ИНКВИЗИЦИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Инквизиция
трибунал католической церкви, созданный в XIII в. для борьбы с ересью; под названием «Конгрегация святой канцелярии» просуществовал до 1965 г.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013

ИНКВИЗИЦИЯ
лат. inquisitio - розыск) В католической церкви в XIII-XIX вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

ИНКВИЗИЦИЯ
от лат. inquisitio - розыск) - в римско-католической церкви в XIII-XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Сложился инквизиционный процесс, широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные нередко приговаривались к сожжению на костре.

Источник: Большой юридический словарь

Инквизиция
(лат. inquisitio – «розыск») – трибунал, учрежденный католической церковью для борьбы с ересями. Инквизиция действовала на протяжении средневековья почти во всех католических странах. Для инквизиции было характерно применение тайного следствия, использование доносов, распространение наказания не только на осуждённых, но и на их родственников, и потомков вплоть до третьего поколения. Инквизитор представлял в одном лице обвинителя и судью.

Источник: История государства и права зарубежных стран. Краткий справочник для самостоятельной работы студента. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Изд. 3-е перераб. и доп.

ИНКВИЗИЦИЯ
лат. inquisitio расследование, розыск), судебно—полицейское учреждение католической церкви, созданное в XIII в. для борьбы с ересями. Организационно оформилась во время правления папы римского Григория IX, поручившего в 1232 преследование ереси монашескому ордену доминиканцев. С XIII в. изуверская деятельность И. получила широкое распространение в ряде стран Западной Европы. Судопроизводство велось специальными инквизиционными трибуналами тайно и полностью произвольно. Члены инквизиционных трибуналов, обладавшие личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям, получили неограниченные полномочия, карая не только за «еретические» проступки, но и за «еретические» мысли и настроения, за покровительство еретикам и общение с ними и т.д. Основным средством получения «признания» в ереси были жестокие и изощренные пытки. Полученного «признания» — «царицы доказательств» — было достаточно для вынесения обвинительного приговора. Единственным способом избежать смертной казни для обвиняемого было признание всех предъявленных обвинений и покаяние: раскаявшийся обычно в этом случае приговаривался к пожизненному тюремному заключению и конфискации имущества. Отказавшиеся сознаться в ереси или отречься от нее после произнесения приговора передавались в руки светской власти для публичного сожжения, которое предпочиталось др. видам казни вследствие лицемерного заявления церкви о нежелании проливать кровь. В случае бегства заподозренного сожжению подвергалось изображение беглеца, в случае посмертного процесса — останки умершего, причем имущество наследников подвергалось конфискации. Конфискация имущества, являвшаяся неизбежным следствием заключения или казни подсудимого, была одним из стимулов усиленной деятельности И., так как давала огромные средства в руки папства, самой И. и претендовавшей на свою долю светской власти. Особенно свирепствовала И. в Испании, где она была уничтожена лишь в 1834, тогда как в др. католических странах она была ликвидирована буржуазными революциями еще в XVIII в.

Источник: Криминалистическая энциклопедия

Инквизиция
(лат. inquisitio – расследование, розыск) – судебно-полицейская система в католической церкви по борьбе с ересями в XIII – XIX вв. Учрежденная папой Иннокентием III (1198 – 1216), И. в 1204 г. была поручена первоначально в южных регионах Франции монашествующему цистерцианскому ордену. В соответствии с постановлением соборов 1215 и 1229 гг. церковь должна была выявлять еретиков, осуждать их и передавать светской власти для наказания. Население каждого прихода должно было 2 раза в год приносить присягу на верность католической церкви и давать клятву в преследовании еретиков. При папе Гонории III папская И. распространяется на территории Италии. Папа Григорий IX (1227 1241) передал И. нищенствующим орденам доминиканцев и францисканцев, учредил инквизиционные трибуналы в Германии, Испании, Португалии и других странах Европы. Члены трибуналов обладали личной неприкосновенностью, были неподсудны местным властям: и светским, и церковным – полностью были в зависимости от папы. Трибуналы повсюду имели полную поддержку светских властей. Судопроизводство было в них тайным. Имущество обвиняемых подлежало конфискации, переходило в распоряжение судей и исполнявших приговоры светских властей, из него вознаграждались доносители. Раскаявшиеся еретики обычно оплачивали судебные расходы и заключались в тюрьму, упорствующие в ереси приговаривались к бескровному наказанию – публичному сожжению на костре. Наказаниям по приговору инквизиционных судов были подвергнуты сотни тысяч людей, не только живых, но и мертвых, родственники последних. С упадком папской власти И. переходит в зависимость от светской власти. Распространение протестантизма сужало деятельность И. Однако в XVI – XVII вв. И. оставалась бичом католических стран Европы. Особенной активностью И. отличалась в Испании, где в XV в. она становится по сути государственным учреждением и преследует не только еретиков, но и противников королевского абсолютизма, а также мавров и евреев. И. была перенесена в испанские и португальские колонии в Америке. В 1542 г. папа учредил верховный инквизиционный трибунал в Риме. В XVIII в. инквизиционные суды были упразднены в большинстве стран Европы, В 1820 г. в Португалии, в 1834 г. - в Испании, в 1859 г. - в папской области, а с ликвидацией колониального режима – в американских колониях Португалии и Испании. Последнее сожжение на костре по приговору инквизиционного суда произошло в Испании в 1826 г. Конгрегация И. (Конгрегация священной канцелярии) в Ватикане является высшим дисциплинарным учреждением, отрешает от сана и церкви, осуществляет цензуру книг для католиков.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013

ИНКВИЗИЦИЯ
в древнеримском обвинительном уголовном процессе так называлось собирание доказательств. В случае надобности обвинитель в предварительной стадии процесса получал от претора официальные полномочия и снабжался открытым листом (Ипегае), в силу которого мог добывать нужные ему доказательства, используя даже принуждение. Во времена империи обвинительный процесс уступил розыскному (следственному) и под И. стали подразумевать должностной розыск. Позднее этим именем стали называть судилище, созданное римско-католической церковью для преследования еретиков. Это судебно-карательное учреждение использовалось в католической церкви в 13—19 вв. Судопроизводство велось тайно, обособленно от местных властей и по уполномочию самого Папы Римского. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16—17 вв. — одно из орудий борьбы против идей Реформации. Всего выделяются три периода использования этого учреждения в борьбе с ересями: преследование еретиков до 13 в., затем доминиканская И. со времени Тулузского собора 1229 и, наконец, испанская И. (в 1480—1808). В первый период суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование имело временный и случайный характер. Во втором периоде создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находившиеся в ведении доминиканских монахов. В Испании инквизиционная система была тесно связана с политикой монархической централизации и преследованием еретиков и представителей других вероисповеданий. Деятельность инквизиционных трибуналов происходила в строгой тайне и опиралась на широкую сеть шпионов и доносов. Обвиняемый или заподозренный вначале подвергались предварительному допросу, материалы которого поставлялись в трибунал. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции, то доносчики и свидетели снова допрашивались, и их показания, вместе с уликами, передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов святой И. Если они высказывались против обвиняемого, то его отводили в секретную тюрьму и полностью изолировали от внешнего мира. Затем следовали 3 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объясняя подозреваемому пунктов обвинения, старались путем вопросов запутать его в ответах и хитростью заполучить у него согласие с возводимым на него обвинением. В случае признания он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда. В случае упорного отрицания вины обвиняемого по требованию прокурора вводили в камеру пыток, где обычно добивались необходимого признания. После пытки его снова вводили в аудиенцию и только теперь знакомили с пунктами обвинения, на которое требовали ответа. Затем ему предлагали выбрать себе защитника из списка, который составлялся инквизиторами, после чего снова приглашались квалификаторы, которые давали окончательное заключение по делу. Следовал приговор, к о торый можно было обжаловать в верховный инквизиционный трибунал или самому Папе Римскому. Но здесь требовалась поддержка влиятельных лиц, которую измученному и обнищавшему за время следствия (оно длилось месяцами) обвиняемому было весьма сложно найти. Намеченной жертве было практически невозможно избегнуть инквизиционного преследования — не спасала н и слава, ни должность, ни социальное положение. Жертвами И. стали Галилей, Дж. Бруно, Пико де Мирандола. И. была отменена вначале в Германии, Франции, Испании и позднее всего в Италии. В.Г. Графский

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

Инквизиция (самосуд) русской православной церкви

Смирнов Александр Михайлович
Дается характеристика самосуда и инквизиции, реализуемых представителями Русской православной церкви в истории России в отношении лиц, не желающих принимать православную веру, оппозиционно к ней настроенных или ведущих образ жизни
Читать PDF
0.00 байт

Инквизиционная функция следователя

Шишпанов Константин Александрович
Проблема смысла и содержания исследовательской функции следователя занимает серьезное место в науке уголовного процесса. Сегодня имеет место принижение этой функции.
Читать PDF
989.36 кб

Изучение инквизиционного процесса в Российской империи при Анне Иоанновне на примере дела о еретике

Титов В. И.
Автор рассматривает судебный процесс в Российской Империи в период правления Анны Иоанновны на примере дела еретика Я. Ярова.
Читать PDF
0.00 байт

Античные корни состязательности и розыска (инквизиционности)

Шуров Алексей Юрьевич
В статье предложен оригинальный взгляд на древние предпосылки двух типов уголовного процесса состязательного и разыскного.
Читать PDF
70.93 кб

Инквизиционность как методологический принцип уголовного процесса

Шуров Алексей Юрьевич
В статье рассматриваются современные подходы к исследованию проблем уголовного судопроизводства разыскного типа.
Читать PDF
0.00 байт

ИНКВИЗИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕ

Брокер Ларс
Данная статья подготовлена в рамках Программы «Поддержка правовой и судебной реформы в странах Центральной Азии» Германского общества по международ-ному сотрудничеству (GIZ).

Похожие термины:

  • ИНКВИЗИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

    следственно-розыскной процесс по уголовным (преимущественно политическим и религиозным) делам.
  • ИНКВИЗИЦИОННЫЙ УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

    форма уголовного процесса, при которой расследование преступлений осуществляется непосредственно судом; одновременно выполняет все процессуальные функции (обвинение, защита, разрешение дела). И