ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
политико-территориальная единица, имеющая черты государственности, но не являющаяся государством. Т.о. являются обычно субъекты федерации, например, штаты в США, провинции в Аргентине, земли в Австрии и тд. Наряду с территориальными Го. существуют национально- территориальные Го., созданные на основе реализации принципа национального самоопределения. К ним относятся различные формы национальной политической автономии (в Финляндии Аландские острова, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании и т д . ). В РФ согласно Конституции 1993 республики являются государствами, имеющими названия, производные от имени определенной (так называемой титульной) нации, народности, а остальные субъекты федерации — края, области, автономная область, автономные округа, два города федерального значения — могут рассматриваться как Го., причем, например, области и края — как территориальные государственные образования, а автономные округа и автономная область — как национально-территориальные Го., хотя во многих республиках титульная нация (этническая группа) составляет лишь меньшинство населения. Все они субъекты Российской Федерации. Лит.: Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
понятие конституционного права, которым обозначают определенную территорию, имеющую некоторые специфические черты, ставящие ее выше обычной административнотерриториальной единицы, но всетаки еще не превращающей в государство. Чаще всего понятие г.о. используется по отношению к автономных областям и автономным округам, которых называют национальногосударственными образованиями. При этом принимаются во внимание прежде всего: национальный признак, учтенный при образовании и в наименовании этих единиц; определенные их права, позволяющие учитывать национальнотерриториальные особенности; допустимость специального нормативноправового регулирования на общегосударственном уровне применительно к данным единицам (например, ст. 66 Конституции РФ предусматривает возможность принятия федеральных законов об автономной области, о каждом автономной округе); невозможность преобразования без их собственного волеизъявления (в том числе объединения с другими субъектами в один новый субъект РФ, ликвидации, изменения статуса этих единиц); право участия не только в делах Федерации, но и в определенной мере – в международном общении; право на собственный основополагающий акт (устав) и иное законотворчество; наличие своей государственной собственности и участие в решение вопросов распоряжения собственностью на своей территории и др.
Поскольку в РФ национальногосударственные образования являются субъектами Федерации и имеют равные права с иными субъектами РФ, их различия с такими субъектами РФ с национальной спецификой, как республики в составе РФ, довольно символичны. Пожалуй, специально это проявляется в том, что республики в федеральной Конституции (ч. 2 ст. 5) названы государствами. Кроме того, главный акт республики – конституция, у автономной области и автономных округов – устав (правда, в ряде уставов субъекты РФ назвали их своими основными законами).

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
определенная территория, имеющая некоторые специфические черты, и более высокий статус чем у обычной административно-территориальной единицы. Чаще всего понятие "государственное образование" используется по отношению к автономным областям и автономным округам, которые называют национально-государственными образованиями. При этом прежде всего принимаются во внимание: национальный признак, учтенный при образовании и наименовании этих единиц; определенные права, позволяющие учитывать национально-территориальные особенности; допустимость специального нормативно-правового регулирования на общегосударственном уровне применительно к данным единицам (например, ст. 66 Конституции РФ предусматривает возможность принятия федеральных законов об автономной области, о каждом автономном округе); невозможность преобразования этих единиц без их собственного волеизъявления; право участия не только в делах Федерации, но и в определенной мере - в международном общении; право на собственный основополагающий акт (устав) и иное законотворчество; наличие своей собственности и участие в решении вопросов распоряжения собственностью на своей территории и др.
Поскольку в Российской Федерации национально-государственные образования являются субъектами Федерации и имеют равные права с иными субъектами РФ, их отличия, например, от республик в составе РФ незначительны: в федеральной Конституции республики названы государствами, кроме того, главный акт республики - Конституция, автономной области и автономных округов - устав (основной закон).
Исходя из того, что края, области и города федерального значения также являются субъектами РФ, руководители ряда этих единиц не прочь, чтобы они считались Г. о. (в таком случае в отличие от автономной области и автономных округов их надо было бы характеризовать как территориально-государственные или государственно-территориальные образования). Какое конституционное разрешение получит данный вопрос - покажет будущее. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
477.39 кб

Государственно-частное партнерство в образовании

Мельник Марина Васильевна
В статье дается определение термина «госудаственно-частное партнерство» (ГЧП), анализируются проблемы становления и инструменты реализации ГЧП в системе образования. Рассматривается механизм ГЧП в дошкольном образовании.
Читать PDF
81.85 кб

Государственно-частное партнерство в сфере образования

Кривопалова Анна Андреевна
Статья посвящена актуальной теме государственно-частного партнерства. Автором выделяются различные формы государственно-частного партнерства в социальной сфере на примере образования.
Читать PDF
331.33 кб

Правовые системы в государственно подобных образованиях

Виталий Васильевич Оксамытный
Рассматриваются проблемы, связанные с содержанием правовых систем в иных, чем государства, государственно организованных образованиях, — непризнанных государствах, территориях с ассоциированной государственностью, зависимых террит
Читать PDF
267.39 кб

Реализация государственной политики в сфере образования

Короткова М. В.
Вопросы образования в любом государстве всегда находились в центре внимания государственной политики, ведь от этого зависит социально-экономическое развитие страны, ее культурный и общенаучный потенциал.
Читать PDF
3.18 мб

Государственный финансовый контроль в сфере образования

Жилина Н.Н.
В статье рассмотрены вопросы трансформации государственного финансового контроля в системе финансового обеспечения образовательных учреждений при изменении их статуса и повышении финансово-хозяйственной самостоятельности.
Читать PDF
112.01 кб

О государственно-частном партнерстве в сфере образования

Джандосова Р.
О государственно-частном партнерстве в сфере образования
Читать PDF
102.61 кб

Применение права непризнанных государственных образований

Сквозников Александр Николаевич
В статье рассматривается проблема признания юридических актов и юридических действий непризнанных государственных образований.
Читать PDF
93.02 кб

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рибчанская К.В.
Осуществлен критический обзор научных публикаций по проблематике государственного регулирования высшего образования, в результате которого обосновано сущность методов этого процесса.
Читать PDF
4.18 мб

Данные государственной статистики по экономике образования

Представлены данные государственной статистики, характеризую щие объемы государственного финансирования образования, ди намику и структуру инвестиций в отрасли, объемы платных услуг и потребительских расходов семей.
Читать PDF
321.96 кб

Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования

Зуденкова Светлана Александровна
В статье рассматриваются нормативно-правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования.
Читать PDF
310.76 кб

Правовые основы государственного надзора в сфере образования

Муравьев Иван Александрович
В статье рассмотрены нормативные правовые акты, регулирующие государственный надзор в сфере образования.
Читать PDF
178.96 кб

Повышение качества государственных закупок в сфере образования

Патрина Е. А.
В статье рассмотрены проблемы повышение качества государственных закупок в сфере образования, показаны нормативные документы, регулирующие государственные закупки в современных условиях, а также теоретические и практические аспект
Читать PDF
2.09 мб

Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования

Тихонова А.Д.
Статья посвящена исследованию плюсов и минусов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, а также формированию рекомендаций для развития данного сотрудничества.
Читать PDF
162.48 кб

Использование государственно-частного партнерства в образовании

Мельников Михаил Сергеевич
В статье рассматриваются механизмы государственно-частного партнерства в образовании, возможный эффект от государственно-частного взаимодействия и раскрываются основные направления взаимодействия государства, бизнеса и системы обр
Читать PDF
202.54 кб

Три этапа кризиса государственной системы дошкольного образования

Фалюшина Лариса Игоревна
Кризис системы дошкольного образования определяется несовершенством государственного управления системой. В частности «слепым» делегированием всех полномочий муниципальному уровню.