ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
политико-территориальная единица, имеющая черты государственности, но не являющаяся государством. Т.о. являются обычно субъекты федерации, например, штаты в США, провинции в Аргентине, земли в Австрии и тд. Наряду с территориальными Го. существуют национально- территориальные Го., созданные на основе реализации принципа национального самоопределения. К ним относятся различные формы национальной политической автономии (в Финляндии Аландские острова, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании и т д . ). В РФ согласно Конституции 1993 республики являются государствами, имеющими названия, производные от имени определенной (так называемой титульной) нации, народности, а остальные субъекты федерации — края, области, автономная область, автономные округа, два города федерального значения — могут рассматриваться как Го., причем, например, области и края — как территориальные государственные образования, а автономные округа и автономная область — как национально-территориальные Го., хотя во многих республиках титульная нация (этническая группа) составляет лишь меньшинство населения. Все они субъекты Российской Федерации. Лит.: Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. В.Е. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
понятие конституционного права, которым обозначают определенную территорию, имеющую некоторые специфические черты, ставящие ее выше обычной административнотерриториальной единицы, но всетаки еще не превращающей в государство. Чаще всего понятие г.о. используется по отношению к автономных областям и автономным округам, которых называют национальногосударственными образованиями. При этом принимаются во внимание прежде всего: национальный признак, учтенный при образовании и в наименовании этих единиц; определенные их права, позволяющие учитывать национальнотерриториальные особенности; допустимость специального нормативноправового регулирования на общегосударственном уровне применительно к данным единицам (например, ст. 66 Конституции РФ предусматривает возможность принятия федеральных законов об автономной области, о каждом автономной округе); невозможность преобразования без их собственного волеизъявления (в том числе объединения с другими субъектами в один новый субъект РФ, ликвидации, изменения статуса этих единиц); право участия не только в делах Федерации, но и в определенной мере – в международном общении; право на собственный основополагающий акт (устав) и иное законотворчество; наличие своей государственной собственности и участие в решение вопросов распоряжения собственностью на своей территории и др.
Поскольку в РФ национальногосударственные образования являются субъектами Федерации и имеют равные права с иными субъектами РФ, их различия с такими субъектами РФ с национальной спецификой, как республики в составе РФ, довольно символичны. Пожалуй, специально это проявляется в том, что республики в федеральной Конституции (ч. 2 ст. 5) названы государствами. Кроме того, главный акт республики – конституция, у автономной области и автономных округов – устав (правда, в ряде уставов субъекты РФ назвали их своими основными законами).
Поскольку в РФ национальногосударственные образования являются субъектами Федерации и имеют равные права с иными субъектами РФ, их различия с такими субъектами РФ с национальной спецификой, как республики в составе РФ, довольно символичны. Пожалуй, специально это проявляется в том, что республики в федеральной Конституции (ч. 2 ст. 5) названы государствами. Кроме того, главный акт республики – конституция, у автономной области и автономных округов – устав (правда, в ряде уставов субъекты РФ назвали их своими основными законами).
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
определенная территория, имеющая некоторые специфические черты, и более высокий статус чем у обычной административно-территориальной единицы. Чаще всего понятие "государственное образование" используется по отношению к автономным областям и автономным округам, которые называют национально-государственными образованиями. При этом прежде всего принимаются во внимание: национальный признак, учтенный при образовании и наименовании этих единиц; определенные права, позволяющие учитывать национально-территориальные особенности; допустимость специального нормативно-правового регулирования на общегосударственном уровне применительно к данным единицам (например, ст. 66 Конституции РФ предусматривает возможность принятия федеральных законов об автономной области, о каждом автономном округе); невозможность преобразования этих единиц без их собственного волеизъявления; право участия не только в делах Федерации, но и в определенной мере - в международном общении; право на собственный основополагающий акт (устав) и иное законотворчество; наличие своей собственности и участие в решении вопросов распоряжения собственностью на своей территории и др.
Поскольку в Российской Федерации национально-государственные образования являются субъектами Федерации и имеют равные права с иными субъектами РФ, их отличия, например, от республик в составе РФ незначительны: в федеральной Конституции республики названы государствами, кроме того, главный акт республики - Конституция, автономной области и автономных округов - устав (основной закон).
Исходя из того, что края, области и города федерального значения также являются субъектами РФ, руководители ряда этих единиц не прочь, чтобы они считались Г. о. (в таком случае в отличие от автономной области и автономных округов их надо было бы характеризовать как территориально-государственные или государственно-территориальные образования). Какое конституционное разрешение получит данный вопрос - покажет будущее. (С. А.)
Поскольку в Российской Федерации национально-государственные образования являются субъектами Федерации и имеют равные права с иными субъектами РФ, их отличия, например, от республик в составе РФ незначительны: в федеральной Конституции республики названы государствами, кроме того, главный акт республики - Конституция, автономной области и автономных округов - устав (основной закон).
Исходя из того, что края, области и города федерального значения также являются субъектами РФ, руководители ряда этих единиц не прочь, чтобы они считались Г. о. (в таком случае в отличие от автономной области и автономных округов их надо было бы характеризовать как территориально-государственные или государственно-территориальные образования). Какое конституционное разрешение получит данный вопрос - покажет будущее. (С. А.)