ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ
линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы гос. территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия суверенитета данного государства. Г. г. подразделяются на сухопутные, речные и озерные, а также морские.

Источник: Большой юридический словарь

Государственная граница
линия (и проходящая по этой линии вертикальная поверхность), определяющая пределы территории государства (суши, вод, недр и воздушного пространства) и соответственно пределы действия государственного суверенитета. Государственная граница отделяет территорию данного государства от территории других государств либо от таких международных территорий, как, например, открытое море. Границы между соседними государствами устанавливаются, как правило, в договорном порядке.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА
линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) конкретного государства, т.е. пространственный предел действия его государственного суверенитета.
Современные Г.г. устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии сухопутной границы (отчасти и водной) подробно описывается в международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая является неотъемлемой частью данного договора.
Понятие Г.г. РФ, порядок ее защиты и охраны, режим границы и порядок ее пересечения регламентируются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» и ФЗ РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА
линия, определяющая пределы территории государства и отделяющая его от соседних государств и открытого моря. Сухопутные и водные Г. г. устанавливаются по соглашению между сопредельными государствами посредством делимитации и демаркации. Вертикальная плоскость, проходящая через сухопутные и водные границы, является границей воздушного пространства и недр государства. Линия Г. г. устанавливается на местности путем сооружения пограничных знаков. Для обеспечения неприкосновенности Г. г. сопредельные государства устанавливают определенный режим, регламентирующий правила поддержания линии Г. г. в надлежащем состоянии, а также порядок ее пересечения. В российском уголовном праве незаконное пересечение Г. г. РФ (без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ), противоправное изменение Г. г. РФ (изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков) являются преступлениями, предусмотренными УК РФ.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА
проложенные в натуре или воображаемые линии на земной и водной поверхности, а т.ж. проходящие по ним воображаемые вертикальные плоскости, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли. Г.г. подразделяются на сухопутные, речные и озерные, а т.ж. морские. Под сухопутными границами понимаются линии, проходящие по характерным точкам рельефа местности (напр., горным хребтам) или через определенные точки географических координат, а т.ж. по параллелям и меридианам. Речные Г.г. проходят по рекам, причем если иное не предусмотрено международными договорами, то обычно границей считается линия, проходящая на судоходных реках - по середине главного фарватера или по тальвегу реки (линии наибольших глубин), а на несудоходных реках (ручьях) - по их середине или по середине главного рукава реки. На озерах и иных водоемах Г.г. нередко проходит по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам озера или иного водоема. Иногда эта граница может проводиться по медиане, если озеро имеет вытянутую форму, а противолежащие берега принадлежат соседним государствам. Г.г., проходящая по реке (ручью), озеру или иному водоему, как правило, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки (ручья) в ту или иную сторону, если граничащие государства не имеют между собой иных договоренностей по этому вопросу. Г.г., проходящие по железнодорожным и автодорожным мостам, а т.ж. по плотинам и другим сооружениям, возведенным через пограничные участки рек и ручьев, проводятся по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения границ по реке или ручью. Морские Гг. устанавливаются на море самостоятельно каждым государством по внешнему пределу своих территориальных вод. если эти воды не соприкасаются с аналогичными водами других государств. В тех случаях, когда территориальные воды двух или нескольких государств соприкасаются, линия границы между ними устанавливается на основе соглашения См. т.ж. ПРИНЦИП НЕРУШИМОСТИ ГРАНИЦ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА
линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия суверенитета государства. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп.) Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР (ст. 2). Пределы Г.г. РФ устанавливаются: а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; б) на море - по внешнему пределу территориальных вод РФ; в) на судоходных реках - по середине главного фарватера; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Г.г. к берегам озера или иного водоема; г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией Г.г., проходившей на местности до ее затопления; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Г.г. по воде. Г.г. на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Г.г. выполняет две функции. Она обеспечивает безопасность страны и одновременно служит передовой линией контактов с другими странами, способствует поддержанию добрососедских отношений с ними. Охрана Г.г. является важнейшим условием защиты политических, экономических интересов и безопасности государства.
Являясь частью системы обеспечения национальной безопасности, защита Г.г. заключается в согласованной деятельности органов власти всех уровней и осуществляется путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. Охрана Г.г. осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы в пределах пограничной территории, а также Вооруженными Силами в воздушном пространстве и подводной среде. Кроме того, привлекаются и иные силы и средства (см. Режим Государственной границы).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА
линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) конкретного государства, т.е. пространственный предел действия его государственного суверенитета. Г.г.подразделяются на сухопутные, воздушные и водные (речные, озерные, морские).
Современные Г.г. устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии сухопутной границы (отчасти и водной) подробно описывается в международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая является неотъемлемой частью данного договора. Этот процесс определения договорной границы называется делимитацией. Для установления сухопутной линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (двухстороннюю) комиссию, которая обозначает положение границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков (демаркация границ).
Морские Г.г. устанавливаются самостоятельно каждым государством по внешнему пределу своих территориальных вод, если только они не соприкасаются с территориальными водами другого государства. В последнем случае морские границы устанавливаются также на основе соглашения. Понятие Г.г. РФ, порядок ее защиты и охраны, режим границы и порядок ее пересечения регламентируются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» и ФЗ РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Защита Г.г., являющаяся частью системы обеспечения безопасности РФ и реализации ее пограничной политики, выражается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (осуществляемой ими в пределах своих полномочий) путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, экологических, санитарно-эпидемиологических и иных мер. В них в установленном порядке принимают участие общественные организации и граждане.
На Г.г. РФ существует специальный пограничный режим, устанавливаемый международными соглашениями приграничных государств и их законодательством.
Режим Г.г. РФ включает особые правила: содержания Г.г.: перемещения через границу грузов, товаров и животных: пропуска через Г.г. РФ физических лиц, транспортных средств, грузов: ведения на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности: разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением правил режима Г.г. РФ.

Источник: Энциклопедия юриста

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА
режим охраны и защиты). В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 (с изменениями и дополнениями) охрана, защита границы предполагает функционирование трех правовых режимов: режима границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу. Режим Гг. — совокупность норм, устанавливающих правила содержания границы, которыми регулируются порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров; правила пересечения границы лицами и транспортными средствами (например, на путях международного железнодорожного транспорта, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами или решениями Правительства РФ); правила перемещения через границу грузов, товаров и животных в местах и в порядке, установленных международными договорами РФ, законодательством РФ; правила пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в установленных пунктах пропуска через границу. Они предусматривают проведение проверок законности пересечения (пограничный, таможенный, санитарный и другие виды контроля), выдачу разрешений на пересечение; правила ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пересечением границы и иным образом затрагивающей инте- реськРФ; правила разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Гг. Пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, территориальном море РФ и ее внутренних водах, имеющих выход к границе. Он включает: правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, которые предусматривают порядок выдачи гражданам пропусков, маршруты передвижения и иные условия пребывания; правила хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых мероприятий в пограничной зоне; правила учета и содержания российских маломерных судов и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов; правила ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в пограничной зоне. Режим в пунктах пропуска через Гг. включает: правила, устанавливающие порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, товаров, животных в пунктах пропуска; правила пребывания в пунктах пропуска лиц и транспортных средств; правила захода, пребывания иностранных судов в портах (на рейдах) РФ, схода членов экипажа на берег, посещения судов. В пунктах пропуска могут вводиться дополнительные режимные ограничения, кроме перечисленных правил. Охрана и защита государственной границы возложена на пограничные войска и органы Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ. Они имеют право: а) доставлять граждан в специальные помещения, задерживать их, подвергать личному осмотру и досмотру вещей; б) осматривать невоенные суда и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт; в) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу, использовать служебных собак; г) проводить оперативно-розыскную деятельность; д) осуществлять иные полномочия. Органы ФПС осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 2249 КоАП РСФСР. М.В. Пучкова

Источник: Юридическая энциклопедия

ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ
линия, определяющая пределы земной и водной территории государства. Г. г. отделяет государства друг от друга и от открытого моря. В воздухе Г. г. считается воображаемая плоскость, перпендикулярная к земной поверхности по наземной границе или по внешней границе территориальных вод; продолжение этой плоскости в глубь земли создает границу недр государства. Нарушение Г. г. является нарушением суверенитета государства и воспрещено . международным правом.
По характеру линии различают орографическую и геометрическую границы. Орографическая граница – линия, проведенная с учетом естественных рубежей (реки, горные кряжи и т. д.); геометрическая граница – прямая линия, соединяющая установленные на земной поверхности точки и изменяемая лишь в виде исключения, если этого требуют существенные интересы населения, проживающего в данной местности (напр., Г. г. не может разрезать, жилой дом, отрезать деревню от колодца или водопоя и т. д.). Геометрическая граница, проведенная по меридиану или параллели географической сетки называется астрономической границей. Такова граница СССР в Беринговом проливе. Однако такие границы встречаются редко. В практике преобладают комбинированные Г. г.: орографические на одних: участках, геометрические – на других.
Г. г. устанавливаются в договорном порядке путем нанесения их на карту, составляющую неотъемлемую часть договора (делимитация Г. г.), и затем путем установления линии этих границ на местности с помощью специальных знаков (демаркация Г. г.). В практике нередко возникает необходимость в проверке уже существующей и демаркированной границы, а также в восстановлении при этом разрушенных пограничных знаков, в замене знаков одного типа знаками другого типа и в постановке дополнительных знаков – эти операции принято называть редемаркацией.
Вопрос об изменении Г. г. тесно связан с классовой сущностью и функциями государства.
Эксплуататорские государства, в том числе и капиталистические, изменяют Г. г. методом открытых или замаскированных форм аннексии (см.) чужих территорий, поэтому в условиях капитализма Г. г. отдельных государств, особенно слабых, чрезвычайно непрочны. При империализме еще больше усиливается неустойчивость и непрочность Г. г. капиталистических государств, поскольку при отсутствии незахваченных территорий и непокоренных народов и при усилении действия закона неравномерного развития капиталистических стран периодически встает вопрос о переделе мира и распределении источников сырья и рынков сбыта между капиталистическими государствами. Насильственное военное разрешение этого вопроса обычно сопровождается изменением Г. г. различных стран, а также установлением нового распределения т. н. сфер влияния.
На совершенно иной принципиальной основе решает вопрос об определении и изменении Г. г. Советское социалистическое государство. Советскому Союзу, настойчиво и последовательно проводящему политику мира и равноправия народов, глубоко чужды аннексионистские методы изменения Г. г. При решении вопроса о Г. г. СССР руководствуется принципом самоопределения всех наций и народов с учетом их жизненно важных интересов и безопасности. Именно на этой основе создавались и изменялись границы нашего социалистического государства.
Изменение Г. г. СССР после второй мировой войны характеризуется исторической справедливостью и соответствует жизненно важным интересам народов СССР, в том числе интересам их безопасности. На западе – Украина собрала в одну семью весь свой украинский народ. Устранена историческая несправедливость в отношении границ Белоруссии и Молдавии. На Западе нет больше Восточной Пруссии – этого многовекового плацдарма для нападения на нашу Родину. Несколько севернее вполне прочно обозначились новые границы в интересах укрепления обороны Ленинграда. На Дальнем Востоке Советский Союз вернул себе отторгнутые ранее от России Южный Сахалин и Курильские острова. Эти Г. г. Советского Союза наиболее соответствуют исторически сложившимся условиям развития народов нашей страны.
С победой народной демократии в ряде стран, граничащих с СССР, коренным образом изменилось и политическое положение на границах нашего государства. Это положение характеризуется мирными и дружественными отношениями СССР с соседними ему государствами. История человечества никогда еще не знала такого братского и прочного сотрудничества государств, какое представляет собой сотрудничество СССР со странами народной демократии. Никогда еще на протяжении всей своей истории наша Родина не была окружена столь дружественными к нашему государству соседними странами.
Победа СССР над фашистской Германией и ее союзниками, торжество народной демократии в ряде стран Европы и Азии решающим образом изменили соотношение международных сил в пользу социализма и демократии. Все это, однако, не означает, что исчезла угроза новых агрессивных войн со стороны империалистических держав, т. е. со стороны капиталистического окружения, против народов нашей страны и других свободных народов лагеря демократии и социализма.
Агрессивная война в Корее, организованная американским империализмом, налеты военно-воздушных сил США на Китайскую Народную Республику и засылка шпионов, диверсантов и убийц в СССР и другие страны демократического лагеря – все это требует, как никогда, сплочения и единства демократических государств и укрепления их обороноспособности. В этих условиях особо важное значение приобретает бдительная охрана Г. г. СССР и других стран демократического лагеря.
Интересы охраны Г. г. требуют установления в пограничных местностях особого режима пребывания и деятельности населения. Важнейшими советскими законами о пограничном режиме являются Положение об охране государственных границ Союза ССР (СЗ 1927 г. № 62, ст. 625) и пост. ЦИК и СНК СССР о въезде и проживании в пограничных полосах (СЗ 1935 г. № 45, ст. 377).
Капиталистические государства неоднократно делали попытки нарушить неприкосновенность советских границ, но каждый раз получали сокрушительный отпор.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
144.52 кб

Феномен государственной границы

Цветкова Ольга Викторовна
В статье рассматривается феномен государственной границы. Особое внимание уделено обзору политологической части и основным теориям в изучении государственных границ, опыту трансформации границ и приграничных территорий.
Читать PDF
279.19 кб

Туризм и государственные границы

Ступина Ольга Геннадиевна
Читать PDF
695.92 кб

Проблема безопасности границ государственного долга

Жуков Павел Евгеньевич
Предлагается модель для определения допустимых границ роста суверенного долга.
Читать PDF
72.00 кб

Культурная политика: границы государственного влияния

Бусыгин А.Е.
Читать PDF
254.31 кб

Институциональные границы государственного регулирования

Димов В.
Читать PDF
346.74 кб

Необходимость и границы государственного регулирования экономики

Кураксина Т.П.
Розглядаються проблеми втручання держави в економіку шляхом використання різних важелів керування. Особлива увага приділяється головним напрямам і інструментам державного регулювання економіки України.
Читать PDF
10.32 мб

Методика кадастровых работ при демаркации государственной границы

Жданова Руслана, Рассказова Анна
Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время в России, как и в мире в целом, происходят значительные геополитические и социально-экономические изменения.
Читать PDF
231.65 кб

Становление экономической концепции охраны государственной границы

Ежуков Евгений Лаврентьевич
Появление экономических задач в охране границы не было случайным.
Читать PDF
148.53 кб

Основы безопасности Российской Федерации на государственной границе

Минаев Александр Викторович
Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере разработана на основании решения Совета Безопасности Российской Федерации «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Ф
Читать PDF
538.65 кб

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации:

Архипцев Н. И., Архипцев И. Н.
Читать PDF
9.63 мб

Теоретико-методологические основы исследований государственных границ

Цветкова Ольга Викторовна
Рассматриваются некоторые теоретические подходы в изучении границ в географических и политических исследованиях.
Читать PDF
131.14 кб

Проблемы обеспечения неприкосновенности государственных границ Украины

Березенко В.
Проанализировано сущность принципа неприкосновенности границ, теоретических и практических проблем его осуществления во внутреннем правопорядке Украины.
Читать PDF
365.34 кб

Определение оптимальных границ государственного регулирования экономики

Федотов Денис Александрович
Проведено теоретическое исследование роли и значения государства в регулировании экономических процессов.
Читать PDF
441.44 кб

Особенности институционального подхода к изучению государственных границ

Усенко Ольга Олеговна
В статье рассматриваются возможности институционального подхода к изучению государственной границы как социального института. В частности автор обращается к идеям О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера и Н.
Читать PDF
323.40 кб

Теория и практика исследования границ государственного сектора экономики

Гараев М. М.
Необходимым условием исследования проблем управления государственным сектором экономики является наличие четкого понимания того, что следует относить к этому сектору.

Похожие термины:

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА РФ

    это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространстве
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действи