ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО
термин, в основном аналогичный термину "конституционное право"; употребляется в РФ, немецкоязычных и некоторых других странах для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, закрепляющей основные права и свободы граждан и определяющей систему органов государственной власти данного государства.

Источник: Большой юридический словарь

Государственное (конституционное) право
основополагающая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, систему государственных органов. Государственное право регулирует порядок избрания высших и местных органов власти, закрепляет структуру, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и самоуправления, их взаимоотношения между собой. Источниками государственного права являются: Конституция, конституционные законы, иные нормативно-правовые акты, которые содержат государственно-правовые нормы или регулируют государственно-правовые отношения (декларации о правах и свободах граждан; законы о выборах, референдуме, органах государственной власти и управления и т.п.).

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО
в СССР совокупность юридических норм, закрепляющих в соответствии с интересами трудящихся общественное и государственное устройство СССР, систему, принципы организации и деятельности советских гос. органов и основы правового положения граждан в Советском государстве. Нормами советского Г. п., следовательно, регулируются общественные отношения,, возникающие в процессе осуществления государственной власти, принадлежащей трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Советское Г. п. является одним из важнейших орудий оформления и укрепления социалистического базиса. В нормах советского Г. п. находят свое отражение объективные экономические законы – основной экономический закон социализма, закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Г. п. СССР служит делу закрепления, охраны и развития государственных порядков, угодных и выгодных трудящимся, направленных на построение коммунистического общества (см. Социалистическое государство).
Советское Г. п. является ярким выражением и могучим средством укрепления и развития последовательного и до конца развернутого социалистического демократизма Советского государства.
Нормы советского Г. п. закрепляют социалистическое общественное устройство СССР (см.) как социалистического государства рабочих и крестьян (ст. 1 Конституции СССР).
Советское Г. п. исходит из отсутствия в СССР антагонистических классов, из наличия только двух дружественных классов – рабочего класса и крестьянства, из того, что у власти стоят именно эти трудящиеся классы. Оно закрепляет союз рабочего класса и крестьянства при руководящей роли рабочего класса в этом союзе, государственное руководство обществом (диктатуру) рабочего класса, руководящую роль КПСС в Советском государстве, морально-политическое единство советского общества.
Советское Г. п. закрепляет политическую основу СССР, которую составляют Советы депутатов трудящихся (см.), выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Ст. 3 Конституции СССР гласит: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся». В этой норме ярко выражен суверенитет советского народа, как важнейший конституционный принцип Советского государства.
Советское Г. п. закрепляет экономическую основу СССР, которую составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком (ст. 4 Конституции СССР). Социалистическая собственность на орудия и средства производства является священной и неприкосновенной основой советского строя, незыблемой экономической базой власти трудящихся.
Советское Г. п. устанавливает, что хозяйственная жизнь в СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом, что труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина, что в СССР осуществляется принцип социализма: «От каждого по способности, каждому – по его труду».
Советское Г. п. закрепляет государственное устройство СССР (см.), основным принципом которого является принцип свободного развития национальностей, обеспечиваемый советской социалистической федерацией (см.) и советской автономией (см.).
Советское Г. п. закрепляет состав СССР, принципы объединения союзных республик в одно союзное государство, суверенитет и компетенцию СССР, суверенитет союзных республик и его гарантии, компетенцию союзных республик, правовое положение автономных республик и автономных областей, гражданство Союза и союзных республик, административно-территориальное устройство союзных республик. Оно устанавливает государственные эмблемы (герб и флаг) СССР, союзных и автономных республик, столицу СССР и столицы республик.
Нормами Г. п. устанавливается система, принципы организации и деятельности высших и местных органов государственной власти, органов государственного управления, суда и прокуратуры. Органами государственной власти в СССР являются представительные органы народа, создаваемые им на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (см.) при тайном голосовании, ответственные перед народом и ему подотчетные. Органы государственного управления образуются органами гос. власти, подотчетны им и ответственны перед ними. Советское Г. п. проводит принцип демократического централизма (см.) как основной принцип организации и деятельности органов государственной власти и государственного управления в Советском государстве.
Советское Г. п. закрепляет и гарантирует основные демократические права и свободы граждан СССР, обеспечивающие им возможность участия во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни и тем самым возможность активного участия в осуществлении гос. власти. Оно гарантирует подлинное равноправие советских граждан, независимо от пола, расы и национальности. Нормы Г. п. устанавливают также основные обязанности граждан социалистического государства. Нормы советского Г. п., закрепляющие основные права и обязанности граждан, направлены на обеспечение подлинного расцвета личности и полное развитие ее творческих способностей (см. Основные права и обязанности граждан СССР, Свободы демократические).
Г. п. СССР устанавливает всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, принципы организации и порядок выборов в Советы.
Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти, регулируемые нормами Г. п., называются государственно-правовыми отношениями. Субъектами государственно-правовых отношений являются: Союз ССР, как союзное государство, союзные республики, автономные республики и автономные области, советские государственные органы и граждане СССР. Граждане СССР выступают в качестве субъектов государственно-правовых отношений как объединенными в общественные организации, так и индивидуально. Субъекты государственно-правовых отношений обладают специальной правоспособностью, содержание которой определяется советским Г. п. Имеются три основных вида государственно-правовых отношений: 1) государственно-правовые отношения, в которых сторонами выступают советские государства и государственные образования; 2) государственно-правовые отношения между советскими гос. органами; 3) государственно-правовые отношения между советскими гос. органами и советскими гражданами. Примером государственно-правовых отношений, сторонами в которых являются СССР и союзные республики, могут служить отношения, регулируемые нормами ст. 15 Конституции СССР: «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик». Примером государственно-правовых отношений, сторонами в которых выступают органы государственной власти, являются отношения, регулируемые ст. 32 Конституции СССР: «Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР». Согласно этой норме, право осуществления законодательной власти в СССР принадлежит только Верховному Совету СССР; на других органах государственной власти лежит обязанность исполнять эти законы. Примером государственно-правовых отношений между гос. органами и гражданами являются отношения, связанные с образованием избирательных комиссий (см.) при выборах в Советы депутатов трудящихся.
Основанием для возникновения государственно-правовых отношений, как правило, являются акты гос. органов. Напр., акт Верховного Совета СССР о принятии в состав Союза ССР новой союзной республики влечет за собой возникновение государственно-правовых отношений между этой союзной республикой и Советским Союзом. Акт преобразования автономной республики в союзную республику является основанием для прекращения государственно-правовых отношений между этой республикой, как автономной, и союзной республикой, в которую она входила, и одновременно является основанием для возникновения государственно-правовых отношений между этой республикой, но уже как союзной, и Советским Союзом.
Основным источником советского Г. п. является великая Конституция СССР 1936 г. (см. Советская Конституция). К источникам советского Г. п. относятся конституции союзных республик, конституции автономных республик, а также устанавливающие государственно-правовые нормы законы СССР, законы союзных республик и законы автономных республик, указы Президиума Верховного Совета СССР, указы Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик и постановления Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик.
Система советского Г. п. определяется системой Конституции СССР. Она состоит из следующих основных частей: общественное устройство СССР, государственное устройство СССР, высшие органы государственной власти, органы государственного управления, местные органы государственной власти, суд и прокуратура, основные права и обязанности граждан СССР, избирательная система.
Являясь ведущей отраслью советского социалистического права, советское Г. п. содержит в себе основы всех других его отраслей. Так, определяя систему, принципы организации и деятельности органов государственного управления, советское Г. п. устанавливает основы советского административного права (см.). Определяя бюджетные и налоговые права СССР, союзных и автономных республик и органов государственной власти, оно устанавливает основы советского финансового права (см.). Закрепляя экономическую основу СССР, формы и объекты социалистической собственности, право личной собственности и право наследования личной собственности граждан СССР, принцип государственного народнохозяйственного планирования, советское Г. п. устанавливает основы советского гражданского права (см.). Определяя, что «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест» (ст. 12 Конституции СССР), право граждан СССР на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, советское Г. п. устанавливает основы советского трудового права (см.). Определяя, что земля является государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием, что земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. навечно, советское Г. п. устанавливает основы советского земельного права (см.). Определяя объекты социалистической собственности колхозов, право личного пользования и личной собственности колхозного двора, советское Г. п. устанавливает основы советского колхозного права (см.). Определяя, что граждане обязаны соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность, объявляя, что лица, покушающиеся на общественную социалистическую собственность, являются врагами народа, что защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР, а измена Родине карается по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние, советское Г. п. устанавливает основы советского уголовного права (см.). Определяя принципы организации и деятельности суда и прокуратуры, советское Г. п. устанавливает основы судоустройства СССР (см.), гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права (см. Гражданский процесс, Уголовный процесс).
Руководящая роль в создании советского Г. п. принадлежит Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным и И. В. Сталиным.
Советское Г. п. отражает и закрепляет замечательные победы, одержанные первым в мире социалистическим государством в борьбе за уничтожение эксплуатации человека человеком, за ликвидацию экономической и культурной отсталости страны и превращение СССР в могучую социалистическую державу, за подлинный расцвет творческих сил народа, за мир, против агрессивной политики империалистов. Советское Г. п. служит образцом для Г. п. стран народной демократии, которые используют в своем государственном строительстве опыт первого в истории человечества могучего и несокрушимого социалистического государства.
Советское Г. п. принципиально противоположно Г. п. буржуазных стран, которое выражает волю эксплуататоров, закрепляет угодные и выгодные им государственные порядки и обеспечивает их государственную власть. Нормы этого права отличаются лживым, лицемерным характером. Они декларируют, будто государственная власть в буржуазном государстве исходит от народа. Однако известно, что это – фикция, которая необходима для того, чтобы прикрывать господство эксплуататорского меньшинства, выдавая его власть за власть народа. Г. п. буржуазных стран утверждает «верховенство» парламента (см.) и политическую ответственность перед ним правительства (см.). Эта фикция необходима для того, чтобы прикрывать всевластие правительства, которое, как и весь буржуазный государственный аппарат, полностью подчинено монополиям и является послушным орудием в руках небольшой кучки магнатов финансового капитала.
От. Г. п., как совокупности правовых норм, следует отличать науку Г. п., изучающую государственно-правовые нормы и государственно-правовые отношения. Советская наука Г. п. зиждется на материалистическом понимании общественных явлений и на марксистском диалектическом методе. Этим советская наука Г. п. принципиально отличается от буржуазной «науки» Г. п., которая стремится «теоретически» обосновать буржуазную гос. систему, обеспечивающую власть эксплуататоров. В основе советской науки Г. п. лежит марксистско-ленинская теория государства и права. В трудах классиков марксизма-ленинизма содержатся теоретические основы для решения вопросов науки Г. п. Величайшее теоретическое значение имеет Конституция СССР, закрепившая и научно обобщившая победу социализма в СССР.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
8.31 мб

Правовые основы государственной монополии

Жанузакова Лейла Тельмановна
В статье рассматриваются понятие и виды государственной монополии, условия ее введения, субъекты государственной монополии, ограничения на их деятельность и дополнительные права, правила ценообразования на товары, производимые и р
Читать PDF
317.48 кб

Правовой статус государственной корпорации

Шимбарева E. В.
Читать PDF
577.07 кб

«Торе» - государственное право тюрков-туцзюэ

Жумаганбетов Т. С.
Статья посвящена теме государственного права тюрков-туцзюэ. Правовые отношения в системе управления в государстве кок-тюрков приняли политический характер.
Читать PDF
390.24 кб

Государственно-правовые взгляды славянофилов

Васильев Антон Александрович
Статья посвящена малоизученному учению славянофилов о государстве и праве в контексте их православного мировоззрения.
Читать PDF
61.67 кб

Государственная тайна в правовом государстве

Гильмуллина Динара Абдурауфовна
В статье представлен анализ Федерального закона РФ «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в инт
Читать PDF
305.96 кб

Система государственно-правового принуждения

Чашников Всеволод Александрович
В статье автором представлена определенная система государственно-правового принуждения, которая позволяет дать различным принудительным мерам как интегрированную, так и дифференцированную характеристику, а также послужить необход
Читать PDF
278.56 кб

Право на имущество государственных корпораций

Соловьев Евгений Сергеевич
В статье анализируются существующие в современном гражданском законодательстве подходы к оформлению имущественной обособленности юридических лиц, создаваемых публично-правовыми образованиями.
Читать PDF
777.53 кб

О понятии государственно-правового принуждения

Магомедрасулов М. М.
Рассматриваются особенности государственно-правового принуждения, анализируются имеющиеся в теории права понятия соответствующего термина
Читать PDF
222.25 кб

Классификация государственно-правового насилия

Мартыненко Борис Константинович
В статье представлен авторский подход к классификации государственно – правовой категории насилия.
Читать PDF
171.11 кб

Гарантии реализации государственно-правовых норм

Нерода Н. И.
Читать PDF
126.33 кб

Типология правосознания государственных служащих

Донченко А. С.
В статье автор рассматривает право в понимании «обыденного» носителя позитивистского типа правосознания, которое представляется как утвержденный регламент действий в общественных отношениях, априори правовых, и при соблюдении всех
Читать PDF
231.57 кб

Трудовые правоотношения государственных служащих

Артемов Алексей Васильевич
Анализируется специфика регулирования труда государственных служащих, рассматривается вопрос об окончательном урегулировании труда государственных служащих нормами трудового или административного права.
Читать PDF
235.90 кб

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Калиева А.У.
В статье рассматривается сущность государственных услуг: даны определение и понятие государственной услуги, основные виды и базовые признаки.
Читать PDF
128.15 кб

Государственно-правовые воззрения М. Н. Капустина

Сафарян Л. Б.
Читать PDF
143.14 кб

Правовое государствои государственное принуждение

Рогов А. П.
В статье анализируются проблемы государственного принуждения в правовом государстве в качестве основного метода управления.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины: