интегральный показатель уровня социального развития населения страны, который содержит четыре парадигмы и измеряется тремя показателями. К составным частям парадигмы развития человеческого потенциала относятся продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста; равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользовании благами; устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям; расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями.
Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается на основе трех показателей:
1)долголетия, измеряемого ожидаемой продолжительностью жизни при рождении;
2)достигнутого уровня образования, измеряемого как комбинация показателя грамотности взрослого населения и доли граждан в возрасте до 24 лет, обучающихся в начальной, средней и высшей школе;
3)уровня жизни, измеряемого на базе доли реального ВВП, приходящегося на душу населения.
Взятые вместе, они отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойные человека условия жизнедеятельности.
Концепция развития человеческого потенциала приходит на смену традиционным теориям экономического развития. Если модели экономического роста строились на базе валового национального продукта, то концепция развития человеческого потенциала вытекает из ориентации на повышение качества жизни человека, расширение его возможностей во всех областях. По определению теоретиков новой концепции развитие человеческого потенциала характеризуется двумя аспектами. Один из них — формирование человеческого потенциала, повышение уровня знания, приобретение новых навыков, улучшение здоровья и т. д., другой — использование накопленного потенциала в производственных целях, для участия в политической и других видах деятельности, для отдыха. При такой философской основе доход как цель и смысл экономической модели развития отходит на второй план, а в качестве главной ценности выступает расширение вариантов выбора человека. Человек перестает восприниматься как фактор производства, как носитель социально-экономических и политических отношений и рассматривается как цель социального прогресса. Концепция развития человеческого потенциала сводит воедино как сферу производства и распределения товаров, так и область использования потенциала человека.
Особенность индекса его развития как социального индикатора интегрального назначения состоит, во-первых, в том, что он упрощает восприятие чрезвычайно сложных процессов, при этом не искажая и не фальсифицируя их. Во-вторых, в том, что он не может дать количественного представления по целому ряду параметров и не затрагивает непосредственно такие свойства, которые не имеют статистического или математического измерения. В их числе — политическая свобода, отношения между поколениями и степень их равенства, экологические условия развития личности, морально-этические характеристики общественных отношений и др.
Наконец, индекс развития человеческого потенциала нельзя абсолютизировать. Его основное назначение состоит в том, чтобы показывать, в каком направлении осуществляется развитие и насколько далеко ушли страны с точки зрения накопления и развития человеческого потенциала. Таким образом, этот индекс представляет собой средство измерения имеющихся возможностей и может быть использован для наблюдения за развитием основных социальных процессов в трех измерениях: ожидаемая продолжительность жизни; образование; уровень жизни.
Индекс развития человеческого потенциала колеблется и пределах от нуля до единицы и рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН. Страны, в которых данный индекс составляет менее 0,5, относятся к группе государств с низким уровнем развития человеческого потенциала; 0,5–0,8 — со средним уровнем; 0,8 и выше — с высоким.
Индекс развития человеческого потенциала России, как об этом уже говорилось, представляет собой простое среднее индекса ожидаемой продолжительности жизни (1), индекса достигнутого уровня образования (2) и индекса уровня жизни (3). По данным 1992 г., этот российский индекс был равен 0,849, что позволяло Российской Федерации относиться к группе наиболее развитых государств и занимать среди них 52-е место. При новом значении индекса, сложившемся в 2000 г. и равном 0,775, Россия переходит в группу стран со средним уровнем развития. Следует заметить, что снижение индекса, начавшееся в 1985-м и опустившееся к 2001 г. до значения, равного 0,775, стало важнейшим социальным индикатором, отражавшим развитие населения России по угасающей траектории. Во второй половине 90-х гг. ХХ в. ситуация сначала стабилизировалась, а с 1998 г. стала приобретать позитивную динамику. Опустившись к середине 90-х гг. XX в. примерно до 80-й позиции, население страны к началу XXI в. несколько улучшило свое положение.
Уровень 1985 г. остается пока недосягаемым. Главный фактор «торможения» — неблагоприятная демографическая ситуация, низкое значение индекса ожидаемой продолжительности жизни, а также относительно невысокая доля учащейся молодежи в возрастной категории населения. В принципе несоответствие места страны по реальному ВВП на душу населения (в долларах по паритету покупательской способности) тому индексу развития человеческого потенциала, который складывается из двух других показателей, — явление достаточно распространенное. Страны могут иметь различные доходы, а могут находиться и на одном уровне экономического благосостояния. Однако распределительные отношения среди населения могут создавать реальный мир, отличающийся от средних величин.
З. М. Зотова
487.92 кб