ХРИСТИАНСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ХРИСТИАНСТВО
одна из трех мировых религий; возникло в I веке н. э. в восточных провинциях Римской империи, к XII–XIV вв. распространилось в странах Европы, России, Армении, Эфиопии, восточной Сирии. В настоящее время число его приверженцев в мире превышает 1 млрд. Основателем христианства считается Иисус Христос, в учении которого моральная проблематика занимает одно из центральных мест. Х. продолжает традиции иудаизма в разработке общечеловеческих моральных ценностей, которые представлены в Декалоге (десяти заповедях Моисея): «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй» и т. д. К традиционным нравственно-религиозным нормам Ветхого Завета христианство добавило ряд новых моральных заповедей: 1) возлюби Бога больше, чем самого себя; 2) возлюби ближнего как самого себя; 3) возлюби врагов своих. Любовь в Х. понимается как милосердие и братская помощь людей друг другу в силу их равенства перед Богом. Идеологи Х., священнослужители и верующие считают, что следование нормам христианской морали в сочетании с соблюдением таинств христианского культа помогают человеку избавиться от грехов и получить личное спасение после смерти. Этика, как и другие части вероучения Х., в православном варианте являются составной частью истории и культуры России и в настоящее время их значение возрастает.

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Христианство
(от греч. Христос – «помазанник», «мессия»), одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство возникло в I в. в Палестине в контексте мистико-мессианских движений иудаизма, с которым, однако, вступило в острый конфликт. Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже в первые десятилетия получало всё больше последователей из других народов. До V в. распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её политического и культурного влияния (Армения, восточная Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой пол. I-го тыс.) – среди германских и славянских тоящее время. Согласно разработанному Фазлаллахомнародов, позднее (к 13-14 вв.) – также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходит за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров. Число приверженцев христианства во всём мире превышает 1 млрд., из них в Европе – ок. 475 млн., в Лат. Америке – ок. 250 млн., в Сев. Америке – ок. 155 млн., в Азии – ок. 100 млн., в Африке – ок. 110 млн. ; католиков – ок. 660 млн., протестантов – ок. 300 млн. (вместе с сектами, среди которых 42 млн. методистов и 37 млн. баптистов), православных и приверженцев (нехалкидонских) вероисповеданий Востока (монофиситов, несториан и т. п.) – ок. 120 млн. (данные на кон. XX столетия). Возникновение и распространение раннего христианства происходили в условиях усугубляющегося кризиса античной цивилизации, основанной на рабовладении, и упадка её ценностей: гражданской этики дополнявшейся презрением к чужакам и игнорировавшей духовные запросы индивида; философского рационализма, сдавшего позиции под натиском астрологии, неопифагорейства и т. п. ; проявлений оккультизма; наконец, античного мировоззрения в целом.
Отказываясь от политической активности, христианство избрало путь «внутреннего спасения от испорченного мира»; грубой чувственности паразитических верхов и деморализованных низов оно противопоставило принцип аскетизма; высокомерию господ и сановников, культ славы – призыв «будь из всех последним и всем слугою» и обещание «будут первые последними и последние первыми». Раннехристианские общины имели много сходства с товариществами и культовыми сообществами и культовыми сообществами, характерными для быта Римской Империи; но в отличие от последних они приучали своих членов думать не только о своих нуждах и локальных интересах, но о (мистических понятиях) судьбах мира. Раскинутые по всей империи и за её пределами общины ощущали своё единство как члены «вселенской» церкви.
В этом отношении была особенно важна победа универсальной тенденции над иудохристианством, державшимся за обрядность иудаизма. Администрация цезарей долго рассматривала христианство как полное отрицание официальной идеологии, инкриминируя христианам (обычно выходцам из презираемых низов общества) «ненависть к роду человеческому»; отказ от участия в языческих религиозно-политических церемониях (прежде всего в культе императора) навлекал на христиан репрессии. Влияние этого факта на мировоззрение и специфическую эмоциональную атмосферу христианства оказалось глубоким и универсальным: лица, подвергшиеся за свою приверженность христианству казни («мученики») или заключению и пыткам («исповедники»), первыми в истории христианства почитались как святые, идеал мученика (соотнесённый с образом распятого на кресте Иисуса Христа) стал ценральной, парадигмой христианской этики, рассматривающей весь мир как стоящий под не правовой властью «князя мира сего» (сатаны), а должное поведение – как драматический конфликт с миром и непременно принятие страдания.
Однако позиция пассивного сопротивления римской государственности (Тертуллиан: «для нас нет дел более чужих, чем государственные») уже в этот период сосуществует с тенденциями к лояльности по отношению к существующему порядку во всём, кроме вопросов веры («противящийся власти противится божьему установлению», Рим. 13, 2); тенденции эти усиливались по мере того, как в христианских общинах возрастал удельный вес состоятельных членов. Кроме того, космополитизм империи был созвучен универсализму христианства, обращающегося ко всем людям; христианские полемисты II – III вв. н. э. (т. н. апологеты) призывали к примирению между церковью и империей. Так же двойственно отношение раннего христианства к Грекоримской культурной традиции. Христианские авторы в резких выражениях критикуют самоцельные дискуссии философов, внешний характер риторической образованности, гедонизм поэзии, музыки, театра и пластического искусства, а также связь всего этого с языческим культом. С др. стороны, исторический облик христианства навсегда получает отпечаток греко-римской культуры; особенно велика роль античного философского идеализма в формировании понятийного аппарата христианской догматики. Христианство, как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества, имеющего свою причину в себе самом, по отношению к которому все существа и предметы являются его творениями: всё создано богом из ничего. Бог не нуждается в мире, и сотворил его не входе какого-либо необходимого процесса, но в свободном акте воли.
Личностное понимание абсолюта, свойственное библейской традиции, доведено в христианстве до новой стадии, что выражено в двух центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама, - триединства и благовоплощения. Согласно догмату триединства, внутренняя жизнь божества есть личное отношение трёх «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа («животворящего» принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (по католическому учению), но как «рождение», так и «исхождение» имеет место не во времени, а в вечности: все три лица существовали всегда («предвечны») и равны по достоинству («равночестны»). Христианская доктрина требует «не смешивать лиц и не разделять сущности»; в чётком размежевании уровней сущности и «ипостаси» - специфика триединства в христианстве сравнима с триадами других религий и мифологий (например, тримурти индуизма). Учение о Троице, установившееся в т. н. тринитарных спорах IV в. (в полемике с арианством), принимается большинством христианских церквей и групп. Образ посредника между божеством и человеческими планами бытия известен самым различным мифологиям и религиям. Однако Иисус Христос не есть полубог, т. е. промежуточное существо ниже бога и выше человека: согласно догмату боговоплощения, он совмещает в личностном единстве всю полноту как божественной, так и человеческой природы, не через смешение сущностей, но через единство лица. Боговоплощение понимается как единократное – отсюда значение исторического времени, к которому прикреплено явление надвременного (историческая датировка в символе веры – «при Понтии Пилате»; мистическая периодизация истории человечества – «время до рождения Христова» и «после рождения Христова», обстоятельное членение времени от сотворения мира до страшного суда в средневековой христианской теологии). Ситуация человека мыслится в христианстве крайне противоречивой. Человек сотворён как носитель «образа и подобия» бога; в этом изначальном состоянии и в конечном замысле бога о человеке мистическое достоинство принадлежит не только человеческому духу (как в античном идеализме, в гностицизме и манихействе, но и телу). Грехопадение (первый акт непослушания богу, совершённый первыми людьми) разрушило богоподобие человека – в этом вся тяжесть вины «первородного греха», описанного в Ветхом завете, но никогда не игравшего в концепциях иудаизма такой центральной роли; христианство создало развитое искусство усмотрения собственной виновности. Самые почитаемые христианские святые считали себя великими грешниками, и с точки зрения христианства они были правы.
Христос победил силу греха, «искупил» людей, как бы выкупил их из рабства у сатаны, приняв истязания и мучительную смерть (образ этой смерти на кресте – эмоциональный и идейный центр всей христианской символики). Христианство высоко оценивает очистительную роль страдания – не как самоцели (назначение человека – райское блаженство, свободное от страданий), но как самого сильного орудия в войне с мировым злом. Желательное с точки зрения христианства состояние человека в этой жизни – не спокойная безболезненность стоического или буддийского мудреца, но «сердце болезнубщее», напряжение борьбы с собой и страдания за всех (средневековый культ добровольного нищенства, юродства, молчальничества, затворничества и т. п. в средневековом христианстве); лишь «принимая свой крест», человек, по учению христианства, может побеждать зло в себе и вокруг себя. Любая покорность («предстоятелям» в церковной иерархии и т. п.) есть, с точки зрения христианства, аскетическое упражнение, в котором человек «отсекает свою волю» и через это парадоксальным образом становится свободным. Схождение бога к человеку есть одновременно требование восхождения человека к богу: человек должен быть не просто приведён к послушанию богу и исполнению заповедей, кК в иудаизме и исламе, но преображён и «обожен». Если же он не исполнит этого назначения и не оправдает жертвенной смерти Христа, то погибнет на всю вечность: середины между славой и погибелью нет.
С этой концепцией связано чуждое другим религиям понятие «таинства» как особого культового действия, выходящего за пределы обрядности: если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то «таинство», по христианскому пониманию, реально вводит божественное в жизнь человека и служит залогом преображения, прорыва эсхатологического времени уже в настоящем. Важнейшее из «таинств», признаваемые всеми вероисповеданиями, - крещение (инициация, по учению христианства пресекающая инерцию наследственной греховности) и евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, мистически претворённых в плоть и кровь Христа, имеющие целью интимно соединить верующего с Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 «таинств», отвергаемых протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары святого Духа и как бы увенчивающее крещение; покаяние, или исповедь; священство, или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочие учить и вести верующих, но также – в отличие от «духовенства» иудаизма и ислама – власть совершать «таинства»); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви; соборование, или елеосвящение (сопровождающееся молитвами помазание тела тяжелобольного елеем как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти). Понятие «таинства» и этика аскетизма взаимосвязаны в христианстве. В отличие, например, от буддийского, манихейского или стоического аскетизма, христианство ставит своей целью не только отрешение духа от плоти, но - в идеале – очищение и освящение самой плоти, её переход в состояние эсхатологической просветвлённости. Идеал аскетизма – дева Мария, по преданию телесно «воспринятая в небесную славу». Характерно, что в протестантизме, где слабеет переживание «таинства», закономерно отпадает аскетический идеал (упразднение монашества, почитание девы Марии и т. д.). Став в 311 г. н. э. официально дозволенной, а к IV в. господствующей религией в Римской Империи (Константин I открывает ряд христианских императоров), христианство поступает под покровительство, но также опеку и контроль государственной власти, заинтересованной в выработке у подданных единомыслия. Границы христианского мира некоторое время практически совпадают с границами империи, так что сан императора есть сан единственного верховного светского предстоятеля всех христиан в мире. Этот опыт определил византийскую теологию священного государства и отчасти некоторые традиции православной ветви христианства (подчинённое по отношению к монарху положение иерархов, на Руси – идея «белого царя», «третьего Рима» и т. д.), тогда как в западной половине Римской Империи слабость, а затем и крушение государственности привели к подъёму власти римского епископа (папы), перенявшей также и светские функции.
Меняющийся в зависимости от условий эпохи и культуры политикоидеологический контекст христианства определил логику последовательного ряда церковных разделений («схизм»), в результате которых явились соперничающие разновидности христианства («вероисповедания»). Уже в V –VII вв. в ходе выяснения доктрины о соединении божественных и человеческих начал в личности Христа (т. н. христологические, споры) от имперской церкви отделились христиане Востока, жившие вне греколатинской языковой зоны: несториане, пользовавшиеся значительным влиянием вплоть до позднего средневековья в Иране и от Средней Азии до Китая (ныне общины в странах Ближнего Востока, а также «христиане святого Фомы» в Индии); монофисисты, пришедшие к господству в армянской, эфиопской, коптской (егип.) и т. н. яковитской (сирийской) церкви; монофелиты. К 1054 г. созрело разделение православной и католической церквей (конфликт византийской теологии священного государства и латинской теологии универсального папства, осложнённый доктринальными и обрядовыми расхождениями). В России, главной стране православного христианства после гибели Византии в 1453 г., присущая византийскому христианству тенденция к отождествлению государства, церкви, народа и к сакрализации быта привела в спорах 17 в. о норме обрядовой практики к расколу, в результате которого от православия отделилось старообрядчество. На Западе папство как реальность и идеология вызывало в средние века протест как сверху, со стороны светских владык (особенно германских императоров), так и снизу (лолларды, гуситы); на пороге нового времени, в условиях подъёма раннего капитализма, протест этот был суммирован Реформацией (16 в.), породившей несколько вероисповедных форм, которые вступили в конфликт с католицизмом и друг с другом: евангелистическое вероисповедание (лютеранство), реформаторское вероисповедание (кальвинизм, во Франции – гугенотство, в англосаксонских странах – пуританство и пресвитерианство), «церковь Англии» (англиканство), и др. многочисленные секты. Если англиканство стремилось удержать догматические основы организации структуры и обрядности католицизма, лишь отменив монастыри, а главное – поставив на место вненациональной супрематии папы внутринациональную супрематию короля как главы церкви, т. е. отождествив церковь и государство в духе абсолютизма, то кальвинизм наиболее радикально выразил новые тенденции, дав форму раннекапиталистическому республиканскому духу Женевы Кальвина и Английской буржуазной революции XVII в. (концепция «мирского аскетизма» и преодоления как освещение буржуазной бережливости и деловитой уверенности в себе). С явлением протестантизма в истории христианства наступает т. н. конфессиональная эпоха: после кровавых попыток восстановить единство европейского христианства на основе одного из наличных вероисповеданий (религиозные войны XVI-XVII вв.) устанавливается компромисс по формуле: «Чьё царство, того и вера»; идея вселенской или хотя бы всеевропейской общины христиан уступает место идее государственного регулирования религиозной жизни подданных в рамках суверенитета данного режима. Конфессиональная карта Европы приобрела после XVII в. стабильный вид: католицизм упрочился в романских странах (кроме Румынии) и в Ирландии, православие – в славянских странах (кроме католической Польши и Хорватии), в Греции и Румынии, протестантизм – в германско-скандинавских странах (кроме католической Австрии и Баварии). Одно из характерных явлений современного христианства – ослабление конфессиональной розни (деятельность основанного в 1948 г. Всемирного совета церквей, взаимное снятие многовековых анафем между католичеством и православием в 1965 г. и др.). Наряду с клерикальным политическим консерватизмом имеют место попытки создать т. н. теологию революции, осуществляемые представителями католической церкви в Латинской Америке (например, в Сальвадоре). В целом современный христианский мир находится в глубоком духовно-нравственном кризисе, так как он в лице протестантизма санкционировал однополые браки, допустил женщин в священнический сан, извратив коренные представления о добре и зле.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
716.83 кб

Христианство в международном праве

Шавинина-Калашян Диана Александровна
Статья посвящена исследованию роли христианства в развитии и становлении международного права, а также в формировании и гуманизации индивида в обществе.
Читать PDF
551.77 кб

Христианство как продукт маркетинга

Франтик Томаш, Федорова Н.В.
Рассмотрены вопросы взаимосвязи маркетинга и религии, Христианства и рынка.
Читать PDF
875.12 кб

Христианство в КНР в контексте современных китайских религиоведческих исследований

Пелевина Ольга Викторовна
Опираясь на теоретический и эмпирический материал, полученный китайскими религиоведами в ходе проведения полевых исследований, автор раскрывает специфику современного китайского христианства в зависимости от социальной принадлежно
Читать PDF
359.56 кб

Обзор конференции «Социум и христианство»: о современном христианском понимании социально-экономичес

Рязанов Виктор Тимофеевич, Дубянский А.Н., Расков Д.Е., Грдзелишвили Н.Ш., Голубев К.И., Лукин Сергей Владимирович, Лемещенко П.С., Протасов А.Ю., Мовсесян Сергий
В статье представлены основные положения докладчиков конференции «Социум и христианство» по социально-экономическим вопросам.
Читать PDF
5.73 мб

Анализ современных социально-экономических проблем общества на конференции «Экономика, христианство

Рязанов Виктор Тимофеевич, Дубянский А.Н., Грдзелишвили Н.Ш., Голубев К.И., Лукин Сергей Владимирович, Лемещенко П.С., Протасов А.Ю.
Читать PDF
52.27 кб

Христианская церковно-правовая традиция и место церковного права в системе юридических наук

Лысенко Н. Н.
Читать PDF
3.58 мб

Византийская цивилизация и христианская правовая традиция в современном политико-правовом контексте

Павлов Вадим Иванович
В первой части статьи рассматривается значение христианства в современном мире с позиции его культурно-исторической судьбы в западноевропейском и восточноевропейском регионах.
Читать PDF
3.58 мб

Византийская цивилизация и христианская правовая традиция в современном политико-правовом контексте

Павлов Вадим Иванович
Во второй, заключительной части статьи рассматриваются деяния императора Константина по формированию христианского правового дискурса.
Читать PDF
205.84 кб

Христианская семья в демографической перспективе России

Витюк Василий Ярославович
Читать PDF
8.28 мб

Православно-христианские образы в «Слове о полку Игореве»

Руделев Владимир Георгиевич
The article is a literary essay and contains a historical and religious critique of this great monument of Russian literature
Читать PDF
214.33 кб

Принципы международного права и христианская доктрина: соотношение и влияние

Созонтов Александр Александрович
Статья посвящена рассмотрению принципов международного права в свете христианской доктрины. Исследуется закрепление этих принципов в связи со становлением христианства как мировой религии.
Читать PDF
0.00 байт

Христианская и православная социология

Добреньков Владимир Иванович
Автор данной статьи предлагает четко разделять понятия социология религии и религиозная социология. Как говорит автор статьи, предметом социологии религии является не Бог, а поведение людей, верующих в бога.
Читать PDF
538.95 кб

Возможна ли христианская наука? Методологические проблемы синтеза христианского богословия и научног

Чернышев Андрей Валентинович, Чернышева Марта Леонидовна, Бочаров Александр Сергеевич
Проведен анализ влияния христианского учения на научное мировоззрение и методологию. Рассмотрены основные составляющие для формирования христианской науки.
Читать PDF
267.89 кб

Христианская этика в ансамбле социальных норм

Фрумкин Константин Григорьевич
В статье анализируется взаимодействие религиозной морали с другими типами социальных норм.
Читать PDF
56.35 кб

Рецензия на статью А.В. Ростокинского «Социальное расслоение и преступность в христианских притчах»

Оганесян Сергей Саядович

Найдено книг по теме — 16