ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Найдено 1 определение
ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
кодекс гражданских законов, принят рейхстагом в 1896 и введен в действие с 1 января 1900. Стал крупнейшей кодификацией конца 19 в., в ходе которой произошло упорядочение и частичное обновление старого гражданского права, состоявшего из разнородных партикулярных правовых систем (княжеских, городских, вотчинных), которых насчитывалось несколько десятков. Княжеское и вотчинное право отдельных земель сосуществовало со сборниками общего пандектного римского права, называвшегося также современным римским правом, а также канонического права, городского и обычного права. Современное римское право носило субсидиарный (дополняющий) характер к земскому праву и обычному праву: оно восполняло пробелы по правилу «городское право ограничивает земское, земское ограничивает общее пан- дектное». Система изложения Кодекса — пандектная: общая часть, обязательственное право, вещное, семейное и наследственное право. Перестановка на первое место обязательственного права объясняется его известной простотой в сравнении с разделом о вещном праве. Общей части посвящена книга 1 Кодекса, где изложены институты и нормы, общезначимые для всего гражданского права, отчасти и для других отраслей права, а также относящиеся к статусу физических и юридических лиц, определению правоспособности и исчислению сроков давности. При всей тщательности и продолжительности унифицирующей деятельности составителей Уложения большую и не до конца решенную проблему составила забота о четкости и ясности законоприменительных принципов и норм. Многие термины классического римского правоведения были переведены на немецкий язык (например сервитуты переведены как «служебное ™»), что создало определенные трудности в уяснении или комментировании этих терминов. Лит.: Гражданское уложение 1ерманской империи / Пер. с нем. СПб., 1898; Германское право: В 2-х частях. Ч. I. Уложение / Пер. с нем. М., 1996; Савельев В А. Германское гражданское уложение. М., 1994. В. Г. Графский

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама