ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
от лат indicator - указатель) - советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Индикативные планы, представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Индикативное планирование
(от лат. indicator — указатель) — недирективное, рекомендательное планирование, оперирующее параметрами (индикаторами) с установленными на определенный срок пороговыми значениями.
Индикаторы определяются как интегральные показатели, количественно определяющие качественные характеристики социально-экономических процессов. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) значения, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер.
И.п. является функцией и методом индикативного управления, реализуемого на разных уровнях управления: макроэкономическом, региональном, муниципальном, мезоэкономическом, микроэкономическом.
И.п. в мировой практике осуществляется в двух основных формах:
1)разработки индикативных планов — комплексных управленческих документов, отражающих экономическую стратегию развития страны на планируемый период и разрабатываемых в отраслевом, региональном и функциональном разрезах (к примеру, эту форму индикативного планирования использовали до 80-х гг. прошлого столетия Франция, Япония, с 60–70-х гг. и до настоящего времени — ряд развивающихся стран; после 1991 г. — многие страны переходного периода);
2)отдельных докладов, прогнозов, программ, а также государственного бюджета, не связанных одним документом, но взаимоувязанных между собой в самом процессе их разработки (США).
Индикативные планы дифференцируются по содержанию, структуре и индикаторам в зависимости от поставленных целей, желаемой степени воздействия государства на экономику, временного горизонта.
С точки зрения поставленных целей индикативные планы классифицируются по содержанию на следующие формы:
1)планы стратегического характера (Франция, США), направленные на установление главных приоритетов экономики и определение роли государства в их выполнении;
2)планы структурного характера (Япония, страны Юго-Восточной Азии), направленные на поддержание структуры экономики, способствующей занятию лидирующих позиций на внешних рынках и утверждаемые правительством. При этом большая роль в реализации планов отводится частным организациям, активной кредитной политике банков, мерам государственной поддержки
организаций (налоговые льготы, преференции и др.);
3)планы конъюнктурного характера (Канада, США, Германия, Россия), направленные на тесную увязку параметров бюджета с прогнозами экономического роста и инфляции, поддержание внешнеторгового и платежного баланса. Такие планы разрабатываются в форме:
а) доклада, охватывающего проблемы
и задачи экономики в целом и представленного на утверждение парламентом;
б) государственного бюджета, с расши-
ренным обоснованием стратегии развития экономики на предстоящий год;
в) особых докладов о предстоящей политике, разработанных центральными банками, ведущими министерствами.
С точки зрения временного горизонта индикативные планы классифицируются на:
1)долгосрочные индикативные планы (охватывают 10–20 лет), имеющие стратегический характер (демографические прогнозы, комплексные прогнозы основных параметров развития экономики, использования сырьевых ресурсов, развития научно-технического прогресса, показателей уровня жизни населения);
2)среднесрочные индикативные планы (охватывают 4–7 лет), разрабатываемые в форме определения целей, характеризующих их индикаторов, основных механизмов воздействия государства на экономику, необходимых для достижения целей (налоговая, внешнеторговая, валютная, инвестиционная политика);
3)краткосрочные индикативные планы (охватывают 0,5–1 год), разрабатываемые в форме конъюнктурных планов.
Введение системы И.п. требует создания соответствующей законодательной базы, основными элементами которой являются придание И.п. обязательного статуса, определение содержания индикативных планов, порядка разработки, утверждения и доведения до общественности, определение институтов, ответственных за разработку индикативных планов и схемы взаимодействия таких институтов, установление системы мониторинга и корректировки индикативных планов.
В регионах России пока еще недостаточно активно используются элементы И.п. Однако имеющаяся практика Санкт-Петербурга, Татарстана, Чувашии, Мордовии свидетельствует об эффективности организации процесса И.п. в рамках вертикально интегрированной системы регионального и муниципального уровней управления, характеризующейся тем, что основная часть разработки и координации планов проводится региональной администрацией, а планы муниципального уровня формируются и реализуются администрациями муниципальных образований.
Вместе с тем актуальной является проблема создания современных информационнокоммуникационных технологий поддержки процесса И.п., повышения уровня технологического сопровождения И.п. в виде специальных компьютерных систем.
З. А. Алиева
Список литературы
Дудкин А., Петров Ю. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал.
1998. № 6–8.
Егоров Р. В., Парасданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики. — М.: Инфра-М, 2001.
Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: монография. — СПб., 2000.
Петрова М. Н. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. — Казань, 2000.
Черныш Е. А., Молчанова Н. П. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. — М.: Приор, 2000.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
65.23 кб

Роль индикативного планирования в управлении

Попова Е. В.
В стране, как считает автор, нет интегрированного системного подхода, позволяющего рассматривать вопросы экономической безопасности с точки зрения построения долгосрочной социально-экономической стратегии развития страны.
Читать PDF
82.46 кб

Индикативное планирование в региональном АПК

Страшко И.В.
Статья посвящена реализации в АПК системы индикативного планирования, которая представлена на региональном уровне целевыми программами, обеспечивающими повышение эффективности отдельных отраслей сельского хозяйства.
Читать PDF
132.79 кб

Индикативное планирование в системе управления

Кулов З.В.
В статье на основе обзора мнений ученых-экономистов о сущности, значении, признаках и функциях индикативного планирования выделены структурные элементы, определяющие его характерные черты.
Читать PDF
246.96 кб

Особенности индикативного планирования в России

Демидова Светлана Евгеньевна
Сочетание рыночного саморегулирования и государственного планирования характерны для современных экономических систем смешенного типа.
Читать PDF
401.29 кб

Многоотраслевая модель индикативного планирования

Абдикеев Нияз Мустякимович, Пащенко Федор Федорович, Гусев Владислав Борисович, Павельев Владимир Васильевич, Кузнецов Николай Владимирович
В статье рассмотрены такие инструменты воздействия на экономическую и социальную сферы региона, как программно-целевой подход, распределенное децентрализованное управление и индикативное планирование.
Читать PDF
259.72 кб

Быть или не быть индикативному планированию в России?

Журавлева Галина Петровна
В статье обосновывается необходимость индикативного планирования на осно-ве анализа эволюции взглядов ученых в истории экономической мысли на ре-гулирование рыночной экономики, с учетом перемен в условиях современногохозяйствовани
Читать PDF
328.12 кб

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕОИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Ланская Д. В.
Читать PDF
276.25 кб

ОСОБЕННОСТИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Невская Наталья Александровна
Индикативное планирование является одним из методов государственного регулирования рыночной экономики. В статье рассмотрена система нормативных докумен-тов стратегического и местного планирования в Великобритании.
Читать PDF
324.16 кб

Индикативное планирование в развитии аграрных территорий

Зинчук Галина Михайловна, Макекадырова Анара Сагындыковна
Система государственного регулирования социально-экономического развития страны и регионов важное условие сохранения экономической стабильности и безопасности государства.
Читать PDF
176.93 кб

Методы индикативного планирования и прогнозирования в АПК

Гужвина О. Г.
Читать PDF
129.37 кб

Цели и задачи индикативного планирования: зарубежный опыт

Бондаренко Надежда Юрьевна
В статье рассматривается мировая практика построения и применения индикативных планов. Выявлены основные предпосылки внедрения системы индикативного планирования в таких странах, как Япония, Франция и Германия.
Читать PDF
190.46 кб

Формирование российской системы индикативного планирования

Коломиец Михаил Петрович
Читать PDF
780.68 кб

Индикативное планирование в управлении процессами изменений

Пащенко Федор Федорович, Иванюк Вера Алексеевна, Абдикеев Нияз Мустякимович
Целью данной работы* является построение модели индикативного управления.
Читать PDF
160.93 кб

Индикативное планирование конкурентных преимуществ регионов

Савельева Марина Владиславовна
Индикативное планирование позволяет своевременно осуществлять смену экономической политики посредством координации усилий государства и бизнеса.
Читать PDF
921.79 кб

Индикативное планирование как инструмент рыночного управления

Ускова Тамара Витальевна