ГРАЖДАНСТВО
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Закон Российской Федерации от 28.11.91 N 1948-I, преамбула
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Источник: Большой юридический словарь
Вопросы приобретения и утраты Г. регулируются внутренним правом государств. По ряду вопросов Г. существует ряд международных договоров, заключенных с целью предотвращения коллизий между законодательством разных стран о Г.
Источник: Словарь международного права.
Вопросы Г. РФ регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации». В РФ существует и Г. республик в составе Федерации; им обладают граждане РФ, постоянно проживающие на территории данной республики. Ряд республик принял свои законы о Г.
Наличие Г. РФ – правовая основа обладания полным объемом прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и текущем законодательстве, а также исполнения обязанностей. Если человек – иностранец или без Г., к нему применяется правило «национального режима», т.е. он может пользоваться почти всеми правами и свободами, кроме права избирать и быть избранным, участвовать в управлении государственными и общественными делами, права на государственную службу.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов
Устойчивая правовая связь человека с конкретным государством. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь гражданин безусловно соблюдает и выполняет законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства. Приобретение гражданства происходит, как правило, по рождению (на основании "права крови", то есть национальной принадлежности родителей, как в Дании, Афганистане; или "права почвы" - месту рождения, как в США, Аргентине), а также в порядке натурализации, то есть получения гражданства по личному прошению или в силу особых заслуг личности перед государством. Вопросы гражданства в России регулируются Законом РСФСР "О гражданстве РСФСР" от 28 ноября 1991 г. (вступил в силу 6 февраля 1992 г.).
Гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 17 июня 1993 г., Федерального закона от 6 февраля 1995 г.). Гражданство Российской Федерации приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации.
Наличие у лица гражданства Российской Федерации является одним из важнейших условий для признания его избирательной правосубъектности. По общему правилу активным и пассивным избирательным правом наделяются только граждане Российской Федерации. Исключение из этого правила установлено в п. 4 ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому избирателями на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им законами могут быть иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.
Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации.
Данные о гражданстве иностранного государства конкретного кандидата (в случае его наличия) указываются в подписном листе и в избирательном бюллетене.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Г. - понятие, свойственное для государства с республиканской формой правления. Корреспондирующее Г. понятие в государстве с монархической формой правления (где есть царь, император, король и т. д.), - подданство. Понятия "гражданство" и "подданство" могут теоретически воплощать два разных состояния человека. Граждане - это практически свободные люди в свободном государстве - республике, сами решающие свои дела и управляющие собой. Подданный - человек, не принадлежащий только себе, а подчиненный воле другого человека - монарха, причем не обычного человека, а "божества" или "полубожества", стоящего -над всеми. Борьба за свободу в истории была зачастую и борьбой против королей, императоров, царей, за республиканское правление, считавшееся по-настоящему демократическим. Отсюда и отказ от подданства в пользу Г. Безусловно, история и нашей страны, и других стран показывает, что такую степень свободы, как у подданных в Великобритании, Швеции и других монархиях, имеют граждане далеко не каждой республики. Но научная традиция остается: если государство именуется республикой, оно имеет "гражданство", в монархиях же существует "подданство".
Г. РФ приобретается и прекращается в соответствии с указанным Законом 1991 г. (с изменениями от 17 июня 1993 и 18 января 1995 гг.). Имеется Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. (действует в редакции Указа от 27 декабря 1993 г.). Наряду с Г. РФ существует еще и Г. республик в составе РФ: им обладают граждане РФ, постоянно проживающие на территории данной республики. Ряд республик принял свои законы о Г.
Гражданин РФ не может быть лишен своего Г. или права изменить его (ст. 6 Конституции РФ). Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 61 Конституции РФ).
С разрешения государства гражданин РФ может иметь Г. иностранного государства (см.: Двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.
Приобретение, прекращение и выход из Г. РФ осуществляются в соответствии с указанными Законом и Положением. (С. А.)
В литературе по конституционному праву встречается также определение г. как принадлежности лица к соответствующему государству. Большинство ученых не приемлют такое понимание г., поскольку оно отражает как бы зависимость лица от государства. Г. не делает человека «придатком» государства, не создает абсолютной подчиненности личности государству.
В Российской Федерации ряд положений относительно г. закреплен в Конституции (статьи 6, 61,62 и др.). Основным специальными правовыми источниками по вопросам г. являются названный Федеральный закон 2002 г. (с изменениями и дополнениями) – этот акт пришел на смену первому Закону РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации», «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (с изменениями и дополнениями). Принципиальное значение для регулирования вопросов г. имеют некоторые постановления Конституционного Суда РФ.
Г. – понятие, свойственное для государства с республиканской формой правления. Корреспондирующее г. понятие в государстве с монархической формой правления – подданство (хотя некоторые подобные государства также пользуются категорией г.). Понятия г. и подданство могут теоретически воплощать два разных состояния человека. Граждане – это как бы свободные люди в свободном государстве – республике, сами решающие свои дела и управляющие собой. Подданный – существо как бы не принадлежащее себе, а подчиненное воле другого человека – монарха, стоящего над всеми.
Закон о г. РФ 1991 г. предусматривал, наряду с г. Российской Федерации также и возможность г. республик в составе РФ. Однако Федеральный закон 2002 г., реализуя правовые позиции Конституционного Суда РФ, отраженные в ряде его решений, установил только г. Российской Федерации, таким образом, у субъектов РФ теперь нет своего г.
Гражданин РФ не может быть лишен своего г. или права изменить его (ст. 6 Конституции РФ). Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. РФ гарантирует свои гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 61 Конституции РФ).
Приобретение г., прекращение г., в том числе выход из г. Российской Федерации осуществляются в соответствии с указанными Законом и Положением. См. Выход из гражданство.
Гражданин РФ может иметь также г. иностранного государства (двойное г.) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (См. Двойное гражданство).
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Конституция РФ, Закон РФ от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп.) закрепляют следующие принципы российского Г.: право каждого человека в РФ на Г. и недопустимость лишения Г. или права на его изменение; недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству; защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами РФ; сохранение Г. РФ за лицами, проживающими за пределами РФ; сохранение Г.РФ при заключении или расторжении брака; сокращение состояния безгражданства; признание двойного Г.; принцип почетного Г.
Действующий Закон РФ о гражданстве разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности и не мог учитывать особенностей последующего развития России и ее правовой системы, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами. Отдельные положения действующего Закона не полностью согласуются с соответствующими положениями Конституции РФ, которая была принята в 1993 г., после вступления его в силу. Содержащееся в действующем Законе положение о Г. РФ и Г. республик в составе РФ не согласуется с положениями Конституции РФ о суверенитете России и верховенстве федеральных законов, о равноправии субъектов РФ, о едином и равном Г. независимо от оснований его приобретения, об отнесении вопросов Г. к ведению РФ. Действующий Закон отличается чрезмерным либерализмом в сравнении с зарубежным законодательством в области Г. Это в особенности касается условий приема в российское Г., оснований отказа в его приобретении и трактовки двойного (множественного) Г. Кроме того, в 1997 г. РФ присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве, что вызвало необходимость приведения законодательства РФ в соответствие с международной практикой.
Разработанный при участии европейских экспертов проект федерального закона о Г. РФ существенно отличается от действующего Закона. Главы законопроекта по структуре и содержанию приведены в соответствие с современными российскими и международными требованиями законодательной техники. Исключены не применяемые на практике положения действующего Закона о почетном Г.; в отдельную главу выделены вопросы отмены решения по вопросам Г. РФ. Новым является введение понятий общего и упрощенного порядка рассмотрения и принятия решений по вопросам Г. Исключены положения о приобретении Г. в порядке признания и в порядке регистрации. Существенно изменены условия приобретения Г.: с 3 до 5 лет увеличен в качестве обычного условия приема в Г. срок проживания на территории РФ до подачи заявления. Условия приобретения российского Г. дополнены рядом обязательств (соблюдение Конституции и законодательства РФ, наличие законного источника существования, отказ от имеющегося иного Г.). С учетом практики применения действующего Закона о Г. в специальную статью выделены льготные условия приема в Г. в упрощенном порядке. Процедура восстановления в Г. приравнена в проекте к приобретению Г. При этом основным условием признается проживание на территории России. Конкретизирован и значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении Г., а также оснований отказа в выходе из российского Г. В более строгой логической последовательности с учетом российского законодательства, правоприменительной практики и международных стандартов изложены процедурные вопросы.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
В условиях господства буржуазии, в особенности в период империализма, когда буржуазия выбросила за борт знамя буржуазно-демократических свобод, трудящиеся массы почти полностью лишены прав, вытекающих из Г. В еще более бесправном положении ввиду наличия национального гнета и дискриминации в буржуазных государствах находятся трудящиеся, не принадлежащие к господствующей нации. Так, напр., в США негры, формально считающиеся американскими гражданами, фактически лишены не только политических, но и гражданских прав: они не только устраняются от участия в выборах органов гос. власти и не могут занимать административные посты в гос. аппарате, но не могут посещать многие общественные места, пользоваться многими коммунальными учреждениями, получать за свой труд такую же заработную плату, как и белые, и т. д. Аналогично положение угнетенных наций и в других буржуазных государствах. Более того, буржуазные государства, владеющие колониями, даже формально устанавливают различные наименования и резко различный объем прав для жителей метрополий – «граждан» государства и жителей колоний – «подданных» государства; последние, как, напр., жители американских, английских, бельгийских и других колоний, формально лишены избирательных и многих других прав, которые принадлежат «гражданам», т. е. жителям метрополии.
Полную противоположность фиктивному Г. в буржуазных государствах представляет Г. в Советском Союзе. Советское Г. есть принадлежность людей к социалистическому государству, к дружной семье социалистических наций, обеспечивающая равное для всех право на самое активное участие в общественно-политической, хозяйственной и культурной жизни страны. Советское Г. означает: наличие у каждого гражданина величайших в мире демократических прав и свобод, реально гарантируемых общественным и государственным строем СССР, и обязанностей по отношению к социалистической Родине, соответствующих высоким и благородным принципам социалистической морали; полное равноправие всех граждан, при котором их положение в обществе определяет не имущественное положение, не национальное происхождение, не пол, не служебное положение, а личные способности и личный труд каждого гражданина; морально-политическое единство граждан, обусловленное морально-политическим единством советского социалистического общества, состоящего из дружественных между собой рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции, из дружественных и равноправных социалистических наций и народов.
Вопросы Г. регламентируются в законодательстве и в международных договорах. Основными способами приобретения Г. являются: предоставление Г. в силу рождения и в порядке натурализации (т. е. по ходатайству данного лица и последующему специальному акту гос. власти). В первом случае в законодательстве буржуазных государств применяются два критерия: принцип крови, т. е. предоставление Г. лицам, родившимся от граждан данного государства, независимо от места рождения, и принцип почвы, т. е. предоставление Г. лицам, родившимся на территории государства, независимо от Г. их родителей. Большей частью оба критерия сочетаются друг с другом. Так, напр., по законодательству США и Англии гражданами этих стран признаются дети их граждан, родившиеся не только внутри страны, но и за границей, и дети иностранцев, родившиеся на их территории. В отношении натурализации законодательство буржуазных государств устанавливает громоздкую и сложную процедуру и ряд стеснительных требований, направленных своим острием против трудящихся и прогрессивных демократических деятелей и дискриминирующих представителей определенных наций. Так, напр., в США предварительными условиями натурализации являются достаточное знание английского языка, заявление, что данное лицо не является врагом существующего строя, атеистом и т. п. и, как правило, не допускается натурализация лиц «желтой расы». Способами приобретения Г. являются также предоставление Г. законом при наступлении определенных обстоятельств (напр., при выходе иностранки замуж за гражданина данного государства) или по заявлению лица, по закону имеющего право на вступление в Г., оптация (см.), обмен населением и пр. В законодательном порядке регламентируется и утрата Г.: выход из Г. по ходатайству данного лица, в частности, при натурализации в другом государстве, и лишение Г. в силу административного акта или судебного приговора; последние две меры буржуазные государства применяют преимущественно против прогрессивных и демократических деятелей.
Буржуазные государства исходят в вопросах о Г. из интересов укрепления господства буржуазии внутри страны, из интересов внешней экспансии и регламентируют эти вопросы в своем законодательстве по-разному, что делает неизбежными столкновения, или коллизии, различных законодательств о Г. Эти коллизии порождают на практике случаи двойного или множественного Г. и случаи без гражданства (см. Лицо без гражданства). Попытки разрешения таких коллизий путем заключения международных соглашений (напр., Гаагская конференция по кодификации международного права 1930 г.) не привели к сколько-нибудь реальным результатам вследствие противоречий интересов различных государств. Наиболее агрессивные буржуазные государства открыто поощряют двойное гражданство (напр., Германия легализовала его по законам 1913 и 1935 гг., Япония – по закону 1899 г. в редакции 1924 г.) с целью содействия подрывной деятельности своей шпионско-диверсионной агентуры в других государствах.
В порядке международных соглашений регламентируется также правовое положение иностранцев (см.).
Из Г. вытекает право гражданина во время пребывания его за границей на защиту его прав и законных интересов со стороны органов отечественного государства. Такую защиту осуществляют консульские представительства за границей, в исключительных и наиболее важных случаях – дипломатическое представительство или даже министерство иностранных дел, выступающие от имени правительства с протестами против нарушений прав их граждан (т. н. дипломатическая защита). Буржуазные государства очень часто пользуются институтом защиты своих граждан за границей, в особенности – дипломатической защиты, как предлогом для давления на более слабое государство и вмешательства в его внутренние дела. На совершенно иных, подлинно демократических началах строится регламентация вопросов установления и утраты Г. в законодательстве СССР и стран народной демократии.
Советский Союз и страны народной демократии, тщательно охраняющие права и законные интересы своих граждан, при осуществлении защиты этих прав и интересов за границей строго придерживаются принципов суверенитета и равноправия всех государств, невмешательства во внутренние дела и соблюдения заключенных государствами международных договоров и соглашений.
Источник: Советский юридический словарь
Источник: Юридическая энциклопедия
Государственная власть и население связаны единством территории. В государственно организованном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства — наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи закрепляется юридически — институтом гражданства. В данном правоотношении взаимными правами и обязанностями обладают как гражданин, так и государство, которое обязано защищать и охранять законные права и интересы своих граждан как на собственной территории, так и за ее пределами, когда гражданин находится за границей.
Устойчивость гражданства как правоотношения проявляется в пространстве и времени. В пространстве она характеризуется тем, что правовая связь лица с государством сохраняется и тогда, когда гражданин выезжает за границу. И в этом случае у них имеются взаимные права и обязанности. Согласно ст. 4 ФЗ о гражданстве, проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства. Гражданство территориально не ограничено. Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности и бессрочности. Гражданство не подвержено автоматическому воздействию различных внешних факторов. Даже в ситуации со сменой гражданства все равно можно говорить о том, что возникает постоянная устойчивая связь человека и другого государства. Оно не может время от времени исчезать, а потом вновь появляться. Гражданство сохраняется, как правило, на протяжении всей жизни лица. Приобретение нового гражданства — шаг серьезный, обдуманный и рассчитанный. Приобретая новое гражданство, человек, как правило, желает укрепиться в своем статусе гражданина данного государства, в том числе быть ему полезным, стать законопослушным.
Гражданство как правовая связь свидетельствует об обязательном законодательном закреплении определенных отношений человека и государства, составляющих содержание гражданства. Все отношения, возникающие в связи с гражданством, являются правовыми, иначе говоря, в основе их лежат те или иные нормы законов и подзаконных актов. Действия государственных органов и должностных лиц по вопросам гражданства вытекают из этих норм, соизмеряются с ними.
Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные Конституцией РФ и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является. Если человек является иностранцем или лицом без гражданства, то он пользуется почти всеми правами и свободами, несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением тех, которые закреплены только за гражданами Российской Федерации, т. е. право создавать политические партии, избирать и быть избранным в органы государственной власти, состоять на государственной службе и т. д.
Гражданство — не только юридическиправовое, но и социальное состояние, т. е. каждый индивид является гражданином не только в политическом, но и в социальном смысле. В соответствии с республиканскими традициями получение гражданства связано с конкретными правами и обязанностями граждан, которые определяются внутренним законодательством страны: конституцией, законом о гражданстве и другими правовыми актами.
Порядок приобретения и утраты гражданства регулируется законодательством государства и международными соглашениями. При этом в политической практике, как правило, различается приобретение гражданства в силу рождения и в порядке укоренения (натурализации). При решении вопроса о приобретении гражданства в силу рождения учитываются два принципа: а) национальный, «право крови» (jus sanguinis), согласно которому гражданство ребенка зависит от гражданства родителей, независимо от места рождения; б) территориальный, или «право почвы» (jus soli), когда гражданство обусловливается местом рождения и не связано с гражданством родителей. На практике чаще всего оба эти принципа сочетаются с соблюдением определенных обязательных условий.
В демократическом обществе взаимность прав и обязанностей государства и личности в содержании гражданства подразумевает, что государство обязано оказывать покровительство своим гражданам, защищать их жизнь и имущество, заботиться об их благополучии. В то же время государство может быть привлечено к ответственности в случаях, когда оно нарушает свои обязанности: прямые нарушения могут быть оспорены в судебном порядке, в определенных случаях государственные органы несут политическую ответственность. Важным условием правового регулирования основ гражданства является наличие принципа свободного гражданства, предполагающего право выхода из гражданства, признанное международным гуманитарным правом. Согласно ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 19 декабря 1948 г., «никто не может быть произвольно лишен права изменить свое гражданство». Как правило, в правоотношения с государством могут вступать не только граждане, но и другие лица, находящиеся на его территории: а) иммигранты; б) лица, временно пребывающие на территории государства; в) лица, совершающие транзитный проезд по территории государства; г) беженцы; д) лица, находящиеся на территории государства в нарушение закона. Каждое из лиц указанных категорий обладает определенным набором прав и обязанностей, т. е. определенным статусом, основы которого регулируются конституционным правом и более детально — национальным законодательством. В России, например, приняты законы о беженцах и вынужденных переселенцах.
Согласно Закону РФ «О гражданстве», принятому Государственной Думой России в 2002 г., для претендентов на российское гражданство «ценз оседлости» определен сроком в 5 лет, а срок проживания в стране будет считаться со дня официального получения вида на жительство. Пятилетний срок может быть уменьшен до года для тех, кто состоит в браке с гражданином РФ не менее 3 лет, или если его несовершеннолетние дети — граждане России. Профессионалы высокой квалификации, политиммигранты и беженцы также входят в категорию, которая может рассчитывать на уменьшение «ценза» до одного года. Облегченный вариант предусмотрен для бывших соотечественников: по закону тем, кто был рожден на территории бывшего СССР и имел в прошлом гражданство, для получения российского гражданства достаточно будет прожить в России год.
Для некоторых категорий лиц существует упрощенный порядок приобретения гражданства РФ. Так, в соответствии с Законом РФ «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства» (от 26.02.1999 г.), прибывающие на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации (из этих стран) имеют право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий: а) если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории страны приобретенного гражданства до 21 декабря 1991; б) при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории России и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ.
Научно-практический комментарий к Конституции РФ. — М., 1997.
Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства. — М., 2000.
Головистикова А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». — М.: Эксмо, 2005.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
Г. - понятие, свойственное государству с республиканской формой правления. Корреспондирующее Г. понятие в монархиях - подданство (там, где есть царь, император, король и т. д., есть и его подданные).
Лицо обычно может иметь Г. только одного государства: лишь в некоторых случаях внутреннее законодательство государств и международные договоры допускают множественность Г. (см. Двойное гражданство). В силу определенных причин у лица вообще может не быть Г. (см. Лица без гражданства).
Вопросы Г. РФ регулируются Законом РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» и рядом иных актов. В РФ существует еще и Г. республик в составе Федерации; им обладают граждане РФ, постоянно проживающие на территории данной республики. Ряд республик принял свои законы о Г.
Наличие Г. РФ - правовая основа обладания полным объемом прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и текущем законодательстве, а также исполнения всех обязанностей. Если человек- иностранец или лицо без Г., к нему применяется правило «национального режима», т.е. он может пользоваться почти всеми правами и свободами, кроме права избирать и быть избранным, участвовать в управлении государственными и общественными делами, права на государственную службу. Существуют определенные правила для лиц, не имеющих Г. РФ, в части открытия предприятий, счетов в банках, ведения производственной деятельности, получения работы в РФ и др.
Г. РФ существует постоянно, оно не подвержено воздействию каких-либо внешних факторов. Предусмотрено сохранение Г. за лицами, проживающими за пределами РФ, - ни само по себе проживание. ни его длительность не прекращают Г. Заключение или расторжение брака гражданина РФ с лицом, не принадлежащим к Г. РФ, не влечет за собой изменения Г. (как и изменение Г. одним из супругов). Расторжение брака не влечет изменения Г. родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Наличие Г. соответствующего государства - естественное состояние человека. Отсутствие Г.. т.е. состояние безгражданства, - скорее исключение, чем правило. Действует международная Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. Она исходит из того, что вопросы предоставления Г. решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов: государство предоставляет свое Г. лицу, рожденному на его территории, если иначе оно не имело бы Г. РФ поощряет приобретение Г. РФ лицами без Г. и не препятствует приобретению ими иного Г.
Гражданин РФ не может быть лишен своего Г. или права изменить его (ст. 6 Конституции). Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 61 Конституции).
С разрешения государства гражданин РФ может иметь Г. иностранного государства в соответствии с ФЗ или международным договором РФ.
Приобретается Г. РФ в соответствии с законодательством РФ, на основании решений и действий компетентных государственных органов и должностных лиц. Существуют следующие способы приобретения Г. РФ.
I. В результате его признания. Гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 г., если в течение 1 года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в Г. РФ.
II. По рождению.
Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в Г. РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. При разном Г. родителей, когда один из них на момент рождения ребенка состоит в Г. РФ, вопрос решается так: если другой родитель - лицо без Г., ребенок считается гражданином РФ независимо от места рождения; если другой родитель имеет иностранное Г., вопрос независимо от места рождения ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает Г. РФ, если он родился на территории РФ либо-если иначе он станет лицом без Г.
III. В порядке регистрации. В порядке регистрации Г. РФ приобретают: а) лица. у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ; б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное Г. по рождению, - это можно сделать в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста; в) дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей Г. РФ, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста: г) граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входивших в состав СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992г., если они до 2000 г. включительно заявят о своем желании приобрести Г. РФ; д) лица без Г., постоянно проживающие на территории РФ или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение 1 года после 6 февраля 1992 г. заявили о своем желании приобрести Г. РФ; е) иностранные граждане и лица без Г. независимо от места их жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в Г. РФ по рождению и если они в течение 1 года после 6 февраля 1992 г. заявили о своем желании приобрести Г. РФ.
Регистрация - это упрощенный порядок приобретения Г. РФ, основанный на связях с РФ родственников либо самого ходатайствующего. Если такие связи очевидны или доказаны, решение о предоставлении Г. РФ в порядке регистрации принимают на местах компетентные органы систем МВД или МИД; специального обращения в адрес Президента РФ не требуется.
IV. В результате приема в Г. РФ.
Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста, может ходатайствовать о приеме в Г. РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Обычное условие приема в Г. - постоянное проживание на территории РФ; для иностранных граждан и лиц без Г. - всего 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на 3 месяца.
Обстоятельства, облегчающие прием в Г. РФ, следующие: а) состояние в Г. бывшего СССР в прошлом; б) усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ: в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющей интерес для РФ; г) наличие заслуг перед народами, объединенными в РФ, в возрождении РФ, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; д) получение убежища на территории РФ; е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в Г. РФ по рождению.
Отклоняются ходатайства о приеме в Г. РФ лиц, которые: а) выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ: в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.
Перечисленные положения распространяются также на лиц. которые приобретают Г. РФ в порядке регистрации или восстановления в Г. по их ходатайству.
V. В результате восстановления в Г. РФ.
В Г. РФ восстанавливаются в порядке регистрации: а) лица, у которых Г. РФ прекратилось в связи с усыновлением. установлением опеки или попечительства; б) лица, у которых Г. РФ прекратилось в связи с изменением Г.родителей. в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста. Считаются восстановленными в Г. РФ бывшие граждане РФ, лишенные Г. или утратившие его без их свободного волеизъявления.
VI. Путем выбора Г. (оптации). При изменении границы в порядке, определенном законодательством РФ, лица. проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор Г. в порядке и в сроки, определяемые международным договором РФ. При включении какой-то территории в состав РФ проживающие там граждане в установленный компетентным органом срок должны определиться и заявить, не отказываются ли они от Г. РФ. Если отказ не последовал, то по окончании этого срока они будут считаться гражданами РФ. с выдачей им соответствующих документов.
VII. По иным основаниям, предусмотренным Законом.
Прекращается Г. РФ на основании решений и действий компетентных государственных органов и должностных лиц:
а) вследствие выхода из Г.: б) вследствие отмены решения о приеме в Г.; в) путем выбора Г. при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; г) по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Прекращение Г. РФ влечет за собой прекращение Г. республик в составе РФ.
Выход из Г. может иметь место по ходатайству гражданина или в порядке регистрации: а) по ходатайству гражданина - вопрос решает Президент РФ (документы подаются на его имя через органы внутренних дел РФ, а для проживающих за границей - через дипломатические и консульские учреждения РФ): б) в порядке регистрации (по заявлению гражданина) - вопрос решают сами органы системы МВД или МИД (для проживающих за границей), если у лица, заявившего о намерении выйти из Г. РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное Г. либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.
Срок рассмотрения ходатайства - не более 9 месяцев, заявления - 6 месяцев. Г. считается прекращенным со дня издания указа Президентом РФ или принятия решения иным полномочным органом.
Ходатайство о выходе из Г. РФ может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законодательством РФ.
Выход из Г. РФ не допускается:
а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из Г. РФ. привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Отмена решения о приеме в Г. РФ возможна, если лицо приобрело Г. РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Этот факт устанавливается в судебном порядке.
Основанием прекращения Г. РФ могут быть территориальные изменения. Если часть территории РФ отходит другому государству, проживающим на ней лицам разрешается в течение установленного срока определиться: остаются ли они в Г. РФ или приобретают новое (право на оптацию). Обычно в таких случаях лица должны заявить, что они сохраняют Г. РФ: не сделавшие этого в общем порядке переходят в Г. другого государства, которое и оформляет им новые документы.
Источник: Энциклопедия юриста