ХАЛИФАТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ХАЛИФАТ
мусульманская теократия с халифом во главе. С Х в. в Западной Европе X. названо также государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний VII-IX вв. (Арабский X.). В Турции X. был ликвидирован в 1924 г.

Источник: Большой юридический словарь

ХАЛИФАТ
мусульманское военно-теократическое государство, созданное в середине 7 в. Халиф (собственно – преемник, заместитель) считался преемником «пророка» Мохаммеда (Магомета) и соединял в своих руках духовную и светскую власть. Первоначально территория X., представлявшего собой феодализирующееся государство, занимала один лишь Аравийский полуостров. В результате завоеваний она постепенно расширилась от Средней Азии до Пиренейского полуострова, и X. объединил на феодальной основе многочисленные народы и страны, находившиеся на различных ступенях экономического развития. Столицей X. вначале была Мекка, затем Дамаск и, наконец, Багдад. По мере развития феодальных отношений и экономического роста отдельных народов, объединенных в X., начался процесс его распада. Багдадский X. был уничтожен в 1258 г. монгольскими завоевателями..
Турецкие султаны провозгласили себя халифами и носили это звание до падения монархии в Турции в 1922 г. Великое национальное собрание Турции в 1924 г. объявило X. уничтоженным. Впоследствии в панисламистских кругах делались безрезультатные попытки восстановления X.

Источник: Советский юридический словарь

ХАЛИФАТ
от арабск. «хилафа» — преемство) — термин, употребляемый в нескольких значениях, В частности, под X . (или арабским X.) понимается конкретный политический институт — исламское государство периода власти пророка Мухаммеда и его преемников по политическому и духовному руководству мусульманской общиной — прежде всего так называемых праведных халифов (632—661). X . именовалось также мусульманское государство династии Омейядов и Абба- сидов (661—1258). Даже Османская империя формально считалась X. — преемницей власти Мухаммеда. Лишь после ее окончательного распада институт X . был официально упразднен в 1924. Однако вплоть до настоящего времени отдельные исламские политические деятели и мыслители периодически выдвигают идею возрождения X . к ак единого государства для всех мусульман. Термин «X.» широко применяется мусульманской концепцией права, фикхом и мусульманским государ- ствоведением при разработке понятия исламской власти (государства) и исламской формы правления. В частности, исламская мысль видит суть X . в преемстве (отсюда и сам термин «X.») миссии Мухаммеда в руководстве земными и религиозными делами мусульман. В этом смысле X . является синонимом имамата. Вместе с тем мусульманские правоведы-сунниты на основе положений Корана и сунны разработали понятие X . как исламской формы правления. К ее характерным чертам они относят: занятие поста главы государства (халифа) путем его избрания общиной мусульман и крупнейшими знатоками шариата и фикха; ответственность халифа перед общиной; обязанность халифа советоваться с представителями общины при принятии важнейших решений (принцип «аш-шура» — консультации); подчинение общины власти халифа, если он неукоснительно следует нормам шариата. Сравнивая X . как форму правления с президентской республикой, современные мусульманские государст- воведы видят много общего между ними. В ряде современных исламских стран конституционное закрепление основ организации и деятельности высших государственных органов (прежде всего статуса главы государства) испытывает заметное влияние концепции X. как исламской формы правления. Лит.: История политических и правовых учений. М., 1995; Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986; Его же. Концепция мусульманской формы правления и современное государствоведение в странах Арабского Востока / / Социально-политические представления в исламе. История и современность. М., 1987. Л.Р. Сюкияйнен

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
182.93 кб

Особенности судебной системы и судоустройство Арабского халифата

Сатаев А. Ф.
В статье рассматриваются характерные особенности судоустройства и судебной системы Арабского халифата.
Читать PDF
36.79 мб

Концепция халифата как мусульманской формы правления

Ахвердиев Эльдияр Элдарович
В статье рассматривается концепция Халифата как мусульманской формы правления. Определяются различные представления о роли правителя, его взаимодействия с подданными, возможности перехода власти, объем его полномочий.
Читать PDF
411.69 кб

Учение Имама аль-Аъзама Абуханифы о халифате

Рахимова Фируза Маъруфджоновна
Автор впервые обращает внимание на современную значимость изучения теории халифата Абуханифы, на необходимость заимствования ее позитивных идей и правил государственного правления в деле совершенствования современного законодатель
Читать PDF
999.82 кб

Современная исламская правовая мысль о халифате и гражданском государстве с исламской ориентацией

Сюкияйнен Леонид Рудольфович
Статья посвящена анализу подходов современной исламской правовой мысли к публичной власти и государству. Особое внимание уделяется дискуссиям вокруг характера современного исламского государства.
Читать PDF
288.89 кб

Исламская правовая мысль об исламском государстве и халифате

Сюкияйнен Л.Р.
Статья посвящена анализу подхода современной исламской правовой мысли к исламскому государству и халифату.
Читать PDF
421.98 кб

Учение Имама аль-Аъзама Абуханифы о халифате

Рахимова Фируза Маъруфджоновна
Автор впервые обращает внимание на современную значимость изучения теории халифата Абуханифы, на необходимость заимствования ее позитивных идей и правил государственного правления в деле совершенствования современного законодатель