ИСЛАМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИСЛАМ
одна из трех мировых религий, возник в начале VII в. н. э. в западной части Аравийского полуострова. Основателем И. был легендарный пророк Мухаммед; основной источник мусульманского вероучения – Коран. В отличие от буддизма и христианства, И. не содержит развернутого морального учения. Особенность этики Корана заключается в том, что моральная проблематика растворена в теологии и праве. В отличие от христианской морали, которая представляет собой мораль общих принципов и общечеловеческих ценностей, мораль в И. – это мораль конкретных повседневных норм. Понятия морали и этики в Коране отсутствуют, а моральные нормы даны в нерасчленимом единстве с другими формами нормативной регуляции сознания и поведения людей – с правовой нормой, обычаем, религиозным обрядом. Основными моральными и одновременно религиозными и обычными нормами в И. являются следующие: обязательная ежедневная пятикратная молитва (намаз), обязательный пост (Рамадан), обязательная милостыня (закат). Эти три основных устоя материализуют, по учению Мухаммеда, истинную веру, поэтому их соблюдение для верующих мусульман обязательно. В настоящее время И. широко распространен по всему миру, в т. ч. и в России; количество мусульман превышает 800 млн человек.

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Ислам
В начале VII в. н. э. население Аравии переживало смену эпох. Распадались древние государства, перемещались торговые пути, смешивались старые и новые социальные группы. Родоплеменной строй постепенно сменялся феодальным. Традиционные племенные культуры теряли значение под натиском идей монотеистических религий (иудаизма и христианства). В этих исторических условиях складывалась новая мировая религия – ислам. Согласно преданию в 610 г. житель Мекки Мухаммед (ок. 570–632 гг.) выступил против древнеарабского многобожия с проповедью покорности единому богу – Аллаху (ислам по-арабски – «покорность»). Первоначально он подвергался преследованиям со стороны местной знати; в 622 г. Мухаммед и его сторонники были вынуждены переселиться из Мекки в Медину; с этого года ведется мусульманское летоисчисление. Проповеди Мухаммеда, возвестившего относительно простую религию, притязавшую на постижение полного откровения и обещавшую спасение ее приверженцам, довольно быстро сплотили общину верующих. Через несколько лет Мединская община мусульман (муслим – «преданный», т. е. предавший себя Аллаху) выросла, стала центром объединения Аравии, своеобразным теократическим государством, превратившемся при приемниках Мухаммеда – халифат – в обширный Арабский халифат. К середине VIII в. халифы распространили свою власть на Северную Африку, Сирию, Палестину, Ирак, Иран, Пиринейский полуостров, Закавказье и Среднюю Азию. Господствующий в громадном Арабском халифате ислам стал одной из мировых религий. Политическая обстановка в Арабском халифате была нестабильной. В борьбе лидеров мусульманской общины за власть сменялись династии халифов; центральная власть была неспособна осуществить фактическую централизацию необозримого государства, раскинувшегося на громадном пространстве от Испании до Бухары, Индии и границ Китая.
В разных концах арабо-мусульманской империи возникали местные халифаты и иные государственные образования. Эти перевороты и социальные движения протекали, как правило, под идейным знаменем какого-либо из многочисленных направлений ислама, вскоре после возникновения разделившегося на множество сект, течений, толков и ответвлений. Острые социальные и политические противоречия нашли отражение в политикоправовых учениях и доктринах, большая часть которых была облечена в религиозную форму. Религия наложила отпечаток и на политико-правовые доктрины ряда философов и ученых Арабского Востока, испытавших также сильное влияние античной философии, особенно философских систем Платона и Аристотеля. Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат). Особенность ислама в том, что Коран и Сунна считаются действующим правом. Предполагается, что в них содержаться решения всех вопросов, возникающих в жизни. Как и всякая религия, ислам содержит ряд положений, привлекательных для широких масс верующих. Мухаммед проповедовал религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. В некоторых мекканских сурах Корана осуждаются жадность и нечестность богатых и власть имущих. Кораном запрещено ростовщичество: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост»; «уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню». Одна из обязанностей мусульманина – уплата обязательного налога на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины, для помощи беднякам и малоимущим. Каждому состоятельному мусульманину предписано добровольно подавать милостыню, делать пожертвования в пользу нищих, бедняков, путешествующих, участников войны за веру, для выкупа мусульман, находящихся в неволе. Вместе с тем Коран оправдывал социальное и имущественное неравенство. «Мы, – говорит Аллах устами пророка Муххамеда, – разделили среди них (людей) их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение». Коран считал законным рабство. Порицая ненасытную жадность богачей, Коран осуждал и завистливость бедняков: «Не засматривайся очами твоими на те блага, какими наделяем мы некоторые семейства». За посягательство на собственность Коран определил жестокое наказание: «Вору и воровке отсекайте руки за то, что сделали они, в назидание от бога».
Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям: «Верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику его и тем из вас, которые имеют власть». Власть изображается как божественное установление: «Поистине Аллах дарует свою власть, кому пожелает». Теоретически признавалось, что власть принадлежит общине верующих либо ее предводителю (выборному или наследственному), единолично или при опоре на совет авторитетных знатоков религии и права, направляющих поведение верующих на правильный путь. Все течения ислама смыслом и основой власти считают осуществление религиозных предписаний, а саму власть – чем-то второстепенным и производственным по отношению к праву, источник которого – Коран и Сунна. Духовная и светская власти считаются едиными, хотя церковь и государство в мусульманских странах не во всем и не всегда совпадают, причем между ними порой возникали острые конфликты. У мусульман нет иерархически организованного сословия духовенства, аналогичного католическому или православному, но есть «люди религии». К ним относятся проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату, служители мечетей, руководители общин, братств. «Люди религии» (мусульманское духовенство) имели громадное влияние на массу верующих, считали своим правом и обязанностью контролировать и направлять политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти. В исламе существует ряд направлений и течений, каждое из которых притязало на истинное вероисповедание религии. Тесная связь государства и общины верующих, богословия и права, религии и политики предопределила прямую зависимость большинства религиозных течений и сект ислама от политических раздоров и борьбы за власть. Политические перевороты нередко опирались на движения народных масс против угнетения; во главе этих движений чаще всего стояло мусульманское духовенство, придерживающееся одного из направлений ислама. В процессе борьбы за власть в халифате уже в первые десятилетия существования ислама в нем произошли расколы и определилось несколько крупных направлений. Сунниты утверждают, что халиф избран общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухамеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству. Сунниты признают Коран и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из четырех толков, различия между которыми – в методах толкования текстов Корана и Сунны при решении вопросов шариата.
Поскольку эти тексты не содержат оценок и решений многих вопросов и ситуаций, возникающих в жизни, при разборе ряда дел поначалу допускался иджтихад – самостоятельное суждение авторитетных правоведов, подчиненное правилам и приемам, к которым относятся кияс (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение знатоков права, считающееся мнением всей общины верующих). В процессе развития мусульманского правоведения (фикх – право и доктрина права) в суннизме к X в. сложилось несколько мазхабов (влиятельных религиозно-правовых школ). Ханбалиты (наиболее строгий мазхаб) признают источником права только Коран и Сунну, отвергают все логико-рационалистические истолкования догматов веры и права. Ханафиты (самый распространенный мазхаб) признают Коран, Сунну, иджму, кияс, т. е. шире других школ допускают рационалистические методы формирования норм фиеха-права. Еще два масхаба (шафииты и маликиты) занимают промежуточное положение между названными. В разных частях арабского мира действовали (и поныне действуют) разные доктрины, определяющие приемы толкования – применения права. В конце суннитские богословы решили, что число правовых школ достигло критической точки. После создания четырех толков и выработки исламской догматики (X в.) было признано невозможным дальнейшее развитие богословия, права, морали, социальных установлений: «Двери иджтихада были закрыты». Люди религии строго стояли на страже таклида (традиция, подражание, недопущение новшеств). Это привело к длительному застою в культуре, экономике, науке тех областей и районов, где господствовал ислам. Суннизм – преобладающее течение ислама, официальное вероисповедание в ряде средневековых государств Арабского Востока. Теократическая трактовка власти в суннизме претерпела изменения: если вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, то при Омейядах они были объявлены наместниками самого Аллаха, а затем в Аббасидском халифате сложилась концепция перепоручения светской власти султанам и эмирам (халиф – «прямой представитель Аллаха» – оставался мусульманским первосвященником); наконец, халифами стали именоваться султаны в Оттоманской империи. Шииты (аш-шиа – «сторонники») считают Али и его потомков единственно законными халифами – имамами, преемниками Мухаммеда.
Они признают Коран и те части Сунны, которые относятся к Али. Шииты делятся на ряд ветвей, сект, течений. Одна из особенностей шиизма – вера в «скрытого имама» (им считается двенадцатый шиитский халиф, пропавший без вести в IX в.), который должен явиться как махди (аналогично иудеохристианскому мессии) и наполнить мир справедливостью (у суннитов явление махди знаменует конец света). Ряд шиитских сект наделяет «людей религии» правом говорить от имени «скрытого имама»; это придает шиитскому духовенству особый авторитет в глазах верующих. В отличие от суннитов шиитские богословы-правоведы считают, что «врата иджтихада» всегда открыты. На основании Корана и ахбаров (так называются те хадисы Сунны, которые шииты признают достоверными) шиитские муджтахиды имеют право по запросу общины выносить фетву — предписание по правовому вопросу. Во многих мусульманских странах шииты составляли меньшинство; оппозиционность шиитов господствующим династиям, культ «мучеников», мессианские чаяния нередко делали их вдохновителями и руководителями народных движений. Под влиянием шиитов менялись династии, в разных концах мусульманского мира возникали теократические имаматы, возглавляемые потомками Али. Тесная связь религиозной и политикоправовой идеологий ислама средних веков, громадное влияние «людей религии» на массы верующих, бурная и нестабильная политическая жизнь Арабского Востока вели к тому, что в результате смен династий и правителей оппозиционные секты становились господствующими и, наоборот, ранее официальное исповедание объявлялось еретическим. Политических успехов нередко добивалась тщательно законспирированная и хорошо организованная шиитская секта исмаилитов, которая, возглавляя широкие народные движения, основала обширный Фатимидский халифат (X—XII вв.) и ряд других государственных образований. Возникавшие под лозунгами борьбы против несправедливости, угнетения и неравенства, эти государства в условиях господствовавшего феодализма неизбежно становились орудием угнетения и эксплуатации. В ходе борьбы за власть в халифате еще во второй половине VII в. возник хариджизм. В отличие от шиитов хариджиты утверждали, что халифом может быть избран любой мусульманин.
От суннитов они отличались тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать себе имама-халифа и имеет право сместить его. Отстаивая равенство мусульман, хариджиты считали, что халифом может быть избран любой верующий. Некоторые выступления хариджитов, как и исмаилитов, приводили к успеху. Опираясь на широкие массовые движения, руководители сект захватывали власть и создавали длительно существовавшие государственные образования (государство Рустемидов в Северной Африке в VIII—X вв.). Религиозный фанатизм и нетерпимость хариджитов, практикуемые ими «религиозные убийства» (вплоть до убийств женщин и детей) существенно ослабляли силу движений, которые они стремились возглавить, часто вели их к расколам на враждующие между собой секты. Стремительное расширение Арабского халифата вовлекло в сферу арабской культуры наследие античной (особенно греческой) философии, научные достижения завоеванных стран и народов. В IX в. Багдад превратился в крупный научный центр с рядом школ, библиотек, научных обществ. Второй центр арабской культуры сложился на Пиренейском полуострове, в Кордове. На арабский язык были переведены произведения античных врачей, классические труды по математике и астрономии, а также философские трактаты Платона, Аристотеля и их последователей. Соотношение религии и философии в исламе своеобразно. Некоторые мусульманские богословы уже в VIII—IX вв. пытались разработать религиозную философию, основанную на символико-аллегорическом толковании Корана. Однако основная масса «людей религии» настороженно относилась к рационалистическому подходу к проблемам ислама. Теоретики религиозной философии ислама то подвергались гонениям, то поддерживались властями, пока, наконец, в X в. калам — теоретическое мусульманское богословие, аналогичное христианской схоластике, — не получил признание и относительно широкое распространение. С того же времени с каламом успешно конкурирует направление, стремящееся осмыслить природу и общество на основе трудов Аристотеля и других античных мыслителей. Труды представителей «восточной перипатетики» были посвящены преимущественно естественно-научным дисциплинам (медицине, географии, астрономии, химии, математике и др.). Затрагивались ими и политико-правовые проблемы, которые решались с учетом религиозно-политической жизни Арабского Востока.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
122.48 кб

Ислам и права человека

Сабери Асгар
Автор анализирует мусульманское понимание сущности и природы человека в связи с трактовкой прав человека в исламе.
Читать PDF
216.41 кб

Частное право и ислам

Горшунов Денис Николаевич
В статье рассматриваются особенности влияния мусульманского религиозного учения на формирование основ мусульманского частного права. Право личного статуса характеризуется как своеобразная база для формирования норм частного права.
Читать PDF
106.55 кб

Ислам: семья м брак1*

Керимов Гасым Мамедович
Читать PDF
154.21 кб

2007. 04. 023. Колеман И. Женщины, ислам и новый Ирак. Coleman I. women, Islam, and the new Iraq //

Шувалова Н. Б.
Читать PDF
100.59 кб

Нельзя позволить террористам приватизировать ислам

Игнатенко Александр
"НГ-религии", М., 6 октября 2004 г.
Читать PDF
295.30 кб

Ислам и проблемы развития Афганистана

Коргун Виктор
Читать PDF
227.20 кб

2013. 02. 018. Лонг О. , Рэдин Э. Ислам как средство повышения эффективности афганской полиции. Long

Шувалова Н. Б.
Читать PDF
236.58 кб

Основные формы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с верующими, исповедующими ислам

Самойлов Сергей Федорович
Статья посвящена исследованию структуры и содержания процесса взаимодействия сотрудников полиции с носителями религиозного сознания как одного из важнейших аспектов теоретико-методологического обеспечения профилактики религиозного
Читать PDF
194.07 кб

Ислам и международное гуманитарное право: от столкновения – к диалогу цивилизаций

Джеймс Кокейн
Читать PDF
237.76 кб

Образование, молодежь и ислам в Таджикистане

Читать PDF
384.29 кб

Молодежь и ислам в Таджикистане

Олимова С.
«Страны и народы», М., 2006 г., вып. 32, с. 157-178.
Читать PDF
221.80 кб

Ислам и социально-экономическое, политическое и культурное развитие женщин в Иране

Чатри Шахрбану Исмаил
В статье рассматривается вопрос о положении женщин в Исламской Республике Иран, подлинном равноправии женщин в политической, социальной и культурной жизни общества.
Читать PDF
165.52 кб

Ислам и международное право

Шейх Вахбех Аль-Зухили
В настоящей статье мусульманский ученый излагает исламское ви дение принципов, лежащих в основе международного права и регули рующих международные отношения.
Читать PDF
0.00 байт

Шиитский ислам и имамат в современном Иране

Кулагин Игорь Валерьевич
В статье дан краткий обзор эволюции шиитского течения ислама и идеи имамата в нем. Также анализируются изменения в интерпретации имамата в Иране после Исламской революции 1979 года.
Читать PDF
0.00 байт

Ислам и миграции в Европе: уроки для России

Добаев Игорь Прокопьевич, Круглова Анна Юрьевна
Статья посвящена проблеме миграции мусульман в Европу, их адаптации к европейским реалиям и принятия ими европейских ценностей.