ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Найдено 1 определение
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ
отрасль права, регулирующая в этих странах имущественные отношения граждан и организаций в условиях переходного от капитализма к социализму периода. Гражданское право европейских стран народной демократии, являющихся на современном этапе государствами диктатуры пролетариата, осуществляющими все функции социалистического государства первой главной фазы его развития, есть социалистическое гражданское право (см. Народно-демократическое государство).
Гражданское право европейских стран народной демократии опирается на следующие, основные принципы, закрепленные конституциями стран народной демократии: социалистическая собственность на основные средства производства в форме государственной народной собственности и собственности кооперативной, сосредоточение в руках государства командных высот народного хозяйства, принцип: «земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает», государственное плановое руководство народным хозяйством, равноправие всех граждан, связь основных прав и обязанностей граждан, принцип оплаты труда по его количеству и качеству.
Во всех странах народной демократии проведена национализация крупной и средней промышленности. Бывшим собственникам предприятий из числа нескомпрометировавшей себя национальной буржуазии выплачивается в установленных законом пределах компенсация государственными облигациями. Предприятия, принадлежавшие изменникам родины или гражданам бывшего германского государства, конфискованы.
Национализированы также недра земли, леса, воды, естественные источники энергии, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, средства связи и радио.
Государство сосредоточило в своих руках также банки, страховое дело, внешнюю и оптовую торговлю. Государственная собственность является общенародным достоянием. Единым и единственным субъектом государственной собственности является само государство народной демократии. Гос. имущества разделяются на имущества, состоящие в ведении центральных и местных органов гос. власти. За гос. учреждениями и предприятиями закрепляется имущество, необходимое для выполнения возложенных на них задач. Правовая организация гос. предприятий очень близка к организации советских хоз. органов. Предприятие состоит из одной или нескольких производственных единиц, пользуется правами юридического лица, подлежит гос. регистрации. Уставный фонд предприятия, по общему правилу, неделим. Существуют, однако, гос. акционерные общества, а равно и смешанные акционерные общества с участием государственного и кооперативного, а иногда и частного капитала. Во всех смешанных акционерных обществах ведущая роль принадлежит государству.
Существенную роль в развитии экономики стран народной демократии, а также в неуклонном укреплении их хозяйственных связей с СССР играют паритетные междугосударственные акционерные общества с участием СССР и стран народной демократии. Организованы также паритетные акционерные общества и между самими странами народной демократии.
Во всех странах народной демократии проведены земельные реформы (напр., в Польской Народной Республике – декрет «О проведении земельной реформы» 6 сентября 1944 г., в Чехословацкой Республике – закон «О новой земельной реформе» 21 марта 1948 г., в Народной Республике Болгарии – закон «О трудовой земельной собственности» 12 марта 1946 г., в Румынской Народной Республике – закон «О проведении земельной реформы» 23 марта 1945 г., в Венгерской Народной Республике – декрет «О ликвидации системы крупного землевладения и о наделении землей трудовых крестьян» 10 мая 1945 г., в Народной Республике Албании – закон «О земельной реформе» 29 августа 1945 г.), ликвидировавшие помещичье землевладение и остатки феодальных отношений в деревне и передавшие сельскохозяйственные земли в собственность земледельцев. Законами установлен наименьший и наибольший размер земельных владений, которые могут быть сосредоточены в руках одной семьи. Полученные крестьянами земельные наделы не могут ни отчуждаться, ни закладываться, ни сдаваться в аренду.
Ряд законов посвящен организационным формам и порядку деятельности кооперации, в частности, сельскохозяйственной, при помощи которой вводятся социалистические формы сельского хозяйства. Правовая организация с.-х. кооперации развивается с широким использованием опыта колхозного строительства в СССР. В частности, Примерный устав трудовых кооперативных земледельческих хозяйств Народной Республики Болгарии (ТКЗХ) характеризует эти хозяйства как «путь к социализму, который есть единственный правильный путь для трудящихся крестьян». ТКЗХ ведут свое хозяйство согласно установленным государством планам с.-х. производства. Члены ТКЗХ передают кооперативному хозяйству в пользование принадлежащую им землю и обобществляют свой с.-х. инвентарь, продуктивный и молочный скот, хозяйственные постройки (кроме скота и построек, оставленных в личном пользовании члена ТКЗХ и его семьи), семена, нужные для ближайшего посева, и фураж для прокорма скота до нового урожая.
Основное отличие производственных сельскохозяйственных кооперативов в странах народной демократии от советской с.-х. артели заключается в том, что земля, на которой ведется хозяйство сельскохозяйственного производственного кооператива в народно-демократической республике, принадлежит не государству на праве социалистической собственности, а тем, кто ее обрабатывает, т. е. отдельным крестьянам. Однако по постановлению целого ряда ТКЗХ в Народной Республике Болгарии доходы, полученные ТКЗХ, по выполнении обязательных поставок государству и по отчислении средств на общественные нужды самого ТКЗХ распределяются между членами ТКЗХ полностью по трудодням, без оплаты пользования теми земельными участками, которые были переданы в пользование ТКЗХ. Так же обстоит дело и в других народно-демократических республиках.
Хозяйственная жизнь всех стран народной демократии направляется государственными планами. Народнохозяйственные планы утверждаются высшими органами гос. власти и имеют силу закона. Советы Министров руководят всем делом планирования, осуществляют контроль над выполнением планов. При Совете Министров в каждой из стран народной демократии учрежден специальный плановый орган. Плановые органы созданы также в составе министерств и на предприятиях. Вся система планирования построена на началах демократического централизма. На план опираются договоры государственных и кооперативных организаций.
Общие положения, устанавливающие тесную связь договоров с планами, содержат гражданские кодексы отдельных стран народной демократии, а также специальные законы о договорах. Особенно детально регламентирован в большинстве стран договор поставки как важнейший плановый договор. В случаях, когда договор заключается на основе акта планирования, обязательного для обеих сторон, сторона, уклоняющаяся от заключения договора, понуждается к его заключению соответствующим государственным органом. Бездоговорные поставки на основе актов, планирования допускаются в случаях, точно предусмотренных соответствующим государственным органом. В ряде стран изданы постановления, имеющие целью, обеспечить повышение качества продукции государственных и общественных предприятий: законы о производственных и торговых марках и др. Подробна регламентированы в ряде стран также и отношения, связанные с капитальным строительством и перевозкой грузов. Коммерческое кредитование в Румынии и Болгарии запрещено и заменено прямым банковским кредитованием. Все расчеты между хозяйственными организациями, государственными, кооперативными и частными производятся через банк в безналичном порядке.
Частнохозяйственная деятельность осуществляется под строгим контролем государства. Число наемных рабочих в частных предприятиях весьма ограничено. Частные объединения монополистического характера запрещены. На открытие частного предприятия требуется разрешение государственного органа. Система налогового обложения, организация страхования направлены на вытеснение частных предприятий. Ряд законов устанавливает меры борьбы со спекуляцией. Личная собственность на предметы потребления, приобретенная трудом, пользуется особой охраной государства.
Широко используя законодательный опыт СССР, ряд стран народной демократии создал гражданские кодексы. В 1950 г. вступили в действие гражданские кодексы Чехословацкой Республики и Польской Народной Республики (общая часть), а также закон Народной Республики Болгарии «Об обязательствах и договорах», являющийся по существу кодексом» обязательственного права, охватывающим как общую его часть, так и отдельные виды договоров. В 1951 г. в Народной Республике Болгарии издан также закон о собственности, регулирующий все виды и формы собственности. Гражданские кодексы направлены на охрану социалистической собственности, укрепление плановости народного хозяйства и скорейшую ликвидацию остатков капиталистических элементов. В Болгарии, Венгрии, Румынии изданы законы об охране прав изобретателей. В Болгарии, Польше, Чехословакии, Албании изданы новые законы о браке и семье, исходящие из начала равенства прав мужчины и женщины (см. Семейное право европейских стран народной демократии).
В Болгарии, Польше, Чехословакии изданы также законы о наследовании, установившие ограниченный круг наследников по закону. Эти законы о наследовании, допустившие свободу завещания, вместе с тем в интересах нетрудоспособных членов семьи установили, что путем завещания нельзя лишить наследования нетрудоспособных членов семьи, которым должна перейти полностью или частично та доля наследства, которую они получили бы в порядке наследования по закону.
Гражданское право стран народной демократии является одним из важнейших орудий, содействующих построению социализма в этих странах.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама