от лат indicator - указатель) - советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Индикативные планы, представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями.
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Индикативное планирование
(от лат. indicator — указатель) — недирективное, рекомендательное планирование, оперирующее параметрами (индикаторами) с установленными на определенный срок пороговыми значениями.
Индикаторы определяются как интегральные показатели, количественно определяющие качественные характеристики социально-экономических процессов. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) значения, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер.
И.п. является функцией и методом индикативного управления, реализуемого на разных уровнях управления: макроэкономическом, региональном, муниципальном, мезоэкономическом, микроэкономическом.
И.п. в мировой практике осуществляется в двух основных формах:
1)разработки индикативных планов — комплексных управленческих документов, отражающих экономическую стратегию развития страны на планируемый период и разрабатываемых в отраслевом, региональном и функциональном разрезах (к примеру, эту форму индикативного планирования использовали до 80-х гг. прошлого столетия Франция, Япония, с 60–70-х гг. и до настоящего времени — ряд развивающихся стран; после 1991 г. — многие страны переходного периода);
2)отдельных докладов, прогнозов, программ, а также государственного бюджета, не связанных одним документом, но взаимоувязанных между собой в самом процессе их разработки (США).
Индикативные планы дифференцируются по содержанию, структуре и индикаторам в зависимости от поставленных целей, желаемой степени воздействия государства на экономику, временного горизонта.
С точки зрения поставленных целей индикативные планы классифицируются по содержанию на следующие формы:
1)планы стратегического характера (Франция, США), направленные на установление главных приоритетов экономики и определение роли государства в их выполнении;
2)планы структурного характера (Япония, страны Юго-Восточной Азии), направленные на поддержание структуры экономики, способствующей занятию лидирующих позиций на внешних рынках и утверждаемые правительством. При этом большая роль в реализации планов отводится частным организациям, активной кредитной политике банков, мерам государственной поддержки
организаций (налоговые льготы, преференции и др.);
3)планы конъюнктурного характера (Канада, США, Германия, Россия), направленные на тесную увязку параметров бюджета с прогнозами экономического роста и инфляции, поддержание внешнеторгового и платежного баланса. Такие планы разрабатываются в форме:
а) доклада, охватывающего проблемы
и задачи экономики в целом и представленного на утверждение парламентом;
б) государственного бюджета, с расши-
ренным обоснованием стратегии развития экономики на предстоящий год;
в) особых докладов о предстоящей политике, разработанных центральными банками, ведущими министерствами.
С точки зрения временного горизонта индикативные планы классифицируются на:
1)долгосрочные индикативные планы (охватывают 10–20 лет), имеющие стратегический характер (демографические прогнозы, комплексные прогнозы основных параметров развития экономики, использования сырьевых ресурсов, развития научно-технического прогресса, показателей уровня жизни населения);
2)среднесрочные индикативные планы (охватывают 4–7 лет), разрабатываемые в форме определения целей, характеризующих их индикаторов, основных механизмов воздействия государства на экономику, необходимых для достижения целей (налоговая, внешнеторговая, валютная, инвестиционная политика);
3)краткосрочные индикативные планы (охватывают 0,5–1 год), разрабатываемые в форме конъюнктурных планов.
Введение системы И.п. требует создания соответствующей законодательной базы, основными элементами которой являются придание И.п. обязательного статуса, определение содержания индикативных планов, порядка разработки, утверждения и доведения до общественности, определение институтов, ответственных за разработку индикативных планов и схемы взаимодействия таких институтов, установление системы мониторинга и корректировки индикативных планов.
В регионах России пока еще недостаточно активно используются элементы И.п. Однако имеющаяся практика Санкт-Петербурга, Татарстана, Чувашии, Мордовии свидетельствует об эффективности организации процесса И.п. в рамках вертикально интегрированной системы регионального и муниципального уровней управления, характеризующейся тем, что основная часть разработки и координации планов проводится региональной администрацией, а планы муниципального уровня формируются и реализуются администрациями муниципальных образований.
Вместе с тем актуальной является проблема создания современных информационнокоммуникационных технологий поддержки процесса И.п., повышения уровня технологического сопровождения И.п. в виде специальных компьютерных систем.
З. А. Алиева
Список литературы
Дудкин А., Петров Ю. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал.
1998. № 6–8.
Егоров Р. В., Парасданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики. — М.: Инфра-М, 2001.
Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: монография. — СПб., 2000.
Петрова М. Н. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. — Казань, 2000.
Черныш Е. А., Молчанова Н. П. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. — М.: Приор, 2000.
Индикаторы определяются как интегральные показатели, количественно определяющие качественные характеристики социально-экономических процессов. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) значения, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер.
И.п. является функцией и методом индикативного управления, реализуемого на разных уровнях управления: макроэкономическом, региональном, муниципальном, мезоэкономическом, микроэкономическом.
И.п. в мировой практике осуществляется в двух основных формах:
1)разработки индикативных планов — комплексных управленческих документов, отражающих экономическую стратегию развития страны на планируемый период и разрабатываемых в отраслевом, региональном и функциональном разрезах (к примеру, эту форму индикативного планирования использовали до 80-х гг. прошлого столетия Франция, Япония, с 60–70-х гг. и до настоящего времени — ряд развивающихся стран; после 1991 г. — многие страны переходного периода);
2)отдельных докладов, прогнозов, программ, а также государственного бюджета, не связанных одним документом, но взаимоувязанных между собой в самом процессе их разработки (США).
Индикативные планы дифференцируются по содержанию, структуре и индикаторам в зависимости от поставленных целей, желаемой степени воздействия государства на экономику, временного горизонта.
С точки зрения поставленных целей индикативные планы классифицируются по содержанию на следующие формы:
1)планы стратегического характера (Франция, США), направленные на установление главных приоритетов экономики и определение роли государства в их выполнении;
2)планы структурного характера (Япония, страны Юго-Восточной Азии), направленные на поддержание структуры экономики, способствующей занятию лидирующих позиций на внешних рынках и утверждаемые правительством. При этом большая роль в реализации планов отводится частным организациям, активной кредитной политике банков, мерам государственной поддержки
организаций (налоговые льготы, преференции и др.);
3)планы конъюнктурного характера (Канада, США, Германия, Россия), направленные на тесную увязку параметров бюджета с прогнозами экономического роста и инфляции, поддержание внешнеторгового и платежного баланса. Такие планы разрабатываются в форме:
а) доклада, охватывающего проблемы
и задачи экономики в целом и представленного на утверждение парламентом;
б) государственного бюджета, с расши-
ренным обоснованием стратегии развития экономики на предстоящий год;
в) особых докладов о предстоящей политике, разработанных центральными банками, ведущими министерствами.
С точки зрения временного горизонта индикативные планы классифицируются на:
1)долгосрочные индикативные планы (охватывают 10–20 лет), имеющие стратегический характер (демографические прогнозы, комплексные прогнозы основных параметров развития экономики, использования сырьевых ресурсов, развития научно-технического прогресса, показателей уровня жизни населения);
2)среднесрочные индикативные планы (охватывают 4–7 лет), разрабатываемые в форме определения целей, характеризующих их индикаторов, основных механизмов воздействия государства на экономику, необходимых для достижения целей (налоговая, внешнеторговая, валютная, инвестиционная политика);
3)краткосрочные индикативные планы (охватывают 0,5–1 год), разрабатываемые в форме конъюнктурных планов.
Введение системы И.п. требует создания соответствующей законодательной базы, основными элементами которой являются придание И.п. обязательного статуса, определение содержания индикативных планов, порядка разработки, утверждения и доведения до общественности, определение институтов, ответственных за разработку индикативных планов и схемы взаимодействия таких институтов, установление системы мониторинга и корректировки индикативных планов.
В регионах России пока еще недостаточно активно используются элементы И.п. Однако имеющаяся практика Санкт-Петербурга, Татарстана, Чувашии, Мордовии свидетельствует об эффективности организации процесса И.п. в рамках вертикально интегрированной системы регионального и муниципального уровней управления, характеризующейся тем, что основная часть разработки и координации планов проводится региональной администрацией, а планы муниципального уровня формируются и реализуются администрациями муниципальных образований.
Вместе с тем актуальной является проблема создания современных информационнокоммуникационных технологий поддержки процесса И.п., повышения уровня технологического сопровождения И.п. в виде специальных компьютерных систем.
З. А. Алиева
Список литературы
Дудкин А., Петров Ю. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал.
1998. № 6–8.
Егоров Р. В., Парасданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики. — М.: Инфра-М, 2001.
Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: монография. — СПб., 2000.
Петрова М. Н. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. — Казань, 2000.
Черныш Е. А., Молчанова Н. П. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. — М.: Приор, 2000.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия