Информационно-психологическое воздействие в правовой социализации

Найдено 1 определение
Информационно-психологическое воздействие в правовой социализации
Распространение (передача) информации, ориентированное на изменение правовой психологии и правового поведения объекта воздействия, неразрывно связано со смысловым или коммуникативным аспектом общения. При этом категория «информация» может включать практически все, что угодно: представления, идеи, интересы, настроения, чувства и т.д. Основными целями И-ПВ. являются: формирование определенных правовых взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, идеологий, социальных правовых представлений и социально-правовых идентичностей. Это достигается донесением до людей той информации, которая отвечает задачам воздействия, а также предоставлением ее в том виде и объеме, которые наиболее подходят для восприятия и обуславливают наибольшую степень ее влияния на объекты воздействия.
Традиционно различают направленное (посредством убеждения и внушения) и ненаправленное воздействия (использование психологических механизмов заражения и подражания), а также прямое воздействие (открытые притязания, требования, директивы) и косвенное, непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду. Выделены также основные стратегии информационно-психологического воздействия. «Императивная» (1) стратегия ориентирована на действие предельно простых законов, жестких причинно-следственных связей. Она базируется на «объектной» парадигме, в соответствии с которой психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия и продукт внешних условий. При «манипулятивной» (2) стратегии цель открыто не провозглашается, а достигается посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий. «Развивающая» (3) стратегия основывается на принципах нелинейного детерминизма, характерного для систем открытого типа. Она базируется на «субъект-субъектной» парадигме, в которой психика выступает в качестве системы, находящейся в постоянном диалоговом взаимодействии с другими, и обладает внутренними и внешними контурами реагирования.
В современных условиях бурного развития средств массовой коммуникации возможности и методы И-ПВ. неограниченно широки. СМИ являются мощным средством такого воздействия. В основе их влияния лежат важные психологические механизмы: социальная идентификация, социальная мифологизация и внушение путем формирования особого эмоционально-чувственного контекста транслируемых сообщений. Именно средства массовой коммуникации сегодня держат первенство в качестве источника информации о правах и обязанностях российского гражданина. Однако нельзя не отметить, что информация, подаваемая современными российскими масс-медиа, о криминальной ситуации в обществе и должном правовом поведении его сограждан нередко не формирует правовое сознание население, а скорее деформирует его. Об этом свидетельствуют: чрезмерное обращение СМИ к криминальной хронике, насыщение событий повышенной эмоциональностью с элементами мифологизации преступности и даже героизации на фоне изобилующей критики правоохранительных органов, практически при полном отсутствии позитивной информации о их деятельности, а также изображения образцов должного правового поведения российских граждан. В какой-то степени такое положение дел с освещением проблем преступности определяется сложной криминальной ситуацией и периодом социальных изменений в России, но с другой стороны, демонстрирует явное желание некоторых издателей и представителей СМИ играть на психологическом феномене притягательности криминальной информации для массовой аудитории в целях повышения популярности и тиражей того или иного источника массовой информации.
(М.С .Андрианов)
Литература: Андрианов М.С. Злоупотребление свободой массовой информации при освещении проблем преступности // Уголовное право. № 2. – 1999; Андрианов М.С. Психологические механизмы воздействия СМИ на процессы правовой социализации / Юридическая психология // Сборник .науч.трудов. под ред. А.Р. Ратинова, Г.Х. Ефремовой - М. 1998

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама