Ханбалиты

Найдено 1 определение
Ханбалиты
основателем ханбалитского мазхаба является Абу Абдаллах Ахмад ибн Ханбал (780 – 855 гг.), живший в Багдаде и бывший известным собирателем хадисов. По преданию он знал их наизусть более миллиона. Его труд «Аль-Муснад» (Опора) содержит 40 тыс. хадисов. В отличие от трех других суннитских мазхабов, ханбализм первоначально возник как религиозно-политическое движение традиционалистов и консервативных приверженцев предания и только впоследствии оформился в правовую школу. Ханбал стремился очистить ислам от нечестивых нововведений через обращение к Сунне. В соответствии с Ханбалом, источником права должно быть только Священное Писание, а личное мнение (рай) может использоваться лишь в случае крайней необходимости. Одной из характерных черт мазхаба является особая жесткость в мерах наказания. Ханбалитская школа считается самой консервативной из четырех суннитских школ и отличается от них крайней суровостью, неприятием каких-либо новшеств, скрупулезному следованию букве Корана и Сунны как единственных источников права. Указанные черты были доведены еще до большей крайности в ответвлении ханбализма – ваххабизме, возникшем в XVIII в. и являющемся в настоящее время официальной идеологией Саудовской Аравии. Ханбалитский мазхаб получил признание в некоторых районах Сирии и Ирака. В настоящее время доктрина ханбализма является источником права в Саудовской Аравии в своем классическом виде – в произведениях авторитетных деятелей права, на которые могут ссылаться правоприменительные органы. В истории мусульманского права существовали и другие школы, но их авторитет и распространение никогда не достигали уровня «школ четырех имамов». Формирование основных суннитских мазхабов завершилось к X – XI вв., и в это же время возникла концепция о «закрытии врат иджтихада». В теории мусульманского право под идштихадом понимается право принятия свободного решения авторитетным правоведом (муджтахидом) и творческая разработка юридических и религиозных норм в случае умолчания Корана и Сунны. После «закрытия врат иджтихада» появление новых мазхабов стало невозможным, и начался «век талкида» (подражания, следования авторитетам). Отныне правоведы должны были выбирать уже существующие школы. Утвердилась идея, что только авторитетные ученые прошлого имели право на самостоятельное толкование Корана и Сунны. Со временем различия между четырмя суннитскими мазхабами стали стираться, и в настоящее время каждый мусульманин может обратиться к судье, принадлежащему к любой из четырех школ.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
311.85 кб

Правовая природа взяточничества в деятельности казия: ханбалитский ответ на проблему

Обидов Дилшод Солиджонович
В статье впервые на основе историко-правового и теоретического анализа подверг-нуто исследованию отношение ханбалитской школы права к проблеме взяточничества впрофессиональной деятельности казия, сущность этических правил судейств