ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Государственный арбитраж
единая система государственных органов, осуществляющих согласно закону разрешение экономических, хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями, организациями.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Государственный арбитраж
орган, разрешавший имущественные и преддоговорные споры между государственными, кооперативными и общественными учреждениями и организациями, подчиненными различным ведомствам. Г. а. был образован в 1931 г., ранее, в 20-е гг. XX в., похожие функции выполняли арбитражные комиссии (например, Высшая арбитражная комиссия при Совете труда и обороны СССР). В 1991 г. была сформирована система арбитражных судов, в частности создан Высший арбитражный суд СССР.

Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ
совокупность существовавших до 1991 г. в Российской Федерации органов, занимавшихся рассмотрением экономических споров между предприятиями, учреждениями и организациями. Они не считались судами и создавались при органах исполнительной власти - Совете Министров СССР, Советах Министров союзных республик, Советах Министров автономных республик и исполкомах краевых, областных и приравненных к ним Советов народных депутатов. Отчитывались эти органы перед соответствующими исполнительными органами. При принятии решений руководствовались не только правовыми предписаниями, но и целесообразностью. Упразднены после образования арбитражных судов. (К. Г.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

АРБИТРАЖ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
в СССР система органов по разрешению хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями, организациями, возникавшими в связи с заключением, изменением, расторжением, исполнением хозяйственных договоров и по другим основаниям, связанным с хозяйственной деятельностью. А.г. как самостоятельное учреждение был создан в 1931 и просуществовал до создания системы арбитражных судов. А.г. входили в систему органов управления государством и состояли при Правительстве СССР (Государственный арбитраж СССР), Правительстве союзной (автономной) республики (Госарбитраж соответствующей республики), при исполнительных органах власти краев, областей, городов и других территориальных образований. Деятельность органов Госарбитража до принятия Конституции СССР 1977 определялась положениями, утверждаемыми соответствующими органами государственного управления: Советом Министров СССР для Госарбитража СССР, Правительством союзной (автономной) республики для всех остальных госарбитражей. Правила рассмотрения хозяйственных споров утверждались Госарбитражем при Совете Министров СССР. После принятия Конституции СССР 1977 деятельность органов Госарбитража регулировалась Законом СССР «О государственном арбитраже в СССР» 1979 и вышеназванными Правилами. Существование Госарбитража в СССР было обусловлено спецификой советской экономики, основу которой составляло централизованное планирование и ведущая роль государственной собственности. Главной задачей госарбитражей было обеспечение государственной и плановой дисциплины в народном хозяйстве СССР специфическими, но схожими с судебными методами — путем разрешения хозяйственных споров между равноправными сторонами и обеспечения тем самым защиты их прав и интересов. Госарбитраж СССР и госарбитражи союзных республик осуществляли также нормотворческую деятельность, утверждая в случаях, предусмотренных законодательством, и по поручению Правительства СССР или союзной республики нормативные акты, регулирующие хозяйственную деятельность, и предупреждение нарушений законности путем, в частности, разработки по результатам арбитражной практики предложений по укреплению дисциплины в народном хозяйстве. В пределах своей компетенции Госарбитраж СССР и госарбитражи союзных республик издавали Инструктивные указания по вопросам применения соответственно законодательства СССР или союзной республики при разрешении хозяйственных споров. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 15 апреля 1992 разъяснил, что инструктивные указания Госарбитража СССР и Госарбитража Российской Федерации сохраняют свое действие на территории РФ в той части, в которой они не противоречат российскому законодательству. Т.Е. Абова

Источник: Юридическая энциклопедия

АРБИТРАЖ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
орган, разрешающий имущественные и преддоговорные споры между социалистическими государственными, кооперативными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями, подчиненными различным ведомствам или относящимися к различным видам кооперации. Создание А. г. (1931 г.) непосредственно связано с мероприятиями Партии и Правительства, направленными на внедрение и развитие хоз. расчета и укрепление плановой и договорной дисциплины. Проведенные Партией и Правительством мероприятия по укреплению хоз. расчета, усилению значения договоров, повышению плановой и договорной дисциплины требовали существенного изменения организации рассмотрения возникающих между предприятиями и хоз. организациями имущественных споров. Созданные ранее (в 1922–24 гг.) для разрешения имущественных споров между гос. учреждениями и предприятиями арбитражные комиссии, состоявшие при СТО СССР, при ЭК.ОСО союзных республик, при облисполкомах, были ликвидированы пост. ЦИК и СНКХССР от 4 марта 193! г. «Об упразднении арбитражных комиссий» (СЗ 1931 г. № 14, ст. 135).
3 мая 1931 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено Положение об А. г. (СЗ 1931 г. № 26, ст. 203). Этим Положением на А. г. возложено разрешение имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями в направлении, обеспечивающем укрепление договорной, плановой дисциплины и хоз. расчета. Однако разрешение споров между социалистическими организациями на сумму до 1000 руб., споров колхозов между собой, споров колхозов с государственными и кооперативными организациями, споров, вытекающих из железнодорожных, водных и воздушных перевозок, споров по банковским операциям, а также споров между социалистическими организациями, возникающих из договоров о пользовании коммунальными услугами, – отнесено к компетенции суда.
Постановлением СНК СССР от 19 декабря 1933 г. «О заключении договоров на 1934 г.» на А. г. было возложено разрешение всех споров, возникающих при заключении договоров менаду социалистическими организациями, – т. н. преддоговорные споры (СЗ Г933 г. № 73, ст. 445). Таким образом, в компетенцию А. г. входит рассмотрение преддоговорных споров (разногласия между сторонами при заключении договора по поводу содержания договора и отдельных его условий) и споров имущественных (все остальные споры, в том числе и споры, возникающие при исполнении договора).
А. г. в соответствии с Положением от 3 мая 1931 г. состояли: при Совете Министров Союза ССР, при Советах Министров союзных и автономных республик, при исполкомах краевых и областных Советов депутатов трудящихся. Были организованы также А. г. при исполкомах Московского, Ленинградского и Куйбышевского городских Советов депутатов трудящихся. В наст, время А. г. входит в состав Министерства юстиции СССР, которое осуществляет руководство деятельностью его opraнов. Органами А. г. являются: А. г. Министерства юстиции СССР, А. г. министерств юстиции союзных и автономных республик, А. г. управлений министерств юстиции союзных республик при краевых, областных Советах депутатов трудящихся. Городские А. г. имеются только в Москве, Ленинграде и Куйбышеве.
А. г. организуется в составе Главного гос. арбитра, его заместителей и гос. арбитров. Главный арбитр возглавляет А. г. и осуществляет непосредственное руководство его деятельностью. Преддоговорные и имущественные споры разрешаются гос. арбитром при участии ответственных представителей спорящих сторон (по одному от каждой стороны). Одной из особенностей арбитражного разбирательства является разрешение дела путем соглашения между ответственными представителями сторон под руководством арбитра (т. н. метод арбитрирования), разумеется, если такое соглашение не противоречит закону, принципам хоз. расчета, плановой и догозорной дисциплине. В случаях разногласий вопрос решается арбитром. При неявке представителей одной или обеих сторон дело может быть решено и в их отсутствии. При разрешении споров А. г. руководствуется законами и распоряжениями центральных и местных органов власти, приказами и инструкциями министерств и ведомств, основными условиями поставки продукции и хоз. договорами. При выявлении серьезных нарушений договорной и плановой дисциплины и других недочетов в деятельности хоз. органов гос. арбитр сообщает об этом вышестоящим органам, Министерству гос. контроля, а в надлежащих случаях – органам прокуратуры.
Решения А. г. окончательны, вступают в силу одновременно с их вынесением и приводятся в исполнение самими сторонами в срок, указанный А. г., или в принудительном порядке на основании приказа А. г. Должностные лица, невыполнившие решения А. г., привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности.
Главный арбитр и его заместитель имеют право в порядке надзора (по заявлению заинтересованных сторон или их вышестоящих органов либо по собственной инициативе) отменить решение А. г., передать спор на новое рассмотрение, вынести новое решение, изменить состоявшееся решение, а также приостановить исполнение решения до рассмотрения дела в порядке надзора. По делам, рассматриваемым А. г., взимается гос. пошлина.
Роль А. г. в развитии народного хозяйства нашей страны весьма значительна; особенно ответственные задачи встают перед ним в свете решений XIX съезда партии. А. г., разрешая споры по вопросам организации договорных отношений, преддоговорные и имущественные споры между социалистическими предприятиями, учреждениями и организациями, способствует укреплению хоз. расчета, укреплению договорной, плановой и финансовой дисциплины и тем самым активно содействует успешному выполнению народнохозяйственного плана. Возросшее значение договоров повышает роль А. г. как органа борьбы за укрепление плановой договорной дисциплины и хоз. расчета в народном хозяйстве.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
146.06 кб

Система государственного арбитража в экономике СССР в 1930-е годы

Воронин Д. В.
Рассматриваются принципы, формы и практика разрешения хозяйственных споров в советской экономике 1930-х гг. Анализируются процессы формирования системы Госарбитража, его функции и принципы руководства.
Читать PDF
247.37 кб

Вмешательство государственных судов в деятельность арбитража в Финляндии

Пелтонен Юкка
Разрешение споров в арбитраже в Финляндии регулируется Законом об арбитраже и основывается на арбитражном соглашении сторон.
Читать PDF
203.60 кб

Государственный контроль за деятельностью арбитражных управляющих в Украине

Бабенко К. В.
В статье рассматривается государственный контроль за деятельностью арбитражных управляющих в Украине.
Читать PDF
176.89 кб

Институт государственного арбитража СССР в переходный период (1985-1990 гг. )

Воронин Дмитрий Васильевич
На материалах региональных архивов рассматривается деятельность Государственного арбитража СССР в переходный период (1985-1990 гг.).
Читать PDF
240.51 кб

Место арбитражных судов в системе органов государственной власти Российской Федерации

Назаров Александр Валентинович
В статье рассматриваются особенности построения судебной системы в Российской Федерации, а также выявляются место и роль в ней арбитражных судов.
Читать PDF
108.45 кб

Органы государственного арбитража в период экономических реформ и контрреформ 1960-х гг

Воронин Д. В.
На основе архивных материалов анализируются проблемы, существовавшие в плановой экономике, и меры, принимаемые госарбитражем по смягчению их остроты.
Читать PDF
718.60 кб

Государственные арбитражи в экономике регионов Западной Сибири в первой половине 1980-х гг

Воронин Дмитрий Васильевич
Анализируется изменение статуса государственного арбитража в связи с принятием Закона СССР «О государственном арбитраже в СССР» и других нормативно-правовых актов.
Читать PDF
3.00 мб

Практическая реализация оформления допуска арбитражных управляющих к государственной тайне

Петелин А.А.
Читать PDF
69.91 кб

Динамика изменения функции арбитражного управляющего в системе государственного (административного)

Фролов Игорь Валентинович
На примере новых положений федерального законодательства о банкротстве, исследованы вопросы правовой природы юридического статуса арбитражного управляющего, определено его новое место в системе государственного управления процесса
Читать PDF
573.94 кб

Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражном процессе с це

Томилов Александр Юрьевич
Рассматривается актуальная проблема гражданского процессуального права участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражном процессе с целью защиты прав, свобод и законных интересов других лиц.
Читать PDF
47.75 кб

О порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляю

Читать PDF
156.52 кб

Принудительное исполнение решений международных коммерческих арбитражей, отмененных государственным

Астахова Дарья Олеговна
Настоящая статья посвящена анализу французской доктрины и судебной практики по вопросу признания и приведения в исполнение решений международных коммерческих арбитражей, отмененных государственным судом по месту их вынесения, а та
Читать PDF
244.29 кб

Рецензия: воронин Д. В. Роль системы государственного арбитража в экономическом развитии Западной Си

Бузгалин Александр Владимирович