Инновационные методы управления в муниципальных образованиях

Найдено 1 определение
Инновационные методы управления в муниципальных образованиях
основанные на нововведениях способы воздействия на управляемый объект для достижения целей, при которых в процессе управления достигается максимальный экономический, управленческий и социальный эффект, обеспечивающий постоянное поступательное развитие муниципального образования и повышение уровня и качества жизни населения.
Инновационный тип управления характеризует ряд методов. Это — сетевая организация, программно-целевой метод, стратегическое планирование и управление, поддержка инвестиционных проектов.
Сетевая организация характеризуется виртуальностью функционирования и развития и свидетельствует об определенном уровне использования знаний как ресурса развития муниципального образования. Современная инновационная политика строится на идее формирования будущего потребителя, разработке тех товаров и услуг, которые будут нести полезность потребителю в будущем, в условиях конкуренции и изменившегося стиля и образа жизни. Инновационное обновление становится необходимым не только для выпускаемых товаров, технологии производства и сервиса, но и для методов управления.
Сетевая организация — это особого рода реакция существующих институтов и их структур на современные общественные процессы, их способ адаптации к вызовам.
Основными признаками сетевого управления в муниципальном образовании являются: а) гибкая сетевая структура организации с ярко выраженным приоритетом горизонтальных связей, б) высокий профессионализм участников сети, значительная автономность их работы и узкая специализация; в) использование развитых информационных средств интеграции.
К инновационным методам развития муниципальных образований относится также программно-целевой подход, который не только является одним из наиболее распространенных современных методов управленческой деятельности, но и прямо предусмотрен законодательством о местном самоуправлении (ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131ФЗ). К преимуществам данного подхода можно отнести, во-первых, ее направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов; во-вторых, координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий; в-третьих, ограниченную протяженность во времени. Для того чтобы обеспечить эффективность такой деятельности необходимо взаимодействие и одновременно четкое разделение ролей и ответственности. Важно при этом установление ответственности за принятие решений, эффективное распределение информации и гибкость в использовании ресурсов.
В наиболее полном и законченном виде программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования состоит из четырех частей: во-первых, анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании; во-вторых, обобщения основных проблем и возможностей развития муниципального образования, а также формулировки основных направлений необходимых преобразований; в-третьих, свода мероприятий, разработанных в соответствии с выбранными направлениями преобразований и конкретизирующих сформулированные задачи и определяющих действия по их решению; в-четвертых, порядка реализации включенных в программы мероприятий, примерного графика их выполнения, процедур контроля, оценки хода реализации программы, механизма обратной связи, позволяющей уточнять задачи и рекомендации в ходе текущего планирования.
Еще одним методом инновационного подхода к развитию муниципального образования является использование стратегического планирования и управления (см. Стратегия развития муниципального образования).
Стратегическое планирование и управление развития территории муниципального образования обеспечивает единство действий, осуществляемых на разных уровнях системы управления, и степень мобильности, отвечающую темпам изменений среды деятельности муниципального сообщества. Чтобы достичь такого единства, нужно сформировать систему представлений, обладающих двумя основными характеристиками: а) достаточно высокой степенью общности, необходимой для того, чтобы она могла непротиворечиво вместить в себя вопросы и представления, возникающие и работающие на различных уровнях управления, существующих в территориальной организации местного сообщества, с одной стороны, и представления об условиях и обстоятельствах, в которых происходит ее деятельность, с другой; б) возможностью превращать эти представления в понимание того, какие конкретные действия надо осуществлять на разных уровнях управления.
Стратегический план развития муниципального образования — управленческий документ, который содержит взаимосвязанное изложение таких вопросов, как: 1) цели развития муниципального образования; 2) пути достижения поставленных целей; 3) потенциальные возможности муниципального образования, реализация которых позволяет достичь успехов; 4) методы организации движения по избранным направлениям; 5) ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей; 6) способы использования ресурсов.
Разработка стратегического плана муниципального развития состоит из следующих этапов: 1) анализ ресурсов и условий развития; 2) составление прогноза; 3) формирование концепции развития муниципального образования; 4) обсуждение концепции; 5) разработка целевых программ по стратегическим направлениям; 6) сведение целевых программ в стратегический план с оценкой затрат, потребностей в привлечении средств и эффекта от реализации; 7) разработка графика выполнения стратегического плана с указанием исполнителей; 8) обсуждение и утверждение стратегического плана.
К инновационным методам развития муниципального образования, следует отнести осуществление активной инвестиционной политики. Муниципальная поддержка приоритетных инвестиционных проектов позволяет: повысить инвестиционную активность на территории муниципального образования, создать благоприятные условия для обеспечения защиты прав, интересов и имущества инвесторов, увеличить налогооблагаемую базу и сформировать новые источники налоговых платежей.
Основная задача органа местного самоуправления — создать наиболее благоприятный инвестиционный климат, т. е. совокупность условий, определяющих степень привлекательности муниципальной экономики для инвесторов и создающих благоприятные предпосылки для ее развития.
Перечень инвестиционных проектов должен регламентироваться специальным нормативным актом. Такой акт может предусмотреть основные формы поддержки приоритетных инвестиционных проектов — предоставление инвесторам налоговых льгот и налоговых кредитов, установление для инвесторов льготного порядка аренды муниципальной земли и недвижимости; предоставление инвестору муниципальных гарантий в обеспечение возврата привлекаемых денежных средств для осуществления проекта и др.
Для широкого информирования потенциальных инвесторов об экономическом и социокультурном потенциале муниципального образования и имеющихся в нем возможностях для реализации инвестиционных проектов весьма эффективным является создание инвестиционного паспорта муниципального образования, включающего: общие сведения о муниципальном образовании; параметры его социально-экономического развития: уровень жизни, экономику, местный бюджет, рынок труда, качество окружающей среды; перспективы развития; прогнозные характеристики; концепцию развития; инвестиционную инфраструктуру: транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, рынок недвижимости, производственную, инженерную, научнообразовательную, социальную, гостиничную инфраструктуру; нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционный процесс; процедуры организации бизнеса; предложения по инвестиционным проектам; контактную информацию.
Основными этапами создания инвестиционного паспорта являются: 1) формирование рабочей группы по разработке инвестиционного паспорта муниципального образования с определением перечня необходимой дополнительной информации, сроков разработки элементов инвестиционного паспорта и ответственных за е реализацию; 2) подготовка, обсуждение и утверждение проекта инвестиционного паспорта; 3) определение методов и способов распространения инвестиционного паспорта; 4) назначение ответственных за сбор информации от потенциальных инвесторов.
Для реализации данных методов необходимо внедрение информационных технологий (ИТ). Основной целью внедрения ИТ в систему управления городским хозяйством является комплексная автоматизация на базе высокоэффективных технологий информационной поддержки деятельности органов управления города по созданию, хранению, ведению и использованию городского информационного фонда, направленная на повышение эффективности его информационных ресурсов, превращение имеющихся данных в информацию, доступную для автоматизированного хранения, обработки, поиска и многоаспектного использования в процессе обслуживания информационных запросов широкого круга пользователей.
В. И. Голованов
Список литературы
Абросимов М. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении/Уч.пос.. М.: КНОРУС, 2011.
Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. Учебник для ВУЗов. — М.: Гардарики, 2006–320 c.
Васильев А. А. Применение инновационных технологий в муниципальном управлении. М.: ЮрайТ, 2004.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия