источником государственной власти признается народ. Связанность государственной власти законом является одним из основополагающих начал правовой государственности.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
неотъемлемый элемент суверенитета государственного, непрерывно проявляющийся в реализации национальных интересов, целей и задач государства, а также его защиты во внутригосударственных делах и в межгосударственном сотрудничестве.
Юридическая и фактическая легитимность Г.в. признается международным сообществом и исторически проистекает из волеизъявления народа. Г.в. носит относительный характер и реализуется на основе национального законодательства, причем никакая другая власть не имеет юридического права воспрепятствовать ей в изменении собственного правопорядка в пределах государственных границ. В границах государственной территории Г.в. обладает универсальным объемом полномочий, который обусловлен внутренним законодательством и международным правом. В последнее время усиливается тенденция недопустимости Г.в. ссылаться на суверенитет государства в качестве обоснования нарушения прав человека в пределах национальных границ.

Источник: Словарь международного права.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов (органов Г. в.). Суть Г. в. выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Г. в. распространяется на всех граждан.
Г. в. осуществляется или народом непосредственно, или органами Г. в. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления Г. в. самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти - Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ) (см. также: непосредственная демократия).
Органы Г. в., осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Г. в. в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды (см. также: Народовластие. Суверенитет. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть). (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов – органов г.в. Суть г.в. выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственнообязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а если требуется – то и принуждением со стороны государства. Г.в. распространяется на всех граждан, все учреждения и организации независимо от форм собственности, ее акты обязательны и для иностранных граждан, органов и организаций, лиц без гражданства, находящихся или действующих на территории соответствующего государства.
Г.в. может осуществляться и народом непосредственно, и органами г.в. В Российской Федерации высшим выражением непосредственно (прямого) осуществления г.в. самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы (ст. 3 Конституции РФ)..
Органы г.в., осуществляющие власть народа, делятся на три вида – законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням это органы федеральные и субъектов РФ. Г.в. на федеральном уровне осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации – парламент (состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (существует единая судебная система РФ, ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы г.в. – законодательный (представительный) орган г.в. (законодательное собрание, дума и др.); исполнительная ветвь г.в. представлена высшим должностным лицом субъекта РФ (глава республики, губернатор иного субъекта РФ), коллегиальным органом – правительством субъекта РФ, отраслевыми министерствами и иными органами управления. Находящиеся на территории субъекта РФ суды общей юрисдикции и арбитражные суды относятся к категории федеральных судов. Имеющиеся в ряде субъектов РФ конституционные и уставные суды являются судами субъектов РФ.
См. также Народовластие. Непосредственная демократия. Суверенитет. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле. Дееспособность Г.в. характеризуется понятием "ресурсы Г.в.", обозначающим совокупность тех средств, использование которых обеспечивает воздействие государства на объекты государственной деятельности. Отличие Г.в. от других ее видов - в наличии группы людей, которые властвуют, в чьих руках находится аппарат проведения в жизнь государственной воли. Формы проявления Г.в.: господство, руководство, управление, организация, контроль.
Природу Г.в. характеризуют такие ее свойства, как легитимность и единство. Легитимность Г.в. означает признание ее (власти) правомерности или конституционности (официальное удостоверение, восприятие в качестве таковой) основной частью гражданского общества своей страны и мировым сообществом. Единство Г.в. - это распространение ее на всю территорию государства без каких-либо изъятий. Любая власть, а государственная в особенности, должна быть снабжена механизмами реализации. Одним из таких механизмов является принцип разделения Г.в. на самостоятельные ветви: на законодательную, исполнительную и судебную. При таком устройстве власти одна ветвь не только удерживает другую от произвольных действий, но и побуждает ее эффективно и рационально осуществлять свои полномочия в интересах народа. Законодательная власть, действуя непосредственно по мандату народа, принимает в его интересах законы, организация исполнения которых является конституционной обязанностью правительства и подчиненных ему исполнительных структур власти. Судебная власть выступает гарантом конституционности действий всех структур власти. Свойство Г.в. - возможность оказывать принуждение для достижения целей и задач государственной политики в случае, если иные средства исключают достижение такой цели. При этом Г.в. обладает монополией на легитимное принуждение (принуждение по праву). Осуществление власти должно основываться исключительно на праве. Связанность Г.в. правом является единственно возможной формой ее проявления. В ином случае власть принимает неконституционный и негосударственный характер.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
основной вид социальной власти в обществе: публичная власть, обладающая суверенным характером, независимостью от любой другой власти, осуществляемая непосредственно народом (например, на референдуме) или от имени народа (общества) представительными и иными органами государства. Необходимость существования в обществе Г.в. обусловлена: 1) существованием особого всеобъемлющего коллектива — общества, которое, как и любой коллектив, нуждается в управлении и руководстве и, следовательно, в особой, универсальной организации; 2) в интересах общества необходима особая организация, которая должна выполнять «общие дела» для всего общества; 3) общество — асимметричный коллектив, где существуют лица и группы с завышенными притязаниями на долю общественного продукта, что не соответствует их вкладу в общественное производство, следовательно, необходимы некоторые меры принудительного регулирования производства и потребления в обществе. В связи с указанными положениями Г.в. имеет в отличие от других ветвей власти особый принудительный характер: ее меры принуждения осуществляются от имени всего общества, они легализованы и легитимны (см. также Легальность, Легитимность). В отличие от тоталитарных государств, где организационным принципом является единство власти, Г.в. в демократических странах осуществляется на основе принципов единства и разделения властей. Единство отражает единую социальную природу власти и единые принципы политики всех органов государства, разделение властей характеризует организационно- правовую структуру органов государства. В отличие от политической власти Г.в. имеет четко определенную институциональную структуру и осуществляется в определенных процедурных формах, установленных правовыми актами. Согласно Конституции РФ государственную власть от имени Федерации осуществляют президент, парламент, правительство и суды федерации, в субъектах Федерации — образованные ими органы Г.в. Таким образом, в РФ, как и в других федерациях, существует своя система органов Г.в. на федеральном уровне и в субъектах. Узурпация Г.в. или ее полномочий карается по закону (соответствующие статьи предусмотрены уголовными кодексами многих стран). Вместе с тем конституции разрешают политическую оппозицию Г.в. мирными средствами. Некоторые конституции говорят также о возможности гражданского неповиновения как форме сопротивления угнетательской Г.в. Лит.: Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М, 1996. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

Государственная власть
есть исторически сложившееся психико-юридическое явление, представляющее собой руководство делами всего общества, проживающего на определенной территории с помощью государственного аппарата. Структурными частями государственной власти выступают три группы элементов: 1) идеальные, 2) материальные и 3) процессуальные. К числу идеальных компонентов относят: а) государственную волю, б) государственную идеологию и в) государственный авторитет. Материальная область государственной власти институционализируется в форме государства, системе государственных органов, учреждений, казне, экономических ресурсах, финансовой системе и т. д. Процессуальную сферу государственного управления составляют категории политической деятельности и политического планирования. Специфика содержания государственной власти зависит от особенностей взаимодействия материальных характеристик господства и подчинения с идеальными и процессуальными.
Так, первопричиной властных отношений выступает волевой фактор. В самом общем виде, под волей принято понимать сознательную саморегуляцию субъектом своей деятельности и поведения при достижении какой-либо цели. Воля к власти проявляется при оказываемом ей противодействии. Государственная воля формируется в процессе овладения государственной властью. Происходит это из-за того, что каждый активный человек так или иначе желает доминировать в обществе. Стремясь к господству над другими воля специализируется как борьба за пищу, собственность и слуг. «Более сильная воля - утверждает Ф. Ницше, - управляет слабой. Нет иной причинности, как от воли к воле. Механически это необъяснимо». Утрата воли к власти приводит к потере власти. «Горе тому государству, - пишет И. А. Ильин, - в котором иссякли источники государственной воли!» Ведь «бессубъектной власти нет и быть не может». Хотя Н. М. Коркунов полагает, что «власть есть сила, обусловленная сознанием зависимости подвластного, то и государство может властвовать, не обладая ни волею, ни сознанием, только бы составляющие его люди сознавали себя зависимыми от государства. Государственная власть не чья-либо воля, а сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства». Но «слепая» сила - беспощадна, бесполезна, а зачастую вредна, так как ей неизвестно понятие справедливости. Общегосударственная воля выражает сущность политического суверенитета страны. Если единственным источником и носителем всей власти в государстве является индивидуальный субъект (монарх, президент, председатель и т. д.) - возникает автократия, когда же легитимация публичного управления связана с учетом мнения коллективных общностей (народа, нации, сословия и т. д.) - речь идет о поликратии. Вместе с тем, государственная власть нуждается в оправдании своего существования, обосновании собственной правоты и законности.
Достигается это с помощью официальной идеологии. Кроме того, власть лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие; народ, принципиально отвергающий правление лучших или не умеющий его организовать и поддерживать, является чернью, и демагоги суть его достойные вожди. Чернью может стать любой: богатый и бедный, «темный» человек и «интеллигент», каждый у кого корыстная воля и убогое правосознание. Более того, она веками берет и дает взятки, распродавая и расхищая государственное дело. Черни не доступно понимание назначения права и государства, путей и средств достижения социальной справедливости и общего блага. Порочные люди не чувствуют национальной солидарности, у них нет способностей к организованности и дисциплине. А если им все-таки удается создать некоторое подобие «режима», то этот «режим» осуществляет под видом «демократии» торжество жадности над общим благом, равенства над духом, лжи над доказательством и насилия над правом; этот «режим» зиждется на лести и подкупе и осуществляет власть демагогов, которые внушают черни, «будто государственная власть есть ее товар, который она может выгодно продать и затем назначает цену этому товару в виде «политических» обещаний и посулов. На самом деле демократия является охлократией, оправдывающей антигосударственные начала бесправия и произвола. Вместе с тем, идеальные компоненты государственной власти (государственная воля, государственная идеология и государственный авторитет) проявляются в условиях особых властно-публичных процессуальных отношений, состоящих из политической деятельности и политического планирования. В структуре политической деятельности выделяются цели и средства социального управления. Под целью в политике принято понимать желательный результат, ради которого осуществляется публичная деятельность. Стоит сказать, что у каждой нации, живущей на одной территории, всегда существуют некоторые доминирующие задачи и стремления. «Идеальная власть» должна их использовать и предлагать, отвечающую им программу действий. Отсутствие ясных политических целей, как правило, приводит государство к нулевым или отрицательным результатам, к значительным людским и материальным потерям, к подрыву престижа, осложнению положения на международной арене, истощению экономики. Таким образом, следует отметить, что для эффективности государственной власти необходимо гармоничное сочетание и развитие ее идеальных, материальных и процессуальных компонентов.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
73.26 кб

О понятии государственной власти

Пигузова И. В.
Читать PDF
354.66 кб

Легитимность государственной власти

Иванов Роман Леонидович
Рассматривается понятие и виды (типы) легитимности государственной власти, а также способы её обеспечения.
Читать PDF
168.07 кб

Акты органов государственной власти

Пьянкова Елена Сергеевна
Даются различные понимания «нормативно-правового акта», «нормативного акта», «правового акта» и «актов органов государственной власти».
Читать PDF
1.38 мб

Природа и понятие государственной власти

Тимошенко Екатерина Александровна
Статья посвящена осмыслению государственной власти как правовой категории.
Читать PDF
114.37 кб

Народ как источник государственной власти

Егоршина О. П., Зацепа О. О.
Авторы обсуждают проблемы, связанные с конституционно-правовым определением понятия «народ». Особое внимание уделяется характеристике народа применительно к федеративному государству.
Читать PDF
225.26 кб

Государственная власть: понятие и признаки

Макарейко Н. В.
Читать PDF
598.12 кб

Государственная власть и управление нацией

Нур-Ахмет Досмухамед
Работа посвящается актуальным проблемам национального строительства и государственной власти.
Читать PDF
271.99 кб

Коррупция в органах государственной власти

Угровитцкий Вадим Викторович, Вдовенко Зинаида Владимировна
В условиях глобализации коррупция приобрела широкое распространение во всех сферах деятельности.
Читать PDF
268.23 кб

Механизм легитимации государственной власти

Фалькина Т.Ю.
Анализируются проблемы формирования механизма легитимации государственной власти; факторы и условия легитимации государственной власти в России.
Читать PDF
555.94 кб

Экономический анализ государственной власти

Попов С. В.
Economical analysis of the state power. The system and structure of the power is characterized. The definition of the institute of power is formulated. The role of the power in the economy is investigated.
Читать PDF
355.10 кб

Критерии легитимности государственной власти

Ларина Е.А.
На данном этапе обращение к проблеме легитимности государственной власти представляется особо актуальным, так как Российская Федерация идет по сложному пути развития демократических институтов, становления правового государства.
Читать PDF
181.79 кб

Инструменты ограничения государственной власти

Волович А. И.
Статья посвящена институту свободных выборов, свободным и независимым средствам массовой информации, неправительственным организациям, адвокатура, в целом как инструментам ограничения государственной власти.
Читать PDF
759.94 кб

Соотношение государственной и публичной власти

Самойлюк Р.Н.
Читать PDF
494.73 кб

Кадровый аудит в органах государственной власти

Васильева Елена Игоревна, Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Ручкин Алексей Владимирович
Цель статьи на основе кадрового аудита государственной гражданской службы региона разработать практические рекомендации по совершенствованию управления ее кадровым составом в целях повышения эффективности.
Читать PDF
442.58 кб

Вопросы природы и понятия государственной власти

Чепунов О. И.
Исследуются вопросы природы государственной власти, ее универсального значения в развитии человеческой цивилизации, приведены различные подходы к определению государственной власти, дана характеристика ее сущности.

Похожие термины: