Институты местного самоуправления

Найдено 1 определение
Институты местного самоуправления
Местное самоуправление (см. Местное самоуправление), будучи относительно самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти, занимает обособленное место и выполняет свою собственную роль в государственно-правовой структуре российского общества, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его участие в решении задач государственного строительства и осуществляется в формах непосредственной и представительной демократии.
Местное самоуправление как институт гражданского общества является противовесом автократической власти центра и гарантом существования в обществе плюрализма. Местное самоуправление расширяет круг субъектов политической власти и одновременно ограничивает последнюю, тем самым оно способствует развитию свободы.
Местное самоуправление — важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру. И.м.с. в силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными структурами и может служить эффективным инструментом региональной политики.
Местное самоуправление имеется лишь там, где существует несколько обязательных условий и предпосылок, в том числе: наличие представительных органов, избираемых населением; выполнение основных исполнительных функций органами или должностными лицами, избираемыми непосредственно населением либо местным представительным органом; сведение роли назначаемых сверху должностных лиц, если таковые имеются, к контролю за законностью деятельности органов местного самоуправления и выполнению некоторых общегосударственных или общерегиональных функций; самостоятельность местных органов власти в ведении местных дел; наличие местного бюджета с самостоятельными доходными источниками; существование муниципальной собственности, «своего» имущества, необходимого для выполнения местными властями их задач и функций; использование институтов непосредственной демократии, в первую очередь референдумов и сходов, собраний граждан с решающими полномочиями; развитие различных форм местного общественного самоуправления; разнообразных форм участия граждан в ведении местных дел. Это достаточно полная, основанная на глубоком анализе законодательства и практики характеристика самоуправления.
Органы местного самоуправления в отличие от органов государственной власти в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государства, т. е. не подчиняются им непосредственно. Правовые, организационные отношения осуществляются в рамках законов государства, в которых определяются как полномочия государственных органов, так и полномочия органов местного самоуправления.
Закрепленный Конституцией РФ подход к трактовке местного самоуправления нашел развитие в законодательных и иных нормативных актах субъектов РФ. Конституции, уставы и законы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов содержат самые разные определения поднятия «местное самоуправление». В одних случаях оно выделяется в качестве самостоятельного института управления, в других — объединяется по функциям и полномочиям с местными органами государственной власти.
Для характеристики сущности местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества необходимо выделить четыре основных параметра, в которых оно проявляется:
1. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, поскольку оно закрепляется гл. 1 Конституции РФ, которая регулирует вопросы, относящиеся к основам конституционного строя.
Речь идет о следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве:
— признание и гарантированность местного самоуправления в Российской
Федерации;
— самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий;
— организационная обособленность, отделенность местного самоуправления от государственной власти — органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
— местное самоуправление — одна из форм осуществления народовластия;
— признание и защищенность муниципальной собственности, в том числе нахождение в этой собственности земли и других природных ресурсов;
— обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы.
2. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, установленное Конституцией РФ, конкретизируется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Речь идет не об индивидуальном праве, а об общем коллективном праве граждан, праве местного сообщества на местное самоуправление. Поэтому вышеназванный закон (ст. 3) устанавливает пределы его осуществления — городские, сельские поселения и другие муниципальные образования; определяет формы реализации этого права — прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления.
К формам прямого волеизъявления относятся:
— участие в муниципальных выборах;
— участие в местном референдуме;
— участие в собраниях (сходах) граждан;
— реализация права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения;
— реализация права на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления;
— участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления.
Под органами местного самоуправления понимаются:
— выборные: представительный орган местного самоуправления; глава муниципального образования; иные выборные должностные лица местного самоуправления;
— иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.
Федеральный закон закрепляет равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Это право включает в себя также:
— право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления;
— равный доступ к муниципальной службе;
— право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления.
3.Под местным самоуправлением понимается также самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения (ст. 130 Конституции РФ). Конституция не определяет конкретный перечень этих вопросов, а называет некоторые из них. Так, согласно ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения.
4.Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа.
Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть, а именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. под местным самоуправлением понимает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Декларация о принципах местного самоуправления в государствах — участниках Содружества, принятая Межпарламентской ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г., под местным самоуправлением понимает систему организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства.
Жесткое отделение одного вида власти от другого (государственной от муниципальной) не имеет реальной объективной основы, а связано с субъективными факторами — победой одной точки зрения над другой, за которыми стоят различные социально-политические группировки, отражающие в своих воззрениях различные концептуальные подходы к общественному и государственному развитию России на этапе ее перехода к постиндустриальному информационному обществу. Эти концепции имеют свои истоки в либеральных, консервативных, социал-демократических, марксистских и других теориях, возникших в истории политикоправовой мысли нового и новейшего времени и получивших распространение в виде идей неолиберализма, неоконсерватизма, постсоциализма и т. д.
Местное самоуправление имеет двойственную политическую природу. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единый государственный механизм управления страной. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ (использующей в числе прочих и механизмы прямой демократии). Поэтому ему свойственны относительная независимость как от органов государственной власти, так и от негосударственных структур (двоякого рода автономия), способность осуществлять коллективные акции по защите и достижению своих интересов (коллективное действие), отсутствие стремления присваивать себе функции по управлению политикой в целом (неузурпация чужих полномочий), готовность действовать в рамках сложившихся гражданских и правовых норм (гражданственность).
Возможность передачи органам местного самоуправления полномочий как федеральных органов, так и органов субъектов Федерации определяет роль органов местного самоуправления как одной из составляющих Российского федеративного государства.
Местное самоуправление есть одна из форм демократии, как непосредственной, так и представительной, что проявляется во взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, общества, институтом прав и свобод человека и гражданина.
Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Общественное в местном самоуправлении проявляется в непосредственном участии граждан в формировании и осуществлении ряда функций самоуправления (собрания, сходы, выборы, референдумы). Оно, равно как и государственное начало, закреплено в нормах Хартии, конституций, законов и других правовых актах.
Сочетание государственного и общественного в самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.
Органы государственного управления и органы местного самоуправления в широком понимании являются элементами единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.
Местное самоуправления как институт гражданского общества находится в тесном взаимодействии и взаимосвязи с другими структурными элементами гражданского общества, которые действуют на местном уровне, зачастую в тех же территориальных границах, что и местное самоуправление. Это общественные объединения, религиозные организации, средства массовой информации, предприятия и другие экономические структуры различной подчиненности и разных форм собственности, учреждения культуры, образования, здравоохранения, спорта и др.
В одних случаях с рядом таких структур органы местного самоуправления выступают как равноправный партнер, в других как орган местной власти, который является источником существования некоторых из них, выступая в качестве учредителя, в третьих как орган управления, действуя на началах соподчиненности, координации, административного вмешательства.
С. Г. Толкачев
Список литературы
Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России. — М., 1910.
Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 1996.
Савельева И. Г. Современный этап развития местного самоуправления с учетом отечественного исторического опыта // Научно-исследовательский центр Московской гуманитарно-социальной академии. Монография. Разд. 1. — М.: Социум, 2001.
Салов О. А. Земство — первый реальный институт местного самоуправление в России. — М.: Экономика, 2004.
Сенатова О. Институт местного самоуправления и российское общество // Местное самоуправление: теория и практика. — 2-е изд., с изм. и дополн. — М.: Фонд Фридриха Науманна, 1997.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
302.55 кб

Институт отзыва публичных должностных лиц местного самоуправления

Червонюк Владимир Иванович
Доказывается преимущество нового подхода к определению оснований отзыва публичных должностных лиц местного самоуправления.
Читать PDF
151.75 кб

Институт народного представительства в системе местного самоуправления

Паронян Карэн Мартинович
Народное представительство в России находится на очередном витке своего развития, траектория которого задана новеллами специальных законов, определяющих основные принципы формирования органов.
Читать PDF
204.47 кб

Специфика местного самоуправления как социально-политического института

Морозов Д. А.
На основе анализа взаимоотношений государственных и общественных элементов в структуре местной власти, функционального назначения местного самоуправления, а также выявления первичного субъекта прав муниципии исследуется специфика
Читать PDF
193.55 кб

Эволюция институтов местного самоуправления России во второй половине XIX в

Чапайкина Ирина Геннадьевна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом развития и совершенствования институтов местного самоуправления России после проведения земской реформы 1864 г. и городской реформы 1870 г.
Читать PDF
405.82 кб

Эволюция институтов местного самоуправления России во второй половине XIX в

Чапайкина Ирина Геннадьевна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом развития и совершенствования институтов местного самоуправления России после проведения земской реформы 1864 г. и городской реформы 1870 г.
Читать PDF
209.82 кб

Возникновение и развитие института контроля в системе местного самоуправления

Чуманова Валерия Валерьевна
В данной статье рассматривается исторический процесс возникновения и развития института контроля со второй половины IX начала X вв. и по настоящее время.
Читать PDF
91.47 мб

Проблемы становления института местного самоуправления в Российской Федерации

Мохова Татьяна Сергеевна
В статье автор рассмотрел процесс становления института местного самоуправления, а также проблемы, с которыми сталкиваются органы государственной власти Российской Федерации и население муниципального образования при построении пр
Читать PDF
381.93 кб

К вопросу о существовании института местного самоуправления в советский период

Глебова Анна Николаевна
В статье рассматривается советский опыт местного самоуправления и дискуссия о существовании института МСУ в советский период.
Читать PDF
458.80 кб

Конституционный институт местного самоуправления через призму принципа гласности

Михеев Д.С.
Цель работы заключается в проведении правового анализа норм Конституции Российской Федерации, регулирующих институт местного самоуправления, и их дальнейшее развитие в федеральных, региональных и муниципальных правовых актах.
Читать PDF
283.17 кб

Роль институтов развития в укреплении местного самоуправления сельских поселений

Трунов А.С.
В статье дан обзор деятельности отдельных институтов развития, таких, как Российский сельскохозяйственный банк и Государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО «Росагролизинг», способствующих не только развитию агропромы
Читать PDF
1.56 мб

Теории происхождения института местного самоуправления: концептуальное осмысление

Дунаева Наталья Сергеевна
В статье рассмотрены основные теории, объясняющие происхождение института местного самоуправления, предложена их авторская классификация, дано собственное определение категории «местное самоуправление».
Читать PDF
359.21 кб

Взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления

Лунёва Е.И., Бабушкина Д.А.
В статье рассматриваются возможности укрепления отношений органов местного самоуправления и общественных объединений с целью достижения демократизации общества через повышение эффективности деятельности органов законодательной вла
Читать PDF
174.73 кб

Социологический анализ проблем совершенствования института местного самоуправления

Барсукова Татьяна Ивановна, Авджян Елена Александровна
В настоящей статье некоторые проблемы совершенствования института местного самоуправления, оказывающие влияние на процесс демократизации российского социума, рассмотрены с позиций социологического анализа.
Читать PDF
95.44 кб

Институт местного самоуправления в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы развития

Шурбаева Юлия Александровна, Майорова Елизавета Юрьевна
Институт местного самоуправления в РФ представляет собой систему органов местного самоуправления (ОМСУ), обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого
Читать PDF
312.75 кб

Эффективные институты местного самоуправления как важнейшее условие развития региона

Дубровская Юлия Владимировна
В статье на основе иерархического представления экономической системы выдвигается предположение о взаимосвязи процессов формирования эффективных институтов местного самоуправления и регионального развития.