ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Найдено 1 определение
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ
конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной. И.м. предполагает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Таким образом обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности. Закрепление в Конституции РФ принципа И.м. предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России. Этим целям служит Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)", утвержденная постановлением Правительства РФ 25 августа 2001 г. № 629.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Декларация исходит из того, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентации, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Для многонациональной России формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, выступающих прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось на Северном Кавказе в виде вспышек ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, усиливающем деструктивные процессы в обществе. Комплексный характер этой проблемы определил необходимость создания специальной Федеральной целевой программы для ее решения. Цель Программы - формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности, как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных средств. Общий размер финансирования Программы составляет 397,65 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 131,95 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов РФ - 138,95 млн. рублей и за счет внебюджетных источников - 126,75 млн. рублей.
И.м. несовместимо с тоталитарными идеологиями, в частности с фашистской идеологией, которая запрещена законом. Согласно ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (вступает в действие с 1 июля 2002 г.) демонстрирование фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики влечет административную ответственность: наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административный арест на срок до 15 суток с конфискацией такой атрибутики или символики. И.м. является основой для утверждения в обществе политического плюрализма (см. Политическое многообразие).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
196.61 кб

Общественный контроль и идеологическое многообразие в России

Эмих Валентина Викторовна
В статье общественный контроль рассматривается как катализатор реализации принципа идеологического многообразия.
Читать PDF
499.32 кб

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МНОГООБРАЗИЯ ПО БАЗОВЫМ СФЕРАМ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Головинов Александр Викторович, Головинова Юлия Владимировна
Показано, что идеологическое многообразие пронизывает все сферы общественной жизни и оказывает значительное влияние на все базовые виды общественных отношений.
Читать PDF
228.11 кб

Идеологическое многообразие и многопартийность в системе основ конституционного строя России

Володина Светлана Вячеславовна
В статье рассматривается содержание двух политических основ конституционного строя России: идеологическое многообразие и многопартийность.
Читать PDF
226.56 кб

Правовые позиции Конституционного Суда Российской федерации в сфере идеологического многообразия

Коровина Юлия Юрьевна
В статье исследуется относительно новое правовое явление в отечественной правовой системе правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере идеологического многообразия; анализируются положения законодательства.
Читать PDF
292.96 кб

Политические партии как основные носители идеологического и политического многообразия в Российской

Филимонов Юрий Валерьевич
Рассматриваются конституционные принципы идеологическое и политическое многообразие. Особое внимание уделено роли политических партий в осуществлении программных идеологий в постсоветский период.
Читать PDF
278.73 кб

Конституционный принцип идеологического и политического многообразия и его влияние на развитие гражд

Назаров Денис Андреевич
В статье рассматриваются конституционно-правовые основы идеологического и политического многообразия, а также влияние этих конституционных принципов на развитие институтов современного гражданского общества в Российской Федерации.
Читать PDF
154.38 кб

История развития конституционных норм об обеспечении идеологического многообразия: к вопросу о целес

Куничкина Н. С.
В данной статье рассматривается принцип конституционного запрета на государственную идеологию в Российской Федерации.
Читать PDF
739.84 кб

Конституционные принципы идеологического и политического многообразия как руководящие начала формиро

Михайличенко Илья Викторович
Рассматриваются принцип идеологического и политического многообразия, его место и роль в формировании партийной системы Российской Федерации.
Читать PDF
375.73 кб

Народное единство и идеологическое многообразие: роль и место в обеспечении территориальной целостно

Красницкая Анна Викторовна, Ачмиз Асиет Юсуфовна
В статье анализируется соотношение народного единства и идеологического многообразия с точки зрения обеспечения территориальной целостности государства.
Читать PDF
646.48 кб

Особенности реализации конституционного принципа идеологического многообразия в законодательстве о п

Головинов Александр Викторович
Настоящая публикация представляет собой попытку изучить реализацию принципа идеологического многообразия в законодательстве о политических партиях.