местное самоуправление в Московском государстве, ведавшее уголовной полицией и судом по важнейшим уголовным делам, возникшее в 30-х гг. XVI в. Во главе Г. у стоял губной староста (если губа была значительных размеров, то два или несколько), избиравшийся всеми сословиями населения, но обязательно из дворян или детей боярских. Губной староста получал утверждение из Москвы. Окончательно Г. у. было отменено в 1702 г.
ГУБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГУБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Источник: Большой юридический словарь
Губное управление
одна из форм местного самоуправления в России в XVI– XVII вв., являвшаяся одновременно и привилегией, и повинностью общин вершить уголовный суд и следить за безопасностью губного округа.
Историю развития местного управления в России ХV — первой половины ХVII в.
можно разделить на три условных периода:
1)период «кормлений» — управление через наместников и волостелей — до середины ХVI в.;
2)период земского и губного управления (самоуправления) — вторая половина ХVI — начало ХVII в.;
3)период приказно-воеводского управления в сочетании с местным самоуправлением — вторая половина ХVII в.
В первой половине ХVI в. начался процесс реформирования системы местного управления (системы кормлений), возглавлявшихся наместниками (уездные города и пригородные станы) и волостелями (волости), называемых кормленщиками, выборными земскими властями. Во время боярского правления, пока Иван IV (Грозный) был малолетним, центральное правительство стало жаловать городским и сельским сообществам так называемые губные грамоты, предоставлявшие им широкие права в области уголовного преследования, вплоть до казни «лихих людей».
Уголовно-полицейский округ, в котором полномочия по преследованию «лихих людей» предоставлялись самому местному земскому сообществу, назывался губой.
Поначалу губное окружное деление по существу совпадало с существовавшим административным делением. Так, по ряду Губных грамот 1539 г., местные жители всех сословий, «свестях меж собя все за одни», для поимки и казни разбойников выбирали в каждой волости соответствующих уездов специальных должностных лиц из боярских детей — голов, в количестве не менее 3–4 на каждую волость. Им в помощь предоставлялись старосты, десятские и наиболее авторитетные местные жители («добрые люди»), выбиравшиеся из тяглого (пользователи тягловых (черных) земель) населения.
Именно так в губном управлении произошло соединение деятельности служилого («детей боярских») и тяглого общества с подчинением последнего первому.
Наряду с указанной схемой в ряде мест из сел крупных привилегированных землевладельцев (прежде всего Русской православной церкви) формировались независимые от волостных особые губы во главе с губными головами и целовальниками, которые должны были «съезжаться» (координировать свои действия) с волостными и становыми губными головами. Эти съезды вели к объединению мелких губных единиц и формированию всеуездной губной власти.
Во второй половине ХVI в. такая власть была сформирована в виде всеуездных губных старост по одному или два на весь уезд, преобразованный в одну цельную губу. Образовалась сложная сеть различных полицейских органов, имевших отделения по всему уезду, во главе которых стояли губные старосты, избиравшиеся на всесословном уездном съезде из служилых людей. При этом губные учреждения на местах были созданы не путем ликвидации системы кормлений, а параллельно им с тем, чтобы постепенно вытеснить управление наместниками и волостелями. Это обеспечивалось созданием на местах губных органов управления отдельными распоряжениями — губными грамотами. Здесь прослеживается историческая взаимосвязь, само деление на губы было взято из опыта местного самоуправления вольных городов Новгорода и Пскова и вообще земель Русского Севера.
Губные старосты возглавляли органы губного управления и избирались из дворян или детей боярских на традиционной основе единогласия. Списки губных старост направлялись в столицу на утверждение. Избранного старосту царь мог назначить, а мог и не назначить, таким образом, избрание носило рекомендательный характер при назначении губного старосты царем. Избрание губного старосты, являвшееся проявлением самоуправления, нельзя назвать правовым разделением судебной власти, принадлежавшей царю, так как избрание происходило в соответствии с так называемой царской делегацией полномочий и утверждалось царем.
Если единогласие при избрании не достигалось, губного старосту назначали непосредственно из Москвы. Таким образом, губная реформа осуществлялась на тех же принципах и началах, на которых строилась московская государственность в целом.
Состоявшие первоначально при губном старосте (голове) старосты, десятские и наиболее авторитетные местные люди (добрые люди) со временем заменяются на целовальников в количестве не более четырех человек. При них состоял губной дьяк, ведавший делопроизводством. Все вместе они составляли губную избу. Губного старосту и губного дьяка избирали на принципах единогласия на сходах местных жителей. В случае разногласий в Москву направлялся запрос и губные власти назначались лично государем. Если первоначально губные власти назначались по существу бессрочно, то с конца ХVI в. царем было принято решение переназначать целовальников ежегодно. Таким образом, губная изба стала проводить всю уголовную и тюремную политику в соответствующем уезде.
Примерно со второй половины ХVI в. царь начинает передавать губным старостам некоторые полномочия, связанные с земельными отношениями, различными промыслами, рыбной ловлей и т. д.
Губное управление служило в известном смысле противовесом власти воевод, назначаемых из центра. В XVII в. губные учреждения постепенно заменили собою все областное управление, причиняя населению не меньшие насилия, чем приказные власти. Правительство же, хотя и старалось помочь делу, но оно не вводило срочности и ответственности губных властей пред населением, а потому и все его меры в этом направлении были безуспешны. Курировал губное управление по татьным и разбойным делам Разбойный приказ. По делам же гражданского суда и управления сносились они с областными и финансовыми приказами. Воеводы сначала имели лишь право контроля и надзора над губными учреждениями, но потом стали вмешиваться и в губное управление. Вместе с тем губные старосты делаются товарищами воевод и, таким образом, власть их распространяется на все ветви управления и суда. В 1661 г. воеводское управление было отменено и все управление поручено старостам, но злоупотребления последних заставили правительство 1667–1969 гг. подчинить их сыщикам, а 1679 г. отменить губное управление и восстановить воеводское. С 1684 г. же опять эти две власти были объединены и так продолжали существовать до их отмены указом Петра I 10 марта 1702.
Следующим шагом по пути развития самоуправления в Московском государстве были земская реформа и ликвидация системы кормлений, проведенные Иваном IV (Грозным).
П. Д. Филиппов
Список литературы
Вернадский г. В. Киевская Русь / пер. с англ. — Тверь; М., 1996.
Владимирский-Буданов М. Ф. Хрестоматия по истории русского права. — СПб.; Киев, 1901.
Еремян В. В., Федоров М. В. Местное самоуправление в России (XII — начало XX в.). — М.: Новый Юрист, 1998.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. — 5-е изд. — М., 1980.
Историю развития местного управления в России ХV — первой половины ХVII в.
можно разделить на три условных периода:
1)период «кормлений» — управление через наместников и волостелей — до середины ХVI в.;
2)период земского и губного управления (самоуправления) — вторая половина ХVI — начало ХVII в.;
3)период приказно-воеводского управления в сочетании с местным самоуправлением — вторая половина ХVII в.
В первой половине ХVI в. начался процесс реформирования системы местного управления (системы кормлений), возглавлявшихся наместниками (уездные города и пригородные станы) и волостелями (волости), называемых кормленщиками, выборными земскими властями. Во время боярского правления, пока Иван IV (Грозный) был малолетним, центральное правительство стало жаловать городским и сельским сообществам так называемые губные грамоты, предоставлявшие им широкие права в области уголовного преследования, вплоть до казни «лихих людей».
Уголовно-полицейский округ, в котором полномочия по преследованию «лихих людей» предоставлялись самому местному земскому сообществу, назывался губой.
Поначалу губное окружное деление по существу совпадало с существовавшим административным делением. Так, по ряду Губных грамот 1539 г., местные жители всех сословий, «свестях меж собя все за одни», для поимки и казни разбойников выбирали в каждой волости соответствующих уездов специальных должностных лиц из боярских детей — голов, в количестве не менее 3–4 на каждую волость. Им в помощь предоставлялись старосты, десятские и наиболее авторитетные местные жители («добрые люди»), выбиравшиеся из тяглого (пользователи тягловых (черных) земель) населения.
Именно так в губном управлении произошло соединение деятельности служилого («детей боярских») и тяглого общества с подчинением последнего первому.
Наряду с указанной схемой в ряде мест из сел крупных привилегированных землевладельцев (прежде всего Русской православной церкви) формировались независимые от волостных особые губы во главе с губными головами и целовальниками, которые должны были «съезжаться» (координировать свои действия) с волостными и становыми губными головами. Эти съезды вели к объединению мелких губных единиц и формированию всеуездной губной власти.
Во второй половине ХVI в. такая власть была сформирована в виде всеуездных губных старост по одному или два на весь уезд, преобразованный в одну цельную губу. Образовалась сложная сеть различных полицейских органов, имевших отделения по всему уезду, во главе которых стояли губные старосты, избиравшиеся на всесословном уездном съезде из служилых людей. При этом губные учреждения на местах были созданы не путем ликвидации системы кормлений, а параллельно им с тем, чтобы постепенно вытеснить управление наместниками и волостелями. Это обеспечивалось созданием на местах губных органов управления отдельными распоряжениями — губными грамотами. Здесь прослеживается историческая взаимосвязь, само деление на губы было взято из опыта местного самоуправления вольных городов Новгорода и Пскова и вообще земель Русского Севера.
Губные старосты возглавляли органы губного управления и избирались из дворян или детей боярских на традиционной основе единогласия. Списки губных старост направлялись в столицу на утверждение. Избранного старосту царь мог назначить, а мог и не назначить, таким образом, избрание носило рекомендательный характер при назначении губного старосты царем. Избрание губного старосты, являвшееся проявлением самоуправления, нельзя назвать правовым разделением судебной власти, принадлежавшей царю, так как избрание происходило в соответствии с так называемой царской делегацией полномочий и утверждалось царем.
Если единогласие при избрании не достигалось, губного старосту назначали непосредственно из Москвы. Таким образом, губная реформа осуществлялась на тех же принципах и началах, на которых строилась московская государственность в целом.
Состоявшие первоначально при губном старосте (голове) старосты, десятские и наиболее авторитетные местные люди (добрые люди) со временем заменяются на целовальников в количестве не более четырех человек. При них состоял губной дьяк, ведавший делопроизводством. Все вместе они составляли губную избу. Губного старосту и губного дьяка избирали на принципах единогласия на сходах местных жителей. В случае разногласий в Москву направлялся запрос и губные власти назначались лично государем. Если первоначально губные власти назначались по существу бессрочно, то с конца ХVI в. царем было принято решение переназначать целовальников ежегодно. Таким образом, губная изба стала проводить всю уголовную и тюремную политику в соответствующем уезде.
Примерно со второй половины ХVI в. царь начинает передавать губным старостам некоторые полномочия, связанные с земельными отношениями, различными промыслами, рыбной ловлей и т. д.
Губное управление служило в известном смысле противовесом власти воевод, назначаемых из центра. В XVII в. губные учреждения постепенно заменили собою все областное управление, причиняя населению не меньшие насилия, чем приказные власти. Правительство же, хотя и старалось помочь делу, но оно не вводило срочности и ответственности губных властей пред населением, а потому и все его меры в этом направлении были безуспешны. Курировал губное управление по татьным и разбойным делам Разбойный приказ. По делам же гражданского суда и управления сносились они с областными и финансовыми приказами. Воеводы сначала имели лишь право контроля и надзора над губными учреждениями, но потом стали вмешиваться и в губное управление. Вместе с тем губные старосты делаются товарищами воевод и, таким образом, власть их распространяется на все ветви управления и суда. В 1661 г. воеводское управление было отменено и все управление поручено старостам, но злоупотребления последних заставили правительство 1667–1969 гг. подчинить их сыщикам, а 1679 г. отменить губное управление и восстановить воеводское. С 1684 г. же опять эти две власти были объединены и так продолжали существовать до их отмены указом Петра I 10 марта 1702.
Следующим шагом по пути развития самоуправления в Московском государстве были земская реформа и ликвидация системы кормлений, проведенные Иваном IV (Грозным).
П. Д. Филиппов
Список литературы
Вернадский г. В. Киевская Русь / пер. с англ. — Тверь; М., 1996.
Владимирский-Буданов М. Ф. Хрестоматия по истории русского права. — СПб.; Киев, 1901.
Еремян В. В., Федоров М. В. Местное самоуправление в России (XII — начало XX в.). — М.: Новый Юрист, 1998.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. — 5-е изд. — М., 1980.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия